Общие положения по проектированию

Методические рекомендации

для выполнения чертежа «Строительный генеральный план»

Специальность …………….

 

 

Составила О.В. Ожиганова

 

Омск - 2017


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………5

1 Строительный генеральный план (стройгенплан) …………………………………7

Общие положения по проектированию……………………………………………..7

2 Последовательность выполнения чертежа стройгенплана……………………… 11

3 Рекомендации по разработке и оформлению чертежа стройгенплана…… 11

4 Технико-экономические показатели стройгенплана……………………………… 14

Информационные источники…………………………………………………… 15

Приложения …………………………………………………………………………..16

 


Введение

 

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальностям:

- 080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» при изучении и освоении Темы 3.2 Стро ительное черчение при подготовке проекта производства работ, ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений,МДК 01.02 Проект производства работ, Раздела 3 Разработка проекта производства работ;

- 440206 «Профессиональное обучение» при изучении и освоении Темы 3.2 Строительное черчение при подготовке проекта производства работ, ПМ 06 Участие в проектировании зданий и сооружений, МДК 01.02 Проект производства работ, Раздела 3 Разработка проекта производства работ.

 

Методические рекомендации могут быть использованы при выполнении чертежа «Строительный генеральный план на возведение наземной части здания» в «Организационно-технологической части» дипломного проекта.

Методические рекомендации содержат краткие сведения об основном документе в составе проекта производства работ – строительном генеральном плане, изображениях и обозначениях на чертеже, последовательности выполнения чертежа строительного генерального плана, подсчете технико-экономических показателей по стройгенплану, а также дополнительные информационные материалы на чертеже, необходимые для рационального и безопасного ведения производства работ по возведению здания.

 

В ходе освоения профессионального модуля ПМ 01 Участие в проектировании зданий и сооружений студент должен овладеть профессиональной компетенцией ПК 4 Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий, а чертеж строительного генерального плана входит в состав проекта организации строительства и проекта производства работ, является документом, подлежащим обязательному согласованию с организациями, принимающими участие в строительстве объекта. Поэтому проектирование и выполнение данного чертежа в процессе обучения позволяет студенту

иметь практический опыт:

– по разработке и оформлению отдельных частей проекта производства работ;

уметь:

– читать строительные и рабочие чертежи;

– читать генеральные планы участков, отводимых для строительных объектов;

– разрабатывать документы, входящие в проект производства работ;

знать:

– особенности выполнения строительных чертежей;

требования нормативно-технической документации на оформление строительных чертежей;

– принципы и методику разработки проекта производства работ;

 

а также овладеть общими компетенциями:

 

- ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

З-1 Знает основные направления и функции осваиваемой профессиональной деятельности

У-1 Умеет выполнять профессиональные функции и реализовывать основные направления профессиональной деятельности;

 

- ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

З-1 Знает решения типовых профессиональных задач

У-1 Умеет планировать собственную деятельность, подбирать ресурсы и методы решения типовых профессиональных задач.

 

 


1 Строительный генеральный план (стройгенплан)

Общие положения по проектированию

Для рациональной организации строительно-монтажных работ по возве­дению зданий и сооружений с использованием современной строительной тех­ники и средств механизации труда в процессе проектирования и составления рабочих чертежей разрабатывают проект организации и производства строительно-монтажных работ. В состав такого проекта входят:

- календарный план отдельных стадий и периодов производства строитель­ных работ;

- графики поступления на строительную площадку сборных конструкций, строительных материалов и технологического оборудования;

- строительный генеральный план;

- схемы и технологические карты производства различных видов строи­тельно-монтажных работ;

- рабочие чертежи временных сооружений и других устройств, возводимых
на строительной площадке, и т. д.

Строительный генеральный план - один из основных документов в составе проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

В ходе разработки стройгенплана решаются вопросы рациональной, экономичной и безопасной организации строительной площадки.

Стройгенплан – это план строительной площадки, на котором для этапа возведения подземной или надземной части здания указываются способы производства работ, используемые машины и механизмы, организацию инженерных систем, обеспечивающих нормальные условия производства работ.

При проектировании стройгенплана следует исходить из основных принципов:

• обеспечение принятой технологии ведения работ при возведении здания;

рациональное использование строительной площадки для размещения временных зданий, сооружений, складского хозяйства, инженерных коммуникаций, необходимых в процессе строительства;

• максимальное использование в процессе производства работ, предусмотренных проектом, постоянных зданий, сооружений, дорог и инженерных сетей;

• использование инвентарных (передвижных или сборных) зданий и сооружений в качестве временных;

• обеспечение полной механизации погрузо-разгрузочных работ и минимума транспортных операций на строительной площадке;

• соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;

• соответствие принятых решений нормативным требованиям.

 

Строительный генеральный план (стройгенплан) представляет собой план строительной площадки, на котором показаны строящиеся здания и соору­жения, сохраняемые или подлежащие сносу здания, места, отводимые для скла­дирования сборных конструкций и строительных материалов, временные со­оружения, административные и бытовые помещения. На стройгенплан наносят также проезды, сети водоснабжения и энергогазоснабжения, положение строи­тельных механизмов и зоны действия подъемного оборудования.

Практическая работа «Чертеж стройгенплана» выполняется на листе чертежной бумаги формата А3.

Чертеж стройгенплана в дипломном проекте выполняется на листе чертежной бумаги формата А1 (А2) по согласованию с руководителем дипломного проекта в соответствии с требованиями дипломного проектирования.

Масштаб чертежа стройгенплана определяется размерами здания и участка,

выделенного под строительство, может быть 1:50, 1:100, 1:200, 1:500.

Примерная схема оформления листа стройгенплана дана в Приложении 1.

На стройгенплане его элементы выполняют условными изображениями и обозначениями, наносимыми в масштабе чертежа (Таблица 1). Размеры в миллиметрах, которые показаны в Таблице 1, на условных изображениях не наносят; они приведены для правильного вычерчивания условных изображений.

 
 

2 Последовательность выполнения чертежа стройгенплана.

Чертеж стройгенплана разрабатывается на основной период строительства - возведение надземной части здания. При разработке стройгенплана необходимо руководствоваться следующими положениями:

- размер строительной площадки должен быть оптимальным для ведения работ по возведению здания с соблюдением принятых технологий и безопасной организации труда (увеличение площади строительной площадки ведет к удорожанию строительства и нарушению требований по охране окружающей среды);

- максимально использовать для нужд строительства уже существующие сооружения и коммуникации;

- объем временных инвентарных зданий должен быть минимальным;

- временные коммуникации на строительной площадке должны быть наименьшей протяженности.

Последовательность выполнения чертежа:

1. Нанести существующие здания и сооружения, постоянные дороги

и инженерные сети.

2. Нанести проектируемые здания и сооружения, наметить проектируемые

дороги и подъездные пути, будущие инженерные сети.

3. Нанести возможные границы строительной площадки, ворота.

4. Подобрать монтажный кран и нанести путь его перемещения при

возведении здания.

5. Определить и нанести на чертеж опасные зоны работы крана.

6. Нанести открытые площадки складирования, навесы, закрытые склады,

инвентарные административно-бытовые помещения.

7. Нанести временные дороги, проезды, проходы.

8. Нанести место для приготовления или доработки бетона

(раствора).

9. Нанести временные сети водоснабжения (включая пожарные

гидранты), электроснабжения строительной площадке.

10. Обвести все элементы чертежа стройгенплана линиями

соответствующей толщины (см. рекомендации).

11. Вычертить необходимые таблицы, заполнить их.

12. Вычертить дополнительные информационные материалы.

13. Подсчитать ТЭП по стройгенплану.

 

3 Рекомендации по разработке и оформлению чертежа стройгенплана

На стройгенплане указывают строящиеся объекты с привязкой к координационной разбивочной сетке.

Размещение грузоподъемных кранов у возводимого объекта осуществляется после подбора типа крана (башенного, гусеничного, на пневмоходу.

Кран можно устанавливать с одной стороны здания, с двух
сторон, кран может передвигаться вдоль периметра с объездом
вокруг здания. В случае принятия для производства работ самоходных
кранов на пневмоходу или гусеничных на стройгенплане указывается
путь движения крана с привязкой к осям здания. Путь движения
должен быть выбран так, чтобы расстояние от выступающей конструкции
здания до поворотной части крана было не менее 1,0 м. Подкрановый
путь для самоходных кранов устраивается из железобетонных плит типа ПД,
ПАГ на песчаной подсыпке толщиной 50мм. Для башенного крана путь
выполняется из железобетонных шпал с рельсами или на
железобетонных балках-плитах по балласту из крупнозернистого песка.
Длина звена подкранового пути стандартная, принимается кратной 12.5м.

На концах подкранового пути устанавливаются тупики (на каждом рельсе). За 1.5-2.0м до тупиков устанавливаются линейки ограничения хода крана (при
наезде на линейку выключатель отключает ходовой двигатель крана и
включает тормоза). В торце подкранового пути показывают

контрольный груз (вес которого превышает на 10% грузоподъемность крана) для ежедневной проверки ограничителя грузоподъемности крана. На чертеже показывают положение щитка с рубильником, от которого осуществляется электроснабжение башенного крана, контрольный груз.

На стройгенплане указывается опасная зона работы монтажного крана-пространство, где возможно падение груза при его перемещении.

В случае нахождения на стройплощадке действующих зданий и
сооружений, или, если опасная зона крана выходит за ограждение

строительной площадки, определяются границы ограничений поворота, стрелы башенного крана путем установки на местности вешек указателей, за которые нельзя поворачивать стрелу и проносить грузы, а так же установка конечных выключателей на станине поворотной части крана. При монтаже значительных по протяженности зданий на подкрановом пути могут быть установлены 2 и более башенных крана. Их одновременная работа осуществляется так, чтобы расстояние между концами стрел было не менее 5 метров. Места одновременной работы кранов отмечаются на стройгенплане.

Строительная площадка обеспечивается дорогами, имеющими въезд и выезд. Временные дороги целесообразно устраивать по проектируемым постоянным. Они могут быть - сквозные (с въездом и выездом через двое ворот), кольцевые (с петлевым въездом и выездом через одни ворота), тупиковые (с площадками для разворота и разъезда автомобилей и въездом и выездом через одни ворота). Ширина дороги при одностороннем движении -3,5м; двустороннем-6,0м.

Наименьший радиус поворотов 12м с уширением дороги до 5 м на углах поворота.

Места складирования изделий и материалов, не требующих хранения в закрытых помещениях, располагают на открытых площадках вокруг строящегося здания в зоне действия подъемных механизмов. Склады размещают вдоль дорог, на расстоянии не менее 1,0м от края дороги. При открытом складировании конструкций необходимо предусматривать проходы между ними не менее 0,7м.

Площадь открытых и закрытых складов для хранении строительных материалов определяется расчетом.

Инвентарные здания следует размещать группой, в непосредственной близости от объекта строительства.

Размещение административно- бытовых помещений осуществляется _ вне опасных зон работы крана в инвентарных передвижных вагончиках контейнерного типа (размер 3,0х 7,3м). Вагончик прорабскую и вагончик-диспетчерскую размещают у въезда на площадку. Вагончики - бытовки для строителей размещают группой с устройством временной дороги к ним (не далее 70м от рабочего места); здесь же с подветренной стороны размещают туалет. Необходимое количество вагончиков, бытовок определяется расчетом.

На стройгенплане предусматривается место для курения и размещения противопожарного инвентаря.

При проектировании стройгенплана необходимо предусмотреть временное освещение строительной площадки. Электрические сети рекомендуется устраивать воздушные, по столбам, расположенным вдоль дорог и проездов. Для освещения дорог устанавливаются светильники на расстоянии 20-40м друг то друга. Места производства работ освещаются прожекторами.

При необходимости передвижную трансформаторную подстанцию размещают так, чтобы максимальное расстояние до потребителя не превышало 300м.

На стройгенплане наносят схему временного водопровода, подключенного к постоянной сети. По правилам; пожарной безопасности схема должна быть закольцована. Пожарные гидранту устраивают расстоянии на расстоянии не более 150м один от другого, расстояние от здания до ближайшего гидранта должно превышать 50м. Вдоль дорог гидранты устраивают на расстояний не более 2м от края дороги, а от здания - не менее 5м.

По границам строительной площадки устраивается ограждение. Ограждения могут быть: деревянные, металлические - из сетки по стойкам, железобетонные - наиболее распространенные в современных условиях в городском строительстве. Высота ограждений - 2,0 м. Если строительная площадка граничит с тротуаром, где возможно интенсивное движение людей, ограждение выполняют с козырьком над тротуаром.

Со стороны движения транспорта по улице тротуар должен иметь перильное ограждение высотой 1- 1,1м. Конструкцию ограждения см. в Приложении 3. В ограждении строительной площадки предусматривают ворота с калиткой для проезда строительных машин и автотранспорта.

На чертеже стройгенплана указывают крайние координационные оси здания, расстояние между ними, размера площадок, расстояние до здания и привязка их к координационным осям, дана привязка и размеры временных дорог, временных зданий и сооружений к существующим объектам, показаны размеры пути крана, опасной зоны работы крана, размеры строительной площадки.

В левом верхнем углу листа вычерчивают розу ветров.

Под чертежом стройгенплана наносят условные обозначения, использованные в проекте. Условные обозначения на чертеже можно представить в виде таблице, см. Приложение 2.

В правой части листа дают таблицы "Экспликация временных зданий и сооружений", "Технико-экономические показатели стройгенплана", см. Приложение 2

На чертеже стройгенплана могут быть даны дополнительные информационные материалы:

• Схемы строповки грузов, см. Приложение 4

• Схемы складирования грузов см. Приложение 5

• График характеристик монтажного крана.

• Узлы устройства путей под самоходный или башенный кран, см. Приложение3.

Примеры оформления чертежей стройгенплана даны в Приложении 6,7,8,9

 

4 Технико-экономические показатели стройгенплана

 

1. Площадь территории строительной площадки Fпл м2

2. Площадь застройки проектируемого здания Fзд м2

3. Площадь временных зданий, сооружений Fвс м2

4. Площадь открытых складов Fс м2

5. Площадь временных дорог Fвд м

6. Протяженность: ограждения - п.м.

водопровода - п.м.

электроосвещения - п.м.

7. Коэффициент использование территории:

К =
Fзд + Fвс + Fс + Fвд

Fпл

F пл - площадь территории строительной площадки

Fзд - площадь застройки проектируемого здания

Fвс - площадь временных зданий и сооружений;

Fс - площадь открытых складов;

Fвд - площадь временных дорог;

Fк - площадь временных коммуникаций, находящихся на поверхности

строительной площадки.

Форму таблицы для Технико-экономических показателей см. Приложение 2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: