Как отмечалось в гл. 1, основная цель подготовки финансовой отчетности заключается в предоставлении внешним пользователям информации, полезной для принятия решений. Представляемая информация должна быть достоверной и правдивой, что может быть достигнуто лишь при раскрытии сведений о связанных сторонах. Это объясняется тем, что операции, проводимые связанными сторонами, и используемые ими методы ценообразования могут существенно отличаться от характера сделок и методов ценообразования, применяемых в отношениях с другими контрагентами.
Первая версия МСФО 24 «Информация о связанных сторонах» вступила в действие еще в 1986 г., в 1994 г. в нее были внесены первые изменения; 4 ноября 2009 г. Правление КМСФО выпустило новую редакцию МСФО 24 «Информация о связанных сторонах», в которую были внесены поправки, облегчающие раскрытие информации об операциях между компаниями, связанными с государством. Эти поправки стали следствием финансового кризиса, в результате которого многие компании получили до-полнительный капитал от государства. Это означает, что теперь государство контролирует или оказывает существенное влияние на многие такие компании. Новая редакция стандарта вступила в силу с отчетных периодов, начинающихся с 1 января 2011 г. или после этой даты, причем разрешается досрочное применение как всего стандарта, а также его исключения для компаний, связанных с государством.
|
|
Согласно МСФО 24 стороны считаются связанными, если одна сторона может контролировать другую или оказывать значительное влияние на нее в процессе принятия финансовых и оперативных решений. Согласно положениям стандарта в число связанных с отчитывающейся компанией субъектов могут входить и физические, и юридические лица, а именно:
• дочерние компании;
• дочерние компании дочерних компаний;
• ассоциированные компании;
• совместная деятельность (по отношению к участнику, но
не участники совместной деятельности по отношению друг
к другу);
• ключевой управленческий персонал компании и ее материн
ской компании (включая ближайших членов их семей), кон
тролируемые или находящиеся под общим контролем этим
персоналом компании;
• стороны, осуществляющие контроль (совместный контроль)
или оказывающие значительное влияние на компанию
(включая ближайших членов семей — там, где это уместно);
• компании, находящиеся под общим с компанией контролем;
• компании, управляющие планами вознаграждения работни
ков по окончании трудовой деятельности;
• частные лица, прямо или косвенно владеющие пакетами ак
ций с правом голоса отчитывающейся компании в объеме,
который обеспечивает им значительное влияние на деятель
ность компании, а также члены их семей.
|
|
Принципиальное значение при оценке взаимоотношений связанных сторон имеет наличие контроля или значительного влияния. Несвязанными сторонами считаются:
• компании, имеющие общего члена правления (директора), за
исключением ситуаций, когда предположительно такой член
правления будет влиять на политику и взаимные операции
компаний;
• организации, занимающиеся финансированием, профсоюзы,
коммунальные службы, государственные ведомства и учреж-
дения, — в ходе их нормальных отношений с компанией;
• отдельный покупатель, поставщик, сторона, предоставляю
щая льготное право по договору о франшизе, распростра
нитель (генеральный агент), через которого компания осу
ществляет сделку на крупную сумму, — из-за возникающей
в результате этого экономической зависимости.
МСФО 24 требует раскрытия информации:
• о взаимоотношениях между связанными сторонами при на
личии контроля независимо от того, существовали ли опера
ции между ними;
• о сущности взаимоотношений между связанными сторонами,
типах и элементах операций между ними (при наличии опе
раций между связанными сторонами).
Операции между связанными сторонами — это передача ресурсов или обязательств между связанными сторонами независимо от формы взимания платы за них.
Примерами операций между связанными сторонами являются:
• закупки ипродажи товаров, имущества и других активов;
• оказание или получение услуг;
• выполнение договоров комиссии и договоров аренды;
• передача исследований и разработок;
• выполнение лицензионных соглашений и финансовых опе
раций (в том числе кредитования);
• предоставление гарантий и залогов;
• исполнение контрактов на управление.
Следствием проведения операций между связанными сторонами может стать достижение контроля1 или значительного влияния на компанию. Под значительным влиянием в МСФО 24 подразумевается участие одной компании в принятии решений, касающихся финансовой и оперативной политики другой компании, без права контроля за этой политикой.
Значительное влияние может реализовываться в виде:
• представительства в совете директоров (правлении);
• участия в процессе определения политики компании;
• проведения значительных операций между компаниями;
• взаимного обмена руководящими кадрами;
• зависимости от технической информации.
Значительное влияние может достигаться путем долевого владе
ния частью акций, по уставу или соглашению.
Взаимоотношения со связанными сторонами обычно влияют на финансовое положение и результаты деятельности отчитывающейся компании. Их изменения обусловлены осуществлением операций:
• которые несвязанные стороны не стали бы проводить;
• на суммы, отличающиеся от сумм аналогичных операций с
несвязанными сторонами.
В том случае, когда операции со связанными сторонами не проводятся, факт существования связи может повлиять на операции с другими, несвязанными сторонами.
Методы определения цен, устанавливаемых связанными сторонами. Операции со связанными сторонами базируются обычно на ценах, специально согласованных сторонами. Существует ряд методов для определения цен по операциям между связанными сторонами: метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены перепродажи, метод «затраты плюс» (метод дополнительных затрат).
Метод сопоставимой неконтролируемой цены предполагает установление цены в соответствии с ценами на аналогичные товары, которые продаются на экономически сопоставимом рынке независимыми продавцами независимым покупателям.
Метод цены перепродажи используется, если до продажи независимому покупателю товары продавались связанным сторонам. Цена перепродажи уменьшается в этом случае на величину наценки, за счет которой в нормальных условиях перепродающая сторона покрывала бы свои расходы и имела бы прибыль. Такой подход позволяет перепродающей стороне сформировать трансфертную цену.
|
|
Метод «затраты плюс» (метод дополнительных затрат) предполагает прибавление соответствующей надбавки к цене поставщика для получения трансфертной цены.
Цена не устанавливается, например, при оказании бесплатных услуг по управлению и в случае выдачи беспроцентных займов.
Раскрытие информации о связанных сторонах в отчетности. Операции со связанными сторонами могут существенно влиять на результаты деятельности и финансовое положение компании. В связи с этим информация об операциях со связанными сторонами должна быть раскрыта так, чтобы пользователь финансовой отчетности мог на основе ее данных оценить масштабы влияния подобного рода операций на финансы компании.
Состав раскрываемой в отчетности информации о связанных сторонах зависит от того, проводились ли между связанными сторонами операции, а также от степени установления контроля.
Если операции между связанными сторонами осуществлялись, раскрытию подлежат:
• характер взаимоотношений, делающих стороны связанными;
величина операций, суммы остатков расчетов по операциям и
прочая информация в отношении данных операций, необхо-
димая для понимания их влияния на финансовую отчетность компании (например, физический объем и количество операций, величина договорных обязательств по еще не исполненным договорам, политика в области ценообразования). Информация раскрывается суммарно по однородным категориям связанных сторон и по однородным типам операций, кроме случаев, когда отдельное раскрытие какой-либо операции требуется для понимания влияния операций со связанными сторонами на финансовую отчетность компании.
Утверждение о том, что операции со связанными сторонами осуществлялись на общих (с теми, которые применяются при операциях с независимыми контрагентами) условиях, раскрывается лишь в том случае, когда общедоступность этих условий может быть обоснована.
|
|
В соответствии с изменениями, внесенными в МСФО 24, с отчетности за периоды, начавшиеся с 1 января 2011 г., компании, связанные с государством и государственными учреждениями, должны раскрывать:
• название государственной компании и характер отношений
с ней;
• характер и величину любых индивидуально существенных
операций и размер совокупно существенных (качественно
или количественно) операций.
В случае отсутствия отношений с государственными учреждениями информация о связанных сторонах должна отражаться в отчетности лишь при условии установления контроля. Это требование основано на том, что даже при отсутствии у компании операций со связанными сторонами ее финансовое состояние и результаты деятельности могут находиться под существенным влиянием связанной стороны. Например, в случае приобретения материнской компанией новой компании, занимающейся торговлей определенной группой товаров, ее дочерняя (отчитывающаяся) компания прекратит отношения со своим дистрибьютором, так как будет продавать свои товары через вновь приобретенную компанию.
Требования к раскрытию информации о связанных сторонах в финансовой отчетности приведены на рисунке.
Раскрытие информации об операциях между связанными сторонами не требуется:
• в отношении внутригрупповых операций;
• в финансовой отчетности материнской компании, если она
представлена совместно с консолидированной финансовой
отчетностью;
• в финансовой отчетности дочерней компании, находящейся
в полной собственности, если материнская компания зареги-стрирована в той же стране и представляет консолидированную финансовую отчетность в той же стране; • в финансовой отчетности государственных компаний — в части операций с другими компаниями, контролируемыми государством.
Рис. Требования раскрытия информации о взаимоотношениях
между связанными сторонами
Российские правила ведения учета. Аналогом МСФО 24 является ПБУ 1 1/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н, которое заменило собой ранее действовавшее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», утвержденное приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н. Новый документ устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций. В отличие от предыдущего Положения ПБУ 11/2008 распространяется не только на акционерные общества открытого типа, но и на общества с ограниченной ответственностью, малые предприятия, т.е. на все коммерческие организации, публикующие свою отчетность. Другое нововведение состоит в том, что ПБУ 1 1/2008 регулирует порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации не только об аффилированных лицах, дочерних или зависимых обществах, но и об иных лицах, которые признаются связанными сторонами.
ПБУ 11/2008 применяется с бухгалтерской отчетности за 2008 г. В стандарте связанные стороны определяются как юридические или физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая отчетность, способна оказывать влияние. Связанными сторонами могут стать:
1) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством России. Аффилированными считаются лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
2) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности.
Связанными сторонами в соответствии с ПБУ 11/2008 признаются также организация и негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах ее работников либо связанного с ней юридического лица.
Операциями со связанной стороной могут быть:
• приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
• приобретение и продажа основных средств и других активов;
• аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
• финансовые операции, включая предоставление займов;
• передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы;
• предоставление и получение обеспечений исполнения обя
зательств;
• передача результатов научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ;
• предоставление займов и участие в уставных (складочных)
капиталах других организаций;
• предоставление и получение гарантий и залогов.
Информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом. При этом по каждой связанной стороне раскрытию подлежат как минимум следующие сведения:
• характер отношений;
• виды операций;
• объем операций каждого вида (в абсолютном или относи
тельном выражении);
• стоимостные показатели по не завершенным на конец от
четного периода операциям;
• условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по
операциям, а также форма расчетов;
• величина образованных резервов по сомнительным долгам
на конец отчетного периода;
• величина списанной дебиторской задолженности, по кото
рой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных
для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным
долгам.
Такая информация раскрывается отдельно по каждой группе связанных сторон: основному хозяйственному обществу (товариществам), дочерним хозяйственным обществам, зависимым хозяйственным обществам и т.п.
ПБУ 11/2008 требует раскрыть информацию о тех отношениях, когда связанность сторон обусловлена одновременным влиянием третьих лиц на организацию, составляющую отчетность, и третье лицо. Если раньше для включения в отчетность информации о третьих лицах необходимым условием был их контроль над организацией, то по действующему ныне порядку достаточно значительного влияния.
В ПБУ 11/2008, как и раньше, выделены признаки взаимного влияния аффилированных лиц:
• более 50% участия в уставном капитале (контроль);
• 20% участия в уставном капитале и возможность определять
решения (контроль);
• возможность участвовать в принятии решений (значительное
влияние).
Однако теперь перечень признаков контроля открытый. Пе-речень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, такая организация устанавливает самостоятельно исходя из содержания сложившихся отношений с учетом требования приоритета содержания над формой.
Согласно нормам, заложенным в МСФО 24, в ПБУ 11/2008 придается существенное значение информации о взаимоотношениях организации с основным управленческим персоналом — лицами, обладающими полномочиями по планированию, руководству деятельностью организации и ее контролю. По этой категории сотрудников, выделенных в самостоятельную группу связанных сторон, необходимо представление информации о размерах и формах оплаты труда (включая выплаты в натуральной форме и долгосрочные обязательства организации). Обязанностью организации, представляющей бухгалтерскую отчетность, стало раскрытие сведений о размерах вознаграждений, выплачиваемых лицам, влияющим на политику организации и принимающим стратегические решения.
Таким образом, ПБУ 1 1/2008 значительно увеличивает объем информации, подлежащей раскрытию и примечаниях к бухгалтерской (финансовой) отчетности, сделав ее более прозрачной, что приблизит качество представляемой информации к требованиям, предусмотренным МСФО.