Примерный порядок защиты аттестационной работы выглядит следующим образом.
Слушатель делает краткое сообщение (не более 7 минут), в котором излагаются мотивы выбора темы работы, ее актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, дается характеристика теоретической части исследования, демонстрируется наглядный материал.
По окончании сообщения слушатель отвечает на вопросы. Они могут быть заданы любым присутствующим на защите.
Поскольку устная речь требует мгновенного понимания в процессе ее восприятия, то получает и своеобразное лексико-грамматическое оформление: она должна быть, прежде всего, правильной с точки зрения законов и норм языка, яркой и образной по форме, внутренне эмоциональной, отличаться большим разнообразием языковых средств.
Правила устной речи требуют, чтобы фразы и предложения были немногословны и хорошо интонированы. Необходимо верно расставить логические и психологические паузы, продумать выразительность речи. Особую актуальность приобретает проблема произношения слов, дикции. Хорошая дикция – необходимый элемент устной речи.
|
|
Постоянная обращенность к аудитории накладывает своеобразный отпечаток и на синтаксис устной речи: выступающий чаще использует различные типы простых предложений.
Целесообразно написать полный текст выступления. Полное отсутствие письменной основы речи даже у опытного оратора вызывает излишнее волнение, которое может отрицательно сказаться на качестве выступления.
1. Пишите так, как вы говорите, а не так как вы пишете.
2. Составьте каждый абзац из 3–5 предложений. Если абзацы будут длиннее, при чтении вы можете потерять то место, на котором остановились.
3. При написании чаще используйте глаголы в активной форме, чем в пассивной, а так же местоимения первого и второго лица («Мы предполагаем...», «Вы знаете...» и др.).
4. Количество слов в предложении не должно превышать 20. Аудитории трудно будет слушать вас, если предложения будут более длинными.
5. Напечатайте речь через два интервала или аккуратно и ясно напишите.
6. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.
7. Оставьте справа и слева широкие поля для пометок.
После того как текст речи готов, полезно рассказать его вслух. Важно научиться произносить речь при минимальном использовании написанного текста. Необходимо уточнить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100–200 слов в минуту).
Во время репетиции обратите внимание на технику произношения, дикцию, темп, громкость голоса. Важно уметь слышать себя и слушать, чтобы иметь возможность корректировать свою речь. Последите за позой, жестами, мимикой. Все это должно усиливать впечатление от речи, помочь донести до слушателей ваши мысли и чувства.
|
|
Заключение
Вы ознакомились с общими требованиями, предъявляемыми к аттестационной работе и рекомендациями по её подготовке и защите. Выполнение этих рекомендаций представляет необходимое, хотя и недостаточное условие успешной, методологически грамотной научной работы. Данные рекомендации остаются актуальными и при выполнении аттестационных работ и по другим направлениям переподготовки.
Приложение 1