УМК «Психология руководящей деятельности», 4 семестр, 050100.62
Автор Кулыгина Л.С., доцент, к.п.н., каф. ТиМТО, ТЭФ,ПИ
Тематика и планы практических занятий
План практического занятия № 1
Тенденции изменений в мире и их психологические последствия
Цель: осознать проблему «люди упускают возможности, а не в отсутствии возможностей» и развивать умения, направленные на обнаружение и исследование динамики окружающей среды.
План:
1. Особенности современного развития общества.
2. Актуальные и перспективные тенденции изменений в мире.
3. Демократизация лидерства или современные требования к руководителю.
Литература:
1. Гладуэлл М. Переломный момент: Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам / Малкольм Гладуэлл; Пе. С англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 256 с.
2. Хэнди Ч. Время безрассудства / Ч. Хэнди – СПб., 2002. – 288 с.
3. Хэнди Ч. По ту сторону уверенности / Ч. Хэнди – СПб., 2001. – 224 с.
4. Нас ждёт крепкое будущее. 10 материалов, которые поменяют мир. – Русский репортёр, № 26 (255), 5-12 июль 2012, С. 48-51
|
|
План практического занятия № 2
Концепция ответственности и психическое здоровье личности
Цель: осознать истинно человеческую природу личности и актуализировать формирование «эго – идеала» личностного развития.
Домашнее задание: условно измерить уровень своего психического здоровья по характеристикам, выделенным Г. Олпортом, А. Маслоу, К. Роджерсом (по 5-балльной шкале) и описать жизненные примеры, иллюстрирующие проявление элементов психического здоровья и самоэффективности.
План:
1. Концепция ответственности и понятие психического здоровья.
2. Сравнительный анализ характеристик психического здоровья (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) и самоэффективность личности (А. Бандура).
3. Обоснование собственных мировоззренческих взглядов на природу личности и философию жизни эффективного человека.
Литература:
1. Козлов Н. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека / Н. Козлов. – М., 2002. – 304 с.
2. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика / Е.И. Кузьмина. - СПб: Питер, 2007. – 336 с.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
4. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.
План практических занятий № 3
Навыки высокоэффективных людей
Цель: осознать способности, взаимосвязанно обеспечивающие готовность к руководящей деятельности и осуществить самоанализ ограничений, препятствующих достижению успеха.
План:
1. Навыки лидера, способствующие движению человека от «зависимости» к «независимости» и обеспечивающие «личную победу».
|
|
2. Навыки лидера, способствующие движению человека от «независимости» к «взаимодополнительности» и обеспечивающие «коллективную победу».
Литература:
1. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности / Стивен Р. Кови. - М: «Альпина Паблишер», 2012. - 384 с.
2. Кови С. Восьмой навык: От эффективности к величию / Стивен Р. Кови. – М.: «Альпина Паблишер», 2013. – 416 с.
3. Кови Ш. Семь навыков высокоэффективных тинейджеров / Ш. Кови. – М.: Добрая книга, 2007. – 328 с.
4. Кови Ш. 7 навыков активных детей / Шон Кови – М.: Эксмо, 2009. – 96 с.
План практического занятия № 4
Личностный путь развития и
Психологически эффективное поведение руководителя
Цель: Осмыслить процесс становления личности успешного руководителя и его принципы успешной управленческой деятельности. Развить самоэффективность путем косвенного опыта (наблюдения и анализа действий людей, успешно выстраивающих поведение).
План
1. Психологический анализ личностного пути развития успешных людей и их
принципы управления организацией.
2. Психологический анализ эффективности поведения человека в предложенных деловых ситуациях.
Вопросы для обсуждения:
1. Какими качествами можно охарактеризовать данную личность? Какие жизненные события, люди, личная активность и способности создали условия для формирования успешного руководителя?
2. Какие цели ставила перед собой данная личность и почему стремилась их достичь? Какие мотивы побуждали ее действовать и направляли поступки?
3. Как происходило развитие данной личности? Какое значение имела семья и взаимоотношения с каждым из родителей?
4. Какие личностные переживания (травмирующие факторы) наблюдались в жизни данной личности, как она с ними справлялась, и как они повлияли на ее психическое здоровье?
5. Какого качества психологической зрелости достигла данная личность?
6. Какие способности и личностные качества позволили данной личности успешно реализовать себя в руководящей деятельности?
7. Какие принципы успешной управленческой деятельности предложены данной личностью, и какие примеры подтверждают их эффективность?
8. Какие преимущества и недостатки имеет женщина, претендующая на роль руководителя?
9. Какие обобщающие выводы можно сделать по вопросу особенностей деловой карьеры женщины?
Литература:
1. Блоцкий, О.М. Владимир Путин./ О.М. Блоцкий. - М., 2003.- 336 с.
2. Вагин И.О. Лучшие психотехники успеха / И.О. Вагин. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
3. Довгань, В.В. Как я стал Довганем./ В.В. Довгань. - 1997.- 352 с.
4. Довгань, В.В. Опыт предпринимателя./ В.В. Довгань. - М., 2002.- 368 с.
5. Кови С. Жить, используя семь навыков: Истории мужества и вдохновения / Стивен Ко
ви.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 257 с.
6. Козлов Н. Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста / Н.И. Козлов. – М., 2002. – 352 с.
7. Ландрам Д. Тринадцать мужчин, которые изменили мир / Джин Н. Ландрам. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 448 с.
8. Ландрам Д. Тринадцать женщин, которые изменили мир / Джин Н. Ландрам. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 348 с.
9. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Метод. пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.
10. Таранов П.С. Секреты поведения людей: Опыт всемирной энциклопедии жизни людей в законах и примерах / П.С. Таранов. – Д.: Сталкер, 1998. – 544 с.
11. Таранов П.С. Золотая книга руководителя / П.С. Таранов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 1999. – 496 с.
12. Якокка, Л. Карьера менеджера./ Л. Якокка. - М., 1990.- 384 с.
План практического занятия № 5
Принцип-центричный подход к руководству
Цель: осознать сущность принцип-центричного подхода к организации жизни, особенности уровней принцип-центричного руководства и ключевых принципов, лежащих в их основе.
|
|
План:
1. Уровни и ключевые принципы принцип-центричного руководства.
2. Личная и межличностная эффективность.
3. Управленческое и организационное развитие.
4. Принцип-центричная среда обучения.
Литература:
1. Кови С. Принцип-центричное руководство / С. Кови. – Мн, 2002. – 368 с.
План практического занятия № 6