Методы статистической обработки данных

По мнению И. Канта: «Всякая теория, которая желает быть согласованной с опытом, прежде всего должна быть продолжена до тех пор, пока не примет количественных определений, которые являются в опыте или лежат в его основании. Не достигнув этого пункта, она висит в воздухе, подвергаясь всякому ветру сомнений и будучи неспособной вступить в связь с другими уже окрепшими воззрениями».

Статистика – это совокупность методов, которые дают нам возможность принимать оптимальные решения в условиях неопределенности. Это метод, который используется в различных сферах деятельности, в том числе в медицине, биологии, психологии, педагогике.

Способы вычисления достоверности различий между двумя независимыми результатами. В большинстве случаев в исследованиях студентов, выполняющих выпускные работы, решаются задачи выявления эффективности той или иной методики реабилитации (либо обучения, тренировки) с применением определенных средств, приемов и способов организации оздоровительных процедур (или занятий). Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного эксперимента с выделением экспериментальной и контрольной групп, результаты которых в теории статистики принято называть независимыми. В случае, когда мы имеем дело с результатами, полученными в начале и в конце или на разных этапах проведения эксперимента в одной и той же группе (например, при проведении абсолютного эксперимента), эти результаты считаются зависимыми. Однако здесь мы ограничимся рассмотрением методики обработки только независимых результатов. В подобных случаях исследователю, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая экспериментальная методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп. В педагогических и биологических исследованиях различия считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, т. е. при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ РАЗЛИЧИЙ
ПО Т-КРИТЕРИЮ СТЬЮДЕНТА

 

T -критерий Стьюдента относится к параметрическим, следовательно, его использование возможно только в том случае, когда результаты эксперимента представлены в виде измерений по двум шкалам: интервальной или отношений. Проиллюстрируем возможности критерия Стьюдента на конкретном примере.

Предположим, вам необходимо выяснить эффективность обучения стрельбе по определенной методике. С этой целью проводится сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из 8 человек, занимается по предлагаемой экспериментальной методике, а другая (контрольная) – по традиционной, общепринятой. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая вами методика окажется более эффективной. Итогом эксперимента является контрольная стрельба из пяти выстрелов, по результатам которых (см. табл.) нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: