Интеграционные объединения мира

Понятие международной экономической интеграции

Процесс международной экономической интеграциив настоящее время переживает третью волну. Начальные процессы интеграции происходили до второй мировой войны. Интеграция происходила в рамках бывшая «колония - метрополия». Для этого этапа характерно создание даже коллективных валют, например, франк КФА. Вторая волна приходится на период после второй мировой войны. Интеграция на этом этапе связана с созданием межрегиональных экономических организаций: Международного валютного фонда (МВФ), МБРР, ГАТТ. И, наконец, третья волна связана с углублением региональных интеграционных процессов. В каждом регионе созданы интеграционные группировки. Наиболее известными являются: в Европе – ЕС и ЕАСТ, в Азии – АСЕАН, в Северной Америке – НАФТА, в Южной Америке – ЛАСТ, МЕРКОСУР.

Под международной экономической интеграцией понимают процесс экономического взаимодействия стран на основе устойчивых экономических связей, приводящий к сближению хозяйственных механизмов. Создание интеграционных группировок осуществляется путём заключения соглашений в сфере движения факторов производства и решении глобальных проблем современности (охрана природной среды, помощь голодающему населению наименее развитых стран, международный терроризм, освоение космоса). Интеграция – это стадия интернационализации хозяйственной жизни, при которой экономическая зависимость членов приводит к сращиванию национальных рынков.

Предпосылки международной экономической интеграции

Причинами усиления интеграционных процессов в настоящее время является, прежде всего, обострение конкуренции, возможность решения глобальных проблем мировой экономики и политических задач.

· Углубление международного разделения труда. Следствием углубления МРТ является бурное развитие движения товаров и других факторов производства. Интеграция позволяет либерализовать пересечение национальных границ факторами производства. Об углублении МРТ свидетельствует, прежде всего, ускорение темпов роста коэффициента МРТ (отношение индекса объёма экспорта к индексу объёма ВВП). Наибольшее значение этого показателя приходится на 80-е годы (1,21), в 90-х годах он несколько снизился (1,08), и за 2001-2007г. составил 1.32. Отношение экспорта к ВВП в среднем по миру в 70-х годах составляло примерно 14%, в настоящее время 28%

· Обострение конкуренции.

· Демонстрационный эффект. Страны, не входящие ни в одну международную интеграционную группировку, отождествляют успешные результаты интегрированных стран с эффектом интеграции. Наиболее значимым ориентиром в эффективности интеграционных процессов является ЕС.

· Эффект домино, который означает косвенное вхождение в интеграционную группировку. В ЛАСТ входят страны Латинской Америки и Мексика, но Мексика входит также в НАФТА.

· Интернационализация хозяйственной деятельности.

· Географическая близость.

· Близость экономического развития. Членство в ЕС предполагает соответствие критериям вхождения (государственный долг, дефицит государственного бюджета, инфляция и др. должны соответствовать заданным значениям), но есть и примеры, когда уровень экономического развития членов группировки значительно различается, например, Мексика и США в НАФТА.

Цели международной экономической интеграции

Ø Снижение издержек производства и сбыта товаров и услуг за счет:

v использования эффекта масштаба;

v узкой специализации экспорта;

v отсутствия необходимости содержать торговые представительства в каждой стране;

v снижение транзакционных издержек;

v создания единой транспортно-складской системы;

v устранения тарифных и нетарифных барьеров.

Ø Расширение рынка сбыта для молодых отраслей.

Ø Содействие структурной перестройки экономики.

Ø Осуществление единой торговой политики.

Ø Увеличение расходов НА НИОКР за счет увеличения емкости рынка.

Ø Внеэкономические цели (в области образования, культуры, здравоохранения).

Формы международной экономической интеграции

В зависимости от того, какие льготы предоставляются членам интеграционной группировки, различают следующие этапы международной экономической интеграции:

1. Зоны преференциальной торговли. Предусматривается снижение таможенных пошлин.

2. Зона свободной торговли. Является начальной формой экономической интеграции, при которой отменяются тарифные и нетарифные барьеры для стран-членов.

3. Таможенный союз. Для этой формы интеграции свойственны черты зоны свободной торговли, а также установление единого таможенного тарифа (как средневзвешенного) и проведение единой внешнеторговой политики для третьих стран. Недостаток таможенного союза – ослабление торговых отношений с третьими странами.

4. Общий рынок. Снятие барьеров не только в движения товаров, но и в движении капитала, услуг, рабочей силы.

5. Экономический и валютный союз (ЭВС) – высшая форма интеграции, при которой к чертам предыдущих этапов интеграции добавляется единая экономическая, финансово-кредитная, валютная политика. Для проведения такой политики создаются наднациональные органы управления интеграционным объединением, единый центральный банк, единая валюта. Указанным чертам отвечает только ЕС. Другие валютные союзы (Азиатский клиринговый союз, Арабский валютной фонд, Карибский общий рынок) хоть и имеют единую валюту, но она используется как безналичная во взаимных торговых расчетах. Сравнительная характеристика форм международной экономической интеграции представлена в табл.3.1.

Европейский Союз

ЕС- самая старая интеграционная группировка, которая прошла в своем развитии все пять этапов экономической интеграции. Он является «лабораторией», в которой отрабатываются интеграционные механизмы.

В своем названии ЕС прошел несколько этапов:

ü Европейское Экономическое Сообщество (1957г.);

ü Европейское Сообщество;

ü Европейский Союз с 1992г.

Предшественниками ЕС были 3 Европейских сообщества: Европейское объединение угля и стали; Европейское сообщество по атомной энергии и ЕЭС. ЕС входит в Единое Европейское Пространство, в которое также входит ЕАСТ (европейская ассоциация свободной торговли).

Существует ЕС с 1957 года, в котором был подписан Римский договор. Но фактически ЕС существует с 1951г. Сначала в ЕС входило 6 стран. С 2007г. в состав ЕС входит 27 стран – 15 стран Западной Европы и 12 стран Восточной Европы.

Таблица3.2. - Формирование ЕС

Год   Страна Общее количество стран
  Германия, Франция (инициатор), Италия и 3 страны Бенилюкс - Бельгия, Голландия, Люксембург  
  Великобритания, Дания, Ирландия  
  Греция  
  Португалия, Испания  
  Австрия, Финляндия, Швеция  
  Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония  
  Болгария, Румыния  

 

Этапы развития ЕС

1969г.- построена зона свободной торговли в 6-ки основателей.

1976г.- построен таможенный союз в 9-ти странах.

1979г.- введена валюта ЭКЮ, создана Европейская валютная система.

1992г.- построен общий рынок в 12-ти странах.

1999г.- введена валюта евро в безналичной форме в 11-ти странах.

2002г.- построен ЭВС, введена в обращение валюта евро в наличной форме.

2005-2007г.- присоединение стран Восточной Европы.

Членом ЕС может быть любое государство Европы с соответствующим уровнем экономического развития. До создания ЭВС уровень экономического развития должен был соответствовать граничным значениям по уровню инфляции, по государственному долгу, по дефициту государственного бюджета, по уровню %-ой ставки, по стабильности курса национальной валюты. Диапазон колебания МОК-1 (механизм обменных курсов) допускал отклонение национальной валюты сначала от доллара, затем от ЭКЮ («валютная змея»), затем от национальных валют других стран-членов («змея в тоннеле») в диапазоне 2,25%. После введения € диапазон колебания МОК-2 для стран ЕС, не входящих в зону €, равен 15%.

На начало 2008г. € является национальной валютой у 24 стран с общей численностью населения более 320 млн.чел., из них:

ü 15 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Ирландия, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словения, Финляндия, Франция);

ü 5 стран не членов ЕС по договоренности с ЕС, 3-м из которых разрешено даже чеканить монеты (Ватикан, Монако, Сан-Марино), Майотта, Сен-Пьер;

ü 4 страны без договоренности с ЕС - Косово, Черногория, Андорра, Акротири.

Кроме того, 10 стран привязали свои национальные валюты к €, среди них 6 стран ЕС (Словакия, Дания, Болгария, Эстония, Латвия, Литва), Босния, Герцеговина, Марокко, Африкаанс. Общая численность населения отмеченных стран 180 млн.чел.

Членами Еврозоны или ЭВС могут быть только те страны, развитие экономик которых соответствует критериям конвергенции:

1. Государственный долг на должен превышать 60% ВВП в рыночных ценах.

2. Дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП в рыночных ценах.

3. Уровень инфляции на должен превышать среднего уровня 3 стран ЭВС с наименьшим уровнем инфляции (с 1999г. по 2008г. колебалась в диапазоне 1-3,1% в год).

4. Уровень учетной ставки на должен отклоняться от среднего уровня 3 стран ЭВС с наименьшим уровнем инфляции.

5. Стабильность курса национальной валюты в течении 2-х лет до вступления.

Валюта евро ( €) является правоприемнецей валюты ЭКЮ (ECU)/

 

 


 

Таблица 3.1. - Характеристика форм международной экономической интеграции

Признак/ Форма Преференциальные торговые соглашения Зона свободной торговли Таможенный союз Общий рынок Экономический союз Валютный союз
1. Отсутствие таможенных тарифов и других количественных ограничений для членов Нет, но они более мягкие Да, но отменяются постепенно Да Да М.б. да М.б. да
2. Единый тариф по отношению к третьим странам Нет   Нет   Да Да М.б. да М.б. да
3. Наличие межгосударственных органов управления Нет   может быть небольшой секретариат а) постоянно действующий межгосударственный секретариат б) орган по регулированию внешней торговли на уровне министерств   В ЕС: Совет ЕС, Еврокомиссия, Европейский парламент, Суд ЕС, секретариат в различных сферах   наднациональные органы (несогласованные с национальными правительствами) единый центральный банк
4. Свобода движения капитала и рабочей силы между членами Нет   Нет   Нет   Да М.б. да М.б. да
5. Координация макроэкономической политики и унификация законодательства по валютно-кредитной и бюджетной политики Нет   Нет   Нет   Нет   Да Да
6. Единая валюта Нет Нет   Нет   Нет   Нет   Да

 


Потенциальные преимущества валюты евро

ü Создано недостающее звено в интеграционном механизме, усилен эффект общего рынка за счет стабильности и выравнивания цен, налогов и тарифов. При введении единой валюты наступила ценовая прозрачность.

ü Снижены накладные расходы на обслуживающие операции.

ü Унификация денежных рынков позволяет бороться с инфляцией, снижает %-ую ставку, что приведет к увеличению занятости и притоку инвестиций.

Внешняя цель введения € – противостояние $ США, т.е. устранение зависимости экономики ЕС от экономики США, реформирование мировой валютной системы – переход от однополярной к биполярной мировой валютной системе.

Таблица 3.3. - Соотношение экономического потенциала ЕС и США на 2006г.

Показатели ЕС (27стран) ЭВС (15 стран) США
Численность населения, млн.чел.      
ВВП по ППС, трл.долл. 11,9 8,4 11,2
Доля в МВП, %   14,6 19,7
Доля в мировом экспорте, %   18,9 10,2
Доля экспорта в ВВП, % 14,3 21,7 10,8
Доля импорта в ВВП, %   20,9 16,8
Состояние торгового баланса, %ВВП   +2 -6,25
Валютные резервы      

 

Место национальной валюты на мировом рынке зависит от размера экономики, степени развитости, объема финансового рынка. Все эти составляющие сопоставимы у ЕС и США, а по состоянию торгового баланса и величине валютных резервов (у ЕС в 4 раза больше США) превосходит США. Как видно из табл. экономический потенциал ЕС превосходит США (доля в мировом валовом продукте 21 и 19,7% соответственно), но еврозона ещё существенно уступает США (8,4%). На превосходство ЕС и ЭВС над США по вкладу в мировую торговлю влияет большой удельный вес внутриблоковой торговли в ЕС (67%). За время существования валюты евро соотношение рассматриваемых показателей у ЕС улучшилось, что свидетельствует об улучшении позиций € на мировых рынках. Сфера использования евро постепенно расширяется, так, произошло некоторое увеличение использования €: в мировой торговле до 17% ($ США – 50%), в валютных резервах – 17,5% ($ США – 64,2%), в банковских активах – 22% ($ США – 51%), валюта оборота – 37,6% ($ США –83%), в биржевом денежном рынке увеличение евро в 1,5 раза ($ США –60%). Спрос на наличные евро за пределами ЕС растет (40млрд. €.и 300млрд. $).

Курс € к $ при введении € в 1999г. составлял $ 1,4, максимальное падение € составляло $ 0,88 в 2001г., максимальный рост - $ 1,6 в 2008г.

Проблемы расширения позиций евро касаются как внутренних проблем в ЭВС (достижение критериев конвергенции странами не означает сближения уровней экономического развития, недееспособность ЕЦБ, недовольство критериями штрафных санкций, постоянное колебание курса € и др.), так и ситуации на мировых рынках, Так, из 40 биржевых товаров, только по 5 цены заданы не в долларах, что ведет к возникновению дополнительного спроса на всевозможные инструменты, связанные с долларом; быстрый рост курса евро может оказать негативное влияние на экономику ЕС за счет снижения экспорта и, как следствие, снижению производства, росту дефицита бюджета, росту безработицы.

Главные интеграционные группировки мира

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)

В 1988г. между США и Канадой было подписано соглашение о свободной торговле, в 1992г. к ним присоединилась Мексика, в 1994г.подписано соглашение о Североамериканская ассоциация свободной торговли. Основная причина образования группировки коренное изменение геополитической обстановки, расширение ЕС – основного конкурента США. Черты соглашения:

ü отмена импортных пошлин на товары, произведенные из сырья Северной Америки и снижение на 65% по остальным товарам;

ü отмена значительного числа нетарифных барьеров (квот и лицензий);

ü запрет использования промышленных стандартов и технических нормативов в качестве барьеров в торговле трех стран;

ü свободное движение американского и канадского капитала в банковский и страховой сектор Мексики;

ü обеспечение защиты интеллектуальной собственности;

ü предоставление льгот предпринимателям, понесшим потери от увеличения импорта;

ü свободное движение населения через американо-канадскую границу и с ограничением через американо-мексиканскую.

Основные выгоды от интеграции получают США (кроме американских фермеров по цитрусовым, сахару, зимним овощам), которые заключаются в расширении экспорта (20% американского экспорта поступает в Канаду и 10% - в Мексику), перенесении трудоемких и экологически дорогостоящих производств в Мексику. Выгоды для Мексики заключаются в притоке инвестиций. Выгоды для Канады - в расширении рынка сбыта (70% канадского экспорта (филиалы американских ТНК) поступает в США) и притоке иностранных инвестиций. Доля внутриблоковой торговли между тремя странами составляет 45%. Ядро торговли США-Канада составляют машины и оборудование. Мексика либерализировала рынки в банковском секторе, энергетике, транспорте, телекоммуникациях, горнодобывающей промышленности. 70% мексиканского экспорта поступает в США (из них 15% нефть).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Создана в 1989г.как межправительственный форум. Первоначально входило 18 стран АТР: Австрия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, США. В 1998г присоединились еще 3 страны: Россия, Вьетнам и Перу.

АТЭС по доле в мировой торговле превосходит и ЕС и НАФТА. К 2010доля в мировой торговли составит: АТЭС – 53,5%, ЕС – 36,8%, НАФТА – 19,2%.

Целью организации является обеспечение устойчивого роста, сокращение разрыва экономического развития и создание зоны свободной торговли к 2010 для развитых стран и к 2020г. для всех стран АТЭС. Задачей форума является:

ü Выработка региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности;

ü Сотрудничество в сфере технических стандартов и сертификации;

ü Сотрудничество в добывающих отраслях промышленности, транспорте, энергетике, охране окружающей среды, рыболовстве, туризме;

ü Стимулирование развития малого бизнеса и частного сектора в национальных экономиках;

ü Обмен информацией и проведение консультаций о хозяйственной политике.

Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН)

Интеграционное объединение создано в 1967г.в составе: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины (АСЕАН-4). В дальнейшем к этому списку добавились: Сингапур, Бруней-Дурассалам, Камбоджа, Лаос, Бирма, Вьетнам. Всего входит 10 стран с численностью населения 500 млн.чел. и совокупным ВВП 700 млрд.долл. Штаб-квартира в Индии. Несмотря на продолжительный срок существования группировки, существенных результатов экономической интеграции не достигнуто, т.к. первоначально группировка имела политическую окраску. За первые 10 лет существования группировки преференции составили всего 50% и только к 2008г. должна быть построена зона свободной торговли. К 2020г. предполагается снять ограничения на движение капитала, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности, создать региональные органы арбитража Доля внутриблоковой торговли составляет всего 15%, причем 10% в них приходится на торговлю Малайзия-Сингапур.

Черты АСЕАН:

ü Общая экономическая политика в промышленности и сельском хозяйстве;

ü Частичное устранение ограничений на движение капитала;

ü Разработка совместных проектов по строительству предприятий (60-40);

ü Общая политика по отношению к внешнеторговым партнерам (ЕС);

ü Преференции в торговле топлива, продовольствия и др. товаров;

ü Проведение совместных научно-исследовательских работ.

В планах группировки проведение договоренностей с Китаем, Японией, Южной Кореей о создании восточноазиатского общего рынка и таможенного союза с совместным инвестиционным фондом и единой валютой.

Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ)

Создана в 1960г. В Состав входит 10 стран. Из них 9 стран Южной Америки: Аргентина, Боливия, Бразилия Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Уругвай, Венесуэла и Мексика. Низкая доля внутриблоковой торговли - 11,7% объясняется отсутствием транспортных путей между странами, т.к. развита была прибрежная. а не внутриконтинентальная торговля. Развитие интеграции идет по модели замены импорта внутри блока, а не по пути открытого регионализма, который предполагает снижение внешнего тарифа.

Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР)

Торгово-промышленный союз создан в1991г в составе крупнейших 4-х стран Южной Америки: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. В 1996г. вошла Боливия. На страны Меркосур приходится:

ü 51% населения региона

ü 68,6%территории

ü 60% совокупного ВВП

ü 40% прямых иностранных инвестиций

ü 33% объема внешней торговли континента

ü 22% занимает внутриблоковая торговля (Аргентина -30%, Уругвай и Парагвай по 50%).

Черты Меркосур:

ü Ликвидированы таможенные пошлины на товары, перемещающиеся в границах группировки (закончили к 2001г)

ü Отмена нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружением, радиоактивными материалами, драгоценными металлами

ü Введены общие внешние тарифы в размере 2-20% (закончили к 2006г.)

ü Координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере

ü Свободное движение капитала и рабочей силы

ü Унификация правил функционирования свободных промышленных зон

ü Единый порядок определения происхождения товара.

Для окончательного построения Общего рынка необходима унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства, создание механизма обменных курсов валют, создание наднациональных органов управления.

Международные экономические организации.

В настоящее время количество международных экономических организаций превысило 7 тысяч, 100 из них привлечены к регулированию экономических и социальных проблем. Ниже представлены основные виды.

1) Подразделения организации объединенных наций (ООН, создана в 1945г., входит 192 страны)

ü Генеральная Ассамблея ООН;

ü ЮНКТАД (Конференции по торговле и развитию. Входит 186 стран. Цель - содействие международной торговли, выработка общих торгово-политических принципов);

ü ЮНИДО (Организация по промышленному развитию и сотрудничеству). Входит 166 государств, в т.ч. Россия;

ü ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет. Занимается урегулированием конфликтов, обзором и анализом состояния стран в мире и др.).

2) Организации Бреттон-Вудской системы:

ü МВФ (Международный Валютный Фонд);

ü МБРР (Международный банк реконструкции и развития);

ü ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

ü МОТ (международная организация труда.

3) Организации, созданные по инициативе Запада:

ü БМР (Банк международных расчетов);

ü Парижский и Лондонский клуб кредиторов;

ü Большая пятерка;

ü Большая семерка (G7: США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия);

ü Большая восьмерка (G7 + Россия);

ü Большая десятка (G7 + Бельгия, Нидерланды, Швеция);

ü Большая двадцатка;

ü ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития).

4) Региональные международные организации.

4.1. Органы управления ЕС

- европейский совет;

- европейский суд;

- европейский парламент.

4.2. Региональные банки реконструкции и развития

- ЕБРР;

- азиатский БРР;

- латиноамериканский БРР и т.д.

5) Товарные ассоциации

ОПЕК и другие 26 товарных ассоциаций.

6) Международные предпринимательские организации

- трехсторонняя комиссия (300 ТНК, экономисты, политики);

- Бильдербергские встречи (крупнейшие ТНК Европы и Америки).

Международный валютный фонд

Функционирует с мая 1946г. Первоначально в МВФ входило 39 стран, в настоящий момент – 185, причем, наиболее активно фонд начал разрастаться по количеству членов с 1991г. В распоряжении Фонда всего 2 тыс. служащих.

Россия является членом МВФ с 1992г. Членство возлагает на участниц обязательства устранения валютных ограничений, установление информационной открытости (предоставлять статистические данные и принимать представителей МВФ для изучения хозяйственного механизма).

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Целью МВФ является оказание помощи странам членам на кредитной основе в период макроэкономических кризисов. МВФ является своеобразной «Всемирная валютная пожарная команда», его задача не допускать обвала курсов национальных валют. Функции МВФ представлены в табл.4.1.

Таблица 4.1. - Функции МВФ

 

Функции МВФ Краткая характеристика
Финансовая помощь Выдача кредитов странам-участницам в случае временного затруднения в регулировании платежного баланса, предоставившими в МВФ программу экономических реформ.
Надзор Жесткое наблюдение за экономической политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой.
Техническое содействие В области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров.

 

Разработка принципов формирования мировой валютной системы.

МВФ выступает своеобразным «гарантом» в международных кредитных сделках.

Активы МВФ

1. Основным активом фонда являются взносы стран-участниц.

2. Индивидуальные взносы отдельных стран.

3. Займы на международном рынке ссудных капиталов (МРСК).

4. Проценты по выданным кредитам.

При вступлении каждая страна вносит определенную сумму, согласно квоты. Размер квоты зависит от национального дохода, объема внешней торговли, золотовалютного резерва. Квота пересматривается 1 раз в 5 лет.

Россия внесла, согласно квоты, 5,9 млрд. СДР или 8,3 млрд. $. Сумма взносов всех стран составляет 217 млрд. $. Доля в активах МВФ распределилась следующим образом:

1. США- 18,86 %

2. Великобритания- 6,54 %

3. Германия- 5,71 %

4. Франция- 4,74 %

5. Япония- 4,47 %

6. Саудовская Аравия- 3,39 %

7. Канада- 3 %

8. Италия- 2,98 %

9. Россия- 2,89 %

10. Китай- 2,35 %.

Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете, как первая 5-ка стран. Но подобно Китаю и СА, Россия единолично «избирает» собственного директора. Согласно условиям, 25% от взносов вносятся в свободно конвертируемой валюте, остальные 75% - в любой валюте (обычно в национальной).

В свою очередь величина взноса влияет на:

ü Количество голосов в МВФ.

ü Участие в управлении фондом. Структура управления фондом состоит из Совета управляющих и Директората. Совет управляющих - представители на уровне министров. Директорат состоит из 22 директоров и исполнительного директора. Первая пятерка стран имеет постоянное членство, а остальные входят в группу.

ü Размер и условия кредита.

ü Количество СДР (SDR - специальные права заимствования).

СДР - это международное резервное средство.

СДР были созданы в 70-м году. Официально введены в 1976г. на Ямайской конференции.

Цель создания СДР – реформирование мировой валютной системы, а именно, ограждение влияния $ на мировую экономику.

Первоначально СДР состояло из корзины 12 ведущих национальных валют, каждая валюта в корзине имела свой удельный вес, например, $ США- 39%, японская йена – 18%, английский фунт – 11%.

В настоящее время корзина состоит из 4 валют: $, японская йена, английский фунт стерлингов, € (35%).

€ стало правопреемницей только 2 валют в корзине – немецкой дойчмарки и французского франка.

СДР используется странами-участницами как резервное средство (редко, как средство международных расчетов).

Первоначально 1 СДР было равно 1$ и 0,777 тройских унций (31,2 гр. золота). В настоящее время 1 СДР=1,37$, а удельный вес в золото0валютных резервах стран (ЗВР) составляет всего 4%.

За все время существования СДР происходило 10 эмиссий, сумма СДР, таким образом, составляет 59 млрд. $, у России СДР 1,26 млрд. SDR или 1,7 млрд. $ (5,9% от общей суммы).

Особенности кредитного механизма МВФ

1. Кредитование осуществляется в форме «своп».

Своп – валютная операция по обмену национальной валюты на иностранную, с обязательством обратного обмена через определенный срок.

Таким образом, кредитование в МВФ происходит в 2 этапа:

a) заинтересованная страна передает в МВФ на весь срок займа национальную валюту, соответствующую сумме полученной валюте в СКВ или СДР;

b) при выплате долга заемщик выкупает свою национальную валюту у МВФ.

Обратная операция производится через 3-5 лет.

2. Размер кредита и всей суммы кредитов на каждый данный момент ограничен квотой.

3. МВФ может давать кредиты любым странам-членам МВФ, как развивающимся, так и развитым.

4. Кредиты даются под проценты, но проценты ниже, чем рыночные, и ниже, чем в МБРР. Разовый комиссионный сбор составляет 0,5% от суммы сделки.

5. Срок кредита обычно составляет 1-2 года, иногда 3-5 лет, т.е. это краткосрочное и среднесрочное кредитование, в отличие от МБРР, где кредиты до 20 лет.

6. Сумма кредитов по всем видам ограничивается – 300% от квоты.

7. Кредиты обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований.

Виды кредитов МВФ

1) Резервный (резервная доля). Его размер составляет 25% от квоты. Выдается без процентов по первому требованию.

2) Кредиты развития. Выдаются в форме stand by (оставаться на готове). 68% кредитов в МВФ выдаются в этой форме.

Черты кредита stand by:

ü Выдается траншами (долями). Количество траншей составляет обычно 4.

ü Это кредит с плавающей процентной ставкой. По каждому траншу своя процентная ставка, которая заранее не оговаривается.

ü Выдача последующего транша осуществляется только после выполнения условий по предыдущему траншу.

Фонд принимает решение о выдаче кредита в размере 100% от квоты, но только лишь если страна примет условия фонда, т.е. будет использовать этот кредит на реформирование экономики по направлениям, утвержденным фондом. Для этого заемщик разрабатывает программы стабилизации экономики.

Условия фонда оформляются в виде программы экономических преобразований. Программа разрабатывается страной самостоятельно (фонду запрещено вмешиваться), но она разрабатывается по методике МВФ. Таким образом, наблюдается скрытое вмешательство МВФ в экономику страны заемщика.

К недостаткам разработки программы можно отнести:

ü использование единой методики для различных стран заемщиков;

ü использование показателей, которые невозможно достичь экономическими методами в течение срока кредита;

ü выполнение условий кредита часто ведет к социальным конфликтам.

К требованиям, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; структурные преобразования, в т.ч. приватизация; либерализация внешне-экономической деятельности.

В числе условий Фонда можно отметить следующие:

- бездефицитный бюджет;

- снижение инфляции;

- либерализация ВЭД;

- девальвация национальной валюты;

- отмена субсидий;

- полное устранение административного контроля за ценами;

- сокращение государственных расходов, в том числе и на социальные нужды;

- замораживание заработной платы;

- рост учетной ставки;

- рост подоходного налога;

- ограничение кредита;

- ведение политики валютного коридора.

При получении Россией последнего транша в 1998г. в числе условий МВФ имели место:

- реформирование банковской системы (снятие ограничений на участие иностранного капитала в банковской деятельности) и др.

3) Расширенные кредиты (кредиты, превышающие квоту)

Выдаются в рамках программ расширенного кредитования. Программы имеют обособленные ресурсы и действуют определенное время.

Цель конкретной программы – развитие конкретной сферы экономики или отрасли, например, энергетическая программа, т.е. МВФ дает кредиты в рамках этой программы странам, которые реформируют или развивают экономику. В рамках этого механизма финансирования выделяют дополнительное финансирование за счет заемных средств у определенных стран – членов (экспортеры нефти, ведущие разитые).

4) Чрезвычайные кредиты. Выдаются в случае возникновение форс-мажорных обстоятельств, например, засуха, финансовый кризис. Размер кредита не соизмеряется с квотой.

31 января 2005г. Россия полностью выплатила долг МВФ в размере 3,3 млрд.долл., подлежащих возврату в 2005-2008 гг. Расплатившись досрочно Россия сэкономила на процентах 204 млн.долл.

В последнее десятилетие обсуждаются вопросы необходимости реформирования МВФ. МВФ обвиняют в неспособности предвидеть и предотвращать финансовые кризисы т.е. не выполнении главной функции организации. Подвергаются критики и методы «шоковой терапии», которые предполагают, в конечном счете, сокращение расходов на социальные нужды, деиндустриализацию (главное экспортировать, не важно что), рост государственного долга. Программы стабилизации экономики, которые «разрабатывают» заемщики, являются прямым вмешательством во внутреннюю политику. «За 1965-95гг. Фонд предпринял попытки спасти 89 стран. Сегодня 48 из них находятся в не лучшем состоянии, а 32 стали еще беднее». «МВФ и ВБ созданы для другой эпохи»: - отметил Сорос.

Таблица 4.2 - Общие направления реформирования МВФ

 

Предмет реформирования Направления реформирования
Надзор Ужесточение надзора. Повышение достоверности информации об экономическом положении стран-членов. Обеспечение ежегодного аудита Фонда. Повышение открытости Фонда.
Активы МВФ Увеличение активов. Увеличение квот для Китая, Кореи, Мексике, Турции.
Управление Убрать диктат ведущих стран
Мировая валютная система Стабилизация валютных курсов. Приоритетным является отказ от системы «прикрепленных ВК» в пользу системы «управляемого ВК». Переход к многополюсной МВС.
Механизмы финансирования Ужесточение финансовых условий кредитования. Увеличение кредитов. Появление новых механизмов кредитования. Сокращение средних сроков кредитования, повышение процентных ставок, введение процентных надбавок за превышение лимитов финансирования, ускорение возвращения кредитов.
Экономические программы развития Повышение политико-экономической обусловленности. Обращение внимания на социальные последствия программ перестройки экономики.

 

Группа Всемирного Банка

В группу всемирного банка или мировой банк входит МБРР (международный банк реконструкции и развития) и его специализированные подразделения филиалы:

- МАР (международная ассоциация развития);

- МФК (международная финансовая корпорация);

- МАГИ (международное агентство по гарантированию инвестиций);

- МЦУИС (международный центр по урегулированию инвестиционных споров: между правительствами и иностранными инвесторами).

МБРР

МБРР создан одновременно с МВФ, для оказания помощи Европейским странам, пострадавшим от Второй Мировой войны (в дальнейшем развивающимся странам).

Членом МБРР могут быть только члены МВФ. МБРР создан в форме акционерного общества. Для каждого акционера (страны) определена минимальная доля вносимого капитала. Размер пакета зависит от вклада страны в мировую экономику и примерно соответствует доле квоты в МВФ.

Количество стран в МБРР - 184 страны (все те же, что и в МВФ, кроме Швейцарии). Россия имеет 1,82% голосов (США – 17,46%).

Цель создания – оказание помощи развивающимся странам. Особенности кредитного механизма:

ü Кредиты выдаются относительно богатым развивающимся странам.

ü Цель выдачи кредита - структурная перестройка экономики развивающихся стран, поддержание сельского хозяйства, развитие инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика), реформы системы образования и здравоохранения.

ü Кредиты выдаются на длительный срок.

Банк предоставляет 2 вида кредитов: целевые кредиты (для конкретных инвестиционных проектов) и программные (структурные реформы). МБРР выступает гарантом по долгосрочным кредитам других банков, т.е. выполняет функцию гарантирования частных инвестиций.

Особенностью кредитного механизма является также то, что банк выполняет не банковские функции, т.к. банк дает кредиты под «рекомендации». В числе рекомендаций банка можно отметить следующие направления: регулирование экспорта, внешнего долга, проведение демографической политики, основные направления экономического развития, социальная политика и др. Это направление подвергается критики и оценивается как навязывание различных реформ.

Активы МБРР:

ü Акционерный капитал (сумма взносов составляет чуть боде 200 млрд.долл.).

ü Доходы от выпуска ценных бумаг, которые покупают частные компании, но оборачиваются ЦБ на рынке США).

ü Проценты по выданным кредитам (проценты ниже рыночных, но выше, чем в МВФ, но могут быть и выше рыночных).

ü Займы на международном рынке ссудных капиталов.

До кризиса 1998 г. Россия являлась активным заемщиком Банка, по сумме займов (более 8 млрд. долл.) находилась на 3 месте после Мексики и Китая. Наиболее крупные кредиты были предоставлены в 1997г. на структурную перестройку социальной защиты населения (0,8 млрд.долл.) и структурную перестройку экономики (0,6 млрд.долл.).

 

МАР

МАР является филиалом МБРР. Создан в 1960г.для обособления активов МБРР для оказания помощи беднейшим странам. Членами организации являются развитые страны, которые выступают «донорами» (80 стран) для беднейших стран. Донорами являются в основном развитые страны, а также бывшие заемщики в МАР (Турция, Корея) и страны, продолжающие заимствовать в МБРР (например, Аргентина, Бразилия, Россия и др.).

МАР дает кредиты без процентов (либо под очень низкий процент) странам с ВВП на душу населения менее 1300 $ (на практике ниже 800 $) на очень длительный срок (до 50 лет) с льготным периодом погашения 10 лет. Также МАР распространяет проекты по борьбе с бедностью в области сельского хозяйства (26%), здравоохранения, образования, водопользования, и развития инфраструктуры (22%). МАР также консультирует правительства о наилучших способах экономического роста. Сумма выданных средств составила 97 млрд.долл.

МФК

МФК создана в 1956г.

Цель создания – развитие частного предпринимательства в развивающихся странах, стимулирование частных инвестиций. Работает на микроуровне, т.е не на уровне правительств, как МБРР, а на уровне финансирования предприятий. Состав - 174 членов, в том числе и Россия.

Функции:

· Дает кредиты частным предприятиям без гарантии правительства на срок 5-15 лет (% по кредиту более высокий).

· Участвует в инвестиционных проектах.

· Оказывает организационно-правовую помощь в обучении бизнесу.

МАГИ

Создано в 1988г. Россия является членом этого агентства, всего 134 члена. Источником финансирования являются взносы стран членов (России принадлежит 2,64% голосов)

Цель создания: предоставление гарантий на иностранные инвестиции, направляемые в развивающиеся страны, страхование и перестрахование от политических и некоммерческих рисков (экспроприация в стране пребывания, неконвертируемость местной валюты, военные действия и гражданские беспорядки, нарушение контракта со стороны правительства страны пребывания.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие организации

Организация создана в 1961году. Является правопреемницей организации европейского экономического сотрудничества.

30 стран является членом этой организации, Россия подала заявку. Штаб-квартира – Париж. Организация носит «клубный характер».

Цель создания – достижение высокого уровня развития у стран-членов.

Функции ОЭСР заключаются не в предоставлении кредитов, в разработке прогнозов развития мировой экономики на основе своей модели, предоставлении рекомендаций по внутренней структурной политике и направлению экономического развития, разработке прогноза развития отдельных отраслей.

Особенность организации заключается в том, что в ней собран мощный научно-технический потенциал, т.е. техника, вычислительная техника, ученые, научное оборудование. ОЭСР имеет 200 рабочих комитетов по различным направления развития мировой экономики. 1500 сотрудников трудятся в этих лабораториях.

Банк международных расчетов (БМР)

БМР - первый межгосударственный банк, организованный как международный банк для координации действий национальных банков. Основан в 1930г., находится в Швейцарии. Членами БМР являются Центральные Банки 33 стран. Россия является членом БМР с 1996г. В составе выделяют 5 ЦБ основателей (Бельгия, Германия, Великобритания, Франция, Италия) и Швеция, Швейцария, Нидерланды, которые и являются администрацией Банка. Банк является акционерным обществом, 84% активов принадлежит ЦБ, а 16% в уставном капитале принадлежит частным инвесторам. Частная компания может стать членом БМР, но на это нужно согласия Совета директоров Банка и частные акционеры не имеют голоса. ЦБ хранят часть своих ликвидных активов на депозитах Банка.

Функции БМР:

ü предоставляет краткосрочные кредиты центральным банкам стран членов;

ü проводит расчеты по международным сделкам между странами ЕС;

ü является доверенным лицом, агентом по международным расчетам;

ü координирует центр по валютно-экономическим исследованиям, современным инструментам кредитования (например, разработал показатели платежеспособности стран, систему международных кредитов «своп» и т. д.)

Особенность БМР:

ü членами являются только ЦБ стран;

ü активы более 3 трлн. $ (для сопоставления: МВФ – 217 млрд.долл.);

ü депозиты не подвержены изменениям валютных курсов.

ü используется франк с золотым содержанием, единственная валюта в мире имеющая золотой паритет (1 франк = 0,29 гр.). Золотой франк используется при пересчете активов и пассивов выраженных в долларах или других СКВ.

ЕБРР

Банк создан в 90-е годы для оказания помощи бывшим социалистическим странам на этапе рыночных преобразований. Входит 59 стран. 10% в УК принадлежит США, 50% - странам ЕС. Россия является учредителем (4%) и пользователем (27% всех обязательств ЕБРР).

Цель: помощь в реформировании экономики путем кредитования и финансирования (до 35%).

Функции:

o предоставление кредитов для поддержки частного сектора для 25 стран;

ü частичное финансирование проектов по развитию частного бизнеса и исследовательских проектов (до 35%);

ü финансирование проектов банк осуществляет не путем вложений в проект, а путем оплаты поставок оборудования;

ü банк не только финансирует проекты, но и способствует привлечению других источников финансирования;

ü поддержка стран-членов в проведении экономических реформ (приватизация, демонополизация);

ü банк широко осуществляет поддержку малого бизнеса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: