Как разговаривать с депрессивным подростком

Итак, вы оценили суицидальный риск. После этого вы должны обучить подростка и окружающих его взрослых. "Обучить" здесь означает рассказать ребенку о депрессии и дать ему понять, что это не вопрос силы воли ребенка или нежелании соблюдать правила. Иногда очень полезно обучить братьев и сестер как относиться к этому недугу. Если братья и сестры усвоят, что это нечто вроде заболевания, то это позволит им быть более терпеливыми. Очень важно дать поддержку как подростку, так и его семье. Но необходимо быть очень осторожным, потому что это не одно из тех расстройств, которые легко лечатся или контролируются.

Одна вещь, на которую надо обязательно обратить внимание и подчеркивать в беседах, это сильные стороны и ресурсы подростка. Один из способов поддержки семьи это обучение семьи тому, как помочь подростку быть вовлеченным в действие, быть активным. Мы уже говорили о том, что депрессия часто является результатом ошибочных убеждений и поэтому надо, во-первых, выявить эти убеждения, а затем развеять их чары.

Одна из причин, по которой подросток попадает в депрессию это отсутствие удовлетворения его потребностей. Прежде всего — это потребность ощущать свою принадлежность. Это значит, что если подросток чувствует себя социально изолированным, то терапевту просто надо обучить его некоторым социальным навыкам. Мы к этому вернемся, когда будем говорить о группах подростков. Потому что наилучший способ для подростка усвоить хорошие социальные навыки, это быть в окружении своих сверстников и обсуждать некоторые вещи, которыми они все занимаются и которые сближают их друг с другом. Они просто усваивают социальные навыки от других членов своей группы, и лидер может стать моделью хороших социальных норм.

Одна из очень полезных вещей, несмотря на то, что она кажется очень простой, это создание во время сеансов атмосферы принятия. Вполне возможно, что это единственное время, когда подросток будет чувствовать, что с ним все в порядке, что он может говорить о своей депрессии и что его чувства никто не отвергает. Едва ли он захочет говорить о своих чувствах со своими друзьями, потому что этим он будет отличаться от них. Если родители ведут очень занятый образ жизни или не понимают его депрессию, они ему скажут: "Прекрати, соберись и делай то, что тебе надо делать". Так что сеанс это может быть единственным местом, когда ему удается быть понятым. И вот первый сеанс, когда к вам на прием впервые пришел такой подросток — это как раз то время, когда вы должны очень много рефлексивно слушать.

Несколько слов относительно когнитивной терапии. Убеждете своего пациента стать самонаблюдателем. Я говорила, что иногда просила вести некоторых своих подростков дневник. Он должен был сам обнаруживать, какие "неразумные" мысли появляются в его голове. Поскольку у подростка в состоянии депрессии мышление дезорганизовано, иррациональные мысли будут возникать в его голове в самых различных ситуациях. И он будет наказывать себя тем, что будет впадать в еще большую депрессию и еще больше страдать от этого. При этом часто депрессия сопровождается чувством вины.

Подростки, находящиеся в состоянии глубокой депрессии, нуждаются в структурировании. У них мало энергии, а мы знаем, что активность помогает в борьбе с депрессией. Я всегда предлагаю людям, пришедшим ко мне в офис в состоянии депрессии, стать активными, и мы обсуждаем с ними разные виды деятельности, которые они могли бы предпринять, или упражнения. Например, для них могут стать очень полезными простые прогулки.

Единственная проблема состоит в том, что если подросток очень устал от своей депрессии, то будет трудно заставить его делать, что бы то ни было. Поэтому вам необходимо подумать о какой-нибудь простой поведенческой программе для него. Вы можете работать с этим подростком постепенно, подталкивая его к каким-то видам деятельности. Вы можете попросить подростка пообещать Вам каждый день выходить на улицу и гулять по 5 минут, а затем потихонечку увеличивать время прогулок.

Полезно спросить подростка, каким видом деятельности ему нравилось заниматься до депрессии и посмотреть, не получится ли его постепенно опять привлечь к выполнению этих действий. Он может не хотеть ходить в школу, он может сказать, что он заболел. Но все равно важно, чтобы он продолжал делать некий ежедневный набор действий, и чтобы они сохраняли какую-то структуру и расписание.

При этом необходимо периодически разуверять подростка в принятии какие-то больших решений. Мы говорили, что депрессия нарушает мыслительные процессы. Это приводит к искаженным впечатлениям, которые в свою очередь увеличивают депрессию, вызывают еще больше искаженных мыслей, то есть имеется какой-то порочный круговой процесс.

Вы не даете подросткам в этот момент принимать какие-то важные решения, но вы побуждаете их к любому маленькому решению, потому что подросток в депрессии имеет тенденцию прятаться в "коконе". Надо, чтобы он вышел из этого кокона и позволил себе пойти на какой-то маленький риск с тем, чтобы достичь потом успеха. Поощряя такого подростка к небольшому риску, вы помогаете ему достичь успешного результата в большом деле.

Если Вы хотите привлечь подростка к тому, чтобы он возобновил социальные взаимодействия, то позаботьтесь о том, чтобы для начала это были маленькие социальные взаимодействия. Вы можете начать с ролевых игр у себя на сеансе и испытать последствия, с которыми подросток может встретиться в ответ на свою инициативу завязать такие социальные контакты. И постепенно вы почувствуете, что подросток стал более спокоен в таких упражнениях.

Подросток в депрессивном состоянии очень жестко ограничен в выборе тех путей, которые он для себя видит. Либо ему кажется, что он знает идеальное решение своей проблемы, либо он думает о том, что жизнь не стоит того, чтобы жить. Если вы поможете подростку увидеть все то разнообразие возможностей выбора, которое у него есть, и поможете ему понять, что во многих ситуациях ни один из вариантов не является потрясающим, но все-таки один может быть несколько лучше, чем другие, и поэтому лучше выбрать именно этот, он поймет, что это и есть часть его жизни.

Эта работа направлена на формирование дающих силу альтернативных убеждений. Это очень важные и ключевые моменты терапии, цель которой — дать ребенку такой опыт, благодаря которому он почувствует ощущение, что он владеет ситуацией, например, даже тогда, когда речь идет о том, чтобы подросток начал социальные взаимодействия, которые позволили бы ему достичь маленького успеха. После этого можно позволить ему рисковать в какой-то другой сфере и попробовать другие способы поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: