Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.
Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и дошкольного образования.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Во-вторых, мы 150 лет (с момента создания системы дошкольного образования) жили с пониманием важности общественного воспитания. А на самом деле для ребёнка важна его семья. Именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Новый Закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития» (ст. 44 Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»).
В-третьих, в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
В ходе реализации ФГОС приведет педагогов и родителей к пониманию важности реализации таких принципов Стандарта как:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений (теперь ребёнок не объект, который мамы, папы, воспитатели обучают и воспитывают, а полноправный творец своего «Я»);
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (взрослый не указывает ребёнку чем заниматься, а создаёт условия для того, чтобы у ребёнка возникло желание заниматься каким либо делом);
- сотрудничество детского сада с семьёй (родители и педагоги – партнёры, а не две стороны, акцентированные каждая на решении своих задач. Они вместе ищут пути решения проблем) и др.
Реальная образовательная ситуация в ДОУ не соответствует требованиям ФГОС в части обеспечения полноценного социально - личностного развития ребенка и можно выявить следующие противоречия:
¾ необходимость целостного личностного развития ребенка – дошкольника (взаимосвязи всех личностных сфер развития ребенка: когнитивной, чувственно – эмоциональной, поведенческой);
¾ востребованность нового качества целостной воспитательной среды для позитивного социально – эмоционального развития с одной стороны, отсутствие механизмов ее преобразования с этих позиций с другой стороны;
¾ с одной стороны необходимость конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, с другой стороны неготовность значительной части родителей и педагогов к сотрудничеству и диалогу в аспекте личностного развития ребенка.
Анализируя недостатки в основном процессе, следует выделить:
- недопонимание педагогом принципа интеграции образовательных областей, знакомя детей с эмоциями и социальными ситуациями;
- недостаточная квалификация педагогов в проявлении гибкости в организации образовательного процесса;
- не достаточное использование всех возможных форм, методов и приемов работы с детьми по социально-эмоциональному развитию;
- преобладание словесных методов работы – только беседы недостаточно для понимания детьми мира эмоций;
- использование педагогом воспитательных методов, носящих негативный характер (порицание, наказание и др.);
- недостаточно слаженная работа педагогического коллектива;
- недостаточное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников – необходимо повышать педагогическую грамотность родителей в воспитании дошкольников.
При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на первый план выходят недостатки в системе компетенции профессиональной деятельности:
- недостаточное методическое и информационное обеспечение дошкольных учреждений необходимое для процесса внедрения ФГОСов;
- необходимость изменения сознания педагогических кадров, то есть для обеспечения перехода на новый стандарт следует изменить систему повышения квалификации и переподготовки педагогов, основной базой которой будет развитие творческого мышления педагога;
- практически отсутствует взаимодействие коллектива ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными организациями;
- необходимость учета потребностей детей, индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка;
- отсутствие эмоционального общения в ходе выполнения режимных моментов;
- недостаточно обеспечено эмоциональное благополучие детей;
- неэффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности не ведется на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- не дается возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- не вовлекается семья непосредственно в образовательную деятельность.






