Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

 

Социально – эмоциональное развитие ребенка – процесс длительный, непрерывный и многогранный. Оно будет результативным, если в детском саду и семье имеются необходимые условия и эффективно используется совокупность всех факторов социально – эмоционального развития ребенка.

Содержание социально-эмоционального воспитания и развития реализуется через специально организованные формы, виды совместной деятельности воспитателя с детьми (интерактивные игры, игры-тренинги, игры-экспериментирования, детские проекты). Помочь каждому ребенку поверить в свои силы, понять свои чувства и чувства других, развить социальные навыки общения и поведения в обществе – на это направлено взаимодействие с детьми по программе социально-эмоционального развития «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Работа по программе «Я- ты -мы» обеспечивает сбалансированное содержание, образование по социально-эмоциональному развитию, обогащает личностно-ориентированный подход к детям и строится по трем основным направлениям:

¾ воспитание уверенности в себе;

¾ развитие чувств, желаний и взглядов;

¾ формирование социальных навыков.

Субъектное взаимодействие педагога с детьми осуществляется через:

1. яркую эмоциональную насыщенность видов детской деятельности;

2. создание комфортной обстановки;

3. создание для ребенка ситуации успеха;

4. создание популярности ребенка среди сверстников;

5. обогащение впечатлений и представлений об окружающем мире;

6. обеспечение активизации переживаний.

Социальный уклад жизни групп: символика (название, девиз, герб), правила, ритуалы, обычаи, традиции эмоционально притягивают внимание детей и родителей, обогащают жизнь ребенка в детском саду положительными эмоциями.

Дополнительное образование, представленное занятиями по интересам детей: театрально-игровая деятельность в театральной студии, музыкальная деятельность способствуют формированию социальной уверенности у детей, предоставляют ребенку возможность в самовыражении, самореализации потребностей в творческих видах деятельности.

Внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах, генеологического древа, герба семьи) помогают ему чувствовать себя защищенным и уверенным.

Размещение специально оборудованных пособий в групповом помещении позволяют ребенку заявить о своем «Я»: «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свое предпочтение в общении со сверстниками.

Мини-музей «Я и моя семья» - это своеобразный интегрированный продукт, над созданием которого работают воспитатели, родители и дети. В содержании материалов отражается прошлое, настоящее, традиции семьи, история рождения ребенка, генеологическое древо ребенка, семейные гербы, реликвии, фотографии.

Таким образом, предметно-развивающая среда приближает два близких ребенку мира - детский сад и семью. Практически такие условия обеспечивают ребенку возможность познавать себя и своих друзей, самостоятельно выражать свои личные особенности, общаться вербально и в процессе содержательной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методическое сопровождение социально-эмоционального воспитания и развития ребенка 3-7 лет:

· программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;

· перспективно-тематические планы работы с детьми;

· содержание тематических недель и тематических дней;

· совместные проекты педагогов с детьми;

· детско-родительские проекты;

· педагогические проекты,

· конспекты форм работы с детьми.

Методы:

1. наглядные (наблюдения, демонстрация тематических альбомов и дидактических пособий) и приемы (показ способов действий, показ образца) 2. словесные (рассказ, беседа,) и приемы: (вопросы., указания, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, проблемная ситуация)

3. игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и приемы (внезапное появление игрушки, объектов; загадывание и отгадывание загадок и др.)

4. практические: упражнения (подражательные, конструктивные, творческие); элементарные опыты и эксперименты, моделирование.

 

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Необходимым условием качественной реализации системы работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений словесного искусства является непрерывность профессионального развития педагогических работников. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам. Каждый воспитатель не должен забывать о самообразовании и самовоспитании, он должен развивать у себя: умение импровизировать, фантазировать, обладать такими качествами как доброта, искренность, эмпатия. Помимо самообразования это достигается через курсы повышения квалификации, обмен опытом посредством проведения и посещения мастер-классов, открытых занятий, участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, способствующих развитию умения анализировать, обобщать и презентовать опыт работы.

Научно-методическая работа ДОУ также должна претерпеть изменения, это касается в первую очередь планирования работы, изменения сознания педагогов, нацеленное на отношения субъект-субъект, разработка методических пособий по написанию конспектов ОД в соответствии с ФГОС.

Требует изменений и материально-техническая база ДОУ: пополнение предметно-пространственной среды по всем образовательным областям, подбор книг в бумажном и аудиоформате, приобретение методической литературы, разработать сценарии для проведения различных театрализованных постановок, оснащение ДОУ техническими средствами обучения.

Нормативно-правовые изменения: внесение изменений в годовой план в образовательной области «Социально-коммуникативное», изменения в календарно-тематическом планировании, социальное партнерство с районной и школьной библиотекой.

Информационные изменения: размещение информации на стендах ДОУ по темам «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»; проводить дни открытых дверей, мастер-классы с целью знакомства с результатами решения проблемы; индивидуальные и групповые консультации; приглашение родителей для проведения совместных праздников, конкурсов, викторин, театральных постановок; фотоотчеты, фотовыставки; привлечение родителей в проектную деятельность.

Организационные изменения: эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей; организация проектной деятельности.

Используемая литература

1. ФГОС (от17 октября 2013г.)

2. Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой».

3. Конвенция о правах ребёнка (05.12.1989г.)

4. Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г.)

5. Программа «Я - ты - мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: