Тема. Теория спроса и предложения

План

1. Спрос на товары и услуги.

2. Предложение товаров и услуг.

3. Равновесная цена и равновесное количество товара.

4. Эластичность спроса и предложения по цене.

 

 

1. Спрос на товары и услуги

Объём спроса (QD) – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. QD – количество товара, на который предъявлен спрос.

Факторы, влияющие на объём спроса:

цена данного и других товаров (Р, Ра, Рв, …);

денежный доход потребителей (I);

вкусы и предпочтения потребителей (Т);

накопленное имущество (W);

цены на взаимосвязанные товары (заменяющие и дополняющие);

инфляционные ожидания;

изменение численности населения.

Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая имеет следующий вид:

QD = f (P, Pa, Pb,…, I, T, W).

Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию спроса от цены:

QD = f (Р).

Исследуем взаимоотношения количества товара, на которое предъявлен спрос (QD), и цены товара (Р)

Таблица 1Соотношение цены 1 кг яблок и объёма спроса

Цена (Р) за 1кг яблок, денежных единиц, Объём спроса (QD) за месяц, тонн
   
   
   
   
   

Р

 

       
 
   
Рисунок.1 Линия спроса на яблоки
 


5 -

4 -

3 -

2 -

1 - D

 

10 20 30 40 50 QD

 

Линия спроса может быть прямой, выпуклой и вогнутой.

Закон спроса – чем выше цена товара, тем на меньшее количество товара предъявляется спрос. Кривая спроса показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара.

 

Р

       
 
   
Рисунок 2. Кривые спроса
 

 

 


D1

 

 

D2

QD

 

 

D1 характеризует спрос большой массы покупателей, D2 – спрос отдельного покупателя.

Необходимо различать следующие понятия: изменение объёма спроса и изменение спроса

 

Р

 

       
 
   
Рисунок 3. Изменение объёма спроса
 


Р2 А


Р1

D

Q1Q2 QD

 

На спрос влияет только цена (все остальные факторы неизменны). При движении по линии вправо объём спроса увеличивается, влево – уменьшается.

Р

       
 
   
Рисунок 4. Изменение спроса

 

 


D2

D

D1 QD

 


На спрос кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например, доход. Сдвиг кривой вправо (D2) означает увеличение дохода и больший объём спроса, сдвиг влево вниз (D1) – снижение дохода и спроса

2. Предложение товаров и услуг

 

Объём предложения (QS) – максимальное количество товара, которое предлагает продавец на рынке в единицу времени при данных условиях.

Факторы, влияющие на объём предложения:

цены данного и других товаров (P, Pa, Pb, …);

характер применяемой технологии (К);

налоги и дотации (С);

природно-климатические условия (Z);

количество товаропроизводителей.

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, которая имеет следующий вид: QS = f (P, Pa, Pb, …,K, C, Z). Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию предложения от цены: QS = f (p).

Исследуем взаимоотношения количества предложенного товара (QS) и цены (Р)

Таблица 2Соотношение цены 1 кг яблок и объёма предложения

Цена (Р) за 1 кг яблок, денежных единиц Объём предложения (QS) за месяц, тонн
   
   
   
   
   

 

 

Р

Рисунок 5. Линия предложения на яблоки
5 S

 
 


10 20 30 40 50 QS

 

Линия предложения может быть прямой выпуклой и вогнутой.

РS1

S2

 
 
Рисунок 6. Кривыепредложения

 

 


QS

 

S1 характеризует предложение большинства товаров, S2 – предложение отдельного товара.

Закон предложения – чем выше цена на товар, тем большее количество этого товара предлагается производителями на рынке. Кривая предложения показывает, какую цену нужно заплатить за единицу товара, чтобы данное количество товара было произведено, т.е. предложено на рынок.

Следует различать следующие понятия: изменение объёма предложения и изменение предложения

 
 


Р

S

Рисунок 7. Изменение объёма предложения
P2

 
 


P1A

       
   
 
 

 


Q1Q2QS

 

На предложение влияет только цена, остальные факторы неизменны. При движении по линии вправо и вверх объём предложения увеличивается с ростом цены. При движении по линии влево и вниз объём предложения уменьшается при снижении цены.

S2

Рисунок 8. Изменение предложения
РS

 
 


S1

 

 

QS

 

На предложение кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например количество товаропроизводителей. Сдвиг кривой вправо вниз означает, что с увеличением товаропроизводителей объём предложения возрастает. Сдвиг кривой влево вверх означает уменьшение объёма предложения.

 

3. Равновесная цена и равновесное количество товара

Рынок находится в равновесии, когда объём спроса равен объёму предложения, т.е. QE = QD = QS.

Превышение предложения вызывает снижение цены на товар (давление на цены сверху), образуется товарный излишек. Превышение спроса вызывает рост цен на товар (давление на цены снизу), возникает дефицит товаров.

 

Таблица. 3Спрос и предложение на яблоки

Цена (Р) 1 кг яблок, денежных единиц Объём спроса (QD) за месяц, тонн   Объём предложения (QS) за месяц, тонн   Превышение спроса(+), предложения (-), тонн
      +40
      +15
       
      -25
      -45

 

Цена РЕ, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Соответствующий цене РЕ объём товара QЕ называется равновесным количеством товара

Рисунок 9. Равновесная цена и равновесный объём
Р S

5 -

4 - Е

3 - РЕ

2 -

1 - QЕ D

10 20 30 40 50 60 Q

 

Возможны различные варианты достижения равновесной цены и равновесного объёма. Например, на рынке труда равновесие достигается в двух точках благодаря характерной кривой предложения Кроме того, линии спроса и предложения могут иметь общий отрезок. При этом равновесие может сохраняться при любой цене от Р1 до Р2 и равновесном объёме QЕ, а также при любом объёме от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ Рыночное равновесие достигается не всегда. Например, если товар морально устарел и не пользуется спросом, то объём предложения превышает объём спроса при любой неотрицательной цене. Некоторые товары можно произвести, но нельзя продать по ценам, покрывающим издержки производства при любом неотрицательном объёме. Графики, иллюстрирующие отсутствие равновесия на рынке

 

Рисунок 10. Достижение равновесия в двух точках

D

Р

Е2

P2

 

1

P1

Q1 Q2 Q

 

D S

Рисунок11. Достижение равновесия при любой цене от Р1до Р2
Р

 

Р2

Р1

S D

 

 
 


QЕ Q

 

Рисунок12. Достижение равновесия при любом объёме от Q1 до Q2
Р

D S

 

 

РЕ

       
   
 

 


S D

 

Q1 Q2 Q

 

Теория спроса и предложения позволяет сформулировать четыре правила спроса и предложения:

увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;

уменьшение спроса вызывает падение равновесной цены и равновесного количества товара;

рост предложения товара приводит к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества товара;

сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

РS

       
   
Рисунок 13. Равновесная цена и равновесный объём продаж  
 
 

 


PEЕ

 

D

 
 


QЕQ

 

Цена спроса равна цене предложения. Объём производства не имеет тенденции ни к увеличению, ни к сокращению. Достигается равновесие.

 

 

4. Эластичность спроса и предложения по цене

 

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене (eD) – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объём спроса:

 

eD= =

Эластичность спроса характеризует чувствительность, реакцию спроса на изменение цены товара. Спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, следовательно, эластичность спроса по цене всегда будет отрицательной. Однако принято считать эластичность спроса по цене положительной.

Эластичность спроса по цене принимает разные значения (рис. 11.27).

 

           
     
 
 


РD Р D Р D

 

 

QQQ

а) eD=0, абсолютно б) eD< 1, относительно в) eD=1, единичная

неэластичный спрос неэластичный спрос эластичность

 

 

       
   


Р Р

D

D

QQ

г) eD> 1, относительно д) eD= ¥, абсолютно

эластичный спрос эластичный спрос

 

. Эластичность спроса по цене

 

Ценовая эластичность спроса зависит от следующих факторов:

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него.

2. Удельный вес продукта в доходе потребителя. Чем больше места занимает продукт в доходе потребителя, тем выше эластичность спроса на него, и наоборот.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши – эластичным.

4. Фактор времени. Спрос на продукты обычно тем эластичнее, чем больше времени для принятия решений. Многие потребители – люди привычки и при росте цен на любимый продукт не сразу решаются на его замену.

 

5.2. Эластичность предложения по цене

Эластичность предложения по цене (eS) – это процентное изменение величины предложения товара, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объём предложения:

eS = =

Эластичность предложения по цене характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара. eS всегда положительна, так как кривая S имеет восходящий характер, изменение знака отсутствует.

Эластичность предложения по цене принимает разные значения

 

               
   
   
     
 


РS Р S Р S

 

 

QQQ

а) eS=0, абсолютно б) eS< 1, относительно в) eS=1,

неэластичное неэластичное единичная

предложение предложение эластичность

       
   


Р Р

SS

 

QQ

г) eS> 1, относительно д) eS= ¥, абсолютно

эластичное предложение эластичное предложение

 

. Эластичность предложения по цене

 

Эластичность предложения по цене зависит от следующих факторов:

1. Способность товара к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой. То же самое относится к продукции, хранение которой стоит дорого.

2. Особенности производственного процесса. Если производитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным.

3. Фактор времени. Производитель не в состоянии реагировать мгновенно на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы произвести расширение либо сокращение производства.

 

Перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса (eХУ) позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (x) к изменению цены какого-то другого продукта (y):

eХУ = =

Если коэффициент перекрестной эластичности eХУ положителен, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми товарами. Другими словами, количество товара Х находится в прямой зависимости от цены товара У. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров.

Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то продукты Х и У являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров.

 

Лекция №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: