Болезни на «нервной почве» 2 страница

Первостепенное значение придают внушению предста­вители всех религиозных культов. При этом они отчетливо осознают, что для успешного внушения следует создать у внушаемых покорность и веру и таким путем подготовить их к внушению. Архитектура и оформление религиозных культовых учреждений, необычная одежда священнослужи­теля, процедура преклонения перед ним, изображения бога и святых, певческие хоры, органная музыка, звон колоко­лов, запах ладана, мерцание свечей, — вся обстановка хра­ма призвана создавать благоприятное для внушения эмо­циональное состояние. С целью поддержания у верующих чувства трепета перед могуществом религии ее служители нередко прибегают и к иллюзионистским приемам. Одним из таких наиболее распространенных церковных трюков была плачущая икона. На Руси это чудо впервые появи­лось в 1169 г., когда князь Андрей Боголюбский перевозил из киевского Софийского собора в свой престольный град Владимир-на-Клязьме византийскую икону Корсуньской Божьей Матери. Впоследствии изображения Богородицы не раз проливали слезы, и это обычно совпадало с праздни­ками или чрезвычайными обстоятельствами.

 

Параличи развиваются, как правило, под влиянием психических (эмоциональных) травм, и исцеление больных в таких случаях также может наступить под действием экстремальных, сверхсильных раздражи­телей, влияющих прежде всего на состояние эмоцио­нальной сферы.



эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Тысячи лет религии всех мастей используют воздействие на эмоциональную сферу людей в своих интересах и до­стигли при этом немалого успеха, который в значительной степени определяет стойкость религии даже в цивилизо­ванных и высокоразвитых странах. Представители религи­озных культов, как и знахари, для завоевания и укрепления своего авторитета в среде верующих прибегают к различ­ным способам психологического на них воздействия, од­ним из которых является публичное «исцеление» некото­рых больных.

Особенно благоприятными объектами такого исцеления под влиянием представителей разных концессий были люди с тяжелыми формами истерии, которая проявляет себя в жизни разнообразнейшей симптоматикой, и в том числе так называемыми истерическими параличами, приводящи­ми подчас к полной неподвижности больных. Эти парали­чи развиваются, как правило, под влиянием психических (эмоциональных) травм, и исцеление больных в таких слу­чаях также может наступить под действием экстремальных, сверхсильных раздражителей, влияющих прежде всего на состояние эмоциональной сферы.

Сцена исцеления у стен монастыря больной с истери­ческим параличом нашла художественное воплощение в рассказе А.М. Горького «Исповедь»: «У ворот обители — ждут чуда: в небольшой тележке молодая девица лежит не­подвижно; лицо ее застыло, как белый воск, серые глаза полуоткрыты, и вся жизнь ее — в тихом трепете длинных ресниц...

Без рук, без ног лежит четвертый год...

Великая немая жалоба застыла на белом, полумертвом лице...

Тысячи глаз смотрят вдаль, и вокруг меня плывет, точно облако, теплый и густой шепот: Несут, несут!

Тяжело и медленно поднимается в гору народ, словно темный вал морской, красной пеной горит над ним золото хоругвей, брызгая снопами ярких искр, и плавно качает­ся, реет, подобно огненной птице, осиянная лучами солнца икона богоматери...


"*3

ОБУЗДАНИЕ ЭМОЦИЙ

Помню — остановилось все около меня, возникло смя­тение, очутился я около тележки с больной, помню крики и ропот:

– Молебен, молебен!

Было великое возбуждение: толкали тележку, и голова де­вицы немощно, бессильно качалась, большие глаза ее смо­трели со страхом. Десятки очей обливали больную лучами, на расслабленном теле ее скрестились сотни сил, вызванных к жизни повелительным желанием видеть больную вставшей с одра, и я тоже смотрел в глубину ее взгляда, и невыразимо хотелось мне вместе со всеми, чтобы встала она... Как дождь землю влагою живой, насыщал народ иссохшее тело девицы этой силою своей, шептал он и кричал ей:

– Ты — встань, милая, вставай! Подними руки-то, не бойся! Ты вставай, вставай без страха! Болезная, вставай! Милая! Подними ручки-то!

Розовые тени загорелись на мертвом лице ее, еще боль­ше раскрылись удивленные и радостные глаза, и, медленно шевеля плечами, она покорно подняла дрожащие руки и послушно протянула их вперед...

Тогда все вокруг охнуло — словно земля — медный ко­локол, и некий Святогор ударил в него со всей силою сво­ей, — вздрогнул, пошатнулся народ и смешанно закричал:

– На ноги! Помогай ей! Вставай, девушка, на ноги! Под­нимайте ее!

Мы схватили девицу, приподняли ее, поставили на зем­лю и держим легонько, а она сгибается, как колос на ветру, и вскрикивает:

– Милые! Господи! О, владычица! Милые!

– Иди! — кричит народ. — Иди!

Помню пыльное лицо в поту и слезах, а сквозь влагу слез повелительно сверкает чудотворная сила — вера во власть свою творить чудеса.

Тихо идет среди нас исцеленная, доверчиво жмется ожившим телом своим к телу народа, улыбается, белая вся, как цветок, и говорит:

– Пустите, я — одна!..»

Болезнь, развившаяся у впечатлительной девицы под влиянием бурных эмоций, была излечена эмоциональным


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

же потрясением, вызванным возбужденной, фанатично-религиозной, жаждущей чуда и верящей в его свершение толпой людей. Вера в исцеление была внушена больной, которая до этого считала себя неспособной к активным движениям, и эта вера обеспечила ей возможность встать и пойти под восторженные, поощряющие крики верующих.

Внушение способно не только излечить некоторых больных, но и вызвать заболевание. Внушить болезнь мо­жет знахарь, колдун, маг, служитель культа, просто авто­ритетный для больного человек и, наконец, возможно са­мовнушение. Путем внушения и самовнушения некоторые люди способны не только изменить функцию здоровых, в общем-то, тканей, но и вызвать объективно фиксируемые органические нарушения в них. Давно, например, извест­но, что некоторые люди, впадающие в религиозный экстаз и живо представляющие себя на месте распятого на кресте Христа, могут вызвать у себя эмоциональное состояние, которое настолько ярко воспроизводит эмоции распятого, что в это время в соответствующих местах рук и ног (там, где они приколачиваются к кресту во время распятия) про­исходят изменения в тканях, ведущие к их кровоточиво­сти. Об одном из таких случаев (он произошел в прошлом веке в итальянской деревушке с девушкой по имени Лато), для расследования которого Бельгийской академией наук была снаряжена специальная комиссия, рассказал акаде­мик А.И. Введенский: «Одну из рук девушки забинтовали и даже запечатали. В Страстную пятницу, в часы крестных страданий Христа, печати были вскрыты, повязка снята и обнаружилось, что на руках и в том числе запечатанной руке, действительно появились местные кровоподтеки!»

Ф

Внушение способно не только излечить некоторых больных, но и вызвать заболевание.

Самовнушением и внушением можно добиться и объек­тивно регистрируемых общих изменений в организме. Так, у человека, которому внушается чувство голода или сыто­сти, изменяется состав крови и, в частности, соответственно


"*3

ОБУЗДАНИЕ ЭМОЦИЙ

уменьшается или увеличивается количество содержащихся в ней лейкоцитов. Внушая чувство переохлаждения, можно вызвать появление «гусиной кожи» и повышение газооб­мена. При некоторой тренировке это оказывается доступ­но многим. Если же тренировке посвятить значительное количество времени, то, вероятно, подобно йогам, можно научиться управлять многими функциями своего организ­ма. Йоги, которые длительно занимаются самовнушением, достигают в этом совершенно поразительных результатов. Р. Суздальский, ссылаясь на публикации швейцарского эт­нографа О. Штолля, рассказал о том, как индийский йог Харида, уступая настояниям сомневавшегося в его способ­ностях англичанина К. Уайта, погрузил себя в сон, длив­шийся шесть недель. Посмотреть на его пробуждение при­был магараджа, пришли сотни жителей города Лахора и соседних деревень. Харида спал в небольшом специально построенном для него сооружении. Его тщательно охраня­ли. Когда К. Уайт убедился в целости печати, которой он в начале эксперимента запечатал вход в сооружение, дверь открыли, и присутствующие увидели вертикально стоящий, закрытый ящик, запертый на замок и тоже запечатанный. Ящик вскрыли, там в плотном полотняном мешке в неу­добной, скрюченной позе находился йог. Руки и ноги его окоченели, голова была пассивно склонена к плечу. Пульс не прощупывался. С помощью тепла, искусственного ды­хания, растирания йога стали оживлять. Жизнь постепенно возвращалась к нему: появились дыхательные движения. Первыми словами, с которыми он обратился к окружаю­щим, были: «Ну, теперь вы верите мне?» Харида ввел себя в летаргию, приближающуюся к анабиозу, он совершил, ка­залось бы, невероятное, но очевидцы утверждают, что это на самом деле было.

То, чего смог добиться Харида, следует, видимо, рассма­тривать как исключительное явление, воспроизвести кото­рое способны лишь немногие люди, посвятившие освоению законов управления собственным организмом всю свою жизнь. Но в той или иной степени влиять на собственную эмоциональную сферу, а через нее и на характер некото­рых физиологических процессов в организме, зависящих


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

от нюансов функций вегетативной и эндокринной систем, сейчас может практически каждый. Этому способствовали работы многих ученых, вложивших свой вклад в создание современной психотерапии.

Ф

В разговорной речи большое эмоциональное содер­жание несет не только слово как таковое, но и инто­нация, с которой это слово произносится.

С давних пор многие врачи, и в том числе такие круп­ные отечественные клиницисты, как СП. Боткин, Г.А. За­харьин, А.А. Остроумов, при лечении больных большое значение придавали слову, используя его в качестве ле­чебного фактора. «Слово, — говорил И.П. Павлов, — для человека является сильнейшим условным раздражителем, не имеющим равного себе ни в количественном, ни в каче­ственном отношении среди других раздражителей». Слово, речь, воздействуя на психику людей, являются фактором передачи от человека к человеку различной информации, и в том числе содержания внушения, при этом они обладают большими возможностями воздействия на состояние эмо­циональной сферы. Речь, а затем и письменность позволи­ли людям с большой полнотой передавать друг другу свои мысли, знания, сообщать о своих переживаниях, эмоциях. Каждому известно, как может изменить настроение (а то и вызвать состояние аффекта) радостная или плохая весть, и какая эмоциональная встряска может быть следствием оскорбления словом или трагического известия, о котором вы узнали в процессе телефонного разговора или из прочи­танного письма. «Одно хорошее слово и в жестокий мороз согреет; худая же речь и из жары в озноб бросит», — гово­рит народная мудрость.

В разговорной речи большое эмоциональное содержа­ние несет не только слово как таковое, но и интонация, с которой это слово произносится. «Существует пятьдесят способов сказать слова «да» и «нет», и только один способ написать эти слова» (Б. Шоу). В зависимости от интонации, одно и то же слово может быть обидным или ласковым,


----------------------------------------------- ОБУЗДАНИЕ ЭМОЦИЙ --------------------------------------- С^ЙК

подбадривающим или пренебрежительным; интонация го­лоса, которым произносится слово или фраза, может быть добродушной или злобной, испуганной или угрожающей, тоскливой или веселой.

Велика роль интонации в речах ораторов; не тех ора­торов, которые монотонно прочитывают текст по зара­нее заготовленной кем-то бумажке, а ораторов искусных. В трактате «О воспитании оратора» один из выдающихся мастеров слова античного периода римлянин Марк Фабий Квинтилиан писал: «У оратора подъем голоса, его перели­вы направлены на возбуждение чувств в слушателях. Одним расположением слов и одной модуляцией голоса мы вызы­ваем негодование в судье, другими особенностями речи и голоса мы возбуждаем сострадание. Ведь даже при помощи музыкальных инструментов, которые не могут изобразить человеческой речи, мы умеем приводить души в различные состояния».

Речь оратора является особенно проникновенной, впе­чатляющей для слушателей, если он глубоко и искренне убежден в значимости произносимых им слов, в их спра­ведливости и если речь его несет истинный эмоциональный заряд, произносится «от души». Искренняя убежденность оратора, его страстность проявляются и в голосе его, и в жестах. Они как бы передают слушателям эмоциональное состояние выступающего, его отношение к обсуждаемому вопросу. М.В. Ломоносов так говорил о возможностях ора­тора: «Если он сам ту же страсть имеет, которую в слу­шателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен... он тогда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет...»

Ж. Лабрюйер писал в «Максимах» о том, что «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». И это верно. Мимика и жесты, наряду с интонацией, придают вырази­тельность речи, передают окружающим эмоциональное со­стояние говорящего и его личное отношение к содержанию собственных слов. Недаром туземцы затерянного в просто­рах океана острова Мули при решении важных вопросов на собраниях общины выслушивают оратора, сидя к нему


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

спиной. Этим они исключают возможность поддаться воз­действию мимики и жестов выступающего оратора, так как хотят, чтобы их собственное мнение о слышимом базиро­валось в основном на выраженных в словах фактах и было бы, по возможности, свободно от влияния сопровождаю­щих его речь эмоциональных движений.

Каждый врач в процессе общения с больным стремится к тому, чтобы любая беседа с ним играла роль психоте­рапевтического фактора, чтобы каждое слово, сказанное больному, в какой-то мере способствовало поддержанию в нем бодрого, оптимистического настроения.

Однако слово может не только лечить людей, но и вы­зывать у них отрицательные эмоции и тем самым нега­тивно влиять на состояние их здоровья, травмирует боль­ного и побуждает его к необоснованным подозрениям о возможном ухудшении его состояния или даже о наличии у него несуществующих на самом деле заболеваний. Так, известный терапевт Б.Е. Вотчал, делясь воспоминаниями о периоде своей работы в клинике немецкого невролога М. Нонне, рассказал как-то такой эпизод. Однажды, осма­тривая больного, Нонне особое внимание уделил большо­му пальцу его ноги. Он долго его рассматривал, ощупывал и с пристрастием допытывался, не чувствует ли больной каких-либо необычных ощущений в этом пальце. Боль­ной отрицал наличие таких ощущений, но после двух-трех обходов профессора стал предъявлять жалобу на упорные, подчас мучительные боли в пальце. Тогда Нонне заявил: «Я уже давно заметил, что у вас здесь есть непорядки, но они легко устранимы». После этого он приказал прибин­товать к «больному» пальцу обычный детский магнит, и на следующие сутки болевые ощущения прошли. Нонне объ­яснил больному их возникновение нарушением «животного магнетизма». Таким образом, в этой ситуации врач вызвал у больного боль и сам же избавил от нее больного. И то и другое сделал он благодаря внушению. Болезненные состо­яния, которые могут возникнуть под воздействием необду­манного случайного слова врача, медицинских манипуля­ций или лечебных мероприятий или неадекватных методов лечения, имеют свое название — ятрогенные заболевания.


----------------------------------------------- ОБУЗДАНИЕ ЭМОЦИЙ --------------------------------------- С^ЙК

Оценивая слово как реальную силу, требующую осто­рожного и умелого обращения, психолог К.К. Платонов считает, что каждая беседа врача с больным по поводу болезни есть своего рода внушение наяву. Это внушение наяву должно сопровождать, в частности, и назначение ле­чения. Один из крупнейших русских врачей М.Я. Мудров советовал в связи с этим не забывать «протолковать боль­ному и предстоящий образ употребления прописанного ле­карства и сказать вкус, цвет, запах и действие оного. Тогда больной будет принимать его с восхищением: а сие вос­хищение, радость и уверенность бывают иногда полезнее самого лекарства. Больной будет считать часы и минуты, ожидая действия лекарства, и думать более о выздоровле­нии, нежели о болезни».

В ряде случаев беседа врача может играть роль психо­профилактического мероприятия, если он разъясняет сущ­ность того или иного физиологического состояния, кото­рое ожидается человеком и вызывает у него чувство страха. Психопрофилактика нашла широкое распространение при подготовке женщин к родам, она приобретает немаловаж­ное значение в медицинской реабилитации. Умело про­веденная психопрофилактическая беседа может повысить устойчивость нервной системы человека к ожидаемым со­бытиям, требующим большого эмоционального напряже­ния.

 

Гипноз, в ряде случаев полезный и достаточно дей­ственный, целесообразен лишь при определенных показаниях, круг которых относительно невелик, и потому применение его далеко не всегда может быть оправдано.

Современная психотерапия — раздел медицины, входя­щий в единую систему лечения больных и профилактики расстройств здоровья. В зависимости от характера болез­ни и особенностей личности человека, применяются раз­личные методы психотерапии. При лечении больных она может играть вспомогательную роль в общем комплексе


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

лечения, но может становиться и главным, а в некоторых случаях даже единственным целесообразным методом.

Неидентичность задач, решаемых с помощью психо­терапии и психопрофилактики, определяет многообразие психотерапевтических и психопрофилактических методик. Среди них в силу ряда обстоятельств особенно широкую известность получил, пожалуй, гипноз, точнее — внуше­ние в состоянии гипнотического сна при пассивном от­ношении больного к содержанию внушения. Однако гип­ноз, в ряде случаев полезный и достаточно действенный, целесообразен лишь при определенных показаниях, круг которых относительно невелик, и потому применение его далеко не всегда может быть оправдано. Значительно боль­шее распространение в связи с этим приобрели методы психотерапии и психопрофилактики, проводимые бодр­ствовавшему пациенту. Среди этих методов видное место занимают доступные врачу в процессе его повседневной работы с больными и здоровыми людьми убеждение и вну­шение.

Особого внимания заслуживают методы психотерапии, основанные на самовнушении. Самовнушение — активная сознательная индивидуальная форма психотерапии, кото­рая может применяться как самостоятельно, так и в соче­тании с другими психотерапевтическими методами. Само­внушение может быть полезно не только больным, но и здоровым людям — оно нормализует состояние эмоцио­нальной сферы, в частности, помогает преодолевать волне­ния, улучшать настроение, создавать эмоциональный фон, необходимый для успешного достижения цели. Слова са­мовнушения, произнесенные мысленно или вслух, влияют на функцию глубинных структур мозга, ответственных за эмоциональные реакции и состояние вегетативных отде­лов нервной системы, и могут целенаправленно менять не только настроение, но и ход мыслей.

Общеизвестно, что неприятные эмоции, сопутствующие боли, способны уменьшаться при переключении внима­ния. Еще Л. Сенека писал: «Берегись усиливать свои боли и ухудшать свое положение жалобами. Боль легко перене-136


----------------------------------------------- ОБУЗДАНИЕ ЭМОЦИЙ --------------------------------------- С^ЙК

сти, если не увеличивать ее мыслью о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, — это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, — то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Г. Гейне забывал о преследовавшей его мучительной боли, когда сочинял стихи. Углубившись в решение научных проблем, преодолевали боль философ И. Кант и физик Б. Паскаль.

С помощью самовнушения человек может вызвать у себя в мозгу очаг возбуждения, который, согласно учению А.А. Ухтомского, став доминантным, тормозит другие зоны мозга и, в частности, те зоны, возбуждение которых обу­словливает ощущение боли.

 

Психотропные препараты и особенно методы психо­терапии могут иметь большое значение... Но гораздо больше перспектив имеет правильное воспитание людей, создание в коллективах благоприятного, здо­рового «эмоционального климата», расширение круга интересов каждого человека, воспитание у него уме­ния будить полезные для здоровья положительные эмоции.

Одним из основоположников современной психотера­пии по праву является В.М. Бехтерев, который еще в нача­ле нынешнего века ввел в клиническую практику самогип­ноз. Позднее Е. Джейкобсон предложил для уменьшения общего напряжения, настороженности, тревоги методику самоуправления тонуса мышц — их «последовательное рас­слабление». Наконец, в 1932 г. немецкий психотерапевт И. Шульц внедрил в практику активный метод коллективно-индивидуальной психотерапии, получивший широкую из­вестность под названием аутогенной тренировки.

Среди источников, лежащих в основе аутогенной тре­нировки, определенное место занимает индийская система йогов. При этом рациональные ее начала были освобождены от ненужной, а подчас и вредной религиозно-философской мишуры. Аутогенная тренировка, по Шульцу, состоит из двух «ступеней». На первой из них достигается снятие мы-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

шечного напряжения; задачей второй ступени является оказание благоприятного влияния на собственную психику. Шульц рекомендует самовнушение как важную лечебно-профилактическую процедуру и средство повышения тру­доспособности человека.

Самотренировка, закаливание собственной воли — эти лейтмотивы аутогенной тренировки привлекли внимание, в частности, немецкого врача X. Линдемана, который дваж­ды — в 1955 и 1956 гг. — переплывал Атлантический оке­ан на выдолбленной из древесного ствола лодке — пироге. «По три раза в день, — пишет Линдеман, — я вколачивал себе в голову: «Я этого добьюсь!» «Не сдаваться!» — этот лозунг послужил мне моральным «спасательным кругом» в тот 57-й день путешествия, когда лодку опрокинуло и я должен был девять часов бороться со штормом, лежа на ее днище. Только под утро мне удалось поставить ее на киль. Провести девять часов, цепляясь за крохотную, скользкую калошу, когда тебя качают шести-, девятиметровые волны, налетают безжалостные шквалы, бешено завывает ветер, — такое требует, пожалуй, большего, нежели обычной воли к жизни».

Методы аутогенной тренировки получили широкое рас­пространение и в нашей стране. Их совершенствованию много внимания уделяют советские ученые А.М. Свядощ, В.Е. Рожнов, И.З. Вельвовский, М.С. Лебединский и др.

Психотропные препараты и особенно методы психо­терапии могут иметь большое значение в нормализации эмоциональной сферы людей, в поддержании у возмож­ности адекватно реагировать на внешние раздражители и, следовательно, сохранять здоровье. Но, по-видимому, гораздо больше перспектив имеет правильное воспитание людей, создание в человеческих коллективах благоприят­ного, здорового «эмоционального климата», расширение круга интересов каждого человека, воспитание у него уме­ния будить полезные для здоровья положительные эмо­ции.


"*3

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

Глава 10 ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

Человечество вступило в эру чрез­вычайных эмоциональных нагрузок.

Мы можем противостоять этому, лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно пре­одолевать так называемые эмоцио­нальные стрессы.

П.К. АНОХИН

Академик П.К. Анохин считал, что обеспечить благопри­ятное для человека состояние эмоциональной сферы мож­но «либо путем исключения ситуаций, способных вызывать в качестве исходного стимула отрицательную эмоцию, либо путем включения между стимулом и эмоцией интеллекта, логики, устраняющих самую возможность появления вред­ной эмоции... В этом последнем случае решающее влияние оказывает воспитательная работа — культура эмоций».

Характер преимущественно проявляющихся эмоций, ко­нечно, во многом зависит от воспитания и обучения. Вме­сте с тем велико значение психологического «климата» в семье и в окружающем обществе, особенности социального и экономического положения, отношение к выполняемой работе и многие другие факторы, влияющие на наше общее и эмоциональное состояние.

П.К. Анохин писал, что «настойчивое воспитание эмо­ционального аппарата и именно так называемой выдержки с детских лет является очень важным фактором, предупре­ждающим стремительность развития и застойность задер­жанных компонентов эмоций. В этом случае, несомненно, снижается возможность того, чтобы эмоции при своих по­вторных проявлениях могли стать источником патологиче­ских состояний висцеральных (внутренних. — Прим. А.Н.) органов и сердечно-сосудистой системы».

Но в жизни неизбежны сложности, требующие на­пряжения сил, энергичных действий, решения текущих


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

тактических и стратегических проблем. Секрет не в том, чтобы жить менее напряженно, а в том, чтобы жить более разумно и при этом любить выполняемую работу и уметь радоваться в случаях достижения существенного успеха в труде. К тому же следует не забывать, что определенное напряжение мышц и мыслительных процессов для здоро­вого человека в определенных пределах полезно, приятно и даже необходимо.

Ф

«Вынужденное безделье может вызвать больший стресс, нежели нормальная жизнедеятельность».

Г. СЕЛЬЕ

Физиолог Г.И. Косицкий говорил: «Опытным врачам и педагогам давно и хорошо известно, что образ жизни, при котором «остерегаются эмоций», это не путь для про­филактики. Такой совет хорош лишь для больного. Здоро­вому человеку он скорее вреден. Здесь нужен другой со­вет — приучивание к преодолению жизненных трудностей, к борьбе с ними». К этому хотелось бы добавить только, что нужно, вероятно, с детских лет приучать человека к преодолению неизбежных жизненных трудностей и парал­лельно стремиться уменьшать количество и длительность воздействующих на него отрицательных факторов, которые могут быть устранены и не являются обязательным атрибу­том данной ситуации.

«Человек, — говорил первый нарком просвещения А.В. Луначарский, — не должен жить только в усилии, только для дела, только для потомства, но также для себя, для настоящего, иначе получилась бы та нелепость, в кото­рой Спенсер укоряет всякий чистый альтруизм: все уступа­ют друг другу счастье, и никто его не принимает».

В связи с этим представляется правильным такое мне­ние: людям, строящим электростанцию, добывающим нефть, осваивающим Север, не обязательно годами жить в палатках или передвижных вагончиках, если есть возмож­ность построить жилые дома; нельзя мириться с изнуряю­щим физические и моральные силы людей бездорожьем


"*3

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

там, где можно построить дороги. Трудности надо не вос­певать, а стараться их искоренять и делать жизнь людей, по возможности, заполненной не тяготами, а маленькими и большими радостями, которые, подобно жемчужинам, украшают ее, мобилизуя жизненную энергию человека, де­лая его бодрым, а временами и счастливым.

В жизни трудности неизбежны. «Жизнь прожить — не поле перейти». Но каждый из нас в большинстве случаев понимает цену осложняющих нашу жизнь обстоятельств, и в связи с этим наши эмоциональные реакции определяются не только характером этих обстоятельств, но и причинами, которыми они обусловлены. И потому те самые люди, кото­рые никому не бросили слова упрека, когда, стиснув зубы, по грудь в ледяной воде возводили переправы в годы Вели­кой Отечественной войны, строили гигантские плотины и электростанции, выращивали хлеб, могут и имеют полное право возмутиться, столкнувшись с грубостью работников жилищно-эксплуатационной конторы или с бюрократиз­мом и волокитой в отделе социального обеспечения.

Число житейских трудностей не следует множить ис­кусственно, но неизбежные трудности были, есть и будут. И человек с детства должен привыкнуть встречать их как явление закономерное, привыкнуть к мысли о необходимо­сти устранения этих трудностей, знакомиться с путями их преодоления, приобретать необходимые для этого практи­ческие навыки, постепенно накапливать жизненный опыт, который помогал бы в дальнейшем при встрече с необыч­ными для себя вопросами находить их правильное реше­ние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: