Болезни на «нервной почве» 3 страница

Надо стремиться к тому, чтобы трудности не вызывали у человека растерянности и тем более страха, паники, что­бы он научился их преодолевать, мог решать возникающие проблемы, обходясь при этом без бурных отрицательных эмоций или, наоборот, апатии, депрессии в случае воз­никновения необычных, может быть, сложных жизненных ситуаций. Достичь этого можно, пожалуй, лишь предлагае­мым П.К. Анохиным путем «включения между стимулом и эмоцией интеллекта, логики, устраняющих самую возмож­ность появления вредной эмоции».


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Чем осведомленнее человек, тем меньше у него поводов для отрицательных эмоций. Можно сказать, что главный путь предупреждения нежелательных аффективных со­стояний и задержанных отрицательных эмоций лежит че­рез обогащение интеллекта человека, через оснащение его обильной информацией о методах удовлетворения потреб­ностей, которые могли бы быть использованы им не только в «стандартной», многократно повторяющейся обстановке, но и в необычных, непредвиденных условиях. Для этого надо овладевать знаниями, расширять свой кругозор, что­бы разбираться в житейских вопросах и владеть своей про­фессией. Чем выше профессиональная квалификация, тем человек увереннее и успешнее выполняет свою работу.

Совершенно ясно, что в процессе воспитания нельзя снабдить человека рецептами, которые обеспечили бы ему в дальнейшем решение всех возможных жизненных задач. Да этого и не требуется. Главное — воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение этими силами и воз­можностями распорядиться лучшим образом. Ученик, изу­чающий математику в школе, знакомится с ее основными законами, но это со временем уже позволяет ему решать многие оригинальные задачи и выходить далеко за границы проторенных путей. Аналогичное положение имеет место и при решении задач житейских — человек должен уметь оптимально использовать свой запас жизненных знаний и благодаря интеллекту, логике находить оптимальные реше­ния в каждом конкретном случае, каким бы необычным и неожиданным он ни был.

Ф

Надо стремиться к тому, чтобы трудности не вызыва­ли у человека растерянности и тем более страха, па­ники, чтобы он научился их преодолевать, мог решать возникающие проблемы без бурных отрицательных эмоций или, наоборот, апатии, депрессии в случае возникновения необычных, может быть, сложных жизненных ситуациях.

Таким образом, воспитание всегда должно быть сопря­жено с постепенным, но постоянным обогащением интел­лекта человека, оснащением его максимально широким


"*3

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

кругом жизненной информации, а также с обучением пра­вильно использовать свои знания на практике. Это всег­да перспективно, а как писал А.С. Макаренко, «воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, на которых располагается его завтрашняя радость». Обо­гащение человека информацией должно проводиться па­раллельно с воспитанием в нем оптимизма, способности всегда вести себя адекватно обстановке, сохраняя при этом трезвость мысли, умение не пугаться неожиданностей и при необходимости уметь мобилизовать все свои возмож­ности и выходить победителем из любой неожиданной и сложной ситуации.

Воспитание эмоций должно вестись с первых месяцев жизни ребенка. Оно осуществляется прежде всего в семье, и первым воспитателем малыша обычно является мать. Для правильного эмоционального развития ребенку с самого начала его жизни необходимо внимание матери, постоян­ное общение с ней. Швейцарский педагог И. Песталоцци считал, что в грудном возрасте ребенка нужно предохра­нять от волнений. «...Если мать часто без толку не бывает с грудным ребенком, зовущим ее, и ему, лежащему в скуке с чувством потребности, которую она должна удовлетворить, часто и подолгу приходится ожидать ее, пока это чувство не обратится у него в страдание, нужду и боль, то в таком случае в нем в высшей степени развивается и оживает за­родыш дурного волнения и всех его последствий». Как пи­сал американский детский врач Б. Спок, «каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым». И, действи­тельно, как показали исследования М.Ю. Кистяковской, в детских домах, где достаточно хорошо был организован уход за детьми и их кормление, но не уделялось должно­го внимания воспитательной работе с ними, «эмоциональ­ный тонус детей был очень понижен... не только у двух-, трехмесячных, но и у более старших детей, положительно-143


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

эмоциональные выразительные реакции или совсем отсут­ствовали, или возникали редко и были слабо выражены. Но стоило только начать проводить соответствующую воспи­тательную работу — и в первую очередь обеспечить частое «общение» взрослых с детьми, — как эмоциональное их со­стояние с каждым днем стало улучшаться».

ф

«Воспитать человека — значит воспитать у него пер­спективные пути, на которых располагается его за­втрашняя радость».

А.С. МАКАРЕНКО

Нормально развивающийся ребенок очень эмоционален. Жизнь для него полна новизны; знаний мало, и все кажет­ся ему необыкновенным, значимым; то, что для взросло­го обыденно и не заслуживает внимания, у ребенка может оставить яркое впечатление, может оказать существенное влияние на формирование его эмоциональной сферы. Ре­бенок чутко воспринимает психологическую ситуацию в семье, чутко относится к окружающему, часто радуется и часто огорчается. Он умеет чужую радость и чужую боль воспринимать как свою собственную. Он умеет сочувство­вать, умеет жалеть. И эту впечатлительность, эту, к со­жалению, угасающую с годами свежесть чувств в ребенке надо поддерживать и не подавлять ее грубым вмешатель­ством в легко уязвимый хрустальный эмоциональный мир ребенка.

На детскую душу влияет малейшая, казалось бы, ме­лочь. Поэтому родителям надо остерегаться при детях быть самим безнравственными, раздражительными, ссориться, ругаться, сплетничать. Если родители поступают вразрез со своими словами, ребенок это замечает и теряет доверие к правильности их наставлений. И в дальнейшем у него остается в памяти представление о том, что их слова, их отношение к нему могут быть неискренними и, по сути дела, лживым. И когда он подрастает, ищет правду не в своем доме, а за его порогом, и при этом попадает в сферу влияния подчас посторонних людей, которые могут стать


----------------------------------------------------------------------- ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

для него «авторитетами». И тогда он начнет подражать им, брать с них пример, а может, и действовать по их указке, а действия эти окажутся для родителей непредсказуемыми.

Родители должны осознавать, что впечатления детских лет оставляют незабываемый след, что именно в детские годы формируется фундамент души, совести и моральной силы.

 

На детскую душу влияет малейшая мелочь, поэтому родителям надо остерегаться при детях быть без­нравственными, раздражительными, ссориться, ру­гаться, сплетничать.

Вредно влияет на состояние эмоциональной сферы ре­бенка запугивание чем бы то ни было, начиная от «дяди», который, если будешь плакать, «заберет тебя в мешок», и кончая побоями. Запугивание детей приводит к тому, что у них развиваются неуверенность в себе, страхи, а это ведет к развитию у ребенка повышенной мнительности, робости, трусости, а иногда и злобы, мешает формированию у него веры в свои силы и возможности. В связи с этим чуть ли не каждая житейская сложность воспринимается ребен­ком как событие, грозящее трагическими последствиями. В результате любое, даже вполне преодолимое жизненное препятствие, превращается для него в проблему, которую он считает для себя непосильной. При этом, вместо того чтобы предпринять необходимые меры для ее решения, он остается бездеятельным, пассивным или же под влиянием бурных отрицательных эмоций совершает неадекватные, бессмысленные, нелепые поступки.

Неуверенный в себе, робкий, пугливый ребенок плохо приспособлен к жизни, он часто чувствует себя беспомощ­ным. Это способствует формированию у него сознания собственной неполноценности, и он легко попадает под влияние окружающих людей. При этом находит среди них, чаще среди своих сверстников или более старших по воз­расту, «для себя авторитеты», пытается им подражать, их копировать, им подчиняться.


«5

ЭМОЦИИ НА 100%

Запугивание детей приводит к тому, что у них разви­ваются неуверенность в себе, страхи, а это ведет к развитию у ребенка повышенной мнительности, ро­бости, трусости, иногда и злобы, мешает формирова­нию веры в свои силы и возможности.

Ребенка с раннего возраста следует приучать к мысли о необходимости выполнять определенные обязанности в пределах его возможностей, следует воспитывать в нем по­ложительное отношение к труду и к плодам человеческого труда.

Устойчивости эмоциональной сферы ребенка способ­ствуют физические упражнения и закаливание. Только всестороннее развитие детей может обеспечить их физиче­ское и душевное здоровье. Об этом знали еще в глубокой древности. Лукиан так описывает школьный день афин­ского мальчика: «После усидчивых умственных занятий он упражняет свободными развлечениями свое тело, ездит верхом или упражняется в метании дротика и копья. За­тем — школа борьбы... труд на полуденном солнце, напря­женная работа в состязаниях, выполняемых по определен­ным правилам. После этого — купание...»

Рано вовлекаются в трудовой процесс и дети племен, сохранивших первобытный образ жизни. Н.Н. Миклухо-Маклай рассказал о том, как трудятся папуасы: «...двое или трое мужчин становятся в ряд, глубоко втыкая заостренные колья в землю... За мужчинами следуют женщины, которые ползут на коленях и измельчают комья земли. За ними сле­дуют дети различного возраста, которые перетирают зем­лю руками». В кабардинских семьях пятилетние дети уже учатся владеть конем. К восьми годам сыновья южноаме­риканских аборигенов-аракуанцев владеют всеми видами известного их отцам оружия. Рано приучали к труду детей и в русских деревнях. Помогая родителям, они постепенно усваивают все виды выполняемой ими работы. В наши дни в нашем обществе необходимость трудового воспитания и физического закаливания детей не потеряли своей актуаль­ности.


----------------------------------------------------------------------- ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

По мере взросления нового человека надо знакомить его с трудностями, учить не пасовать перед ними, встречать спокойно любые препятствия и смело идти на их преодоле­ние. В процессе воспитания и обучения необходимо посте­пенно расширять запас знаний подростка, его информиро­ванность, воспитывать в нем уважение к труду, стремление быть полезным обществу, понимать, что только знания и труд могут обеспечить в последующем их благосостояние и возможности выполнения своих желаний.

К сожалению, эти, казалось бы, неоспоримые положе­ния оказываются доступны пониманию не всех родителей. Когда-то в дворянских семьях растили детей, надеясь, что ожидающее их наследство обеспечит им возможность всю жизнь «срывать цветы удовольствия». Теперь некоторые мамы тоже всячески оберегают своих детей от каких бы то ни было столкновений с трудностями жизни, объясняя это тем, что «мы жили трудно, так пусть же они поживут без труда». Сами они расценивают такое отношение к детям как проявление своей любви к ним. Но, как говорил А.М. Горь­кий: «Любить детей и курица умеет. Надо не только любить их, но и воспитать сознательными, полезными членами на­шего общества». Еще сильнее высказывался по тому же по­воду педагог А. С. Макаренко: «Нам не нужны люди, воспи­танные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением... За неимением других самодуров и поработителей эти матери сами их изготов­ляют из собственных детей». Родительская любовь должна быть взыскательной и требовательной, без слезливой сен­тиментальности, без христианского всепрощения. Ребенок с ранних лет должен приучаться соразмерять свои желания, свои требования с реальными возможностями, тогда его не будет выводить из себя невыполнение родителями и окру­жающими людьми его малейших прихотей, тогда ему не будут свойственны безобразные аффективные состояния, делающие его похожим на капризного, избалованного па-нича из повести А.И. Куприна «Белый пудель».

Глубоко прав был Ф.Э. Дзержинский, который писал жене следующее: «...Любовь к ребенку, как и всякая вели­кая любовь, становится творческой и может дать ребенку


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

прочное истинное счастье, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Лю­бовь, которая обращена лишь к одному лицу и которая ис­черпывает в нем всю радость жизни, превращая все осталь­ное лишь в тяжесть и муку, — такая любовь несет в себе яд для обоих...»

Заботясь об интеллектуальном, физическом и трудовом воспитании детей, нельзя подавлять в них свойственной детям эмоциональности. Марк Фабий Квинтилиан в свя­зи с этим говорил так: «Я не осуждаю детских игр. Они свидетельствуют о живости детей, и я не могу надеяться, что печальный или всегда угрюмый ребенок, вялый даже в играх, свойственных его возрасту, будет усердно заниматься науками». Большое значение умению педагога воздейство­вать на чувства детей, умению в процессе преподавания увлечь ребят так, чтобы учение было для них заниматель­ным, интересным, радостным, придавал К.Д. Ушинский. Н.К. Крупская считала необходимым в воспитательной и преподавательской работе давать детям «эмоциональную зарядку».

ф

Ребенок с ранних лет должен приучаться соразмерять свои желания, свои требования с реальными возмож­ностями, тогда его не будет выводить из себя невы­полнение родителями и окружающими людьми его малейших прихотей, тогда ему не будут свойственны безобразные аффективные состояния.

Воспитание эмоционального аппарата не заканчивается в период детства. По сути дела, оно должно продолжать­ся всю жизнь. Взрослый человек представляет собой такой же объект для воспитания, как и ребенок, хотя, возможно, воспитание взрослого является еще более сложной задачей и, по-видимому, также должно вестись по пути увеличения информированности о способах удовлетворения потреб­ностей, по пути постоянного накопления опыта, который может быть полезен в жизни. Опыт, привычка снижают отрицательное влияние внешних воздействий на эмоцио­нальную сферу человека.


----------------------------------------------------------------------- ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

Опыт, приобретенный в процессе обучения и воспита­ния, позволяет преодолевать сложности, которые возника­ют при решении стоящих перед человеком жизненных за­дач. При этом немалое значение может иметь и самовоспи­тание. И. Гёте в молодости крайне раздражал шум. Для того чтобы справиться с этой «слабостью», он заставлял себя привыкнуть к шуму и грохоту. С этой целью будущий поэт и философ при случае пристраивался к проходящей воин­ской части и принуждал себя пройти вместе с ней под гро­хот барабанов через весь город. Для того чтобы преодолеть страх, испытываемый им на высоте, он поднимался на ко­локольню и подолгу там находился. Результат был налицо: выдержка, спокойствие Гёте поражали его современников.

Опыт, накопленный в процессе воспитания и обучения, общения с людьми и преодоления жизненных трудностей, пережитые в прошлом взлеты и падения, радости и беды помогают человеку трезво, объективно оценивать обстанов­ку, свои способности и возможности, собственное место в жизни. Жизнь, сопряженная с преодолением трудностей, может закалить человека, особенно если он подготовлен к этому в процессе воспитания.

Лишь тот себя оценит и поймет, Поймет свой долг и жизни назначенье, Кто скорбный путь страдания пройдет: Тогда лишь в нас не суетны желанья, И мысль ясна и воли власть сильна, Когда душа в святом огне страданья — В горниле бед и мук — закалена.

А. Мюссе

Человек, имеющий жизненный опыт, знающий и хоро­шее, и плохое, не будет предъявлять завышенных требо­ваний к окружающим людям и к жизни, не будет огор­чаться тем, что не свершилось желаемое, но невозможное, не будет слишком гневлив, чрезмерно вспыльчив. Недаром люди, познавшие жизнь, пережившие настоящие трудно­сти и настоящие опасности, обычно не склонны к повы­шенной эмоциональности. Они проявляют большую сдер­жанность, большую выдержку, большую волю, чем всту-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

пающие в жизнь молодые люди, которые нередко бывают чрезмерно капризны, требовательны и в то же время не умеют адекватно вести себя в сложной обстановке, не мо­гут дать правильную оценку собственным поступкам.

Правильной оценке своей деятельности и значимости собственной личности для общества способствуют всесто­роннее развитие человека, его творческих способностей и дарований, широта его кругозора, объем нравственных, этических и эстетических потребностей. В связи с этим нельзя согласиться с людьми, которые говорят: «Зачем хи­мику Гамлет, физику — Дон-Жуан, ботанику — обществен­ная деятельность, математику — история, астроному — ис­кусство?» Недаром таких узких специалистов А.И. Герцен называл жертвами разделения труда, а К. Маркс порождае­мую узкой специализацией ограниченность именовал «про­фессиональным идиотизмом».

Широта кругозора способствует развитию внутренней дисциплины, силы воли, делает нервную систему более стойкой к воздействию неблагоприятных внешних факто­ров. Она содействует возможности верно оценивать обста­новку и правильно на нее реагировать, не допускать у себя неадекватных эмоциональных реакций, не давать мрачным мыслям занимать передний план своего сознания, сохра­нять спокойствие и оптимизм даже в самой сложной и опасной обстановке.

Итак, для поддержания нормальной деятельности эмо­ционального аппарата необходимо обеспечить человека максимальным запасом информации и опыта, позволяю­щим решать жизненные задачи и добиваться поставленной цели без избыточного аккомпанемента отрицательных эмо­ций, создающих в мозгу застойные патологические очаги и ведущие к развитию различных нейрогенных заболеваний.

Когда говорят о самовоспитании «эмоциональной сфе­ры», следует прежде всего иметь в виду необходимость принять посильные меры для предотвращения развития у себя избыточных эмоциональных реакций, неадекватных значимости обусловливающих их ситуаций. Не секрет, что мы нередко огорчаемся, расстраиваемся, сердимся, злимся по совершенно мелочным поводам, а если попытаемся их


----------------------------------------------------------------------- ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

чуть-чуть осмыслить, то часто и сами убеждаемся в том, что они не стоят выеденного яйца. Если бы каждый человек приучил себя осмысленно относиться к собственному по­ведению, то можно было бы избежать многих конфликтных ситуаций, которые портят настроение не только их участ­никам, но подчас и многим невольным свидетелям. Вам наступили на ногу в переполненном в часы пик троллей­бусе, вы можете на это отреагировать возмущением, него­дованием, злостью, можете даже учинить скандал. Но, если вы подумаете, почему же вам наступили на ногу, то пойме­те, что сделано это наверняка не нарочно, а произошло по­тому, что в троллейбусе тесно, что водитель был вынужден неожиданно затормозить и в связи с этим ваш сосед не­вольно, по инерции, сместился, так как не мог удержаться на одном месте. И тогда вряд ли вас охватит возмущение, негодование, а следовательно, не возникнет оснований к вашей гневной эмоциональной реакции и, тем более, к ее внешним проявлениям.

Ф

Широта кругозора способствует развитию внутренней дисциплины, силы воли, делает нервную систему бо­лее стойкой.

Причиной конфликтов, аналогичных приведенной си­туации в троллейбусе, может быть излишняя вспыльчи­вость, наличие которой как раз часто и является дефектом воспитания. Вспыльчивость можно подавить, уравновесив свое плохое настроение голосом рассудка. Если же это не удается, то существуют апробированные жизнью простые способы, с помощью которых можно отвлечься, переклю­читься и благодаря этому не дать нежелательным эмоциям завладеть собой. Среди способов такого рода есть очень простые, такие, как счет про себя до десяти и обратно, про­ведение раз десять кончиком языка по внутренней стороне десны верхней челюсти и т.п.

Надо сказать, что к бурным эмоциональным реакциям, к вспыльчивости некоторые люди имеют определенную предрасположенность. Это обычно индивидуумы, имею­щие холерический темперамент, быстро и энергично реаги-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

рующие на разнообразные внешние раздражители. Но даже при самых неблагоприятных врожденных задатках путем воспитания и самовоспитания можно и должно достичь определенной сдержанности, позволяющей предотвратить эмоциональные взрывы, особенно бурные эмоциональные реакции по пустякам.

Ф

«...Когда я вижу, как многие портят себе жизнь про­сто из-за пустяков, абсолютно без всяких оснований, то я считаю себя счастливым, что я сохранил неиз­менную бодрость духа и умею смеяться над всякой ерундой».

Ф. ЭНГЕЛЬС

Избыточность эмоциональных реакций может быть про­явлением болезненного состояния и, в частности, невроза, но и человек, больной неврозом, тоже должен приучать себя осмысленно относиться к происходящему вокруг и стремиться к адекватной оценке окружающей действитель­ности, а следовательно, и к адекватности своих ответных реакций. И невротик в большинстве случаев при желании может отучить себя от взрывных эмоциональных реакций, если, конечно, он понимает их вред для собственного здо­ровья и их, если так можно выразиться, социальный вред. Кстати, стремление контролировать свое отношение к окружающему, правильно оценивать события, влияющие на эмоциональное состояние, для больных неврозами име­ет и определенное лечебное значение.

Если человек не пытается сдерживать внешние прояв­ления своего эмоционального состояния, а целиком «от­дается» во власть эмоций, вспыльчивость становится по­стоянной спутницей его жизни и превращается в дурную привычку, которая со временем может сделать его букваль­но невыносимым в любом человеческом коллективе. Да и сам он будет страдать и от стыда за свою несдержанность, и от недоброжелательного отношения к нему в связи с этим окружающих людей. В гневе человек, не считающий нуж­ным контролировать свои эмоции, «взвинчивает» себя, и тем самым увеличивает время действия и силу избыточ-


----------------------------------------------------------------------- ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ------------------------------------------------------- *—ЗЭ*

ных отрицательных эмоций и соответствующих им сдвигов со стороны вегетативной нервной и эндокринной систем. В итоге все это плохо влияет на его собственное здоровье и трудоспособность. А так как эмоции могут передаваться окружающим, то вспыльчивость одного человека обычно отрицательно сказывается на здоровье и продуктивности труда многих людей.

Воспитанию способности сдерживать эмоциональные реакции и при этом осознавать ее полезность, серьезное внимание уделялось уже в Древнем Риме. Философ-стоик Эпиктет в моральной проповеди, записанной его учени­ком Аррианом, высказался по этому поводу таким образом: «Когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, — ты подкладываешь дров в огонь... А потому, если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке нарастать... Прими также в соображение то удовольствие, которое будешь испыты­вать, если воздержишься. Помни и то, что трудно будет воздержаться, если однажды переступил меру. Но если ты будешь уступать... и уверять себя, что ты победишь завтра, а завтра скажешь то же самое, то ты этим доведешь себя до такой слабости... что на будущее время перестанешь даже замечать свои ошибки, а если и заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание...»

Действительно, возможность контролировать свое от­ношение к происходящему и тем самым воздействовать на собственное эмоциональное состояние, а следовательно, и на его внешние проявления, имеется у каждого человека, и в том числе у большинства больных неврозами. Поэто­му излишне эмоциональные реакции, которые некоторые даже склонны считать своим достоинством, на самом деле часто являются распущенностью, обусловленной дефекта­ми воспитания, низкой сознательностью и слабой волей. При этом обращает на себя внимание, что такие люди за­частую бывают несдержанными по пустякам в семье и с подчиненными на службе, но со своими начальниками они всегда ведут себя весьма вежливо, а иногда и подобостраст­но, а к их бестактным поступкам в свой адрес, как правило, проявляют поразительную лояльность.


ЭМОЦИИ НА 100%

v^

Глава 11 БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ

Бояться нужно лишь того, в чем вред Для ближнего таится сокровенный; Иного, что страшило бы, и нет.

ДАНТЕ

К сожалению, не изжиты подрывающие здоровье и от­равляющие жизнь бестактность, грубость, хулиганство, бюрократизм. Не всегда дома, на службе, на улице мы проявляем друг к другу достаточное внимание, не всегда понимаем, а иногда и не считаем нужным понять психоло­гическое состояние окружающих. Еще не изжиты и случаи незаслуженного обвинения, несправедливости, бездушия, оскорбительного отношения, ущемления интересов, уни­жения чувства человеческого достоинства. Это плохо влия­ет на характер «психологического климата» в человеческих коллективах, ведет к конфликтным ситуациям, вызывает и поддерживает у нас отрицательные эмоции, которые по типу цепной реакции могут передаваться от человека к че­ловеку. В результате снижается трудоспособность людей, подтачивается их здоровье; иногда же последствия плохих человеческих взаимоотношений могут приобретать и тра­гический характер. Здесь уместно вспомнить короткое сти­хотворение А.Я. Маркова «Обида», рассказывающее о жиз­ненном финале одной из жертв человеческой черствости:

Жаль, что вы не видели,

Как его обидели!

С беспокойной раной

Брел он в дождь, как пьяный.

А теперь непрошено

На могилу брошено

Столько роз и лилий!

Столько слез пролили!

Почему ж немыслимо

Дать цветы при жизни нам —

Часть бы этих лилий?

Мы б еще пожили...


------------------------------------------------- БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ ----------------------------------------- С^ЙК

Человек — существо общественное. Естественно, поэто­му отношение окружающих для него имеет исключительно большое значение. Человек чутко реагирует и на хорошее, и на плохое. Его ранит не только физическое воздействие. Душевные раны, наносимые окружающими, могут оказать­ся несравненно тяжелее физических. «Человек удивительно защищен от жары, против сильного холода, против микро­бов, но он остается беззащитным против жестокости, за­висти, против глупости людей», — писал врач Залманов в книге «Тайная мудрость человеческого организма».

 

«Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений».

АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

В зависимости от ряда обстоятельств фактор, травми­рующий психику человека, по характеру и выраженности может варьировать в широких пределах и порой, как гово­рит героиня пьесы А.Н. Островского Вишневская, «глупый попрек тяжелее всякой обиды». Любое посягательство на человеческое достоинство способно испортить настроение и вызвать различные отрицательные эмоции — от чувства досады до негодования — и может стать причиной депрес­сии или аффекта.

Наше настроение во многом зависит от настроения окру­жающих, от их эмоциональных реакций, от их отношения к нам, проявляющегося в словах, в мимике, в поступках. Общаясь с людьми, мы невольно «заражаемся» их оптимиз­мом или унынием. «Улыбка друзей — твое счастье», — гла­сит японская пословица. И надо сказать, что приветливая улыбка приятна не только на устах наших личных друзей. Мы рады видеть ее всегда и у всех, с кем нам приходится сталкиваться в течение дня, и особенно, конечно, у людей, работающих в сфере обслуживания. В связи с этим совет­ский экономист В.И. Терещенко пишет, что в США слово «смайл» (улыбайтесь) можно прочесть «на табличках в ма­газинах, конторах, банках, на вокзалах, на почте, во всех тех местах, где имеется традиционный прилавок или окош-


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: