Болезни на «нервной почве» 5 страница

О. ГЕНРИ,

«Справочник Гименея»

Примером того, к каким последствиям ведет пренебре­жительное отношение к психологии людей при формирова­нии коллектива с целью совместного выполнения сложной задачи, может быть одна из попыток восхождения на высо­чайшую вершину мира Джомолунгму (Эверест), описанная в одной из газет аккредитованным в Лондоне журналистом А. Ефремовым. Начальник экспедиции Норман Диренфурт сумел привлечь выдающихся альпинистов из 12 стран, ко­торые должны были подняться на Джомолунгму по самому трудному, юго-западному ее склону. Но случайно оказав­шиеся вместе опытные горновосходители преследовали в основном эгоистические цели и не смогли составить еди­ной команды. С первых часов восхождения каждый из них старался максимально беречь собственные силы с тем, что­бы иметь возможность лично достичь вершины горы. А по­сле того как было обнаружено, что один из альпинистов идет с практически пустым рюкзаком, между участниками экспедиции обострилось недоверие, недоброжелательность друг к другу и при этом резко пошатнулась дисциплина. В результате были нарушены элементарные правила аль­пинистской техники, и, лишенный поддержки напарника, один из участников экспедиции трагически погиб. После этого взаимное раздражение достигло своего апогея, не­сколько альпинистов, отказавшись от выполнения указа­ний начальника группы, дезертировали из лагеря. Экспе­диция распалась, и ее цель не была достигнута.


тз

БЕРЕГИТЕ ЛЮДЕЙ

Может быть, неудача покорителей Джомолунгмы словлена многонациональным составом экспедиции? Во­все нет. Многонациональный состав не препятствует спло­ченности коллектива, если его объединяют единство цели, дружба и умелое руководство. Подтверждает это положение успех экспедиций, возглавляемых знаменитым норвежским ученым Туром Хейердалом. Когда папирусная лодка «Ра» направлялась из Африки в Америку и ее терзал штормую­щий Атлантический океан, Тур Хейердал радировал о том, что одним из главных вопросов, позвавших отважных ис­следователей в путь, являлся вопрос о возможности «на­ладить в трудных, критических условиях сотрудничество многонациональной команды. С радостью сообщаю, — пе­редавал он, — что в этом смысле плавание принесло самые лучшие результаты. С первого дня наша семерка показала себя самой храброй и слаженной командой, какую только может себе пожелать руководитель экспедиции... Настрое­ние на борту великолепное, дружба и сотрудничество не могли бы быть лучше, даже если бы вся семерка представ­ляла одну нацию или одну семью...»

«Опыт трудных и утомительных дней, — писал в одной из своих статей Тур Хейердал, — убедил нас, что нацио­нальные, расовые и политические различия не могут пре­пятствовать подлинному плодотворному сотрудничеству, что, если народы объединят свои усилия на благо грядущих поколений, они могут сотворить чудеса для мира, которому угрожает беда».

Прекрасно сказано! И как это созвучно со словами при­зыва, вложенными американским поэтом Г. Лонгфелло в уста полулегендарного, умного и горячо любимого индей­цами вождя Гайавата, проявлявшего заботу о том, «чтоб народ его был счастлив, чтоб он шел к добру и правде»:

Ваша сила — лишь в согласье, А бессилие — в разладе. Примиритеся, о дети! Будьте братьями друг другу!


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

Глава 12 «ТРУД — ОТЕЦ СЧАСТЬЯ»

Лежит дорога к счастью через труд, Пути иные к счастью не ведут.

АБУ ШУКУР БАЛХИ, персидский поэт, Х век н.э.

У А.В. Луначарского есть статья об одном из крупней­ших художников Франции О. Ренуаре, названная им «Жи­вописец счастья». В ней говорится, что Ренуару «было при­суще внутреннее необыкновенное единство настроения; собственно говоря, ему всегда было присуще одно и то же настроение, но очень богатое. Это настроение было — сча­стье». Статья начинается так: «Ренуар дожил до глубокой старости. К семидесяти годам у Ренуара стал развиваться жестокий ревматизм рук, который постепенно превратил их во что-то вроде крючьев или птичьих лап. Ежедневно, почти до самого дня смерти, прославленный художник са­дился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой по­могать правой, и говорил:

– Э-э... нет, ни одного дня без работы!

– Почему вы так настойчивы? — спросил его заезжий поклонник.

Весь поглощенный своим полотном, Ренуар ответил:

– Но ведь нет выше удовольствия! — И прибавил: — Потом это похоже на долг.

Тут восьмидесятилетний мастер глянул с улыбкой на спрашивающего и пояснил:

– А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, за­чем же ему жить?»

Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Ф. Энгельс). Следовательно, чтобы оставаться людьми, мы должны трудиться, так как в противном случае лишимся не только ставших нам совершенно необходимыми мате-172


т$

«ТРУД — ОТЕЦ СЧАСТЬЯ»

риальных благ, но и главного жизненного стимула. необходим человеку для поддержания у него уверенности в том, что он полезен обществу, что он вносит свою посиль­ную лепту в общее дело, что он заслужил право пользовать­ся созданными коллективным трудом многих человеческих поколений условиями существования, для того, наконец чтобы иметь материальный достаток и обеспечивать таким образом себя и свою семью, а если позволят средства и воз­никнет желание — оказывать благотворительную помощь нуждающимся.

Генрих Гейне писал, что «не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем. На лице бездельника вы всегда найдете следы неудовольствия и апатии». Если же человек работает и при этом осознает, что его работа приносит пользу, то это осознание обеспе­чивает у него положительное отношение к процессу труда и заинтересованность в его продуктивности. Такая рабо­та выполняется с желанием и любовью, она не тяготит, и трудоспособность человека, занимающегося ею, обычно достаточно велика. Лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов по этому поводу говорит следующее: «Мно­гие опасаются того, что большие умственные перегрузки, в частности, у ученых, легко приводят ко всякого рода рас­стройствам. Но когда ученый занимается страстно люби­мым делом, предел нагрузки бывает необычайно высоким без всяких вредных последствий. Наоборот, при занятии делом, которое не приносит удовлетворения, такой предел очень низок. Это — поразительное устройство организма».

 

«Не занятый делом человек никогда не может насла­диться полным счастьем. На лице бездельника вы всегда найдете следы неудовольствия и апатии».

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ

«Труд — отец счастья» (В. Франклин), но счастье может составить лишь та работа, которая интересна, которую по-настоящему любишь, которая выполняется с удовольствием и с ясным пониманием ее полезности. Если же уверенность


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

в полезности выполняемой работы поколебалась, это, как правило, отрицательно влияет на настроение, желание про­должать такую работу угасает. «Тоска, тоска грызущая за­владела мной, — читаем мы в одном из писем И.И. Левита­на. — Ничего почти не работаю, недовольство старой фор­мой — так сказать — старым художественным пониманием вещей (я говорю о смысле живописи), отсутствием новых точек отправления заставляет меня чрезвычайно страдать».

Удовольствие доставляет обычно та работа, которая ла­дится. В большинстве случаев, пожалуй, ценятся не уси­лия, из которых складывается любой трудовой процесс, а результаты, полученные с его помощью, причем не только конечные, но и промежуточные. В процессе любого успеш­ного, «спорящегося» труда человек одерживает последова­тельный ряд маленьких промежуточных побед, каждая из которых поддерживает положительный, стеничный эмоци­ональный тонус, являясь очередным стимулом к продолже­нию труда, к достижению его конечной цели.

Правильно избранная профессия — залог оптимизации эмоционального отношения к выполняемому труду. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» (К.Д. Ушинский). Вот почему на определенном этапе жизни молодого человека приоб­ретает особое значение так называемая профессиональная ориентация, основной задачей которой является обеспече­ние возможности выбора профессии, которая соответство­вала бы его складу личности, его физическим и духовным потребностям, его интересам. К тому же желательно, что­бы избираемая профессия могла обеспечить достаточный заработок и моральное удовлетворение, основой которого может быть ощущение полезности выполняемой работы.

Понятно, что большее удовлетворение от работы полу­чает человек, хорошо освоивший свою профессию. «Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, — говорил физиолог Н.Е. Введенский, — сколько от того, что плохо работают». Лишь знания и умение хорошо работать могут обеспечить успех любого труда, а, следовательно, и вызывать сопровождающие его желательные положительные эмоции. Поэтому каждый должен стремиться в совершен-


"*3

«ТРУД — ОТЕЦ СЧАСТЬЯ»

стве владеть своей профессией, постоянно пополняя зна­ния, накапливая опыт и улучшая результаты своего труда.

Если труд может тонизировать человека и создавать у него хорошее настроение, то хорошее настроение, в свою очередь, позволяет выполнять работу лучше, доброкачест­веннее, быстрее.

ф

Удовольствие доставляет обычно та работа, которая ладится.

Особенно значительно влияние настроения на произво­дительность умственного, творческого труда. Хорошее на­строение вдохновляет, будит мысль, делает труд оптималь­но продуктивным. Один из передовых мыслителей XVIII в. Дени Дидро писал: «Вдохновение охватывает наш ум, тре­вожит, преследует разум. Воображение искрится, стра­сти разгораются. В душе человека чередуются удивление умиление, возмущение... Без вдохновения истинная мысль или совсем не возникает, или же случайным образом воз­никшая мысль не создает условий для развития истинной мысли».

Нужное для работы, вдохновляющее на труд настроение очень важно в деятельности поэта или писателя, компо­зитора или артиста. Э. Хемингуэй в «Празднике, который всегда с тобой» рассказывал: «В иные дни все шло хоро­шо и удавалось написать так, что ты видел этот край, мог пройти через сосновый лес и просеку, а оттуда подняться на обрыв и окинуть взглядом холмы за излучиной озера. Но случались и дни, когда работа не ладилась. Значит, удача ушла от тебя, и ты закрывал блокнот. Это худшее из всего, что могло случиться». Алексей Толстой ту же мысль выра­зил кратко: «Если накатит, тогда я пишу быстро, ну, а если не накатит, тогда надо бросать». Тягостные периоды от­сутствия настроенности на работу были знакомы и такому чародею слова, как А.С. Пушкин:

Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет... Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

Стих вяло тянется, холодный и туманный. Усталый, с лирою я прекращаю спор...

Но далеко не все писатели и поэты, и тем более ученые, считают для себя возможным выжидать оптимальное для работы настроение, ибо ждать его приходится подчас долго. Так, Стендаль как-то признался, что у него на ожидание вдохновения ушло десять лет жизни, которые он называет «глупо потраченными». Зато Э. Золя не ждал вдохновения. Он писал: «У меня есть положенные часы: утром я сажусь к столу, точно купец к конторке, пишу потихоньку, средним числом страницы по три в день». Аналогичной системы ор­ганизации своего рабочего дня придерживались И.С. Турге­нев, Г. Флобер, А. Франс, Л.Н. Толстой. Они исходили из принципа, хорошо сформулированного П.И. Чайковским: «Вдохновенье — это гостья, которая не любит посещать ле­нивых. Она является к тем, кто призывает ее».

Социологи провели интересные исследования по изуче­нию факторов положительно или отрицательно влияющих на эффективность труда на производстве. При этом было установлено, что настроение работающего может оказывать большое влияние на производительность трудового процес­са. Так, экономист Т.Н. Павлова выявила, что если при хорошем настроении рабочий расходует на определенную производственную операцию от 1,5 до 2,5 минуты, то при наличии неприятных личных переживаний на выполнение той же операции им затрачивается в среднем 3,3 минуты.

Недавно проведенные в США исследования по соци­альной психологии показали, что производительность тру­да повышают: хорошее настроение работника — на 0,9 %, хорошие отношения в его семье — на 0,5 %, хорошие от­ношения в коллективе — на 1,9 %. Напротив, плохое на­строение работника снижает производительность труда на 1,2 %. В поточном и конвейерном производстве, где люди наиболее взаимосвязаны, плохое настроение одного работ­ника понижает производительность труда всего участка на 0,8 %.

Чтобы повысить производительность труда, во многих экономически развитых странах стали разрабатывать мето-176


тз

«ТРУД — ОТЕЦ СЧАСТЬЯ»

ды воздействия на настроение рабочих и служащих, спечивающие оптимизацию их эмоционального состояния. Так, в Италии на одном из заводов автомобильной фирмы «Фиат» опросили каждого работника: что и кто на пред­приятии вызывает у него раздражение. Затем постарались устранить все, что портило настроение людям. Кроме того, ввели дополнительные перерывы для отдыха, бесплатное питание во время работы, стандартную спецодежду заме­нили светлыми элегантными костюмами. Казалось, пред­приятие ввело себя в большие расходы, однако через год выяснилось, что принятые меры обеспечили увеличение производительности труда рабочих, и обусловленные этим прибыли в четыре раза превысили, как некоторым каза­лось, непроизводительные затраты. Было установлено, что иногда оказывается экономически выгодно отдельных ра­ботников, находящихся в плохом настроении, просто не допускать до работы и принять меры, связанные с матери­альными расходами, направленные на улучшение их эмо­ционального состояния.

 

Одна из причин, обуславливающих у человека хрони­ческое стрессовое состояние, что ведет к истощению защитных сил и возникновению болезненных явле­ний, — перегрузки на работе.

В Японии, где эксплуатация принимает подчас особо изощренные формы, разработали, в частности, такой весь­ма дешевый способ снятия эмоционального напряжения, развивающегося у людей, длительно выполняющих интен­сивную работу. В цехах периодически на пару минут вклю­чается магнитофонная запись заразительного смеха, пере­ходящего в гомерический хохот. Это нарушает монотон­ность производственной обстановки, тонизирует рабочих, вызывает активизацию их труда...

Улучшение условий труда, ограничение рабочего дня, забота о бытовых условиях, об отдыхе, о возможностях культурно проводить досуг, занятия физкультурой и спор-177


r^

ЭМОЦИИ НА 100%

том, различные моральные стимулы обеспечивают опти­мизацию эмоционального состояния людей и, в конечном счете, способствуют укреплению экономической базы го­сударства.

Одна из причин, обуславливающих у человека хрониче­ское стрессовое состояние, ведущее к истощению защитных сил и возникновению болезненных явлений, — перегрузки на работе. Они могут быть вызваны тем, что работающий сам стремится «объять необъятное», сделать больше, чем может, или же тем, что к нему систематически предъявля­ются требования, превышающие его возможности. Важна ритмичность работы, плановость ее, создание определен­ного стереотипа, чередования напряженной работы с пе­риодами отдыха. Все факторы, ведущие к дезорганизации трудового процесса, могут стать причиной стрессовых со­стояний. А как пишет профессор Института социальных исследований при Мичиганском университете Френч, «стрессы, вызываемые работой, могут представлять серьез­ную опасность для физического и психического благопо­лучия членов общества. Когда человек умирает или теряет трудоспособность в результате инфаркта, возможно, орга­низация, в которой он работал, виновата в этом не меньше, чем он сам и его семья».

Эмоциональное состояние людей, работающих на про­изводстве, во многом зависит от того, какие отношения сложились между ними. Нередко «эмоциональный климат» в коллективе портят необоснованное недоверие, грубость, склока, недобросовестное отношение к делу отдельных со­трудников.

Одной из причин служебных конфликтов является несо­ответствие, а то и противоречие распоряжений, идущих из разных инстанций, расположенных выше по иерархической лестнице, неритмичность в работе, авралы, а также «разно­сы», которые нередко считает нужным учинять начальство иногда по делу, а иногда и просто так, чтобы подчиненные «не забывались».

Оказавшийся в трудовом коллективе невоспитанный и лишенный природного чувства такта человек, особен­но если он к тому же занимает руководящее положение,


-------------------------------------------------------------------- «ТРУД - ОТЕЦ СЧАСТЬЯ» ---------------------------------------------------- *—ЗЭ*

может причинить людям много неприятностей. Своим по­ведением, основанным на неуважении к людям, он спо­собствует созданию на предприятии или в учреждении тя­желой, напряженной обстановки, ведущей к хроническому эмоциональному перенапряжению многих сотрудников. Это со временем отрицательно влияет на их здоровье и, не­сомненно, сказывается на эффективности их работы. Сле­довательно, гуманность, корректность, такт в общении с людьми и тем более с людьми, подчиненными по службе (конечно, в сочетании с необходимой требовательностью), должны быть неотъемлемым качеством каждого человека, и особенно человека, который наделен правом руководить другими людьми.

 

Эмоциональное состояние людей, работающих в кол­лективах, во многом зависит от того, какие отноше­ния сложились между ними.

Уважения людей нельзя достичь ни голым администри­рованием, ни чиновничье-бюрократическим отношением к ним. Совершенно неверным является распространенное выражение: «Уважают того, кого боятся». Жесткое, фор­мальное отношение руководителя к подчиненным обычно подрывает его авторитет и отрицательно сказывается на ра­боте подчиненных, так как портит им настроение и этим душит свойственное многим стремление внести свою лепту в совершенствование производства, стремление к созданию нового, к рационализации и изобретательству, к достиже­нию высоких показателей труда. Когда люди не слышат о себе и о своей работе доброго слова, нельзя ожидать благо­приятных результатов работы.

Ф

Оказавшийся в трудовом коллективе невоспитанный и лишенный природного чувства такта человек, осо­бенно если он занимает руководящее положение, мо­жет причинить много неприятностей.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Американские социологи, рассказывает журналист В. Ольшанский, на основании тщательного изучения «пси­хологического климата» на производстве и его зависимо­сти от разнообразных, подчас подспудных факторов, дают владельцам промышленных предприятий немало дельных советов. Они обращают внимание, в частности, на важ­ность хороших взаимоотношений между рабочим и его непосредственным служебным начальником (мастером), основанных на уважении и доверии. В связи с этим они рекомендуют назначать мастера не из лиц, выслуживаю­щихся перед дирекцией и враждебных коллективу, а из тех, кто пользуется всеобщим уважением, проявляя максимум лояльности к коллективу и его традициям. Они указыва­ют на то, что фаворитизм и несправедливость порождают общее недовольство, рекомендуют избегать их и, уж по крайней мере, их не демонстрировать. Они считают, что у руководителя помимо квалификации должны быть такие качества, как «опыт, сходство в образе поведения с под­чиненными, беспристрастность, уважение к человеческой природе». Они советуют, чтобы каждый руководитель про­шел специальное обучение, в процессе которого научился бы правильно относиться к людям, отдавать приказы и ис­правлять ошибки подчиненных, щадя при этом их самолю­бие, создавать «хороший тон» в цехе, на строительной пло­щадке, в учреждении, быть «дружественным начальником». Важно, чтобы руководители производства и специалисты являлись примером добросовестного отношения к делу, отличались скромностью, критически оценивали достиг­нутое, ценили коллективный опыт, располагали к себе лю­дей и пользовались среди них уважением. Благоприятный психологический климат на заводе, фабрике, в учреждении имеет важное значение, так как он способствует поддержа­нию здоровья, их благополучия и условий жизни, достой­ных человека.


"*3

СПОРТ И ЭМОЦИИ

Глава 13 СПОРТ И ЭМОЦИИ

Выиграть поединок... — это пре­жде всего выиграть его психологи­чески.

ВЯЧЕСЛАВ СТАРШИНОВ

Спорт по своей природе эмоционален. Спортивное со­стязание — стрессовая ситуация. Она требует максималь­ного напряжения физических и духовных сил. Состязание спортсменов — это борьба, в ходе которой каждый стремит­ся доказать свое превосходство над соперниками и овеять славой знамя своего клуба, спортивного общества, своей страны.

Аплодисменты, рукопожатия, поцелуи, ступенька пьеде­стала победителей, цветы, приз, сверкающая медаль и, на­конец, поднимающийся под звуки Государственного гимна флаг Родины — это кульминация спортивной жизни, это радость, это восторг, это счастье.

 

Стремление ощутить приятное чувство победы над соперником — один из стимулов развития спорта.

Добиться победы на соревнованиях, особенно таких, как чемпионат мира или Олимпийские игры, почетно и ра­достно. Но этот почет, эта радость — плод таланта, титани­ческого труда, упорства и умения, которые обычно удается проявить сполна, если в нужный момент добиться такого эмоционального состояния, которое могло бы обеспечить высшую степень напряжения собственных сил и позволить максимально использовать все свое умение, все свои воз­можности в борьбе за достижение поставленной цели.

При нынешнем уровне развития спорта в нашей стра­не и за рубежом практически все те, кто добивается права участия в соревнованиях высшего ранга, и талантливы, и


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

трудолюбивы. Потенциальные возможности добиться успе­ха у них подчас приблизительно равны. В таких условиях уровень психологической подготовки спортсменов, умение в нужный момент преодолеть волнение и настроиться на победу приобретают особое значение.

Один из выдающихся мастеров отечественного хоккея Вячеслав Старшинов в своей книге «Я — центрфорвард» рассказал о том, насколько важно для достижения победы иметь перед состязанием боевое настроение и уметь под­держивать эмоциональный подъем в течение всей игры. В процессе матча необходимо понимать и эмоциональное состояние соперника, добиваться подчинения его эмоций своей воле. «Мое спокойствие, возможно, заставит его ошибаться. Иногда я вдруг улыбнусь ему, когда должен был рассердиться, или нарочно совершенно не среагирую на его излишнюю резкость. Подействует... Выиграть поединок в хоккее — это прежде всего выиграть его психологически». В связи с этим нередко в ходе состязания главной задачей тренера является не коррекция техники или тактики игры спортсменов, а поднятие у них настроения, «боевого духа». Если настроение спортсмена стенично, если в период вы­ступления он настроен на победу и сумел максимально мобилизовать все свои резервные возможности, он может выступить лучше, чем когда-либо раньше, побив при этом свои личные рекорды.

Каждому спортсмену, участвующему в соревновании, свойственно волнение, и это волнение может сопрово­ждаться вегетативно-эндокринными реакциями, определя­ющими максимальную готовность организма к повышен­ным физическим нагрузкам. Спортсмен тогда испытывает прилив сил, его охватывает нетерпение, при этом возника­ет страстное желание скорее вступить в спортивную борьбу. В таком случае волнение полезно. Если же оно оказывается чрезмерным, то происходит избыточный выброс в кровь определенных гормонов надпочечников, и это сказывается повышением общего напряжения, расстройством коорди­нации тонких движений, иногда дрожью («предстартовая лихорадка»). Последствия чрезмерного волнения перед со­стязанием могут быть весьма коварны, так как оно в той


------------------------------------------------- спорт И ЭМОЦИИ -------------------------------------- *—ЗЭ*

или иной степени истощает резервные возможности спор­тсмена, а следовательно, и снижает его шансы на успех. Особенно опасно, если перед стартом бурное до этого вол­нение сменяется апатией, чувством безразличия, общей вя­лости. В таком случае спортсмен «перегорел», и тогда он выступает обычно значительно ниже своих возможностей и, как правило, не может достичь желаемых результатов.

 

Спортсмен тогда испытывает прилив сил, его охваты­вает нетерпение, при этом возникает страстное жела­ние скорее вступить в спортивную борьбу.

Вопросом о том, каким образом возможно добиться у спортсмена нужного для победы эмоционального состоя­ния в период состязания, занимается получившая права гражданства и всеобщее признание спортивная психоло­гия. Эта молодая отрасль психологии уже имеет некоторые успехи, но пока что выдвигаемые ею положения во многом противоречивы, и потому на практике тренерам, а также появившимся не так давно в ведущих спортивных коман­дах психологам еще предстоит большая работа по их уточ­нению. В работе спортивного психолога пока что много субъективного, интуитивного; но высококвалифицирован­ный специалист, тонко понимающий психологию каждого спортсмена, характер его эмоциональных реакций, и сейчас уже приносит спорту большую пользу. Ее, правда, обычно бывает трудно измерить, но она приобретает подчас весьма существенное значение и является одним из главных усло­вий достижения спортивных побед.

Специалист по спортивной психологии должен уметь формировать настроение каждого спортсмена, учитывая при этом индивидуальные особенности его личности и пси­хологическую обстановку в спортивном коллективе, членом которого он является. Психолог должен изучать состояние эмоциональных реакций спортсмена в различных условиях, и в том числе в период стрессовых ситуаций; он должен об­ладать способностью предвидеть и предупреждать развитие у спортсменов нежелательных эмоций и возникновение в


sSCt--- 1 -------------------------------------- ЭМОЦИИ НА 100% -----------------------------------------------------

спортивном коллективе каких бы то ни было конфликтных ситуаций.

Среди проблем, которые оказались в поле зрения трене­ров и спортивных психологов, существенное место занима­ет «проблема чужого поля». Согласно данным спортивной статистики, в соревнованиях приблизительно равных по силе команд чаще побеждают «хозяева поля», т.е. те спор­тсмены и спортивные команды, которые выступают в сво­ем спортивном зале, на своем стадионе, в своем городе, в своей стране. Недаром говорят, что дома и стены помогают. На «своем поле» спортсмену помогают привычные условия быта, тренировок, выступления и, может быть, главное — поддержка зрителей, подбадривающих свою команду, своих фаворитов и этим создающих для спортсменов определен­ный психологический допинг.

Если же спортсмены выступают «в гостях», они оказы­ваются в непривычных условиях, которые начинают ска­зываться на эмоциональном состоянии спортсмена задолго до начала состязания. Спортсмену далеко не безразлична необходимость преодолеть перед соревнованием какой-то, иногда довольно длительный путь, что, как правило, бывает сопряжено с нарушением обычного режима, сложившегося стереотипа; ему не безразлично, в какой гостинице его по­местили, каково отношение к нему со стороны персонала гостиницы, местных жителей, какими оказались условия тренировки, высота над уровнем моря, погода, характер питания, возможность отдыха. Предварительная информа­ция обо всем этом у него обычно недостаточная, жизнь на новом месте полна неожиданностей, а это вызывает подспудную тревогу, нервирует его и отнюдь не помогает настроиться на боевой лад. Спортсменов могут волновать опасение опоздать на стадион или в спортивный зал, не­дружелюбные высказывания местной прессы, непредвиден­ная специфика местных условий. Все эти и многие другие факторы могут быть причиной «предстартовой лихорадки» и ее парализующего влияния на физические возможности спортсмена.

В результате нависающий над спортсменом задолго до начала соревнований дамоклов меч «чужого поля» в реша­ющий момент может преградить ему путь к победе. Поэто-


------------------------------------------------- спорт И ЭМОЦИИ -------------------------------------- *—ЗЭ*

му большинство тренеров, спортивных психологов, врачей и спортсменов всегда с опаской относятся к необходимости состязаться на «чужом поле», и нередко перед командой, выступающей «в гостях» (например, перед футбольной ко­мандой), тренеры ставят скромную задачу добиться ничьей, что определяет тактику выступления, обычно его защитный вариант, и во многом предрасполагает превосходство «хо­зяев поля».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: