Государственное регулирование рынка. Влияние фиксированных цен, налогов и дотаций

Методы государственного регулирования экономики: формирование подходящей инфраструктуры, благоприятного потребительского и инвестиционного климата, правовой базы. Основные инструменты государственного регулирования рынка:1) налоги - не ограничивают свободу действий экономических субъектов и не нарушают функционирование рыночных процессов, поэтому считаются наиболее цивилизованными; 2) дотации - отрицательные налоги. Устанавливаются в процентах к цене товара или в абсолютной сумме к единице товара. Дотации могут получать как производители, так и потребители. Если дотацию получают производители, кривая предложения смещается вправо вниз (уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объем продукции на рынке). Если дотацию получают потребители – кривая спроса сдвигается вправо вверх (увеличиваются цена и равновесный объем); 3) фиксированные цены (наиболее неэффективный метод, затрудняет действие рыночного механизма, модифицируя процесс достижения равновесного состояния). Способы: 1.Установление верхнего предела цен («потолок цены») - обычно вводится для поддержания малоимущих слоев населения на товары первой необходимости. Эта цена всегда меньше равновесного уровня и при ее введении на рынке образуется дефицит; 2. Установление нижнего предела цен («пол цены») - введение способствует повышению мотивации хозяйственной деятельности производителей и росту предложения товара. В условиях рынка такая цена всегда устанавливается выше равновесного уровня, что способствует перепроизводству, или формированию рыночного излишка.

Эластичность как инструмент экономического анализа. Эластичность спроса и предложения.

Эластичность – это выраженное в % изменение одной переменной в ответ на выраженное в % изменение другой переменной. Эластичность спроса по цене – это показатель процентного изменения объема спроса, вызванного 1-%-ным изменением цены товара при прочих неизменных условиях. Она равна отношению процентного изменения объема спроса и процентного изменения цены. Если больше 1, то спрос эластичен; если меньше 1, то неэластичен; если = 0, то абсолютно неэластичен; при стремлении к∞ - абсолютно эластичный спрос. Неэластичны товары первой необходимости, эластичны дорогие а/м, товары роскоши и т.д. Эластичность лекарств стремится к ∞. Зная характер эластичности на свой товар, фирма, повышая или понижая цену товара в определенных пределах может наращивать свою выручку. При эластичном спросе снижение цены значительно повышает объем покупок, спрос растет быстрее, чем падает цена и выручка предприятия растет. При возрастании цены объем покупок значительно сокращается и выручка предприятия падает. При неэластичном спросе при снижении цены темпы роста спроса будут меньше темпов снижения цены, что сократит выручку. При возрастании цены темп роста цены будет меньше темпов снижения спроса, поэтому выручка предприятия будет расти. Факторы, влияющие на эластичность спроса: 1. Степень необходимости данного блага. 2. Наличие товаров-заменителей. 3. Фактор времени. Эластичность предложения показывает на сколько % изменится объем предложения при изменении цены товара на 1% при прочих неизменных факторах. Она равна отношению процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены. Факторы, влияющие на эластичность предложения: 1. Наличие свободных произв-х мощностей; 2. Фактор времени.




double arrow
Сейчас читают про: