Определение финансовых результатов деятельности организации

Выручка организации

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации выражается в ее финансовых результатах.

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Он самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цены и учитывает выручку от реализации.

Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), по выручке от реализации определяют рейтинг субъекта хозяйствования.

Выручка от реализации – сумма денежных средств, полученных организацией за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги (10.1):

(10.1)

где – цена единицы продукции, руб.;

– количество реализованной продукции в физических

единицах (штуках, литрах и др.).

 

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает: выручку от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых фирмах; услуг по перевозке грузов и пассажиров в транспортных фирмах.

Организация может определять выручку от реализации по моменту отгрузки и по моменту поступления денежных средств на счета в банке или в кассу.

В экономической литературе выделяют следующие виды выручки.

1. Из выручки от реализации продукции (товаров, услуг) возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть выручки – это чистая продукция или валовой доход.

2. Кроме выручки от реализации продукции организация может получать выручку от прочей реализации (выбытие основных фондов, реализация материалов и т.д.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами).

3. Выручка общая определяется по формуле (10.2):

(10.2)

где – валовая выручка организации;

– выручка от внереализационных операций.

 

4. Валовая выручка рассчитывается как (10.3):

(10.3)

где. – выручка от реализации основной продукции;

– выручка от реализации прочей продукции;

– выручка от прочей реализации.

 

В объем реализации не включается стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот.

С экономической точки зрения, следует различать понятия «выручка от реализации» и «доход организации».

Доход организации – разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах и материальными затратами на производство и реализацию продукции, кроме заработной платы.

 

Прибыль организации

В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства организации. Реализация данной цели возможна только в том случае, если предприятие производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям рынка.

Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития организации. Когда затраты превышают выручку, предприятие получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки показывают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.

Прибыль (убыток) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затрат на производство и реализацию продукции (10.4):

(10.4)

где - прибыль организации;

- выручка организации;

- себестоимость организации.

 

Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).

На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относятся: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплата, уровень цен на реализуемую продукцию, организация производства и труда.

Практически вне сферы воздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и др.

В условиях рыночных отношений организация должна стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, но к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить ее выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.

Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции (работ, услуг).

Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции.

1. Результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности организации.

2. Инвестиционная – ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений.

3. Финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли, определяется в качестве источника самофинансирования организации.

4. Стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли, может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников организации и выплат дивидендов владельцам капитала.

В экономической практике различают следующие виды прибыли:

· номинальная – характеризует размер фактически полученной прибыли;

· минимальная – прибыль, обеспечивающая организации минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период;

· нормальная – минимальный доход или плата, необходимая для удержания организации в определенной отрасли;

· максимальная – определяет целевую установку при планировании деятельности организации. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума;

· консолидированная – прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельной материнских и дочерних организаций;

· экономическая – разность между выручкой и экономическими затратами (суммой явных и неявных затрат);

· бухгалтерская – разность между полученной выручкой и бухгалтерскими (явными) затратами.

В организациях механизм формирования прибыли складывается следующим образом.

1. Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг (10.5):

(10.5)

2. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов (10.6):

(10.6)

где - соответственно управленческие и коммерческие

расходы.

3. Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом доходов от реализации; расходов, связанных с производством и реализацией; внереализационных доходов (расходов) (10.7):

(10.7)

где - доходы от реализации;

- расходы, связанные с производством и реализацией;

- внереализационные доходы и расходы.

Согласно ст. 249 Налогового Кодекса РФ, доходы от реализации представляют собой выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя (ст. 253 Налогового Кодекса РФ):

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

К внереализационным доходам относятся все иные поступления, не являющиеся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав (ст. 250 Налогового Кодекса РФ).

Например, внереализационными доходами являются:

- полученные организацией дивиденды;

- штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств, суммы возмещения убытков или ущерба, признанные должником или подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу;

- доходы от сдачи имущества в аренду (включая земельные участки), если они не относятся к доходам от реализации;

- проценты, полученные по договорам займа, кредита;

- безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права;

- доход, распределенный в пользу организации при ее участии в простом товариществе;

- стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты организации, которые непосредственно не связаны с производственным процессом и (или) реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 265 Налогового Кодекса РФ).

Например, внереализационными расходами являются:

- проценты по долговым обязательствам любого вида;

- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы на услуги банков;

- расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Кроме того, к внереализационным расходам приравниваются также убытки, которые понесла организация. В числе таких убытков:

- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

- недостача материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены;

4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (производство товаров, продукции, работ и услуг) может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды) (10.8):

(10.8)

5. Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов (10.9):

(10.9)

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и др.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и др. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и др.).

Прибыль, полученная организацией, направляется на определенные цели. Сначала из валовой прибыли с учетом льгот, установленных законодательством, определяют налогооблагаемую прибыль. После уплаты налогов получают чистую прибыль. Чистая прибыль может быть направлена в фонд накопления (нераспределенная прибыль) и фонд потребления (распределенная прибыль).

1. Фонд накопления – сумма денежных средств из прибыли, направляемая на приобретение основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер, а трансформируются в эквивалентную стоимость другого имущества:

· резервный фонд (для покрытия непредвиденных потерь, вызванных стихийными бедствиями, балансовыми убытками и т.д.;

· фонд развития производства;

· фонд на социальные нужды.

2. Фонд потребления – сумма денежных средств из прибыли, направляемая на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование кадров: выплаты премий, не связанных с производственными показателями, оказание материальной помощи и т. д.:

· дивидендный фонд;

· фонд материального поощрения;

· фонд на социальные нужды.

Отчисления прибыли на другие цели представляют собой суммы, направленные на погашение штрафов, пеней, сверхнормативных расходов, выплаты по акциям и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: