Выручка организации
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации выражается в ее финансовых результатах.
В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Он самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цены и учитывает выручку от реализации.
Выручка от реализации характеризует общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), по выручке от реализации определяют рейтинг субъекта хозяйствования.
Выручка от реализации – сумма денежных средств, полученных организацией за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги (10.1):
(10.1)
где – цена единицы продукции, руб.;
– количество реализованной продукции в физических
единицах (штуках, литрах и др.).
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) включает: выручку от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых фирмах; услуг по перевозке грузов и пассажиров в транспортных фирмах.
|
|
Организация может определять выручку от реализации по моменту отгрузки и по моменту поступления денежных средств на счета в банке или в кассу.
В экономической литературе выделяют следующие виды выручки.
1. Из выручки от реализации продукции (товаров, услуг) возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть выручки – это чистая продукция или валовой доход.
2. Кроме выручки от реализации продукции организация может получать выручку от прочей реализации (выбытие основных фондов, реализация материалов и т.д.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами).
3. Выручка общая определяется по формуле (10.2):
(10.2)
где – валовая выручка организации;
– выручка от внереализационных операций.
4. Валовая выручка рассчитывается как (10.3):
(10.3)
где. – выручка от реализации основной продукции;
– выручка от реализации прочей продукции;
– выручка от прочей реализации.
В объем реализации не включается стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот.
С экономической точки зрения, следует различать понятия «выручка от реализации» и «доход организации».
|
|
Доход организации – разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах и материальными затратами на производство и реализацию продукции, кроме заработной платы.
Прибыль организации
В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства организации. Реализация данной цели возможна только в том случае, если предприятие производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям рынка.
Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты – прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития организации. Когда затраты превышают выручку, предприятие получает убытки – это область критического риска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство. Убытки показывают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
Прибыль (убыток) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затрат на производство и реализацию продукции (10.4):
(10.4)
где - прибыль организации;
- выручка организации;
- себестоимость организации.
Прибыль представляет собой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС).
На величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.
Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относятся: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплата, уровень цен на реализуемую продукцию, организация производства и труда.
Практически вне сферы воздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и др.
В условиях рыночных отношений организация должна стремиться если не к получению максимальной величины прибыли, но к той величине прибыли, которая обеспечит динамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечить ее выживаемость. Решение данных задач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но и определение методов оптимального их использования. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.
Получение прибыли возможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке того или иного товара. В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции (работ, услуг).
Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции.
|
|
1. Результативная – фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности организации.
2. Инвестиционная – ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений.
3. Финансирующая – часть полученной или ожидаемой прибыли, определяется в качестве источника самофинансирования организации.
4. Стимулирующая – часть ожидаемой или полученной прибыли, может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников организации и выплат дивидендов владельцам капитала.
В экономической практике различают следующие виды прибыли:
· номинальная – характеризует размер фактически полученной прибыли;
· минимальная – прибыль, обеспечивающая организации минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период;
· нормальная – минимальный доход или плата, необходимая для удержания организации в определенной отрасли;
· максимальная – определяет целевую установку при планировании деятельности организации. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума;
· консолидированная – прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельной материнских и дочерних организаций;
· экономическая – разность между выручкой и экономическими затратами (суммой явных и неявных затрат);
· бухгалтерская – разность между полученной выручкой и бухгалтерскими (явными) затратами.
В организациях механизм формирования прибыли складывается следующим образом.
1. Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг (10.5):
(10.5)
2. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов (10.6):
|
|
(10.6)
где - соответственно управленческие и коммерческие
расходы.
3. Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом доходов от реализации; расходов, связанных с производством и реализацией; внереализационных доходов (расходов) (10.7):
(10.7)
где - доходы от реализации;
- расходы, связанные с производством и реализацией;
- внереализационные доходы и расходы.
Согласно ст. 249 Налогового Кодекса РФ, доходы от реализации представляют собой выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя (ст. 253 Налогового Кодекса РФ):
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов;
4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
5) расходы на обязательное и добровольное страхование;
6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
К внереализационным доходам относятся все иные поступления, не являющиеся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав (ст. 250 Налогового Кодекса РФ).
Например, внереализационными доходами являются:
- полученные организацией дивиденды;
- штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств, суммы возмещения убытков или ущерба, признанные должником или подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу;
- доходы от сдачи имущества в аренду (включая земельные участки), если они не относятся к доходам от реализации;
- проценты, полученные по договорам займа, кредита;
- безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права;
- доход, распределенный в пользу организации при ее участии в простом товариществе;
- стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты организации, которые непосредственно не связаны с производственным процессом и (или) реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 265 Налогового Кодекса РФ).
Например, внереализационными расходами являются:
- проценты по долговым обязательствам любого вида;
- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
- судебные расходы и арбитражные сборы;
- расходы на услуги банков;
- расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Кроме того, к внереализационным расходам приравниваются также убытки, которые понесла организация. В числе таких убытков:
- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
- недостача материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены;
4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (производство товаров, продукции, работ и услуг) может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды) (10.8):
(10.8)
5. Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов (10.9):
(10.9)
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и др.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и др. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и др.).
Прибыль, полученная организацией, направляется на определенные цели. Сначала из валовой прибыли с учетом льгот, установленных законодательством, определяют налогооблагаемую прибыль. После уплаты налогов получают чистую прибыль. Чистая прибыль может быть направлена в фонд накопления (нераспределенная прибыль) и фонд потребления (распределенная прибыль).
1. Фонд накопления – сумма денежных средств из прибыли, направляемая на приобретение основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений, которые не носят безвозвратный характер, а трансформируются в эквивалентную стоимость другого имущества:
· резервный фонд (для покрытия непредвиденных потерь, вызванных стихийными бедствиями, балансовыми убытками и т.д.;
· фонд развития производства;
· фонд на социальные нужды.
2. Фонд потребления – сумма денежных средств из прибыли, направляемая на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование кадров: выплаты премий, не связанных с производственными показателями, оказание материальной помощи и т. д.:
· дивидендный фонд;
· фонд материального поощрения;
· фонд на социальные нужды.
Отчисления прибыли на другие цели представляют собой суммы, направленные на погашение штрафов, пеней, сверхнормативных расходов, выплаты по акциям и т. д.