Обеспечение качества продукции в организации

Обеспечение качества выпускаемой продукции – одна из важных функций организации производства на предприятии. Для реализации этой функции на предприятии формируется система обеспечения качества продукции, представляющая собой комплекс организационных мероприятий, имеющих своей целью создание необходимых условий для выпуска продукции должного качества.

Основные элементы системы качества, предусмотренные комплексом международных стандартов качества ИСО 9000, выглядят следующим образом.

1. Система обеспечения качества.

Формирование на предприятии системы обеспечения качества и контроля качества, разработка и реализация процедур по выполнению функций разработанной системы.

2. Контроль качества проектных работ.

Планирование характеристик проектируемого изделия, контроль создания конструктивной и технологической документации.

3. Обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами.

Оценка исходных материалов, комплектующих на соответствие предъявляемым требованиям, контроль качества поступающих на предприятие материальных ресурсов, защита этих ресурсов от повреждений и потерь.

4. Оборудование и оснастка для контроля, измерения и тестирования.

Постоянная проверка контролирующего, измерительного оборудования и оснастки; их техническое обслуживание перед допуском в производство. Проверка программного обеспечения до и во время его использования.

5. Контроль технологического процесса.

Планирование производственного процесса, разработка необходимых документов и инструкций; контроль состояния оборудования и хода производственного процесса. Обеспечение качества инструмента.

6. Контроль и тестирование.

Обеспечение контроля качества комплектующих и тестирования готовых изделий, выбраковка дефектной продукции, выявление причин появления дефектов.

7. Подготовка персонала.

Обучение рабочих, специалистов и руководителей методам обеспечения высокого качества продукции.

8. Техническое обслуживание.

Разработка системы технического обслуживания изготовленной продукции у ее потребителей.

9. Ответственность руководства.

Определение степени ответственности и объема полномочий руководителей и специалистов, занятых обеспечением и контролем качества. Выделение руководителя, отвечающего за функционирование системы обеспечения качества.

10. Отчетность о качестве.

Формирование документов, регистрирующих данные о продукции; документы должны идентифицироваться, систематизироваться, индексироваться, храниться и ликвидироваться в установленном порядке.

Проверка соответствия продукции установленным требованиям обеспечивается системой технического контроля, основными объектами которой являются:

· конструкторская и технологическая документация;

· сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия;

· оборудование, инструменты и технологическая оснастка;

· процессы получения заготовок, изготовления полуфабрикатов и деталей, сборки узлов, агрегатов и изделий;

· готовая продукция (детали, узлы, изделия).

Задачами технического контроля являются: обеспечение использования в процессе производства только доброкачественных предметов, средств и орудий труда; предупреждение, обнаружение и устранение всех отклонений от нормального хода производственного процесса; изучение причин, влияющих на снижение качества продукции, и разработка рекомендаций по сокращению брака и улучшению качества продукции; предупреждение попадания к потребителю некачественной продукции; контроль за соблюдением технологической дисциплины и общей культуры производства; сортировка годной и бракованной продукции, учет продукции и заключительное оформление технической документации о степени ее готовности.

Виды технического контроля: профилактический (предупреждение брака), приемочный (выявление и изоляция брака), комплексный (профилактика и приемка) и специальный (инспекция состояния производства).

Методы технического контроля: контроль наладки (проверка совпадения установленных требований к качеству продукции в начале выполнения той или иной производственной операции); летучий контроль (периодическая или эпизодическая проверка качества продукции непосредственно на рабочих местах); статистические методы контроля; выборочный контроль; сплошная проверка; физико-технический контроль.

По используемым средствам контроля различаются измерительный, регистрационный, органолептический, визуальный способы, а также по контрольному образцу и технический осмотр.

Все операции технического контроля централизуются в отделе технического контроля (ОТК).

 

Резюме

Качество товара - совокупность его свойств и характеристик, придающих товару способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Важной чертой категории качества является ее двойственность. С одной стороны, качество продукции характеризуется производственно-техническими свойствами последней, а с другой - набором потребительных свойств.

Современный менеджмент качества определяется как «метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом».

На данный момент высшей стадией развития менеджмента качества является Total Quality Management (TQM) – всеобщий менеджмент качества, основанный на восьми положениях.

Соответствие фактического уровня качества установленным требованиям призвана обеспечить сертификация, которая может осуществляться как в добровольном, так и в обязательном порядке.

Главная задача производителя заключается в нахождении оптимального соотношения выгод от повышения качества продукции (за счет роста цены продукции) и затрат, необходимых для получения этих выгод.

Выделяют следующие показатели качества товаров (услуг): долговечность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, экологичность, экономичность, эргономичность, эстетичность, безопасность, стандартизированность.

Основные элементы системы качества, предусмотренные комплексом международных стандартов качества ИСО 9000, выглядят следующим образом: система обеспечения качества; контроль качества проектных работ; обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами; оборудование и оснастка для контроля, измерения и тестирования; контроль технологического процесса; контроль и тестирование; подготовка персонала; техническое обслуживание; ответственность руководства; отчетность о качестве.

Проверка соответствия продукции установленным требованиям обеспечивается системой технического контроля.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие качества продукции (услуг).

2. В чем заключается двойственность качества продукции (услуг)?

3. Каковы особенности отношения к качеству производителей и потребителей продукции?

4. В чем сущность всеобщего менеджмента качества (TQM)?

5. Сертификация продукции и ее виды.

6. Каковы основные показатели качества продукции?

7. Раскройте содержание основных элементов системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9000?

8. Структура системы технического контроля в организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: