Рентабельность производственно-хозяйственной деятельности организации

 

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности.

Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или с используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризует рентабельность.

В наиболее широком смысле рентабельность означает степень доходности, выгодности, прибыльности и измеряется как коэффициент или в процентах.

Организация считается рентабельной, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.

Рентабельность– это относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования.

Для расчета уровня доходности организации все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы.

1. Показатели, рассчитанные для оценки доходности деятельности организации в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли организации или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе) (10.11):

(10.11)

где – рентабельность организации;

– валовая прибыль;

– среднегодовая величина основных средств;

– среднегодовые остатки оборотных средств.

 

2. Показатели, рассчитанные для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателя прибыли организации, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат – себестоимости, основных средств, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и др. (10.12):

(10.12)

где – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

– себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

 

Резюме

Выручка от реализации – сумма денежных средств, полученных организацией за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

В экономической литературе выделяют несколько видов выручки: выручка от реализации продукции (товаров, услуг); выручка от прочей реализации; выручка от внереализационных операций; выручка общая; валовая выручка.

Доход организации – разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах и материальными затратами на производство и реализацию продукции, кроме заработной платы:

Прибыль (убыток) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затрат на производство и реализацию продукции.

Механизм формирования прибыли складывается следующим образом: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности;чистая прибыль.

Чистая прибыль может быть направлена в фонд накопления (нераспределенная прибыль) и фонд потребления (распределенная прибыль).

Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода, который широко распространен в экономике, и известный под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.

Точка пересечения линий выручки и валовых затрат представляет собой точку безубыточности. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, носит название критического. При объеме производства меньше критического организация своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объем производства и продаж превышает критический, организация получает прибыль.

Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Для расчета уровня доходности все показатели рентабельности могут быть объединены в две группы: 1) показатели, рассчитываемыедля оценки доходности организации в целом; 2) показатели, рассчитанные для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат.

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие выручки и ее расчет.

2. Виды выручки: от реализации продукции и услуг, от прочей реализации, от внереализационных операций, общая и валовая.

3. Что не входит в объем реализации?

4. Методы определения выручки.

5. Доход организации.

6. Понятие прибыли.

7. Факторы, влияющие на величину прибыли.

8. Какие существуют источники формирования прибыли организации?

9. Функции прибыли.

10. Виды прибыли: номинальная, минимальная, нормальная, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская.

11. Механизм формирования прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль.

12. Направления распределения чистой прибыли.

13. Сущность критического объема продаж.

14. Способы определения критического объема продаж.

15. Сущность рентабельности.

16. Показатели рентабельности, рассчитываемыедля оценки доходности организации в целом.

17. Показатели рентабельности, рассчитанные для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: