По данной методике исследуется влияние на изменение прибыли от реализации факторов, входящих в следующую факторную модель аддитивного типа (по форме №2):
Рр = В -С - КР - УР,
где Рр - прибыль (убыток) от продаж; В - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С - себестоимость реализованной продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы.
Методика включает следующие шаги:
1). Расчет влияния фактора «выручка от реализации».
При проведении факторного анализа необходимо учесть влияние инфляции. Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
В1 =
,
где В1 – выручка от реализации в сопоставимых ценах; В1 – выручка от реализации продукции в отчетном периоде; I – индекс цены.
Влияние на прибыль от реализации изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитать по формуле:
Рр(В) =
,
где
-изменение прибыли от реализации под влиянием фактора выручка; В1 и В0 – выручка от реализации в отчетном (1) и предыдущих (0) периодах;
- рентабельность продаж предыдущего периода.
Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:
=
%
2). Расчёт влияния фактора «цена».
Для определения степени влияния изменения цены на продукцию на изменение суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчёт:

3). Расчёт влияния фактора «себестоимость реализации» проводится по формуле:
,
где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в выручке отчетного и предшествующего периода.
4). Расчет влияния фактора «коммерческие расходы»:

где УКР1 и УКР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в выручке отчетного и предшествующего периода.
5). Расчет влияния фактора «управленческие расходы»:

где УУР1 и УУР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в выручке отчетного и предшествующего периода.
Влияние остальных показателей-факторов от прочей и внереализационной деятельности на сумму балансовой прибыли можно определить методом балансовой увязки, так как факторная модель прибыли отчётного периода аддитивного вида. Влияние фактора определяется по колонке 6 таблицы 1 (абсолютное отклонение).
Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли и соответственно учесть их влияние. Сделать обобщающий вывод по таблице 2.
2. Факторный анализ прибыли от реализации (2 методика)
Изменение прибыли от реализации формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на электроэнергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Для расчета количественного влияния указанных факторов необходимы дополнительные данные: величина выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по продажным ценам предыдущего периода; показатель затрат на производство фактически реализованной продукции отчетного периода по себестоимости предыдущего периода. Подготовленные данные отражаются в таблице 3.
Таблица 2
Сводная таблица влияния факторов на прибыль отчетного периода
| Показатели - факторы | Сумма, тыс.руб. |
| 1.Выручка от реализации продукции | |
| 2.Изменение цен на реализованную продукцию | |
| 3.Себестоимость реализованной продукции | |
| 4.Коммерческие расходы | |
| 5.Управленческие расходы | |
| Влияние на прибыль от реализации | |
| 6.Проценты к получению | |
| 7.Проценты к уплате | |
| 8.Доходы от участия в других организациях | |
| 9.Прочие операционные доходы | |
| 10.Прочие операционные расходы | |
| 11.Прочие внереализационные доходы | |
| 12.Прочие внереализационные расходы | |
| Влияние на прибыль отчетного периода |
Методика расчета включает следующие шаги:
1). Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции (
Р):
Р = Р1 - Р0
где Р1 - прибыль от реализации отчетного года; Р0 - прибыль от реализации предыдущего года.
2). Расчет влияния изменений отпускных цен на реализованную продукцию (
Р1):
Р1 = В1 - В2 =
р1q1 -
р0q1,
где В1 =
р1q1 - реализация в отчетном периоде в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий); В2 =
р0q1 - реализация в отчетном периоде в ценах базисного года.
3). Расчет влияния изменений в объеме продукции (
Р2) (объема продукции в оценке по себестоимости предыдущего периода):
Р2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1),
где К1 - коэффициент роста объема реализации продукции:
К1 =
,
где S 1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и условиях предыдущего периода; S0 - себестоимость предыдущего периода.
4). Расчет влияния изменений в структуре реализованной продукции (
Р3):
Р3 = Р0 (К2 - К1),
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
К2 = В2 / В0,
где В0 - выручка от реализации в предыдущем году.
5). Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (
Р4):
Р4 = S1,0 - S1,
где S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
Таблица 3
Расчетные данные для расчета факторных влияний, тыс. руб.
| Показатели | За предыд. период | Фактически реализованная продукция в отч. году | |
| по ценам и себестоимости предыдущего периода | по фактически действующим ценам и фактической себестоимости | ||
| 1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг | |||
| 2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | |||
| 3.Прибыль (убыток) от продаж |
6). Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (
Р5):
Р5 = S0К2 - S1,0
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
Р = Р1 - Р0 =
,
где Рi - изменение прибыли за счет i- того фактора.
Обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчётного периода в сводной таблице влияния факторов (таблицу составить самостоятельно).