Факторный анализ прибыли от реализации продукции (методика 1)

По данной методике исследуется влияние на изменение прибыли от реализации факторов, входящих в следующую факторную модель аддитивного типа (по форме №2):

Рр = В -С - КР - УР,

где Рр - прибыль (убыток) от продаж; В - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С - себестоимость реализованной продукции; КР - коммерческие расходы; УР - управленческие расходы.

Методика включает следующие шаги:

1). Расчет влияния фактора «выручка от реализации».

При проведении факторного анализа необходимо учесть влияние инфляции. Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

В1 = ,

где В1 – выручка от реализации в сопоставимых ценах; В1 – выручка от реализации продукции в отчетном периоде; I – индекс цены.

Влияние на прибыль от реализации изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитать по формуле:

Рр(В) = ,

где -изменение прибыли от реализации под влиянием фактора выручка; В1 и В0 – выручка от реализации в отчетном (1) и предыдущих (0) периодах;

- рентабельность продаж предыдущего периода.

Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:

= %

2). Расчёт влияния фактора «цена».

Для определения степени влияния изменения цены на продукцию на изменение суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчёт:

3). Расчёт влияния фактора «себестоимость реализации» проводится по формуле:

,

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в выручке отчетного и предшествующего периода.

4). Расчет влияния фактора «коммерческие расходы»:

где УКР1 и УКР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в выручке отчетного и предшествующего периода.

5). Расчет влияния фактора «управленческие расходы»:

где УУР1 и УУР0 – соответственно уровни коммерческих расходов в выручке отчетного и предшествующего периода.

Влияние остальных показателей-факторов от прочей и внереализационной деятельности на сумму балансовой прибыли можно определить методом балансовой увязки, так как факторная модель прибыли отчётного периода аддитивного вида. Влияние фактора определяется по колонке 6 таблицы 1 (абсолютное отклонение).

Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли и соответственно учесть их влияние. Сделать обобщающий вывод по таблице 2.

2. Факторный анализ прибыли от реализации (2 методика)

Изменение прибыли от реализации формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на электроэнергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Для расчета количественного влияния указанных факторов необходимы дополнительные данные: величина выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по продажным ценам предыдущего периода; показатель затрат на производство фактически реализованной продукции отчетного периода по себестоимости предыдущего периода. Подготовленные данные отражаются в таблице 3.

Таблица 2

Сводная таблица влияния факторов на прибыль отчетного периода

Показатели - факторы Сумма, тыс.руб.
1.Выручка от реализации продукции  
2.Изменение цен на реализованную продукцию  
3.Себестоимость реализованной продукции  
4.Коммерческие расходы  
5.Управленческие расходы  
Влияние на прибыль от реализации  
6.Проценты к получению  
7.Проценты к уплате  
8.Доходы от участия в других организациях  
9.Прочие операционные доходы  
10.Прочие операционные расходы  
11.Прочие внереализационные доходы  
12.Прочие внереализационные расходы  
Влияние на прибыль отчетного периода  

 

Методика расчета включает следующие шаги:

1). Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции ( Р):

Р = Р1 - Р0

где Р1 - прибыль от реализации отчетного года; Р0 - прибыль от реализации предыдущего года.

2). Расчет влияния изменений отпускных цен на реализованную продукцию ( Р1):

Р1 = В1 - В2 = р1q1 - р0q1,

где В1 = р1q1 - реализация в отчетном периоде в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий); В2 = р0q1 - реализация в отчетном периоде в ценах базисного года.

3). Расчет влияния изменений в объеме продукции ( Р2) (объема продукции в оценке по себестоимости предыдущего периода):

Р2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1),

где К1 - коэффициент роста объема реализации продукции:

К1 = ,

где S 1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и условиях предыдущего периода; S0 - себестоимость предыдущего периода.

4). Расчет влияния изменений в структуре реализованной продукции ( Р3):

Р3 = Р0 (К2 - К1),

где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = В2 / В0,

где В0 - выручка от реализации в предыдущем году.

5). Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ( Р4):

Р4 = S1,0 - S1,

где S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

Таблица 3

Расчетные данные для расчета факторных влияний, тыс. руб.

Показатели За предыд. период Фактически реализованная продукция в отч. году
    по ценам и себестоимости предыдущего периода по фактически действующим ценам и фактической себестоимости
       
1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг      
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг      
3.Прибыль (убыток) от продаж      

6). Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ( Р5):

Р5 = S0К2 - S1,0

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

Р = Р1 - Р0 = ,

где Рi - изменение прибыли за счет i- того фактора.

Обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчётного периода в сводной таблице влияния факторов (таблицу составить самостоятельно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: