Рыночные отношения наложили определенный отпечаток и на подходы, предполагаемые в организационно-экономической части дипломной работы.
Во-первых, это должен быть прагматический подход. Прагматизм - одна из характерных черт рыночных отношений. Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в рыночных отношениях, представляет интерес лишь в случае, если обладание ею способствует достижению целей, прежде всего, экономического характера.
Исходя из этого представления, цель разработки организационно-экономической части дипломной работы состоит в том, чтобы оценить предполагаемые организационно-технические решения с позиции их финансового обеспечения, представлять, кто будет реализовывать данный проект, за счет каких средств (собственных средств предприятия, займов, бюджетных средств и др.), во что обойдется инвестору этот проект, какие он понесет затраты и получит доходы, рассчитать финансовую или бюджетную эффективность, рассмотреть последствия реализации проекта для непосредственных участников.
|
|
Во-вторых, при оценке эффективности должны быть использованы сегодняшние, соответствующие рыночным отношениям методики, широко используемые в мировой практике оценки эффективности инвестиционных проектов.
В соответствии с инструкцией по дипломному проектированию в каждом проекте (работе) должны быть разработаны вопросы эффективности и организации производства. Реализация экономической части дипломной работы ведется параллельно с выбранными организационно-техническими решениями.
Эффективность рассчитывается в следующих случаях:
· при обосновании внедрения новой техники, приспособлений, инструментов, приборов;
· при разработке и обосновании новой технологии, новых приемов вычислительной обработки информации, при совершенствовании существующей технологии;
· при обосновании использования новых материалов;
· при разработке организационно-технических мероприятий по совершенствованию производства;
· при совершенствовании структуры управления производством и др.
Тематика дипломных работ весьма разнообразна. Можно выделить дипломные работы производственной, научно-производственной и научно-исследовательской направленности. Специфика каждого из этих направлений дипломного проектирования вызывает различия и в организационно-экономических вопросах, и в формировании, и содержании организационно-экономической части дипломных работ.
Организационно-экономическое обоснование в дипломных работах должно носить комплексный характер. Обоснованию подлежат техническая, организационная и экономическая стороны разрабатываемых в дипломных работах мероприятий.
|
|
Под техническим обоснованием понимается доказательство прогрессивности данного мероприятия, возможность его технической реализации, его преимущества перед существующим. При этом исследуются, анализируются и составляются такие показатели, как качество продукции или вида работ, надежность, долговечность, материалоемкость, трудоемкость, фондоемкость.
Экономическое обоснование проектируемого мероприятия должно быть проведено со знанием законов экономики рынка и должно включать расчет эффективности предполагаемых мероприятий.
Как правило, в дипломных работах рассматриваются организационно-технические решения локального характера и на их осуществление требуются вложения денежных средств, т. е. реализация этих мероприятий - это инвестиционный процесс, в основе анализа которого лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений.
В отдельных случаях, в зависимости от темы дипломного проектирования, содержание экономической части может быть ограничено проектно-сметными расчетами, анализом себестоимости, изложением технико-экономической целесообразности и преимуществ рекомендуемого мероприятия, рассмотрением качественных характеристик в связи с отсутствием необходимых норм и нормативов и другой требуемой информации для полноценного расчета.
Кроме того, необходимо предусмотреть вопросы организации предлагаемого в дипломной работе мероприятия, рассмотреть все моменты, касающиеся внедрения новшества.
Порядок проведения расчетов эффективности, организационно-технических расчетов в дипломных работах, в общем, заключается в следующем.
В каждом конкретном случае необходимо
· проанализировать задачу,
· определить те стороны разрабатываемого мероприятия, которые определяют эффективность,
· выполнить необходимые проектно-сметные расчеты,
· определить потоки денежных поступлений и расходов,
· рассчитать показатели оценки на основе рассмотренной в разделе 4,
· и сделать выводы о целесообразности предлагаемых мероприятий.
7.1. Макет бизнес-плана, применяемый в России
Макет бизнес-плана, используемый в России, введен постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1470.
1. Титульный лист
- название и адрес предприятия;
- руководитель предприятия (организации);
- ФИО и телефон;
- суть проекта (3-5 строк);
- характер строительства;
- сметная стоимость проекта:
- годы строительства;
- финансирование проекта (в процентах):
- собственные средства;
- заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные);
- срок окупаемости проекта;
- наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (организации и даты утверждения);
- заявление о коммерческой тайне.
2. Вводная часть или резюме проекта (3-4 стр.)
- цели проекта;
- сущность проекта;
- преимущества продукции (услуг);
- ожидаемый спрос на продукцию;
- основные факторы успеха;
- ожидаемый экспорт продукции или замещение импорта;
- требуемые инвестиции;
- срок возврата заемных средств;
- решение социальных вопросов (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.).
3. Анализ положения дел в отрасли (3-4 стр.)
(назначением раздела является указанием на характер отрасли - развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
- общая потребность и объем производства продукции в регионе и России;
- ожидаемая доля предприятия по производству продукции в регионе или в России;
- потенциальные конкуренты их сильные и слабые стороны;
- какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
|
|
4. Производственный план
Назначение раздела - аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели.
- специфические требования к организации производства;
- состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость;
- сырье и материалы, поставщики и ориентировочные цены;
- альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
- форма амортизации, нормы амортизации;
- себестоимость намечаемой к производству продукции;
- структура капитальных вложений (строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты);
- сроки ввода и освоение мощностей;
- обеспечение экологической и технической безопасности.
5. План маркетинга
В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызывает серьезных проблем.
- конечные потребители;
- является ли предприятие монополистом?
- характер спроса (равномерный или сезонный);
- характеристика конкуренции и конкурентов;
- какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам?
- патентная ситуация (защита товара в стране лицензиара, на внутреннем и внешнем рынках, возможность конкурентов
производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав предприятия);
- воздействие на себестоимость продукции технологических изменений, использования продуктов-заменителей, изменений в законодательстве по условиям труда, охране природы и т.д.;
- торгово-сбытовые издержки;
- капитальные затраты, связанные с реализацией продукции (услуг);
- каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия?
- обоснование цены на продукцию;
- организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
- послепродажное обслуживание;
- организация рекламы и объем затрат на рекламу;
- договор или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.
6. Организационный план
|
|
- организационно-правовая форма предприятия (условия создания и партнерства, учредители и принадлежащие им доли);
- акции (сколько выпущено и сколько предполагается выпустить);
- руководящий состав, краткие биографические справки;
- кто обладает правом подписи финансовых документов;
- распределение обязанностей между членами руководящего состава;
- поддержка проекта местной администрацией.
7. Финансовый план
- объем инвестиций;
- объем финансирования проекта по источникам и периодам;
- условия предоставления кредитов;
- движение денежных потоков;
- прогнозный баланс доходов и расходов;
- показатели эффективности проекта (срок окупаемости, внутренний коэффициент эффективности и др.);
- оценка структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и т.д.).
Осуществление инвестиционного проекта начинается с разработки графика мероприятий по реализации инвестиционного проекта, который включает в себя наименование этапов инвестиционного проекта, дату начала работ, дату окончания работ и продолжительность этапа.