Экономическая политика

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной,распространяет свое действие на основные элементы государственной казны(фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами,государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономикиэто стержневая часть государственной экономической политики. Фискальнаяполитика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственныхмероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, ихиспользовании в целях решения социально-экономических проблем страны.Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимыхгосударству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этихсредств по назначению.Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников испособов формирования централизованных государственных денежных фондов,средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредствомпроведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальныеэкономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов,денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора,способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используютсягосударством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупноепредложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру,способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклическиемеры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров,угрожающим возникновением кризисных явлений.Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика,государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя,расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитыхстранах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляютсягосударством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом,государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структурусовокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранееобусловленными жесткими ограничениями.Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать наспрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая илистимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии,стипендии, пособия.В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять двегенеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуациив стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В периодэкономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономическогороста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периодыэкономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства,затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства идругих видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии,постепенный переход от спада к подъему.Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазамэкономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемыйстабилизационной фискальной политикой. Политика стабилизации — это действия правительства по регулированиюфинансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валовогонационального продукта страны к его возможному в данных условиях,потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределахинфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации —наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая болееили менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны,предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надоудерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другойстороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизитьмакроэкономические показатели к оптимальным.Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические(встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие вэкономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательстваправительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводитьхозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторыпредусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующиеэкономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативныхдокументах.Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величина налога,взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указанийна то правительства выплачивают пособие по безработице. При наступленииопределенного возраста автоматически возникает право на получение пенсии.Существует минимальный уровень заработной платы, который устанавливаетсядирективно. Можно назвать великое множество других подобных автоматическидействующих стабилизаторов, предотвращающих возникновение экономическихкатаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранеесуществовавших условий.Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизаторы,уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают требуемогоуровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающиеколебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать взаконодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы,гарантирующие от выхода экономики из стабильного состояния, не удается. Напомощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правительственныхорганов на возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной политики, Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативныхфинансовых мер правительства, принимаемых в дополнение илихозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот несправляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство,видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильнойситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применениеразных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки,называют регулируемой стабилизацией. К числу наиболее распространенных способов, средств осуществлениядискреционной фискальной политики относят общественные работы, программыматериальной помощи, изменение налоговь1х ставок и другие аналогичныеинструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественныхработ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы срезко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации,обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такимиавтоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия,правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий,дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижениедоходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводятчастичные льготы.Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономическойнапряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительнуюпомощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временныестабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природеони не таковы. Бюджетная политика государства как часть фискальной политикиориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета,сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всегобюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджетаполной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь местовыпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета(превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен напогашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов,осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловойактивности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спросдаже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затемэкономические процессы.Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодолениебюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты впределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1—2% валовоговнутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаевбюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку,принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткойпроцентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует окрупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизациибюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту внутреннегогосударственного долга, что дестабилизирует денежную систему государства,приводит к инфляции.Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет кинфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средствопреодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придетсяпогашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированностигосударственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образомсопрягаться с политикой доходов и расходов государства. Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворятьспрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах нанеотложные государственные нужды-, отражаемые в расходных статьях бюджета.Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные,социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их сучетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственнаяполитика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту граньне следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходыбюджета. Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальныхисточников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетомограниченных возможностей использования этих источников, превышение которыхспособно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналовполучения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основномналоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесносплетается с налоговой политикой. Налоговая политика — часть фискальной экономической политики,проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговыхставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметрыгосударство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств засчет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Нопри этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всейфискальной политики.Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание ивозможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимыйпроизводству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокиеналоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Об этомнеоднократно упоминалось выше при построении кривой Лаффера. Так что в основугосударственной налоговой политики должны быть положены не высокие, арациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связатьсебя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искатьспасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений вбюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируяналоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способностимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказыватьвоздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитиеэкономики.Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлениемгосударственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самыхразнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: