Рациональное экономическое поведение. Экономисты: мотив на достижение наибольшего результата. Психологи: психология учитывает механизм принятия решения.
Если даже рассчитаны варианты, человек необязательно выберет самый выгодный. Полезность – многофакторная вещь: полезность для себя и полезность для других (это называется экономическим альтруизмом).
Еще факторы, влияющие на принятие решений:
· Эффект насыщения
Существуют точки насыщения, после которых повышение стимула не ведет к повышению результата.
· Психология коллективного действия
Стремление максимизировать выгоды может дать отрицательный результат
· Субъективное восприятия полезности экономического действия.
Дисконтный эффект.
Люди выбирают риск только тогда, когда нет альтернативы без риска. Человек рискует когда существует вероятность проиграть. Люди, выбирая вероятности, не считают их, а основывают своё решение на психологических эффектах. Человек недостаточно учитывает априорную информацию, используя свой опыт.
Эффект Ирвита
Переоценивается вероятность желаемых событий.
Эффект якоря
Оценка недвижимости зависит от мнения оценщика-эксперта
Эффект Монте-Карло
При оценке вероятности между двумя независимыми событиями люди склонны устанавливать связь (после-вследствие).
Позитивный эффект
Сдвиг рисков при принятии группового решения.
Систематические ошибки – эффект репрезентативности. Ошибка на основе наиболее частой модели поведения. Риск принимается только когда от него никуда не деться. Неприятие риска в условиях выбора верного выигрыша и принятие риска при выборе верного проигрыша.
Можно влиять на поведение человека, формируя задание либо в терминах выигрыша, либо проигрыша – эффект обрамления.
Можно предсказывать поведение в ситуации выбора. Вера в подконтрольность события, тогда человек считает вероятность благоприятного исхода высокой и наоборот. Особенности нашей психологии заставляют нас вести себя нерационально. Система мотивации – долевое участие в прибыли.
Фирмы не стремятся к максимизации прибыли в том числе из-за стремления к грандиозности и контролю. Топ-менеджер отвечает за устойчивость в организации, не всегда обеспечивая максимальный эффект.
ТЕМА. Психология предпринимательства