Теория принятия решений и выбора

 

Рациональное экономическое поведение. Экономисты: мотив на достижение наибольшего результата. Психологи: психология учитывает механизм принятия решения.

Если даже рассчитаны варианты, человек необязательно выберет самый выгодный. Полезность – многофакторная вещь: полезность для себя и полезность для других (это называется экономическим альтруизмом).

Еще факторы, влияющие на принятие решений:

· Эффект насыщения

Существуют точки насыщения, после которых повышение стимула не ведет к повышению результата.

· Психология коллективного действия

Стремление максимизировать выгоды может дать отрицательный результат

· Субъективное восприятия полезности экономического действия.

Дисконтный эффект.

 

Люди выбирают риск только тогда, когда нет альтернативы без риска. Человек рискует когда существует вероятность проиграть. Люди, выбирая вероятности, не считают их, а основывают своё решение на психологических эффектах. Человек недостаточно учитывает априорную информацию, используя свой опыт.

 

Эффект Ирвита

Переоценивается вероятность желаемых событий.

Эффект якоря

Оценка недвижимости зависит от мнения оценщика-эксперта

Эффект Монте-Карло

При оценке вероятности между двумя независимыми событиями люди склонны устанавливать связь (после-вследствие).

Позитивный эффект

Сдвиг рисков при принятии группового решения.

 

Систематические ошибки – эффект репрезентативности. Ошибка на основе наиболее частой модели поведения. Риск принимается только когда от него никуда не деться. Неприятие риска в условиях выбора верного выигрыша и принятие риска при выборе верного проигрыша.

Можно влиять на поведение человека, формируя задание либо в терминах выигрыша, либо проигрыша – эффект обрамления.

Можно предсказывать поведение в ситуации выбора. Вера в подконтрольность события, тогда человек считает вероятность благоприятного исхода высокой и наоборот. Особенности нашей психологии заставляют нас вести себя нерационально. Система мотивации – долевое участие в прибыли.

Фирмы не стремятся к максимизации прибыли в том числе из-за стремления к грандиозности и контролю. Топ-менеджер отвечает за устойчивость в организации, не всегда обеспечивая максимальный эффект.

 

 


ТЕМА. Психология предпринимательства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: