Предприниматель – кто он? Развитие термина. Личностные и профессиональные качества. Факторы и типология предпринимательского поведения

Предприниматель или как говорили раньше «антрепренер» (с фр. буквально означает «посредник»).

Таблица 1. с.19

(Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха Вып.1., Предприниматель и предпринимательство – М.: Прогресс, 1992. – 160 с.).

Развитие термина «Антрепренер»

Средние века: организатор парадов и музыкальных представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов.

XVII в.: лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе.

1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска; функция предоставления капитала отличается от предпринимательской функции.

1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

1803 г. Жан Батист Сэй: доход на капитал отличается от предпринимательского дохода.

1876 г. Фрэнсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

1934 г. Джозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии.

1961 г. Дэвид Макклеланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

1964 г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.

1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу.

1980 г. Карл Веспер: предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков.

С т.зр экономиста: П – это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.п. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок.

С т.зр. психолога: П – это человек, которым движут определенные мотивы – например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность.

С т.зр. других предпринимателей – П может представлять угрозу, быть опасным соперником, или наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги…

С т.зр. политэконома: П – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места». (Веспер)

1983 г. Гиффорд Пиншот: интрапренер и антрепренер: интрапренер – это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от антрепренер - предпринимателя, создающего новое предприятие.

1984. Роберт Ронштадт: Предпринимательство – это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное – чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.

1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

 

Сравните эти определения.

Практически во всех определениях речь идет о таком поведении, которое включает в себя: 1) элемент инициативы; 2) организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию; и 3) взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать».

Новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать.

Рекомендуемая литература:

Gasse Y. The Development of new entrepreneurs: a belief-based approach. – In: The Art and Science of Entrepreneurship. Cambridge, MA., Ballinger Publishing Co., 1986, p. 49-60. Предлагается способ выявления потенциальных предпринимателей с помощью анкетирования. Полученные результаты говорят о том, что ценностные установки предпринимателя иные, чем у менеджера, что дает возможность ранней профориентации тех и других.

 

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства - одна из со­ставляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократич­ностью.

Предприниматель должен обладать следующими качествами:

·завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

·организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их рабо­тать, координируя их действия);

·торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину требуются другие качества:

·хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной эконо­мией и бережливостью;

·деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.

Третья составляющая капиталистического духа - бюрократия. Черты бюрокра­та: преданность корпорации, работа ради ее прибыли - способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.

Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистиче­ского духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из дан­ной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тотали­таризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

 

Согласно мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположен­ность, склонность к предпринимательству - у экстравертов.

 

В рамках социально-психологической теории депривации* было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных мень­шинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

Существует проблема восприятия налогообложения предпринимателями: их по­ведение в условиях разного уровня налогов, причины и факторы уклонения от упла­ты налогов. Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между предпринимательской деятельностью и национальными, этни­ческими, культурными и другими особенностями индивидов и социальных групп. Так, было установлено, что в отличие от населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие мес­та, в Европе образ предпринимателя в целом мало позитивен. Во-первых, это связа­но с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спе­кулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной совет­ской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью. В-четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.

 

* Депривация - процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных по­требностей индивидов или групп.

 

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят­ся (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое вооб­ражение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

(в ком­муникативном блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

(в мотивационно- волевом блоке) склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в само­актуализации и общественном признании.

Преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровь­ем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приве­денных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологи­ческом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

По мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпри­нимателей и не предпринимателей. Различия в том, как много предпринимательс­кой активности они проявляют, И В уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе. В настоя­щее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера - человека, работающего в организации, но обла­дающего наклонностями и способностями предпринимателя.

 

 

Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя по сравнению с зарубежным?

Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответ­ственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс само­стоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же иссле­дования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социаль­ного неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и по­следовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде не­одобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве глав­ного стремления человека тягу к успеху. Успех - это удача в достижении какой-­либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предпринима­тель, предпринимая какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и мно­гообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вслед­ствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин, и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предприниматель­ского успеха могут повлиять:

·простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте, но при этом сумел не упустить шанс);

·активный поиск «TOГO самого выигрышного варианта» с использованием ме­тода проб и ошибок;

·компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального вариан­та на основе теоретических изысканий;

·получение и использование в благоприятное время конфиденциальной ин­формации или ресурса другого вида;

·использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентно­сти в качестве товара, дающего доход.

Предпринимательское поведение может иметь и период пассивности, но обычно предприниматель активен, хотя бы на стадии «уторговывания» цены за нечто, чем он обладает.

Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представ­ление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направле­ниями реализации множества моделей предпринимательского поведения. На Запа­де их несколько.

· Инвестиционная модель - разработка и внедрение «Ha свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным.

· Инвенторная модель - продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента).,

· Организационная модель - организация осуществления каких-либо идей, не­стандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, обес­печение коммуникаций, взаимодействия.

· Посредническая модель - выступление в роли арбитра, посредника с получе­нием комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).

· Аквизиционная модель - аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.

· Коммерческая модель - создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации.

· Консалтинговая модель - обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.

· Конъюнктурно-игровая модель - манипулирование, комбинирование цено­вой и иной конфиденциальной информацией.

Рекомендуем тем, кто обдумывает возможность начать свое дело, внимательно перечитать строки, относящиеся к предпринимательскому поведению, и определить свои ресурсы и возможные направления активности. Добавим к этому совместную точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на моти­вы и набор профессиональных качеств предпринимателя.

Мотивы:

·желание быть хозяином своей судьбы;

·стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от ос­тальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

·желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф

1.Предпочитает принимать решения самостоятельно.

2.Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.

3.Открыт для конструктивной критики и похвал.

4.Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счаст­лив в небольшой организации.

5.Любит быстрое развитие и нововведения.

6.В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.

7.Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.

В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый являет­ся реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения за­висит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности. Нравственная со­ставляющая деятельности - это критерий, согласно которому общество отделяет приемлемые действия от неприемлемых. По нравственной составляющей потенциа­ла предпринимателей их можно разделить на «акул» и «дельфинов». На основе комбинации двух параметров - энергии и нравственной ориентации - можно полу­чить классификацию типов поведения в жизни.

Рис. 3.1. Классификация типов поведения на основании энергии и нравственности - социальная ориентация.

В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической дея­тельности. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала работников следует рассматривать в ряду других методов построения их профилей.

А. А. Погорадзе, со ссылкой на исследование В. Г. Нестерова и Л. И. Иванько, определяет структуру культурно-производственного (личностного) потенциала ра­ботника следующим образом: «…профессиональные знания, умения и навыки, обу­словливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенци­ал); работоспособность (психофизиологический потенциал); интеллектуальные, познавательные способности (творческий потенциал); способность к сотрудниче­ству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенци­ал); ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренческий, нравственный потенциал)». В эту систему следует добавить лидерский потенциал и потенциал к развитию. Тогда структура трудового потенциала будет выглядеть полнее. Попут­но целесообразно отметить и наличие группового потенциала (потенциала коман­ды), состоящего фактически из этих же элементов.

Попытка создать развернутый формализованный портрет предпринимателя при­надлежит А. И. Агееву (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ ЗАРУБЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

  Качества Индикаторы проявления качества
1. Поиск возможностей и инициативность а) видит и использует новые или необычные деловые возможности;
    б) действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства
2. Упорство и настойчивость а) готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствие;
    б) меняет стратегии, чтобы достичь цели
3. Готовность к риску а) предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска;
    б) предпочитает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результат
4. Ориентация на эффективность а) находит пути делать веши лучше, дешевле, быстрее;
б) стремится достигать совершенства, улучшать стандарты эффективности
5. Вовлеченность в рабочие контакты а) принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы;
    б) берется за дело вместе с работниками или вместо них
6. Целеустремленность а) ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение;
    б) постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи
7. Стремление быть информированным а) лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах;
б) использует личные и деловые контакты для своей информированности
8. Систематическое планирование и наблюдение а) планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи;
б) разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работ
9. Способность убеждать и устанавливать связи а) использует осторожные стратегии для влияния и, убеждения людей;
б) использует личные и деловые контакты как средство достижения целей
10. Независимость и самоуверенность а) стремится к независимости от правил и контроля других людей;
б) полагается лишь на себя перед лицом противостояния и при отсутствии успеха;
в) верит в свою способность выполнять трудные задачи

Приведенные индикаторы проявления качеств позволяют говорить о типологии стратегий поведения, реализующих то или иное качество.

Значительный интерес представляют современные исследования, позволяющие сравнение выполненных по стандартным методикам измерения тестовых наборов качеств. Так, в работе Е. К. Завьяловой и С. Т. Посоховой приводятся результаты исследования по тесту Р. Б. Кеттелла, предназначенного для измерения шестнадцати личностных факторов. * Особенности теста - его универсальность, практичность, популярность в отечественной психологии - позволяют составлять с его помощью достаточно широкий перечень наиболее стабильных, сформировавшихся (консти­туционных) черт личности.

Таблица 3.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ПОРТРЕТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНУЮ СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

    Среднегрупповые значения (стены)
  Обозначение и название факторов Потенциальные Реальные
  предприниматели предприниматели
1. Общительность 6,6 8,1
2. Абстрактность мышления 4,4 5,5
3. Эмоциональная стабильность 7,2 8,7
4. Е - доминантность 5,5 4,4
5. F - беспечность 5,8 4,2
6. G - моральная нормативность 6,4 7,2
7. Н - смелость 6,7 8,5
8. 1 - чувствительность 3,4 3,5
9. Подозрительность 5,1 3,8
10. Мечтательность 3,7 3,4
11. Гибкость поведения 4,7 5,5
12. Тревожность 4,4 2,6
13. Радикализм 5,6 5,4
14. Самостоятельность 4,0 4,1
15. Дисциплинированность 5,8 7,4
16. Напряженность 4,1 1,7
• - статистически достоверны различия между группами при р < 0,05-0,01.

• Описание методики имеется, например, в: Мургулец В. М. Социально-психологическая диагности­ка личности. Л., 1988; Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петроза­водск: Изд-во «Петроком», 1992. С. 97 -112; Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиаг­ностика личности. Псков: Изд-во ПИУУ, 1994. С. 89-91.

 

Некоторые знания и умения, которыми должны обладать предприниматели?

1. Ясное понимание предпринимательства. Отделение фактов от мифов.

2. Умение давать взвешенные оценки.

3. Умение находить нестандартные решения.

4. Умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности.

5. Умение вырабатывать новые коммерческие идеи.

6. Умение оценивать перспективность новых идей.

7. Знания и навыки, необходимые для создания нового дела.

8. Управление малыми предприятиями.

9. Способность дать профессиональную оценку результатам своей деятельности.

10. Умение оценить внешнюю ситуацию.

11. Умение оценивать любое действие с точки зрения этики и морали.

12. Умение заключать сделки.

13. Умение устанавливать контакты, вести переговоры.

14. Умение получать причитающееся.

Источник: Robert C. Ronstadt. The Educated Etrepreneurs: A new Era of Entrepreneurial Education is Begining. – American Journal of Small Business< Summer 1985, p. 16.

 

 


Типичный предприниматель – это …

1. Предприниматель – это как правило, ______ ребенок в семье. а) старший в) младший б) средний г) не имеет значения 9. Главное слагаемое предпринимательского успеха – это: а) деньги г) хорошая идея б) удача д) все слагаемые - главные в) трудолюбие
2. Типичный предприниматель, как правило: а) состоит в браке в) вдов б) холост г) разведен 10. Типичный предприниматель и типичный венчурный капиталист: а) неплохо ладят между собой б) лучшие друзья в) понимают друг друга г) имеют разные интересы
Венчурный капиталист ставит цель вложить средства в перспективное дело, получить прибыль и выйти из дела не позднее чем через пять лет. Предприниматель стремится обрести независимость, добиваясь стабильного успеха фирмы.
3. Типичный предприниматель – это чаще всего: а) мужчина в) не имеет значения б) женщина 11. Удачливый предприниматель в трудных случаях обращается за советом: а) к специалистам, работающим у него на предприятии б) к внешним консультантам в) к финансистам г) ни к кому не обращается, все решает сам
4. Типичный предприниматель начинает свое первое крупное дело в возрасте: а) до 20 лет г) 40-49 лет б) 20-29 лет д) 50-59 лет в) 30-39 лет 12. Типичный предприниматель сильнее всего чувствует себя в качестве: а) менеджера б) венчурного капиталиста в) плановика г) когда он берется за что-то новое
5. Типичный предприниматель впервые обнаруживает свои предпринимательские способности в возрасте: а) до 20 лет г) 40-49 лет б) 20-29 лет д) 50-59 лет в) 30-39 лет 13. Типичный предприниматель: а) любит рисковать по-крупному (игрок по натуре) б) готов к умеренному риску в) не любит рисковать, старается избегать рискованных планов г) отношение к риску для предпринимателя не имеет значения
6. Типичный предприниматель к моменту создания своего дела, как правило, имеет: а) неполное среднее образование б) среднее образование в) степень бакалавра г) степень магистра д) степень доктора наук 14. В кругу своих друзей предприниматель – это: а) душа компании б) зануда в) П не ходит в гости и с друзьями не общается г) обычный человек
7. Главным мотивом создания собственного дела для типичного предпринимателя является стремление: а) иметь приличный доход б) обрести независимость в) стать знаменитым г) обрести уверенность в завтрашнем дне д) получить реальную власть 15. Типичный предприниматель – известный любитель нового, но больше всего он любит: а) новые идеи б) новых людей в) новые производственные идеи г) новые финансовые планы д) все новое вообще
8. Уверенность в своих силах и стремление к успеху предпринимателю обычно дает: а) супруг/супруга в) отец б) мать г) дети 16. Предприниматели чаще всего открывают свое дело: а) в сфере обслуживания б) в области производства в) в финансовой сфере г) в строительстве д) где угодно

Источник: данная анкета – это переработанная версия анкеты, приведенной в: Robert D. Hizrich, Candida G. Brush. The Woman Entrepreneur: Starting, Planning, and Financing a Successful New Business. Lexington, Mass, Lexington Books, 1986.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: