Экономических условиях

 

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Валовая прибыль уменьшается на сумму: доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах Российского государства; дивидендов, полученных по акциям, принадлежащих данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам РФ, субъектов РФ; доходов от сдачи имущества в аренду.

Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли: от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, от посреднических операций и сделок. Эти виды прибыли являются объектом самостоятельного обложения налогом, а потому, во избежание двойного обложения, исключаются из состава валовой прибыли.

Из валовой прибыли исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы. Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль, которая находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. На рис. 6.6 представлена схема распределения валовой прибыли фирмы.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства, на модернизацию оборудования, улучшение качества продукции, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств.

 

 

Рис. 6.6. Схема распределения валовой прибыли

 

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям.

Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия в рыночных условиях, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения его коммерческой деятельности.

 

Рентабельность

Важная роль в системе экономических показателей эффективности деятельности предприятия принадлежит показателю рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Таким образом, рентабельность (R) – относительный показатель, характеризующий доходность, прибыльность, эффективность производства. Это соотношение результатов хозяйственной деятельности и затрат.

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель общей рентабельности (), исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и оборотных средств):

,

 

где П – валовая прибыль предприятия; - среднегодовая стоимость основных производственных фондов; - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее показатель общей рентабельности продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

Для оценки эффективности издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции используется показатель рентабельности изделия (продукции) ().

 

,

 

где С – полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность предприятия зависит от ряда факторов, главными из которых являются: достигнутый уровень себестоимости, использования основных фондов и оборотных средств; оптовые цены на промышленную продукцию.

На величину получаемой прибыли, а следовательно, на уровень рентабельности существенно влияют заготовительные цены на материалы, покупные полуфабрикаты и другие изделия, получаемые по кооперированным поставкам, ставки и оклады заработной платы, отпускные цены на продукцию.

Непосредственное влияние на рентабельность производства оказывает качество выпускаемой продукции, так как его ухудшение уменьшает выручку от реализации, не снижая при этом уровня себестоимости. Кроме того, на уровень рентабельности работы предприятия влияет изменение номенклатуры выпускаемых изделий, так как каждое из них характеризуется свойственным ему уровнем рентабельности.

Чтобы повысить рентабельность производства в машиностроении (при стабильности оптовых цен на продукцию) необходимо: увеличить объем получаемой прибыли в результате снижения себестоимости продукции и роста объема реализации; улучшить качество выпускаемой продукции; повысить эффективность использования наличных основных производственных фондов и оборотных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: