Оплата труда работников

Принципиальные положения оплаты труда

Оплата труда работников — это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В значительной степени она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конкретная конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы (например, в США минимальная оплата труда, как и почасовые ставки, регулируется законодательством).

Рыночная экономика предлагает наличие рынка рабочей силы с территориальным перемещением трудовых ресурсов, сосредото­чением труда там, где на него есть спрос, и оттоком с тех мест, где ощущается избыточное предложение.

Комплекс всех этих факторов и формирует конкретную оплату" труда.

В условиях рынка вопросы оплаты труда основаны на принци­пиально иных положениях.

Считавшаяся одной из незыблемых основ социалистического общества гарантированность государством права на труд и отдых существенно ослаблена независимо от того, что рынок признает результаты этого процесса. Как коллектив, так и отдельный ра­ботник будут иметь возможность получать для личного потребле­ния часть общественного продукта, которую они не только созда­ли, но и реализовали на рынке, то есть на созданный продукт нашелся покупатель, продукт признан общественно необходи­мым.

Следовательно, признание потребителем и состояние рыноч­ной конъюнктуры — вот два фактора, которые определяют уро­вень доходов коллектива и отдельного работника. Такая ситуация повышает зависимость производителей от широких слов населе­ния, увеличивая вместе с тем экономическую ответственность за результаты созданного продукта, уровень его качества и цены.

Меняется подход к распределению по труду. За основу равной оплаты за равную работу берутся не затраты — количество часов

рабочего времени и уровень квалификации, а результаты труда — признание продукта труда в качестве товара рынком. Средства от реализации товаров становятся высшим критерием для оценки количества и качества труда товаропроизводителей и главным источником их личных доходов.

В условиях рынка усиливается подвижность рабочей силы, которая связана с рядом факторов. Изменяется профиль предпри­ятия в связи с тем, что рынок выставляет все новые и новые требования к номенклатуре и качеству товаров, одни производст­ва исчезают, другие появляются. Немаловажный фактор — мигра­ционные процессы.

Уходит в прошлое устойчивость продукта в одном коллективе и на одном рабочем месте — в условиях рынка с его подвижнос­тью рабочей силы работник ищет то место, где в наибольшей степени раскрываются его способности. Однако появляется и отрицательный момент — неуверенность, чувство беспокойства и наконец самое главное — возможность безработицы.

• Предприниматель в своей деятельности сталкивается с тем, что любой фактор, "вовлекаемый в производство, должен быть оплачен. Он покупает станки, машины, оборудование, сырье и, чтобы начать производство, нанимает рабочую силу, и плата за труд — это и есть оплата труда. С одной стороны, оплата должна компенсировать расход физических и интеллектуальных сил ра­ботника, с другой стороны, работник не должен чувствовать себя ущербным, сравнивая оплату своего труда с оплатой аналогично­го труда на родственном предприятии. Однако предпринимателя ограничивает ряд факторов внешнего характера:

установленный государством минимальный уровень заработ­ной платы;

условия договора между предпринимателем и коллективом работающих;

требования профсоюзных комитетов.

При организации оплаты труда предприниматель должен:

определить форму и систему оплаты труда работников своего предприятия;

разработать систему должностных окладов для служащих, спе­циалистов, управленческого персонала;

выработать критерии и определить размеры доплат, как для работников, так и для управленческого персонала.

В распоряжении предпринимателя имеются широкие возмож­ности в выборе тех или иных форм или систем заработной платы, они еще шире при определении премиальных доплат, поощрений. Но искусство руководителя заключается в том, чтобы из имеюще­гося арсенала средств выбрать те из них, которые в наибольшей

мере соответствуют конкретному предприятию и именно тому персоналу, который набран на это предприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: