Составлению всякой отчетности по финансовой деятельности предшествует планирование соответствующих показателей. Планирование финансов — это, прежде всего, планирование потребности в капитале, денежной наличности, планирование издержек производства, прибыли. Все это определяет платежеспособность фирмы, предотвращает ее банкротство.
Возможность фирмы оплатить свои обязательства, увеличить производство и воспользоваться существующими преимуществами часто зависит от размера оборотного капитала. А для того, чтобы фирма расширялась, оборотный капитал должен увеличиваться.
Чистый оборотный капитал равен разнице между итогами по разделам «Оборотный капитал» (текущие активы) и «Краткосрочные обязательства» (текущие пассивы), т.е. чистый оборотный капитал составляет величину, оставшуюся после погашения всех краткосрочных обязательств.
Существует несколько методик определения оптимального размера оборотного капитала фирмы. При анализе текущего положения фирмы часто используется показатель отношения оборотного капитала к краткосрочным обязательствам.
|
|
Экономисты обычно считают, что для обеспечения минимальной гарантии инвестициям оборотный капитал должен, по крайней мере, в 2 раза превышать размер краткосрочных обязательств.
В дополнение к названным существуют и другие показатели определения ликвидности фирмы. Ликвидными называются активы, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств без промедления. Ликвидные активы — это оборотный капитал за минусом товарно-материальных запасов.
Чистые ликвидные активы равны разнице между ликвидными активами и краткосрочными обязательствами.
Коэффициент критической оценки равен отношению ликвидных активов фирмы к краткосрочным обязательствам ликвидных активов. Одним из способов оценки соответствия уровня товарно-материальных запасов оптимальной потребности является сравнение запасов с годовым объемом продаж, в результате чего можно определить коэффициент оборачиваемости товарных запасов.
Следующим важным показателем финансового положения фирмы является балансовая стоимость ценных бумаг. В отношении каждой облигации, привилегированной или обыкновенной акции она определяется как сумма активов фирмы, обеспечивающая или оплачивающая эти ценные бумаги.
Чистая номинальная стоимость активов в расчете на облигацию.
Для того чтобы получить номинальную величину стоимости активов на облигацию, из величины итога активов вычитают нематериальные активы, как не имеющие стоимости при ликвидации фирмы. Затем предполагают, что краткосрочные обязательства были погашены. Оставшиеся активы могут быть выплачены держателям облигаций.
|
|
Чистая поминальная стоимость активов в расчете на привилегированную акцию.
Для того чтобы подсчитать чистую стоимость активов на привилегированную акцию, надо определись общую сумму всех активов. Предположим, что краткосрочные обязательства и долгосрочные обязательства погашены. Оставшаяся сумма отражает величину чистых активов, обеспечивающих привилегированные акции в обращении.
Чистая номинальная стоимость активов в расчете на обыкновенную акцию. Ее можно рассматривать как среднюю сумму, которую получили бы держатели акций на каждую акцию по их балансовой стоимости в случае ликвидации фирмы.
Коэффициент капитализации показывает соотношение видов ценных бумаг, выпущенных фирмой. Большой удельный вес облигаций уменьшает привлекательность как привилегированных, так и обыкновенных акций, а значительное количество привилегированных акций, в свою очередь, может уменьшить ценность обыкновенных. Главная причина в том, что проценты по облигациям выплачиваются до объявления дивидендов по привилегированным акциям, а дивиденды по последним — до выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
Сначала определяется сумма капитализации. Это совокупная стоимость облигаций, привилегированных акций, обыкновенных акций, избыточного капитала и полученной прибыли к распределению.
Удельный вес облигаций равен отношению номинальной стоимости облигаций к сумме капитализации:
Удельный вес привилегированных акций определяется аналогично.
Ряд показателей деятельности фирмы можно рассчитать, основываясь на отчете о прибылях и убытках.
Коэффициент прибыльности от производственной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от производственной деятельности к выручке от реализации продукции. Этот показатель анализируется в динамике, за ряд лег, а также в сравнении с показателями других фирм той же сферы деятельности.
Показатель покрытия процента. Облигации фирмы являются очень существенным долгом, и годовой процент по ним представляет постоянные издержки. Поэтому необходимо знать: какова возможность фирмы выплачивать проценты из полученных доходов. Для этого полученный доход (совокупный доход от выплаты процентов по облигациям и подоходного налога) соотносится с годовыми затратами на выплату процентов по облигациям. Чтобы облигационный заем промышленной фирмы можно было считать гарантированным, доход фирмы должен в 3-4 раза превышать требования по выплате процентов по облигациям.
Фирма и налоги
Основа финансовых отношений государства и предприятия определяется экономической ролью государства. Оно должно образовывать средства государственного бюджета, идущие на общественные потребности путём изъятия их у предприятий. Принципиальных подходов отбора части дохода предприятия два:
1. Непосредственное отчисления по указанию вышестоящего органа управления или специально уполномоченного на то гос. органа. Суммы отчислений устанавливаются директивно. Предприятию – остаток. При этом фирме жёстко указывается, как распределять оставшуюся у него часть дохода.
Такой порядок удобен государственной системе. При выполнении производственных планов поступления в бюджет гарантированы.
2. Налоговая система регулирования доходов. Эта система в наибольшей степени соответствует природе товарно-денежных отношений. По сущее ту налоги — предельная форма экономических нормативов, в рамках которой число их минимально, сами они имеют единое выражение и единые правила действия для всех фирм и граждан.
Величина налогов должна быть стабильной на определенном отрезке времени.
|
|
Налоговая система это уже не распределительный, а регулятивный механизм, воздействующий на доход способом изъятая его част. Налоговая система сужает круг субъектов, участвующих в дележе дохода, (из него исключаются вышестоящие органы управления — министерства). Налоги изымаются государством и направляются в республиканский и др. бюджеты. Величина налогов устанавливается не плановыми, не отраслевыми, а законодательными органами.
С юридических позиций, налоговая система есть нормы, регулирующие размеры, формы, методы и сроки безвозмездного изъятия государством част денежных доходов фирм, организаций, населения в виде общегосударственных и республиканских налогов, местных целевых платежей и сборов, устанавливаемых законодательными государственными и республиканскими актами. Налоговые ставки определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Налоговые ставки устанавливаются обычно 11 процентов к сумме дохода (прибыли, имущества) на основе прогрессивной шкалы. По мере роста суммы дохода, подлежащего обложению налогом, растет и его доля, изымаемая в бюджет.
Изменение налоговых ставок может осуществляться в сторону повышения и уменьшения.
Тенденция к повышению налогов характерна для сильного централизованного государства, стремящегося сконцентрировать в своих руках как можно больший объем финансовых ресурсов с целью последующего воздействия через бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода изымается государством в качестве налогов, тем меньше стимулов к его получению. Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведет к падению их доходов и, соответственно, к сокращению средств, поступающих в бюджет в качестве налогов. Таким образом, государство оказывается заинтересованным в установлении таких ставок налогообложения, которые, с одной стороны, не препятствовали бы развитию предпринимательства, а с другой стороны — обеспечивали максимальное поступление средств в бюджет. Выбор оптимальных ставок налогообложения графически представлен на рисунке в виде кривой, иллюстрирующей данную зависимость. Она получила название кривой Лаффера (по имени американского экономиста, обосновавшего в начале 80-х гг. необходимость снижения федеральных налогов в США).
|
|
К — ставки налогообложения на доходы;
Я — общая сумма налоговых поступлений;
К1 — ставка налогов, обеспечивающая максимальный уровень налоговых поступлении; (} — пороговое значение в динамике кривой.
Данная кривая показывает, что по мере роста налоговых ставок К общая сумма поступлений в бюджет К растет. При этом значению К1 ставки соответствует максимальный объем финансовых средств, отчисленных в виде налогов в бюджет Кmах. После прохождения значения р последующее увеличение ставок К ведет не к росту налоговых поступлений, а к их сокращению, в силу того, что дальнейшее увеличение налогов подрывает заинтересованность предпринимателей в наращивании объемов производства.
Характеризуя систему налогообложения, следует рассмотреть:
— кто является налогоплательщиком;
— объект налогообложения / виды налогов;
— как налоговая система встраивается в финансовый механизм регулирования доходов.
Налогоплательщиками являются все фирмы (организации, учреждения) и граждане. Особую категорию плательщиков составляют СП, иностранные граждане и лица без гражданства.
Поскольку финансовый механизм рассматривается на примере фирмы, то объектом налогообложения является доход (или прибыль) фирмы. Таким образом, может быть налог на доход или налог на прибыль.
Валовой доход представляет собой выручку от реализации продукции, за вычетом из нее материальных затрат (на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, амортизацию).
С другой стороны, кроме зарплаты есть премии и другие дополнительные выплаты. Поэтому фонд оплаты труда может превосходить стоимость реальных трудозатрат, определить которую объективно невозможно. Но главное в том, что в централизованной экономике психология руководителей и коллективов предприятий направлена на максимальную перекачку доходов в фонд оплаты труда, в том числе и за счет средств на развитие производства.
Отсюда целесообразно облагать налогом весь доход, чтобы предпри-5ГГИЯ, перебрасывая средства в зарплату, не могли освободить их от налога.
В рыночной экономике эта проблема не так остра: заработную плату зря не платят и не завышают. Предприниматели обновляют производство, чтобы обойти конкурентов. Вместо налогообложения фонда оплаты труда используется прогрессивное обложение налогом индивидуальных доходов. Поэтому в рыночной экономике применяют либо налог на прибыль, либо налог на чистый доход, что в принципе одно и тоже.
По своей форме налога подразделяются на прямые и косвенные.
Это деление зависит от объекта обложения, а также от взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налога устанавливаются непосредственно на доход, прибыль или имущество. К косвенным относятся налоги, заложенные в виде надбавки в цену товара и поэтому оплачиваемые потребителем. В данном случае налога концентрируются у владельца товаров и услуг, а затем передаются государству.
Косвенные налоги подразделяются на: акцизы, пошлины и фискальные налоги. Акцизами называются налога, взимаемые внутри страны путем включения их в цены товаров широкого потребления.
Пошлины — это таможенные налога, которыми облагаются товары, ввозимые в страну.
Фискальные монопольные налоги - это средства, перечисляемые в государственный бюджет на производство и продажу отдельных товаров (вино, табак и т.д.) через установление на них монопольно-высоких цен.
Прямые налоги, устанавливаемые с дохода (прибыли, имущества), в свою очередь подразделяются на реальные и личные. К личным налогам относятся: подоходный налог с населения, налог на прибыль фирм, поимущественный налог, налог с наследства и дарений. При этом в основу обложения кладется величина получаемого налогоплательщиком дохода или имущества.
К реальным относятся налога на отдельные виды имущества: землю, дом, существующее промышленное предприятие, торговое заведение и т.д. При реальном обложении налог взимается, исходя из внешних признаков, без учета фактических доходов. Такими внешними признаками при начислении реальных налогов служат: площадь земельного участка, количество квартир в доме, численность работающих, количество станков. Реальные налоги сохраняются в основном в системе местных налогов.
Все налога подразделяются на три вида:
— федеральные налоги;
— налога субъектов Федерации (налога республик в составе РФ и налога краев, областей, автономной области);
местные налоги.
Федеральные налоги:
— налог на добавленную стоимость;
акцизы на отдельные группы и виды товаров;
—- налог на операции с ценными бумагами;
— таможенный тариф;
— отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;
— платежи за пользование природными ресурсами;
— налог на прибыль с предприятий;
— подоходный налог с физических лиц;
— налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
— гербовый сбор;
— государственная пошлина;
— налог с имущества, переходящего в поряд ке наследования и дарения;
— сбор на использование названия «Россия»;
— специальный налог с предприятий;
— транспортный налог с предприятий;
— сбор за регистрацию банков и их филиалов.
Налоги субъектов Федерации:
- налог на имущество предприятий; — сбор на нужды образовательных учреждений;
- лесной налог;
- плата за воду, забираемую промышленными — сбор за регистрацию предприятий, предприятиями из водохозяйственных систем;
Местные налоги:
налог на имущество физических лиц; земельный налог;
— регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
— налог на строительство объектов произвол ственного назначения в курортной зоне;
— курортный сбор;
— сбор за право торговли;
— целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство, на обра зевание и на другие цели;
— налог на рекламу;
— налог на перепродажу автомобилей, вычисли тельной техники и персональных компьютеров;
— сбор с владельцев собак;
— лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лагерей;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— сбор за парковку автотранспорта;
— сбор за участие в бегах на ипподромах;
— сбор за выигрыш на бегах; -
— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
— сбор со сделок, произведенных на биржах;
— сбор за право проведения кино- и телесъемок;
— сбор за уборку территорий населенных пунктов;
— сбор за открытие игорного бизнеса;
— налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Не меньшую роль, чем ставки налогообложения и виды налогов, играют налоговые льготы, которые могут предоставляться в различной форме. В отдельных случаях могут быть установлены льготные, более низкие ставки налогов. Такая льгота предоставляется во многих странах при начислении, например, налога на прибыль малых предприятий. Наиболее распространенными налоговыми льготами являются правила, позволяющие под тем или иным предлогом сокращать величину налоговой базы, т.е. величину дохода или имущества, подлежащего налогообложению. Так, при начислении налога на прибыль двумя важнейшими направлениями сокращения налоговой базы являются: во-первых, списание части прибыли и включение ее в себестоимость продукции; во-вторых, уменьшение облагаемой прибыли за счет прямых вычетов из ее общей суммы.
Льготы позволяют вычитать из валового дохода определенные суммы, не подлежащие обложению налогом. В результате таких операций облагаемый доход оказывается меньше валового дохода на величину налоговых льгот. Так, кроме непосредственно произведенных расходов, из обложения разрешается исключать отчисления в различные фонды: резервные, благотворительные, пенсионные, дивиденды, проценты по задолженности. При осуществлении налогообложения прибылей компаний могут полностью списываться с налоговой базы расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и частично расходы на амортизацию оборудования.
Механизм распределения доходов в виде налогов, платежей, отчислений представляет одновременно механизм их регулирования. Регуляция состоит в выборе зон, масштабов, видов отчислений таким образом, чтобы они побуждали производителей компенсировать изъятия ростом дохода и прибыли. Число ответвлений денежных потоков и денежных средств из прибыли должно выбираться так, чтобы бюджет получил требующиеся ему средства, но и чтобы не были обескровлены фирмы. В этом заключается главный принцип регулирования доходов, который, при успешной реализации, должен приносить выгоду государству и фирме.
Наряду с регулированием доходов фирм в экономике существуют механизмы регуляции доходов государства и личных доходов, образующие единую финансовую регулятивную систему.