Раздел 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
Тема 1 Сущность и функции потребительского рынка как среды функционирования предприятия
Под товарным производством понимается такое производство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.
Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечивается необходимый спрос и предложение. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:
- товарное производство неразвитого рынка;
- товарное производство свободного рынка;
- товарное производство регулируемого рынка;
- товарное производство деформированного рынка
Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке путем реализации закона спроса: рост спроса вызывает снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.
Конкуренция — основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей.
Классификация рынков проводится по различным критериям:
- по географическому признаку — внутренний (региональный, местный, национальный и т.д.) и внешний (мировой, пограничный и т.д.);
- по характеру продаж — оптовый и розничный;
- по отраслевому признаку — рынок сырья (уголь, нефть, газ, древесина и т.п.); рынок продовольствия (зерно, рыба, мясо и т.п.); рынок машиностроения (автомобили, машины и т.п.); другие отраслевые рынки;
- по характеру объекта товарообмена:
Рынок товаров и услуг | Финансовый рынок | Рынок интеллектуальной продукции | Рынок труда |
1. Рынок средств производства 2. Рынок потребительских товаров — товаров, поступающих для конечного потребления населением 3. Рынок услуг производственного и непроизводственного назначения | 1. Рынок ценных бумаг 2. Рынок денег (капитала) 3. Валютный и ссудный | 1. Рынок технологий, 2. опытно-конструкторских разработок 3. Рынок фундаментальной научной информации | 1. Занятые 2. Безработные 3. Биржи труда 4. Система подготовки и переподготовки кадров |
- по отношению к субъекту рыночных отношений — рынок продавца; рынок покупателя; рынок посреднических операций (рынок промежуточных продавцов).
Каждый рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой — системой специализированных организаций, в которую входят;
- кредитная система;
- биржи (система биржевой торговли);
- сеть самостоятельных предприятий оптовой и розничный торговли.
Кредитная система состоит из страховых компаний, банковской системы, фондов профсоюзов и других организаций.
Биржа — это организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Она действует на основе устава, под руководством биржевого комитета. Клиентами биржи могут быть индивидуальные лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-финансовые институты. Биржи бывают товарными (специализированными по продуктам и универсальными), фондовыми (по сделкам с ценными бумагами), валютными (для обмена национальных валют).
Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разнообразные организационные формы — ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п.
Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капиталов и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой — сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и приспособляемостью. Однако рынок еще не исчерпал полностью своих возможностей: интенсивно развивается его важнейшая составляющая — рынок информации.