Источник. Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 24.
3. Услуги могут классифицироваться на конечные (т. е. имеющие конечное предназначение своего использования) и промежуточные. Это чрезвычайно важно с точки зрения количественной оценки созданного ВНП (ВВП) и сопряженных с ним показателей, поскольку промежуточные услуги, как правило, не учитываются при подсчете данных показателей.
Кроме того, на микроэкономическом уровне хозяйствования выделяют так называемые внутрипроизводственные услуги, т. е. такие, которые производятся и потребляются внутри хозяйствующего субъекта.
4. В социально-экономическом отношении большое значение имеет различение услуг по критерию законности (легитимности). В связи с этим выделяются услуги, осуществляемые в рамках правового поля, и теневой оборот услуг. Последний существует во всех странах, отличаясь масштабами и структурой. Его оценка проводится в основном экспертным путем, различными косвенными методами.
5. В зависимости от степени материальности выделяют материальные и нематериальные услуги.
|
|
К материальным относят те виды услуг (услуги автосервиса, ателье одежды и обуви и т. д.), результатом которых является создание новой или восстановление потребительной стоимости, причем исполнение максимально учитывает индивидуальные запросы потребителей (пошив одежды, обуви по индивидуальному заказу, ремонт аудио- и видеотехники, автомашин).
К нематериальным услугам относят «чистые» услуги, которым свойственна максимальная степень неосязаемости, например, услуги артистов, репетиторов, юристов, психологов.
В некоторых изданиях можно встретить близкую к данной классификацию, согласно которой по специфике содержания услуги подразделяются:
а) на создающие новые потребительные стоимости (новые изделия) ¾ индивидуальный пошив одежды, обуви и т. п.;
б) на восстанавливающие потребительные свойства товаров (ремонтные работы ¾ ремонт аудио- и видеоаппаратуры, автотранспортных средств, квартир и др.);
в) на обслуживающие (услуги парикмахера, массажиста, визажиста и т. д.).
6. В западной литературе, особенно посвященной проблемам маркетинга, некоторые авторы предлагают разделить услуги на три класса:
1) связанные с товаром;
2) основанные на использовании оборудования;
3) основанные на труде человека.
Г. Ассэль, в частности, иллюстрирует такой подход схемой, представленной на рис. 4.6.
Рис. 4.6. Классификация услуг по Ассэлю
7. По критерию опосредования услуги товарно-денежными отношениями или, иначе говоря, по критерию участия в купле-продаже все услуги подразделяются на рыночные и нерыночные, или коммерческие и некоммерческие (платные и «бесплатные»). Заметим, что бесплатность услуг, как и физических товаров, весьма условна. С точки зрения общества «бесплатные» экономические блага оплачиваются за счет средств бюджетов разного уровня, в том числе за счет налогов с физических и юридических лиц, а также за счет средств благотворительных организаций. В настоящее время по рекомендации статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам, т. е. ценам, которые покрывают не менее 50% издержек на оказание данной услуги.
|
|
8. В зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу, различают услуги, производимые предприятиями частной формы собственности и государственными организациями, учреждениями и предприятиями. Нередко также выделяют некоммерческие (хотя они могут быть частными и государственными) и муниципальные организации.
9. По характеру потребления выделяют услуги: массовые (например, услуги телевидения и других СМИ); коллективные (услуги общественного транспорта, шоу-бизнеса, услуги по шейпингу и т. д.); индивидуальные (услуги по прокату автомашин, бытовой техники, большинство медицинских услуг). Хотя как явление массовые услуги существуют издавна, их в качестве особой разновидности выделили, а также ввели термин «массовые услуги» в научный оборот А. Сойер и Р. Уолкер в своей работе «The New Social Economy: Reworking the Division of Labor» (1994).
10. По роли различных услуг в услуговой деятельности хозяйствующего субъекта выделяют основные и вспомогательные (дополнительные) услуги. Это связано с тем, что часто услуга предоставляется в комплексе (и в комплекте) с дополнительными элементами, составляющими атрибутику обслуживания. Например, проживание в гостинице может сопровождаться целым набором обслуживающих операций: предоставлением завтрака в номер, дополнительных средств связи, заказом такси, услуг камеры хранения и т. д.
В научной и учебной литературе чаще всего встречаются следующие определения:
■ основные услуги ¾ услуги, определяющие профиль и специализацию предприятия-исполнителя. Например, для транспортных услуг основной является услуга по перемещению грузов и/или пассажиров, для образовательных ¾ обучение граждан, повышение их образовательного уровня и/или профессионального мастерства;
■ дополнительные услуги ¾ услуги, предназначенные для повышения качества и конкурентоспособности основной услуги. В качестве примера дополнительных услуг в сфере образования может служить более углубленное изучение иностранных языков, приобретение навыков работы на компьютере и т. д.5 К. Лавлок разделил дополнительные услуги на услуги, облегчающие использование основных компонентов продукта, и дополнительные услуги, усиливающие привлекательность продукта.
11. По признаку возможного участия в международном обмене все услуги можно подразделить на три группы. Первую составляют услуги, которые могут быть объектом внешней торговли (воздушные и морские перевозки пассажиров и грузов, международные кредитные страховые сделки и т. д.). Ко второй группе относятся услуги, которые по своей природе вообще не могут быть предметом экспорта (среди них доминируют государственные и инфраструктурные услуги). Третья, большая группа услуг ¾ это те, которые могут производиться как для внутренних нужд, так и на экспорт.
12. Во внешней торговле в аналитических целях выделяют факторные (factor services) и нефакторные (non-factor services) услуги. К первым относятся платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы: доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, заработная плата, выплаченная нерезидентам. Ко вторым причисляют остальные виды услуг: транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги. По мнению специалистов, деление услуг на факторные и нефакторные особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.
|
|
13. Поскольку предоставление услуг на внешнем рынке часто происходит одновременно с продажей физических товаров или осуществлением инвестиций в ту или иную страну, то в соответствии со способами доставки услуг потребителю их делят на три вида:
1) услуги, связанные с инвестициями (investment-related services), ¾ банковские, гостиничные и профессиональные услуги;
2) услуги, связанные с торговлей (trade-related services), ¾ транспорт, страхование;
3) услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investment related services), ¾ связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.
14. В зависимости от формы обслуживания различают абонементное обслуживание, срочное, по месту работы, жительства, отдыха и т. д.
15. В современной литературе можно встретить, хотя и в нечетком виде, разделение услуг также на профессиональные (professional) и непрофессиональные (non-professional); иногда выделяют еще интеллектуальные и институциональные услуги.
По словам Марка Скотта, сфера профессиональных услуг до сих пор представляет собой гигантское темное пятно. Однако в начале ХХI в. появились содержательные публикации, в которых рассматриваются сущность, роль, состав, причины и тенденции развития профессиональных услуг.
Сфера профессиональных услуг обеспечивает примерно 17% рабочих мест в Европе и США. В 1997 г. годовой доход предприятия этой отрасли по всему миру составил около 700 млрд дол., а годовой рост равнялся 15%. По имеющимся расчетам только консультационная деятельность, которая в 1997 г. принесла около 60 млрд дол., в следующие 10 лет росла примерно на 20% в год. В течение последних 10 лет сфера профессиональных услуг расширялась впечатляющими темпами. И в будущем у отрасли хорошие возможности для дальнейшего роста и повышения прибыльности. Фирмы, которые традиционно были периферийными поставщиками услуг, превратились в жизненно важный элемент производственного цикла большинства промышленных корпораций. Своим клиентам фирмы профессиональных услуг помогают решать интеллектуальные и творческие задачи. Кто содействует компаниям в поиске своей рыночной ниши и дает фирмам рекомендации, в каких направлениях стоит развиваться, а от каких следует отказаться? Кто оценивает стоимость поглощаемых компаний? Кто разрабатывает рекламу, оформляет торговые места и выясняет то, что думают потребители о продукции производственных компаний? Кто управляет отношениями между корпорациями и средствами массовой информации, а также отношениями между руководством компании и персоналом? Кто заботится о сокращении налоговых платежей? Независимые поставщики профессиональных услуг ¾ от инвестиционных банков до консультантов по конструированию и дизайну ¾ подобно цементирующему раствору укрепляют многие крупные промышленные компании. Вот по какой причине эти фирмы умудряются получать такую высокую прибыль.
|
|
Скотт М. К. Фирма профессиональных услуг. Руководство
для менеджеров по максимизации прибыли и стоимости /
пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2004. С. 4, 7.
Большая часть спектра этих услуг может входить в класс бизнес-услуг. Некоторые авторы не делают различия между деловыми и профессиональными услугами. Например, В. Е. Николайчук пишет: «Деловые (профессиональные) услуги ¾ это услуги, которые оказываются предприятиям, организациям, учреждениям и другим хозяйственно-управленческим структурам, а также отдельным физическим лицам, что способствует успешной профессиональной деятельности или получению прибыли». По его мнению, институциональные услуги (т. е. услуги, потребителями которых выступают не физические лица, а предприятия, организации, учреждения и другие хозяйственно-управленческие структуры) относятся к типу деловых услуг и являются их частным случаем6.
С экономической точки зрения (в аналитических целях) услуги также подразделяются на капиталоемкие, трудоемкие и наукоемкие. Можно встретить попытки «наглядного» представления классификации услуг в виде схемы. Приведем одну из них.
Рис. 4.7. Классификация услуг
Источник. Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: учебник. М.: Деловая литература, 2001. С. 153.
Существующая разветвленная классификация услуг свидетельствует о постепенном преодолении упрощенного взгляда на разнообразие и значение услуг по мере развития человеческого общества.
Если в доиндустриальном обществе преобладали домашние или личные услуги, то в индустриальном акцент сместился в сторону услуг, игравших вспомогательную роль по отношению к производству, а также финансовых услуг. В постиндустриальном обществе, сохраняющем все ранее существовавшие виды услуг, появляются качественно новые их типы, быстро начинающие доминировать в структуре профессиональной деятельности. В нынешних условиях как никогда ранее справедливы слова Белла, который, говоря о третичном секторе, отмечал: «слово „услуга“ не должно вызывать вводящих в заблуждение образов быстро приготовленной еды и низкооплачиваемых работников; основными являются финансовые, профессиональные и конструкторские услуги, здравоохранение, образование и социальная сфера, и лишь на последнем месте этой шкалы стоят бытовые услуги».
Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа,
противоречия, перспективы: учебное пособие. М.: Логос, 2000. С. 55.
Что же касается классификации услуг в официальной статистике, то действующие статистические классификации, в том числе Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК/ISIC), Статистическая классификация видов экономической деятельности европейского союза (КДЕС/NACE), содержат перечень услуг, включающий 160 позиций по 12 укрупненным блокам: деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга; транспортные услуги; прочие услуги.
Как отмечают специалисты, практическое начало статистики услуг в России ведется с 1985 г., когда в стране была принята Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы, а до этого статистическое изучение сферы услуг ограничивалось только бытовым обслуживанием населения.
Для разграничения услуг по видам в отечественной статистической практике используется Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), введенный в действие в 1993 г. Применяемая в настоящее время в отечественной статистике классификация услуг проводится по признакам, представленным в табл. 4.7.