Государственный (муниципальный) кредит

Государственный (муниципальный) кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования гос. (муниц.) расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (Минфина РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления).

Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажно-денежной эмиссии.

Государственный (муниципальный) кредит используется в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса гос. (муниц.) займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос.

Государственный (муниципальный) кредит имеет общие черты и отличия от банковского кредита.

Общие черты: кредиты берутся на условии возвратности, срочности и платности.

Особенности:

1. Банковский кредит, предоставленный хозяйствующим субъектам, используется производительно, т.е. как капитал, в результате создается прибавочная стоимость, которая является условием погашения кредита и процента по нему. Государственный (муниципальный) кредит используется для покрытия бюджетного дефицита или имеет целевое финансирование, и, следовательно, источником его погашения и выплаты процента могут быть только средства бюджета.

2. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступает имущество заемщика. При гос. (муниц.) займах обеспечением служит все имущество соответствующей территориальной единицы.

3. По разному реализуется контрольная функция кредита. При гос. (муниц.) кредите контрольная функция не применяется.

В зависимости от заемщика кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает гос. финансовый орган, во втором случае – местное самоуправление. Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения и т.д. В результате сокращается спрос указанных органов на средства вышестоящего бюджета.

Для кредиторов гос. (муниц.) кредит является формой сбережения, инвестирование средств в ценные бумаги.

В зависимости от места получения, кредит подразделяется на внутренние и внешние займы.

По срокам погашения они делятся на:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (1-5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

В зависимости от формы и порядка формирования кредитных отношений:

- гос. облигации;

- безоблигационные займы.

Внутренние займы осуществляются путем эмиссии гос. ценных бумаг (облигационная форма).

Гос. ценные бумаги – форма существования государственного внутреннего долга. Это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Выпуск в обращение гос. ценных бумаг может использоваться для решения следующих основных задач:

1. Финансирование дефицита бюджета на неинфляционной основе.

2. Финансирование целевых гос. программ в области жилищного строительства, инфраструктуры.

3. Регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию.

Существуют гос. краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); Облигации федеральных займов (ОФЗ); Облигации гос. сберегательных займов (ОГСЗ); Казначейские облигации Минфина.

Размещение гос. ценных бумаг осуществляется из Центрального банка или Министерства финансов в бумажно-бланковой или безбумажной форме (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях формах), разнообразными методами (аукцион, торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распределение среди определенного круга инвесторов). Основными инвесторами выступают: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки.

Муниципальные ценные бумаги – способ привлечения финансовых ресурсов местными органами власти.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные средства на следующие цели:

1. Покрытие временного дефицита бюджета.

2. Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает местный бюджет.

3. Средства реконструкции и ремонт объектов социального назначения.

4. Финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет полученной ими прибыли.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже в виде векселей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: