Социограмма наглядно представляет наличие группировок и коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты)

 

29.Качественные методы исследования в социальной работе
Говоря о соотношении колич и качеств методов в социологич исследованиях, следует подчеркнуть, что если колич методы нацелены на выявление колич признаков соц процессов, то качеств методы обращены на качеств сторону этих процессов.
Качеств анализ явл предварит условием для применения количеств методов, он направлен на выявле внутр структуры данных, т.е. на уточнение тех категорий, которые используются для описания. Качеств исследовательская стратегия направлена на репрезент охват и анализ количеств распределения характерных признаков в определяемых соц явлениях, кот ориентированы на точно выделяемые общие и осн признаки. Качеств методы позволят анализировать общее двух или нескольких признаков, опуская при этом из виду их различия. При использовании качеств методов речь идет в принципе об охвате, структурном описании и объяснении динамики тех соц процессов, кот характерны для интересующих сфер обществ реальности, то есть об единичном и особом в предмете исследования. Из перспективы качеств методов исследования невозможно выразить в понятиях системн структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.
Основными приемами качественного анализа являются кодирование и наглядное представление информации. Количественный анализ включает методы статистического описания выборки и методы статистического вывода (проверки статистических гипотез).
к проблеме надежности качественной информации. Здесь можно выделить несколько факторов. Во-первых, многое зависит от способа ее первичной фиксации. Если в процессе наблюдения или беседы ведется запись от руки, то часть инфо теряется в силу того, что ее просто не успевают зафиксировать. Кроме того, наблюдатель неизбежно вносит субъективный момент в процесс отбора и оценки важности информации. Применение технич средств (магнитофон, видеозапись) позволяет повысить полноту и точность фиксации данных, но увеличивает время, которое потребуется для последующей их обработки. Во-вторых, известной субъективности трудно избежать и в процессе кодирования. Когда исследователь заранее настроен на определенные результаты, он обычно склонен игнорировать те факты, которые противоречат его гипотезам. Поэтому от человека, работающего с качеств инфо. В-третьих, надежность инфо зависит от тех источников, из кот она черпается.

Если колич методы при соц исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общ признакам для их последующ типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий.

в исследованиях соц работы следовало бы отдать приоритет качественным методам, понимаемым как анализ бытия клиента (окружающего мира, жизненного пространства). перспективу клиента в ее коммуникативной обусловленности можно учесть лишь с помощью качеств методов эмпирических исследований. Прежние приемы опроса и техника кодирования являются для этой цели недостаточными. Невозможно и простое выведение из теоретич положений конкретных форм практических действий. Исследование социальной реальности происходит главным образом через ее речевую трактовку, разговорные формы общения с клиентом. При этом использование метода должно быть соотнесено с определенным уровнем социальной реальности.

Для професссоц работы и ее научного обоснования существен значение имеют след аспекты качеств-эмпирич исследований: — ориентация на субъекта; — ориентация на понимание общего контекста события;— на конкретную ситуацию;

30. Отличительный признак данного исследования - скрупулезное внимание к деталям, рассмотрение особенностей какого-либо процесса или института посредством включенного наблюдения, глубинных интервью, анализа документов. Применяемые в изучении внутренней жизни учреждений, эти инструменты сбора данных подразумевает аналитический интерес к структурам повседневной жизни, организационной культуре во всей совокупности ее проявлений. Принципиальное отличие этой методологии - в той сокращенной дистанции между «своим» и «чужим» миром, между социологом и информации исследования, основой доверия и благожелательного отношения со стороны членов сообщества. Заметим, что такие исследования проводятся на одном объекте - случае (case), каким является некое сообщество, отдельно взятое социальное явление, класс действий или область деятельности. Изучение случая опирается на выделение частных единиц для анализа - личных биографий, отдельных предприятий, населенных пунктов, типов потребления или трудовой деятельности.

Анализ конкр учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназнач для совершенствя навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с инфо — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.

Метод case-study или метод конкретн ситуаций (от англ case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающ при конкретном положении дел, и выработать практич решение; окончание процесса – оценка предложен алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на осн фактич материала с целью последующ разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающ учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.

Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информаци комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

· - соответствовать четко поставленной цели создания;

· - иметь соответствующий уровень трудности;

· - иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

· - не устаревать слишком быстро;

· - быть актуальным на сегодняшний день;

· - иллюстрировать типичные ситуации;

· - развивать аналитическое мышление;

· - провоцировать дискуссию;

· - иметь несколько решений.

Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки метода case-study:

1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

2. Коллективная выработка решений.

3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

4. Единая цель при выработке решений.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Технологические особенности метода case-study:

1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2. Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3. Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

4. Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

5. Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

6. Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

- выработка навыков простейших обобщений;- получение навыков презентации;- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

 

С.р. В данной исслед области случай представляет собой отд фрагмент соц реальности, рассматриваемый в пространственно-времен измерении и воплощенный в том или ином направлении соц политики, организаци контексте определенного учреждения и действиях конкретных специалистов. Мы можем выбирать случаи в контексте места и времени, поэтому каждый из них имеет пространственно-временное измерение, а также отражает фокус исследования и уровень рассмотрения соц проблемы.

Например, проблема соц статуса и соц защищенности пожилых людей может рассматриваться как в сравнительно-историч ключе, так и под «микроскопом» (здесь - и - теперь) в контексте конкретной организации. Через случай конкретн организации мы рассматр не только специфику и эффективность соц политики, но и обобщ проблемы пожилых людей в совр России. Рассматривая школу-интернат для детей с нарушениями опорно-двигат аппарата в качестве такого случая, мы м увидеть, как относятся к инвалидам в нашем общ-ве, откуда рекрутируются взрослые инвалиды в дома престарелых, а рассматривая социальную политику в отношении инвалидов, анализируем ресурсы и барьеры современной ситуации в этой области. Случаи не просто взяты в пространственно-временном контексте, они дают образ, метафору этого контекста.

В историч перспективе изучение соц раб отражает конкр времен срез со всеми его особенностями и св-ми. Здесь мы имеем в виду изменчивость соц-эконом обстоятельств, особенно ярко проявляющихся в усл трансформац периода, с одной стороны, а с др тот факт, что любой момент в истории развития какого-либо института предстает отягощенным предыдущим опытом. Этот опыт влияет на настоящее и будущее развитие, включает в себя знания поколений людей, вовлеченных в деятельность данной институции, а также идеологии, практики работы, особенности организационной культуры.

Разрабатывает стратегию кейс-стади, необходимо изучать и давать обзор исторического среза проблемы. Изучение соцполитики должно стать одним из уровней анализа, в результате которого тот или иной «случай» помещается в определен контекст. «Случай» соц политики по отношен к семье, пожилым или инвалидам, позволяют, опираясь на конкр факты, проанализировать те структурные элементы, которые «вплетаются» в живую ткань повседневного опыта людей.

Одна из особенностей работы исследователя соц службы в стратегии кейс-стади в том, что очень трудно сохранять актуальность исследования. Соц-исторические факты фиксируются и подвергаются систематич обработке и документированию, представляя материал для сравнения. В то же время работы в этой области, проведенные в других соц службах, городах, могут противореч др др по некоторым вопросам. Новые материалы и противоречия, расширяют границы изуч реальности, они позволяют обсуждать нововведения в политич аспекте, с учетом уже выявлен контекст или предполагая свое видение ситуации. Однако важно учитывать особенности методологии кейс-стади современ общества и затруднения, связанные с попытками фиксировать постоянные соц изменения .Не менее важно географ изменение «случая» в исследованиях соц раб. Поскольку исследование обычно осуществляется в конкретном населенном пункте, оно может содержать указания на культурный и географ контекст. Многое в развитии соц пол в регионе зависит от приоритетов местн власти-губернатора, групп политич или эконом интересов, отдельных руководителей ведомств, корпораций, а также эконом состояния региона. В одних регионах могут наличествовать традиц системы соседской поддержки (современно отсутствующие в других). Традиц роль сообществ может по-разному проявляться в городе и селе, различаются уровень жизни, содержание и способы формулирование социальных проблем. Особенности управления и соц поддержки тоже проявляют себя по-разному. Все это задает специфический контекст, в кот развивается соц работа, формируются определенные типы професх качеств организационной культуры

 

Использование кейс-стади в практике соц раб Изуч и составление истории семьи-клиента - одна из главных составляющих технологий патроната. Описанный ниже метод изучения истории отдельного случая семейной жизни можно правомерно назвать аналитико-преобразующим и действенно преобразующим, базирующим не на априорной и заведомой стигматизации семей групп особого риска, а на эмпирических данных.Прежде чем непосредственно приступать к проведению соц работы с семьей в рамках патроната, следует хорошо узнать ее ситуацию, характер проблем, природу их возникновения. Именно эта ситуация и эти проблемы то есть сама семья как случай, то положение, в котором она оказалась, личностные особенности ее членов, а на методы, на кот ориентированы специалисты и в кот находят выражение их профес интересы, определяют избираемые по отношению к ней подходы.Изуч истории семьи или истории того или иного случая прямо направлено на раскрытие целостной сущности семейн неблагополучия. Составление и анализ истории семьи требует от социального работника использования целого ряда следующих друг за другом действий. 1. Знакомство с тем жизненным материалом, который уже имеет у учреждения о семье, сбор всех необходимых дополнительных данных об интересующих службу феноменах, формах и особенностях протекания семейных процессов.2. Построение соответствующих гипотез (предположений) о внутренних механизмах и причинах процесса аномального развития семьи, базирующихся на обобщении всех сведений о семье.3. Обеспечение условий, необходимых для проверки сделанных гипотез (в процессе формирования межличностных отношений с клиентом для доверительного и откровенного разговора о социально неодобряемых сторон жизни).4. Создание целостной социально-психологической модели, в которой были бы обобщены полученные при проверке гипотез, результаты рассмотрения отдельных сторон и механизмов патологического развития изучаемой семьи.5. Поиск возможностей применения созданных гипотетических моделей на практике, то есть в процессе взаимодействия с членами семьи, воздействия на них, оказания им помощи.

Биограф метод Для соврем специалиста соц работы, для всех тех, кто работает в учрежд соц сферы и управления сегодня стало особенно важным знания социологии и ее методы исследования.

Биографич данные в социол исследованиях - это осн источник детальных и мотивиров "историй" отд личности. И значимые соц связи, и мотивы действий получают здесь убедительное освещение " с точки зрения деятеля". Чаще всего источником биограф данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.д.), либо материалы интервью и бесед.

Лишь в очень редких случаях исследователь имеет дело с жизнеописанием, включ в себя все события. Обычно осн внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни - карьере, межличностным отношениям и т.п.Различные виды биограф метода, такие как истории жизни, рассказы очевидцев, дневники, письма, исповеди, фотографии и т.п., дают возможность услышать реальные голоса людей и приблизить социологию к описанию жизн путей вне формальных, табличных и прочих данных. Отсутствие жестких "количеств рамок" позволяет при глубинном методе историй жизни строить теоретич заключения, как на анализе отдельных случаев, так и на анализе общностей.

Метод жизн истории чаще всего оказывается своеобразной разновидностью глубин интервью и потому несет в себе все недостатки подобного социологич исследования.Сообщая о своем жизн пути, человек избавляется от неудобной жизн ситуации, изживает неприятности.Принято различать три основных типа "историй жизни": полные тематич отредактиров. Полная "история жизни" в идеале очерчивает весь жизн опыт субъекта.

следующие виды биографического интервью:

лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии;

нарративное интервью: собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности событий;

открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытного знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу повседневного разговора. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социс, 1989 №1 76

интенциональные - это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;

институциональные - это посещение школы, последовательность образовательных шагов, семейный цикл, профессиональная карьера.

Основная особенность метода - ведущая роль исследователя в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующ и интерпретирующего исходный рассказ субъектов для того, чтобы ответить на поставл в исследовании вопросы. Нередко множество отредактированных "историй жизни" становится иллюстративным или доказательным материалом в теоретическом, по сути, исследовании. Одной из разновидностей биогр метода является реконструкция истории семьи на протяжении нескольких поколений в рамках меняющегося соц контекста. Этот способ назван методом соц генеалогий в комментариях и сравнениях. Данная техника состоит во включ в поле опроса нескольких поколений родственников, в том, числе пожилых людей, открывших благодаря их семейн памяти доступ к истории своих родителей, рожденных в начале века. Информация о родственниках позволяет наблюдать историю параллельных и неперекрещивающихся линий родства.

Генеалог исследование семьи в соц раб - главн задачей становится наблюдение посредством генеалог данных за самой историей сохранения и длит существования семейного рода, межсемейной преемственности. При этом феменологич подход сосредотач-ся на сем преданиях, былях, на трактовках генеалогич истории разными членами семьи в целях понимания настоящего.

Анализ историй нескольких родств нуклеарных семей посредством генеалогич данных позволяет выйти на фиксацию цикличности, повторяемости к-либо событий (по датам, характеру и содержанию) то есть обнаружить все ускользающие из внимания в том случае, когда генеалогич ряд семей слишком короток, когда в большинстве своем только зародившиеся линии происхождения семей отрабатывается уже во втором поколении. Грамотно построенные генеалогии семей (то есть не только по прямой линии патрименеальности, но и с учетом родословной обоих супругов, фиксацией также сопутствующих браком - разводам, рождением - смертям социальных обстоятельств, в принципе позволяют осуществлять поиск параллелизма в судьбах разных семей и их отдельных членов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: