Подготовка экспертов к работе

Работа социолога, организ экспертный опрос, вкл в себя ещё и подготовку экспертов к работе, в частности обесп их максим объективн данными по проблеме. След заботиться о достат информированности уч-ков об ист-ках возникновения исследуемой проблемы и путях решения сходных проблем в прошлом.

В работу социолога входит:

§ составл спец опросных листов для экспертов специфика опросных листов состоит в том, что не примен вопросы-ловушки, ибо эксперт явл осведомленным лицом, а кроме того, преобл вопросы открытого типа)

§ разработка способа и процедуры опроса экспертов

§ проведение опроса

§ анализ полученных данных.

Особые требования

Необх, чтобы услпроведения опроса способствовали получ наиболее достоверных оценок. С целью обеспеч независимости оценок, следует по возможн устранять взаимовлияние экспертов и уменьш воздействие посторонних факторов. Больш значение имеет правильная формулировка вопросов опросника, позволяющ выразить отношение эксперта относительно каждого вопроса в виде количеств оценки и возможность согласования оценок, получен от разных экспертов. Если форма опроса экспертов предполаг их очное взаимодействие, необх заботиться о том, чтобы мнения наиболее известных и авторитетных экспертов не задавали тон всех остальных дискуссий (для этого при выступлении сначала предоставляется слово «простым» участникам, а потом наиболее известным и авторитетным).

Формы проведения

Выбор вариантов работы с экспертами (очная или заочная форма) определяется спецификой проблемы и ситуацией. Очные варианты работы с экспертами позв собрать более качеств инфо, хотя есть сложности организац порядка и взаимовлияния экспертов. Заочные дают возможность пренебрегать географи рамками при опросе экспертов, искл взаимовлияние их, однако делает работу экспертных групп не оперативной.

Очный опрос

§ Свободное интервью экспертов. Имеет разведыват цель и чаще использ, когда необходимо бол точно представить проблему, уточнить некоторые нюансы, чётче интерпретировать употребл понятия и наметить осн направления исследования. Число интервьюируемых экспертов здесь невелико (10-15), но главное — чтобы подобранэксперты были представителями разных в профес и научном отношении точек зрения. Такое интервью проводится опытным социологом.

§ Анкетный опрос экспертов.

§ «Мозговой штурм», «Мозговая атака» — прямой обмен мнениями, стимулирование наблюдения. Основная цель — нахождение решения или путей решения какой-либо научной или практической проблемы.

Заочный опрос

§ Почтовый анкетный опрос экспертов

§ Дельфийская техника — многократный почтовый анкетный опрос одной и той же группы экспертов с применением шкалированных оценок. Цель— сопоставление тщательно скорректиров программы последоват индивид опросов, направлен на уменьшение группового влияния, возникающ при совместной работе экспертов. Суть метода — в интерактивных циклах, обеспечив обратную связь: после первого опроса экспертов и обработки его рез-тов, итоги сообщ участникам эксп группы. Они д либо подтвердить свою т зр, высказан на предыд этапе, и если она значит отлич от мнения большинства, развернуто ее мотивировать, либо изменить свою оценку в соответствии с мнением большинства участников. Затем снова производят обработку информации, результаты вновь рассылаются экспертам и так до тех пор, пока не прекратится «эффект интерактивных циклов», то есть пока новые туры опроса не перестанут давать статистически значимое увеличение согласованности оценок экспертов (обычно это достигается на 4-5 туре опроса). данный вид работы с экспертами весьма трудоемок и сложен, хотя использование дельф техники им и свои преимущ-ва: обеспеч анонимность опроса путем исключ взаимодействия экспертов; установл обратной связи в виде сообщения обработ инфо о согласованной т зр экспертов на предыд этапах опроса; исключения взаимовлияния экспертов. Метод Дельфы не имеет целью достичь полное единство мнений экспертов по существу вопроса, поэтому несмотря на сближ т зр, различие во мнениях экспертов будет сущ-ть. Недостатком дан вида опроса экспертов явл зависимость оценок, данных экспертами от формулировок вопросов и аргументации; влияние общественного мнения на экспертов.

 

27. Соц-психологич исследование -- вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологич закономерностей, обусловленных фактом включения в соц (большие и малые) группы, а также психологич характеристик самих этих групп.Специфика соц-псих исследования по сравнению с др соц науками характеризуется:

а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

б) соц контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;

г) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;

д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: