Классификация методов социально-психологического исследования

Весь набор методов обычно подразд на две группы: методы сбора инфо и ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не явл специфичными для соц психолог исследования. Сущ и др классификации методов. Выделяют, например, такие методы, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты). Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия.

Наиболее целесообразны следующие. 1. Методы феноменологизации и концептуализации - позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Выделение феноменов осуществляется в соответствии с социальными потребностями, а систематизация - путем соотнесения с имеющимися теориями.2. Методы исследования и диагностики - наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения отвечают на вопросы: что наблюдать? как фиксировать? Эксперимент предпол создание контролируемых условий, в кот вероятно появление изуч феномена. Подразделяется на лаборат и естественный. Последний предполагает создание искусственной модели действительности. Что-либо выяснить о соц-псих явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.). Моделирование - конструирование модели, которая дает возможность представить, прогн-ть развит событий.Методы исследования ориентир на разностороннее рассмотрение к-либо феномена, а диагностики - на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.3. Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего использ статист методы (нахожд средн значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Методы обработки дают числа, а интерпретации позвол перевести их в психологич понятия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки.

4. Методы коррекции и терапии - позволяют улучш различные личностн и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осущ лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др.5. Методы мотивирования и управления - это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование). 6. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.). 7. Методы конструирования и творчества - позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).

Социометрический метод – вид опроса, направл на колич измерение и анализ структуры межличн отношений в малых соц группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения и отклонения в ситуациях выбора. Относится к числу эксперимент методов изучения малых групп.

Метод социометр опроса был предложен в 30х годах амер психологом Дж. Морено в рамках развив им теории социометрии. Социометрия (в системе Дж. Морено) – наука об измерении межличностных отношений.

Осн правилами проведения процедуры социометр опроса считал:тест должен проводиться в группе с четко обозначенными границами;респондентам должна быть предоставлена возможность сделать неограниченное (в пределах группы) число выборов;индивиды должны быть опрошены по поводу взаимоотношений между ними в определенной ситуации;результаты теста должны быть конкретно использованы;все выборы должны делаться членами группы самостоятельно;вопросы должны быть в равной степени поняты всеми членами группы.

Социометр опрос предназначен для получ инфо о структуре связей между членами группы относительно определ критерия. Социометрич критерий – конкретная содержат ситуация (реальная или предполагаемая), представленная респонденту в кач-ве основы выбора или отклонения др членов группы в кач-ве партнеров совместной деятельности либо в виде предположения о том, кто из членов группы выберет (отклонит) респондента в этой ситуации. Социометр критерии формулир в виде вопросов, ответы на кот служат основанием для выявления структуры взаимоотношений в малой группе.

Виды социометрических критериев различаются:

А). По характеру исследовательских задач:

Коммуникативн – выявлен взаимоотнош в группе (социом тест: «Кого и для какой деятельности желает выбрать респондент?»);

Гностический – восприятие членами группы своих взаимоотношений с др (тест соц-психол концепции: «Кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его самого в указанной ситуации?»).

Б). По ситуации:

производственно-трудовой;

общественно-политический;

социально-бытовой;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: