В). По значению для респондента:
сильный – затрагивающий жизненно важные интересы;
Слабый – ситуация выбора не имеет сильно большого значения для респондента.
Г). По направленности:
выбор другого для совместной деятельности;
Отклонение другого или отсутствие выбора.
Процедура социометрического опроса состоит из пяти фаз:
Подготовительная фаза:
определение проблемы, формулировка задач исследования;выбор объекта исследования;получение данных о численности группы, ее соц-демограф характеристики;определение величины социом ограничения или определение вариантов выборов.
Фаза социометрической «разведки»:
Установление непосредственного контакта с группой;психологическая подготовка группы к опросу;формулировка социометрического критерия.
Фаза опроса:
инструктаж респондентов;раздача и заполнение социом карточек;сбор карточек.
Фаза обработки:
Первичная обработка информации;проверка полученных данных на надежность и достоверность.
Завершающая фаза:
|
|
Получение выводов;формулировка рекомендаций.
В зависимости от задач и целей исследования респондентам может быть предложено несколько вариантов социом выбора:
Неограниченный выбор. Тестируемым предоставляется полная свобода в выражении своих отношений к другим членам группы, то есть допускается любое (в пределах группы) число выборов.
Полный ограниченный выбор. Респондентам предлагают определить свое отношение (положительное или отрицательное) к каждому члену группы.
Строго ограниченный выбор. Каждый может сделать вполне определенное число выборов. Например, назовите имена Трех свих коллег, которых Вы включили бы в свою бригаду, если бы Вас назначили бригадиром.
Результаты социометрических опросов выражаются в графической и количественной формах. Наиболее распространенными Графическими структурами являются:
Изолированный элемент. 0 – никем не выбран, и он никого не выбирает