Рефракция глаза. Острота зрения

Рефракция (от лат. refringere -- отражать, разламывать), оптическая установка глаза в. состоянии покоя аккомодации. Глаз как оптический аппарат построен по типу фотографической камеры. В глазу, так же как в фотографической камере, отличают две основные составные части: светопреломляющий аппарат и светочувствительный экран. Светопреломляющий аппарат глаза имеет сложный состав. Он состоит из роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела. Из них наиболее важное значение имеют роговица и хрусталик. Роль светочувствительного экрана в глазу играет сетчатка. Луч света на своем пути до сетчатки должен пройти четыре преломляющих поверхности: переднюю и заднюю поверхность роговицы и переднюю и заднюю поверхность хрусталика. Преломляющая сила оптического аппарата глаза зависит от радиуса кривизны преломляющих поверхностей, отстояния этих поверхностей друг от друга и от показателя преломления сред глаза. Все эти величины, за исключением показателей преломления, могут быть определены на живом глазу.

Рефракция глаза изменяется с возрастом: она меньше нормальной у новорождённых, в пожилом возрасте может снова уменьшаться.

До сих пор речь шла только об оптике глаза. Но основное ее назначение - не только получение качественного изображения, но и его переработка в нервные сигналы, а также передача с минимальными потерями в мозг. Качество зрения принято характеризовать остротой зрения. Она определяется тем минимальным углом между лучами, идущими от двух точек, при котором эти точки еще видны раздельно, а не сливаются в одну - так называемый минимальный угол разрешения. Чем больше этот угол, тем ниже острота зрения. Для людей с нормальным зрением этот угол в среднем равен 1 угловой минуте. Считается, что при этом угле два луча возбуждают две колбочки сетчатки, между которыми находится еще одна, не возбуждаемая. Острота зрения выражается числом, обратным минимальному углу разрешения, в минутах. Так как при снижении остроты зрения этот угол больше 1 минуты, то острота выражается либо числом 1, либо дробью меньше 1. В России острота зрения выражается в десятичных дробях. Нормальная острота зрения обозначается цифрой 1,0 (после запятой обязательно ставится ноль), пониженная в два раза (то есть при минимальном угле разрешения в 2 минуты) - 0,5, в десять раз - 0,1 и так далее. Острота зрения обычно измеряется без очков («без коррекции») и с очками («с коррекцией»), причем не только с теми, которые человек носит, но и с теми, которые дают наивысшую остроту зрения («с полной коррекцией», «абсолютная острота зрения»). Именно этот последний показатель - острота зрения с полной коррекцией - является главной характеристикой зрения.

Как аномалии рефракции влияют на остроту зрения без очков? Теоретически, это можно рассчитать исходя из размеров кругов светорассеяния, получающихся на сетчатке при наблюдении светящейся точки глазами с разной рефракцией. Но, во-первых, в реальном глазу это не совсем круги. Благодаря присутствию астигматизма фигуры светорассеяния чаще напоминают овал, чем круг. Во-вторых, благодаря светорассеянию в средах глаза и мелким неправильностям преломляющих поверхностей, их форма бывает неправильной, а границы размыты. Более того, вместо одной фигуры точка может давать несколько фигур светорассеяния разной плотности. Решающему устройству в зрительной системе предстоит выбрать, какое из изображений соответствует истинному положению точки. Очевидно, в силу того же астигматизма одни линии (например, вертикальные) представляются более четкими, а другие, перпендикулярные им, более размытыми.

6. 1

Строение слухового анализатора и вспомогательных образований.

Различают наружное, среднее и внутреннее ухо, в котором расположены слуховые рецепторы. Звуковые колебания передаются к рецепторам через систему вспомогательных образований, которые усиливают звуковую волну в 200 раз (для слабых звуков).

3.1.1. Наружное ухо.

 

А) Ушная раковина (состоит из хряща, а в мочке находится жир) действует как воронка, концентрируя звуки. У животных ушные раковины подвижны, что важно для определœения направления звука. У человека хоть к ней и подходят 6 мышц, мы разучились ʼʼнавострятьушиʼʼ и ʼʼхлопатьушамиʼʼ. Мы определяет направление звука двумя ушами за счёт разницы прихода в них волны (по фазе и по силе). В случае если же одно ухо повреждено, то определяем путем вращения головы.

Б) Наружный слуховой проход имеет длину 2,5 см, емкость 1 см3 и потовые желœезы, выделяющие серу, которая защищает ухо от влаги и посторонних частиц, обладает антивирусными и антибактериальными свойствами.

В) Барабанная перепонка (находится на границе) – тонкая пластина (0,1 мм), расположенная наклонно, колеблется соответственно длинœе звуковой волны.

3.1.2. Среднее ухо.

Полость с 3 косточками (молоточек, наковальня и стремечко – самая маленькая косточка в организме – 3 мм), которые соединяют барабанную перепонку с овальным окном, усиливают слабые колебания в 30-40 раз и уменьшают размах колебаний в 50 раз. Среднее ухо соединœено с носоглоткой евстахиевой трубой (3,5 см), которая обеспечивает поддержание одинакового давления снаружи и изнутри барабанной перепонки. У младенцев она расположена так, что, во время еды лежа, пища часто туда затекает и провоцирует отиты.

3.1.3. Внутреннее ухо. Граница – овальное окно.

Расположено в височной кости. Представляет собой костный лабиринт, внутри которого (как в футляре) соответственный перепончатый лабиринт. Одна из частей лабиринта – улитка (коническая форма, 2,5 оборота), внутри которой расположен спиральный Кортиев орган с пластиной. На ней находится 24 000 волокон различной длины (упругие, слабо связанные между собой). На них в 5 рядов расположены опорные и волосковые чувствительные клетки – слуховые рецепторы. Каждая волосковая клетка имеет 60-70 мельчайших волосков, которые колеблются от колебания жидкости внутри улитки. От них отходят волокна слухового нерва.

3.1.4. Мозговой конец анализатора.

Расположен в височном отделе. Есть центры, отвечающие за анализ простых звуков˸ тонов и шумов (нижние височные извилины) и за возникновение сложнейших звуковых ощущений.

3.2. Механизм восприятия звука.

Раздражителем является звуковая волна (сгущение и разряжение воздуха) от любого вибрирующего объекта. Распространяется со скоростью 340 м/сек (в вакууме не распространяется). Звуки˸ периодические (тоны) и непериодические (шумы). Οʜᴎ характеризуются˸ высотой (частота͵ длина волны, в Гц), амплитудой (сила, дБ), тембром (окраска; наложение форм).

Гельмгольц в 1863 году разработал резонансную теорию слуха. Колебания жидкости в улитке вызывают колебания основной пластины, волокна которой, имея разную длину, настроены на разные тоны. Работают как набор резонаторов. (Эффект резонанса можно пронаблюдать, в случае если громко произнести звук перед роялем – струны отзовутся.)

На волокнах колеблются волосковые клетки, что приводит к возбуждению нервных окончаний. При повреждении различных частей основной пластины происходит выпадение определœенных тонов. Но эта теория не объясняет возникновение звуков более 4000 гц.

 

Локальная теория утверждает, что высокие и низкие тона возбуждают разные участки улитки˸ высокие – у основания улитки (рядом с овальным окном), низкие – на внешнем конце улитки. Эта теория объясняет феномен ʼʼохотничьейглухотыʼʼ˸ потеря чувствительности к звукам в узком диапазоне частот (повреждение волосковых клеток на том участке, который активируется звуком выстрела).

3.3. Границы ощущений и адаптация.

Мы слышим звуки по высоте от 20 до 20 000 гц (а собака до 40 000), наибольшая чувствительность от 1000 до 4000 гц, а речь от 150 до 2500 гц. По громкости˸ от 1 до 140 дб, но уже 120 дб – болевой порог, даже 90 дб плохо, ведь шум промышленного города 80 дб. Для правильного восприятия звука его длительность должна быть не менее 50 мс, иначе слышим щелчки.

Адаптация к звуку не очень высокая. При адаптации к долгому сильному звуку должна понизиться возбудимость анализатора. Чрезмерный шум приводит к утомлению (большая потеря нервной энергии на борьбу со стрессом), потере слуха, психическим нарушениям (ʼʼакустическийшокʼʼ, ʼʼакустическиесудорогиʼʼ), фактор развития язвы и гипертонии. Угрозу представляет не только сильный звук, но и продолжительный (плейер, в случае если он слышен сосœеду)

Каждый из нас начинает жизнь с 32 000 волосковых клеток, а к 65 годам утрачивает 40%. Опасный симптом – воздействие громкого звука вызывает шум в ушах (сигнал гибели клеток).

Функциональное состояние слухового анализатора зависит от многих факторов и поддается тренировке. Надо думать об охране слухового анализатора.

3.4. Возрастные особенности.

Слуховой анализатор развивается очень рано˸ перед рождением есть восприятие звуков и реакция на них движением.

После рождения проводящие пути еще не вполне готовы (относительная глухота)˸

- наружный слуховой проход короткий и узкий; - барабанная перепонка толще и расположена горизонтально; - среднее ухо заполнено жидкостью; евстахиева труба шире и короче, что позволяет попадать пище при срыгивании, и ведет к частым отитам.

Четкая реакция у ребенка на звук в 7-8 недель, а в 6 месяцев уже тонкий анализ звуков, причем низкие тона лучше, чем высокие. Окончательное формирование слухового анализатора к 12 годам, максимальная острота слуха в 14-19 лет, а после 20 лет снижается. Аналогично по верхней частотной границе (у детей м.б. до 30 000 гц, а в 35 лет – 15 000 гц).

7. Сохранение зрения

Профилактика нарушения зрения

Очень важно вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства необходимо ежегодно проходить обследование у окулиста, а при наличии близорукости - правильно и своевременно ее лечить. Также очень важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз, проводить общеукрепляющие процедуры.

Чтение

Во время чтения глаза выполняют огромную работу. Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксации). Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т.е., 97% времени тратится на чтение и 3% - на скачки.

При усталости появляются длительные остановки, уменьшение числа фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.

Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей с недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи рекомендуютпри чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и каждый час для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.

При чтении лежа тружно обеспечить правильное освещение и работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать вовремя ходьбы.

Правила чтения

· Нельзя читать лежа.

· Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.

· Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.

· Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.

· Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти м. Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.

· Необходимо варьировать расстояние до книги, чтобы избежать онемения мышц глаза.

· Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой.

Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Телевизоры, мониторы

Сегодня эти изобретения получают все большее распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина - несоблюдение правил, что пагубно отражается на их здоровье и производительности. Если с компьютерами соприкасаются не многие, то телевизор - вещь, распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, для избежания которого используют разные методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. С учетом изложенного несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:

Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они неимении напряжены.

Вечернее освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея.

Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз.

Пальминг

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется. что появился новый источник света.

При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

Дыхание

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко задерживая дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае ухудшения зрения.

Зрение и спорт

Близоруким людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.

8. Как сохранить зрение

2.2. Рекомендации для сохранения зрения у детей

Для охраны зрения важны соблюдение режима дня в целом. Правильное чередование бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание — вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня.

Все хорошо в меру, и чтобы не лечить ребенку зрение, следует разумно ограничить время его нахождения за компьютером.

Если родители замечают негативные перемены в поведении ребенка после нахождения за компьютером, то самый верный способ уменьшить вред компьютера, это ограничить по времени его пользование.

Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:

- в три-четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;

- в пять-шесть лет - от 20 до 35 минут;

- в семь-восемь лет - от 40 до 60 минут.

Эти нормативы касаются здоровых детей. Дети, которые составляют группу риска по зрению или имеют хронические заболевания, особенно заболевания нервной системы, должны работать за компьютером не более 10 минут в день не чаще двух раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.

Следует делать регулярные перерывы, очень желательно, что бы ребенок был на улице хотя бы один-два раза в день между пребыванием за компьютером. Кроме того нужно правильно организовать рабочее место:

1. Расстояние до монитора не менее 40-50 см, положение монитора должно быть на несколько сантиметров ниже глаз, чтобы ребенок смотрел на монитор сверху вниз, а не наоборот.

2. Освещение в комнате должно быть ровным, не должно быть резких источников света рядом с монитором.

3. Монитор должен быть настроен правильно, частота обновления экрана рекомендуется не менее 85 Гц.

4. И если ребенок сильно увлечен компьютером обязательно регулярно проверять его у окулиста, чтобы на начальной стадии выявить все проблемы со зрением, чтоб в последствии было легче с ними бороться и максимально сохранить хорошее зрение ребенка.

Врачи рекомендуют делать легкую гимнастику для глаз:

1. Плотно закройте и широко откройте глаза 6-7 раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3. Вращайте глазами по кругу вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

4. Быстро, быстро моргайте в течение 1-2 минут. Это убережёт глаза от пересыхания, рези и боли. Старайтесь вообще чаще моргать, когда работаете за компьютером

5. Закройте веки и очень осторожно и нежно помассируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.

6. Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний: с цветов на подоконнике на дерево вдалеке, с занавески на облака и т.д. Повторить это упражнение необходимо 5-10 раз.

7. Широко раскрыть на несколько секунд, затем зажмурить глаза. Так повторить несколько раз.

8. Легко помассировать веки, можно слегка «побарабанить» кончиками пальцев в области глаз (виски, брови, переносица).

Для профилактики зрительного и общего утомления, предлагаем следующие упражнения:

1. Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—б раз.

2. Выполняется сидя. Откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5— 6 раз.

3. Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5—б раз.

4. Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—б раз.

5. Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

1. Голова на плече

Опустите голову как можно ниже на левое плечо, шею расслабьте, затем поднимите голову и положите ее точно так же на правое плечо. Повторите так 12 раз.

2. Голова вверх-вниз

Опустите подбородок как можно ниже на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и плавно откиньте ее как можно дальше назад. Повторите так 12 раз.

3. Голова вправо-влево

Поверните голову как можно дальше влево (тело должно оставаться прямым), вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно дальше вправо. Повторите 10 раз в медленном темпе.

4. Плечи вверх-вниз

Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Потом резко отпустите их, чтобы они свободно упали вниз. И наклонитесь потом немного вперед, потянувшись вперед плечами. Сделайте так 8-10 раз.

5. Плечи вперед-назад (спина грудь колесом)

Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. И плавно выгнитесь назад насколько это возможно. При этом вы должны максимально дугообразно выгнуться (как будто на шар ложитесь или делаете мостик). Потом возвращайтесь таким же движением в изначальную стойку. И делайте точно так же, но только вперед (спина горбом). Повторите эти три движения 8 раз.

6. Вращение плечами

Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом состоянии отведите их назад насколько возможно, опустите и возвращайтесь в исходное положение, делая таким образом круговые движения плечами достаточно быстро. Сделайте так 25 раз (по рекомендации Г. Бенджамина). А потом еще столько же только в другую сторону.

7. Повороты

Встаньте свободно, руки опущены. Повернитесь влево - вправо примерно на 90 градусов, при этом руки расслаблены и свободно двигаются. Повороты делаются спокойно, не спеша. Как "Большие повороты" (выпуск №9) И так 10-15 раз.

8. Повороты назад

Делаете также как и в 7-ом, только смотрите по направлению плеча, которое поворачивается назад, т.е. поворачивайтесь уже не на 90 градусов, а на 180. И так 10-15 раз.

9. Скрутка назад (руки в замке)

Встаньте свободно, руки опущены. Сожмите две ладони в «замке» и прижмите к груди. Повернитесь, насколько можете, влево, так чтобы вам было видно все сзади, потом возвращайтесь в исходную позицию и делаете так же вправо. Ноги, при этом, не двигаются. И так 10-15 раз.

10. Наклоны вбок

Встаньте прямо, руки прижаты к бедрам. И делайте наклоны корпуса влево и вправо, как можно ниже. 10-15 раз

11. Вращение тазом

Встаньте свободно, руки опущены. И начинайте описывать круги тазом. Сначала целый маленький круг, потом побольше, и пятый круг должен быть самый большой. Сделайте паузу 3-5 секунд (поморгайте). И сделайте опять 5 кругов, только теперь двигайтесь в обратную сторону, начиная с самого большого, кончая самым маленьким.

Между упражнениями обязательно поморгайте и легкой тряской расслабляйте плечи!

9. Как сохранить слух

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Своевременная профилактика в большинстве случаев помогает как взрослому, так и маленькому пациенту сохранить слух. К тому же профилактические меры настолько просты, что их соблюдение не составит большого труда. Итак, несколько простых правил:

Наушники для защиты от громкого шума

Проведения мероприятий, способствующих укреплению иммунной системы пациента против таких заболеваний, как корь или краснуха;

Использование средств индивидуальной защиты (наушники);

Регулярные обследования и соблюдение режима труда и отдыха;

Своевременное лечение ушей, горла и носа у квалифицированного доктора, заниматься самолечением опасно;

Соблюдение личной гигиены, своевременное очищение ушей от лишней серы при помощи ватных палочек;

По возможности необходимо избегать сильного шума, а при работе со строительными инструментами лучше всего использовать специальные наушники;

Нельзя на протяжении длительного времени слушать громкую музыку в наушниках, так как такое негативное воздействие постепенно приводит к нарушению слуха. Любителям громкой музыки рекомендуется делать небольшие перерывы, чтобы дать ушам отдых;

С особой внимательностью следует относиться к лекарственным средствам и принимать их только строго по инструкции, не нарушая допустимой дозировки;

Не стоит недооценивать грипп, лучше всего сначала полностью вылечиться и отлежаться. Недолеченное заболевание вызывает нарушение слуха как у ребенка, так и у взрослого человека;

Хотя бы один раз в полгода следует посещать не только отоларинголога, но и невролога, так как некоторые заболевания, которые несут в себе неврологический характер возникновения также вызывают нарушение слуха.

 

Прогноз частичной потери слуха полностью зависит от поражения системы восприятия звуков, этапа при котором было обнаружено изменение, а также от возраста человека. Естественно, чем раньше было обнаружено нарушение слуха, тем лучше прогнозы, связанные с восстановлением и поддержанием в нормальном состоянии работы органа. Если была диагностирована легкая форма изменения, лечение подействует гораздо быстрее и приведет к положительным результатам.

Если у человека была обнаружена уже тяжелая форма нарушения, то соответственно шансы на полное исцеление значительно уменьшаются. Кроме того, нарушение слуха, возникшее на генетическом уровне, практически не поддается лечению, если не использовать оперативное вмешательство и слуховые аппараты.

Правильно поставленный диагноз и вовремя оказанное лечение увеличивает шансы на скорейшее выздоровление. Те люди, которые не испытывают никаких проблем с восприятием окружающих звуков должны соблюдать простые профилактические меры. Не стоит пренебрежительно относиться к состоянию своего здоровья, ведь лучше всего предупредить развитие патологического процесса, чем потом испытывать на себе негативное воздействие.

10. Лордозы и кифозы

Иногда люди пугаются, взглянув на рентгенограмму собственного позвоночника. Что это за страшные изгибы? И совершенно напрасно! Все в порядке! Все эти естественные физиологические изгибы - приспособления полезные и совершенно необходимые.

У взрослого человека позвоночник имеет четыре физиологических изгиба в сагиттальной плоскости: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцово-копчиковый кифоз. Изгибы выпуклостью вперед называются лордозами, изгибы назад - кифозами. Благодаря им мы приобретаем правильную осанку: туловище и голова держатся вертикально, грудная клетка при ровной линии живота выступает вперед, ноги стоят прямо и прочно.

Все эти естественные физиологические изгибы - и кифозы, и лордозы - приспособления полезные и совершенно необходимые. Кифозы и лордозы придают нашему позвоночнику необыкновенное свойство - свойство упругости. Благодаря кифозам и лордозам нагрузка в позвоночнике распределяется относительно равномерно на все отделы позвоночника.

Размеры и выраженность физиологических изгибов различны, они зависят от особенностей каждого человека - ведь в мелочах люди разные, они только в общем и целом устроены одинаково. Другое дело, когда в результате постоянного неправильного положения тела или других обстоятельств изгибы позвоночника видоизменяются в выраженные, болезненные формы. Это уже недуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: