Виды, признаки неправильной осанки

 

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

Кресло с наклоном спинки в 15 градусов. Лучше с выпуклостью для опоры поясницы. И высота - минимум - до уровня лопаток, чтобы можно было расслабиться.

Опираться надо всегда на среднегрудной отдел позвоночника и добиваться опоры для поясницы. Если есть возможность, надо чаще (каждые 40-45 минут) вставать и прохаживаться по комнате.

Особо стоит обратить внимание - надо уметь спать. Крайне важно, чтобы толщина подушки равнялась длине вашего плеча, соответственно, в положении лежа на боку, всегда будет прямой угол между головой и плечом. Запомните - позвоночник должен максимально и безболезненно вытягивается в прямую линию! И еще. Нельзя спать на жесткой поверхности!

Кроме того, совет молодым юношам (12-17 лет), которые желают заняться тяжелой атлетикой – бодибилдингом, что позвоночник в это время только формируется и большие нагрузки противопоказаны, особенно в вертикальном направлении. Все упражнения делать только в горизонтальном положении.

На выработку осанки большое влияние оказывают рабочие позы, которыми человек пользуется в течение дня: позы должны быть пластичными, удобными, по возможности разнообразными и с наименьшими физическими затратами.

Лечение дефектов осанки направлено на улучшение физического развития ребенка, организацию рационального режима статических нагрузок на позвоночник, формирование правильного стереотипа позы и укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. А основной метод лечения нарушений осанки - лечебная гимнастика. Задачей лечебной физкультуры является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

Ещё одним распространённым средством исправления осанки можно считать водную терапию, благотворно влияющую на различные группы мышц, на развитие чувства равновесия. Чрезвычайно полезно плавание. Также исправление осанки предполагает использование лечебного массажа.

И чем раньше, тем больше шансов обрести правильную осанку.

13. Плоскостопие

Как предупредить плоскостопие?

И можно ли...? Да, конечно. Но что такое плоскостопие и почему у одних оно есть, а у других нет? - часто спрашивают родители. Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие - закономерное явление. Это неверно.

Стопа состоит из мелких костей, соединенных связками и мышцами в упругий свод - своеобразную рессору, которая пружинит при ходьбе. Если мышцы и связки, поддерживающие стопу, перенапрягаются и слабеют, стопа как бы опускается, расплющивается. Это и есть плоскостопие. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, не могут долго стоять и ходить, жалуются на боль в ногах, в спине.

Изменение формы свода стопы ухудшает не только ее функцию, но и изменяет положение таза, нарушает правильное стояние позвоночника, что приводит к дефектам осанки.

К сожалению, немало детей страдает плоскостопием уже в 6-7 лет (7-8%), чаще это связано с наследственной предрасположенностью развития костно-связочного аппарта. Но нередко в этом виноваты родители.

Частая причина плоскостопия - неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать ноге - ее полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребенка - слишком тесная обувь или чересчур свободная, на вырост.

Везде: и дома, и в школе, и на улице - дети должны носить туфли, ботинки, тапочки с каблуком и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В «чешках», кедах, предназначенных для физкультурных занятий, нельзя ходить постоянно.

Узконосые туфли также не годятся детям. Скошенный внутренний край очень часто трет первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону, постепенно уходит под второй, и стопа формируется неправильно.

Многие родители настоятельно требуют от ортопеда выписать ребенку супинаторы - особые стельки, поддерживающие стопу в правильном положении. Выписать супинаторы легче всего. Но ведь они не исправляют плоскостопия. Нога ребенка, мышцы, связки, кости растут. Плоскостопие прогрессирует, а вы ничего не сделали для того, чтобы приостановить его.

Длительно носить супинаторы не только бесполезно, но даже вредно. Стопы чаще даже деформируются, так как плоскостопие развивается у слабых, физически плохо развитых ребятишек. Поэтому для его предупреждения очень полезны утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры. Летом дайте малышу побегать босиком, - это превосходная гимнастика для ног. Следите, чтобы он держался прямо, не раскачивался, не разводил в сторону носки, ставил ступни параллельно.

В особо тяжелых случаях назначают тепловые процедуры, ванны, грязи, парафин. Но основное (и самое верное!) средство лечения и профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, укрепляющая мышцы и связки.

Если ребенок занимается такой гимнастикой регулярно, из месяца в месяц, удается не только приостановить уплощение стопы, но даже полностью исправить ее форму.

Вот несколько упражнений для малышей-дошкольников, у которых обнаружены первые признаки плоскостопия. Эти упражнения напоминают игру, и дети займутся ими с удовольствием. Делать такую гимнастику надо 10 мин ежедневно, а еще лучше несколько раз по 10 мин в течение 6-9 мес.

1. Ходьба на носках, пятках.

2. Сидя на полу, упереться руками о пол и стараться как можно выше поднять ногами мяч (зажав его между стоп).

3. Положите на пол гимнастическую палку (или толстый шнур). Малыш должен пройти по ней боком, на цыпочках.

4. Сидя на стульчике, поднять пальцами ног с пола носовой платок; стоя - подтягивать пальцами ног полоски ткани.

5. То левой, то правой ногой вращать на полу мяч.

6. Сидя на стуле, собрать пальцами ног разбросанные по полу карандаши.

7. Подскоки на одной ноге, на цыпочках. В пальцах другой ноги зажат платок.

8. Ходьба на носках и пятках.

Для укрепления связочно-мышечного аппарата полезны ходьба по бревну, лазанье по гимнастической стенке, канату и др., а также ходьба на лыжах, плавание.

14. 1

Усталость наступает быстрее от длительного стояния

При стоянии одни и те же группы мышц находятся в напряжении и тратят энергию, а, например, при ходьбе сгибающие и разгибающие мышцы работают поочерёдно и успевают отдохнуть

Отдыхать можно по-разному. Можно пролежать весь день с увлекательной книгой на диване и быть отдохнувшим, а можно активно двигаться целый день и также получить свою порцию отдыха и восстановить силы. Так что как видим отдых может быть не только пассивным, но и активным. И тот, и другой могут подарить прекрасное настроение, хорошее самочувствие и заряд бодрости на долгое время. Рассмотрим, какие же бывают виды активного времяпровождения.

Отдельным пунктом стоит отметить активный туризм, он отличается от обычного, например, экскурсионного, тем, что в первую очередь воздействует на физическое состояние человека. Благодаря физическим нагрузкам улучшается самочувствие и общее состояние, главное правильно эти нагрузки рассчитать, а то вместо положительного результата можно получить отрицательный. Кстати, чтобы заниматься активным туризмом необязательно выбирать длинные маршруты или ехать за границу, быть туристом вполне можно и у себя в стране, а пунктом назначения выбрать ближайший город. Более того, если вы проживаете, к примеру, в Подмосковье, то можно отправиться в турпоход до Москвы, а там для отдыха забронировать апартаменты на Варшавском шоссе.

Активно отдыхать можно не только летом – никто не помешает делать это и в зимнее время. Например, очень популярным видом такого зимнего отдыха является горные лыжи, а также сноуборд. Хотя это и одно из самых дорогих занятий. В последнее время получил распространение такой вид катания на лыжах, как телемарк. Его особенность состоит в том, что спуск производится на лыжах с подвижным креплением. Также пользуются спросом сафари на снегоходах, хотя и стоят недешево.

Лыжные походы – прекрасная возможность не только оздоровить свой организм, но и посмотреть красивые зимние пейзажи и интересные места. Отличается от обычного такой вид туризма только тем, что на ногах – лыжи, а пересекая местность приходится не только спускаться по склонам, но и подниматься по ним.

Летом выбор занятий несомненно шире, это и водные виды отдыха, и воздушные, и наземные. К наземным можно отнести скалолазание, спелеотуризм, велосипедный туризм. Например, можно проложить маршрут до крупного населенного центра, а там в качестве бонуса подобрать для отдыха что-то похожее на апартаменты на Дурасовском переулке, что в Москве. Из водных видов отдыха многие предпочитают такие как каякинг, виндсерфинг и другие. Также популярны и пешие переходы. Отдыхать можно по-разному, выбирать вам!

Влияние тренировки на опорно-двигательный аппарат проявляется характерными изменениями со стороны мышечной и костной ткани. Под влиянием систематической длительной тренировки появляются характерные изменения в мышечной системе. Быстро становится заметным увеличение объема мышц, что объясняют увеличением массы саркоплазмы мышечных волокон вследствие усиления пластических процессов в мышце, а также развитием соединительной ткани. Это явление называется рабочей гипертрофией. У хорошо физически развитого спортсмена мускулатура достигает 50% веса, в то время как у нетренированного плохо физически развитого человека она составляет 35—40% веса. Увеличивается и поперечное сечение мышц. Общее количество волокон в мышце взрослого человека остается без изменений.

Повышение питания мышц связано с улучшенными условиями кровообращения в связи с раскрытием в работающих мышцах большого количества резервных капилляров. Происходят изменения химического состава мышечной ткани: повышается содержание энергетических веществ — гликогена и фосфогена. Химические процессы в мышцах тренированного человека совершаются более интенсивно, более экономно расходуются энергетические вещества. Коэффициент утилизации кислорода мышцами у тренированных лиц выше, чем у нетренированных.

У тренированных лиц наблюдают повышенную возбудимость мышц — хронаксия укорачивается. Все отмеченные изменения находятся в зависимости от воздействия центральной нервной системы. В результате тренировок увеличивается сила и общая работоспособность мышечной системы.

Под влиянием тренировки значительно укрепляется весь опорно-двигательный аппарат; кости делаются более массивными, поперечник трубчатых костей спортсменов в процессе приспособления к функциональным требованиям, связанным с данным видом спорта, увеличивается. У метателя под влиянием тренировки происходит утолщение костей упражняемой им руки. Так, поперечный размер диафиза плечевой кости у метателя со спортивным стажем в один год увеличен на 1,5—2 мм, с 3-летним стажем— на 2,5—3 мм, с 10-летним стажем — на 8 мм.

Имеются указания на то, что упражнения типа прыжков и поскоков способствуют увеличению длины тела. Это объясняют тем, что такого рода упражнения действуют раздражающим образом на процесс роста трубчатых костей, которые в связи с этим удлиняются. Увеличивается прочность связочного аппарата, сухожилий, хрящей. Следует указать на значение физических упражнений для развития костной системы (грудная клетка, кости таза, позвоночник и т. д.) у детей и подростков. Занятия физкультурой и спортом благоприятствуют физическому развитию организма детей.

15. 1

ГИПОДИНАМИЯ — ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты). Развитие техники и связанное с ним облегчение условий труда, благоустройство быта, возрастающее год от года число так назывемых операторских профессий значительно сократили долю мышечного труда в деятельности человека. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.

Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Составляющая основную массу тела поперечнополосатая мускулатура с ее огромной сетью периферических нервов и кровеносных сосудов оказывает влияние на костно-суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функциональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам.

Продолжительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратимых функциональных нарушений; в далеко зашедших случаях оно может повлечь за собой глубокие патологические изменения и способствовать возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда.

Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы. Так, после двухмесячного постельного режима на 14—24% уменьшаются силовые показатели (на 26—35% динамическая и статическая выносливость), падает тонус мышц, сокращаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека утрачивают характерную для них рельефность и рисунок из-за обильного отложения подкожного жира.

Скелет человека, тесно связанный с мышцами, активно реагирует на ограничение подвижности, в частности снижается минеральная насыщенность костной ткани (остеопороз). Нарушение минерального обмена наблюдается уже на 12—15-е сутки постельного режима. С помощью различных исследований установлено, что в течение 6—8 месяцев постельного режима наблюдается постоянный отрицательный кальциевый баланс, когда выведение кальция превышает его поступление. При гиподинамии возрастает содержание липидов (в том числе холестерина) в сыворотке крови.

В условиях ограничения мышечной активности, когда уменьшается запрос тканей на доставку кислорода и субстратов биологического окисления, можно было ожидать снижения напряженности функции сердечно-сосудистой системы. Но этого не происходит; напротив, развивается детренированность сердечно-сосудистой системы, возрастает частота сердечных сокращений в покое. Даже при небольших, кратковременных физических нагрузках пульс достигает 100 и более ударов в 1 мин. Сердце работает неэкономично, выброс необходимого объема крови достигается за счет возрастания ритма, а не силы сердечного сокращения. Изменения электрокардиограммы свидетельствуют о нарушении процессов обмена в миокарде. У практически здорового человека склонность к повышению артериального давления или нестабильное выраженное его возрастание объясняются гиподинамией.

Капиллярная система отчетливо реагирует на ограничение мышечной деятельности. Происходит сужение артериальных и венозных участков, уменьшается число функционирующих капилляров. При гиподинамии изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так наз. синдром астенизации, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инф. болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте может ускорить развитие атеросклероза и, ухудшая регуляцию тонуса сосудов, способствует нарушениям мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологического старения.

В детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки,горки, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.

В центре имеется физкультурная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, стойки для метания в цель, скобы для перепрыгивания в цель, перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. И следующий задачей нашей инновационной работы стала разработка графика работы по двигательной активности детей в течение дня. Для этой работы были привлечены все работники детского сада: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, врач, медсестра. В своей работе мы исходили из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.

Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся теперь ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся планировать игры малой или средней активности. Но в то же время при планировании подвижных игр мы обязательно учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО), то планируем игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную окончательную игру.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с), после чего перейти на ходьбу.

Перед дневным сном следует проводить релаксационныеупражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

3-ий этап педагогического процесса "Вторая половина дня".

Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой.

После дневного сна в каждой группе воспитатели проводят бодрящую гимнастику. Она состоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. В старших группах воспитатели добавляют самомассаж. Дети просыпаются, затем выполняют упражнения в постели, потом встают на массажные коврики и по "дорожкам здоровья ", расположенным на полу, идут до умывальной комнаты.

Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Необходимо, чтобы все участники педагогического процесса – педагоги, дети, родители – были вовлечены в совместную деятельность, осуществляя взаимопроникновение семьи и детского сада. Ведь только при таком взаимодействии можно действительно достичь больших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей.

На основе результатов своей работы мы можем утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Систематическая развивающая физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ, осуществляемая в соответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимых результатов.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ему моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию(сюжет), через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

16. 1

Тромбоциты

СВЕ́РТЫВАНИЕ КРО́ВИ, превращение жидкой крови в эластичный сгусток в результате перехода растворенного в плазме крови белка фибриногена в нерастворимый фибрин при истечении крови из поврежденного сосуда. Сгусток препятствует дальнейшей потере крови и проникновению в организм болезнетворных микроорганизмов, что имеет большое значение для выживания животного или человека. Не менее важно, что процесс свертывания крови не затрагивает неповрежденные сосуды.

Процесс свертывания крови находится под контролем нервной и гуморальной системы, и непосредственно зависит от согласованного взаимодействия по меньшей мере 12 специальных факторов (белков крови).

После повреждения стенки сосуда в зоне травмы наблюдается спазм сосудов, и развивается цепь тромбоцитарных реакций, в результате которых образуется тромбоцитарная пробка. Прежде всего, происходит активация тромбоцитов факторами, выделяющимися из поврежденных тканей сосуда, а также малыми количествами тромбина — фермента, образующегося в ответ на повреждение. Затем происходит склеивание (агрегация) тромбоцитов друг с другом и с фибриногеном, содержащимся в плазме крови, и одновременное прилипание (адгезия) тромбоцитов к коллагеновым волокнам, находящимся в стенке сосуда, и поверхностным адгезивным белкам клеток эндотелия. В процесс вовлекается все большее и большее число тромбоцитов, поступающих в зону повреждения. Первая стадия адгезии и агрегации обратима, но позже эти процессы становятся необратимыми. Агрегаты тромбоцитов уплотняются, образуя пробку, плотно закрывающую дефект в сосудах малого и среднего размера. Из адгезированных тромбоцитов высвобождаются факторы, активирующие все клетки крови и некоторые факторы свертывания, находящиеся в крови, в результате чего на основе тромбоцитарной пробки формируется фибриновый сгусток. В сети фибрина задерживаются форменные элементы крови и в результате образуется кровяной сгусток. Позднее из сгустка вытесняется жидкость, и он превращается в тромб, который препятствует дальнейшей потере крови, он же является барьером для проникновения патогенных агентов. Такая тромбоцитарно-фибриновая гемостатическая пробка может противостоять повышенному кровяному давлению после восстановления тока крови в поврежденных сосудах среднего размера. Механизм прилипания тромбоцитов к эндотелию сосудов в зонах с малой и большой скоростью тока крови различается набором так называемых адгезивных рецепторов — белков, расположенных на клетках кровеносных сосудов. В процессе свертывания крови принимают участие особые плазменные белки — так называемые факторы свертывания крови, обозначаемые римскими цифрами. Эти факторы в норме циркулируют в крови в неактивной форме. Повреждение сосудистой стенки запускает каскадную цепь реакций, в которых факторы свертывания переходят в активную форму. Так, сперва освобождается активатор протромбина, затем под его влиянием протромбин превращается в тромбин. Тромбин, в свою очередь, расщепляет крупную молекулу растворимого глобулярного белка фибриногена на более мелкие фрагменты, которые затем вновь соединяются в длинные нити фибрина — нерастворимого фибриллярного белка. Установлено, что при свертывании 1 мл крови образуется тромбин в количестве, достаточном для коагуляции всего фибриногена в 3 литрах крови, однако в нормальных физиологических условиях тромбин генерируется только в месте повреждения сосудистой стенки. В зависимости от пусковых механизмов различают внешний и внутренний пути свертывания крови. Как при внешнем, так и при внутреннем пути активация факторов свертывания крови происходит на мембранах поврежденных клеток, но в первом случае запускающий сигнал, так называемый тканевой фактор — тромбопластин — поступает в кровь из поврежденных тканей сосуда. Поскольку он поступает в кровь извне, данный путь свертывания крови называют внешним путем. Во втором случае сигнал поступает от активированных тромбоцитов, а, поскольку они являются составными элементами крови, этот путь свертывания называют внутренним.

Противосвертывающая система крови.

Еще в 1904 году известный немецкий ученый - коагулологМоравиц впервые высказал предположение о наличие в организме противосвертывающей системы, которая сохраняет кровь в жидком состоянии, а также о том что свертывающая и антисвертывающая системы, находятся в состоянии динамического равновесия.

Позже эти предположения подтвердились в лаборатории, возглавляемой профессором Кудряшовым. В 30-е годы был получен тромбин, который вводился крысам с целью вызвать свертывание крови в сосудах. Оказалось, что кровь в этом случае вообще перестала свертываться. Значит, тромбин активизировал какую-то систему, которая препятствует свертыванию крови в сосудах. На основании этого наблюдения, Кудряшов пришел также к выводу о наличии противосвертывающей системы.

Под противосвертывающей системой следует понимать совокупность органов и тканей, которые синтезируют и утилизируют группу факторов, обеспечивающих жидкое состояние крови, то есть препятствующих свертыванию крови в сосудах. К таким органам и тканям относятся сосудистая система, печень, некоторые клетки крови и др. Эти органы и ткани вырабатывают вещества, которые получили на звание ингибиторов свертывания крови или естественных антикоагулянтов. Они вырабатываются в организме постоянно, в отличие от искусственных, которые вводятся при лечении претромбических состояний.

Как свертывающая, так и противосвертывающая система регулируются. Давно было замечено, что под влиянием нервной системы, а также некоторых веществ, происходит либо гипер-, либо гипокоагуляция. Например, при сильном болевом синдроме, имеющем место при родах, может развиваться тромбоз в сосудах. Под влиянием стрессовых напряжений также могут образовываться в сосудах тромбы.

Свертывающая и антисвертывающая системы взаимосвязаны, находятся под контролем как нервных, так и гуморальных механизмов.

Можно предположить, что существует функциональная система, обеспечивающая свертывание крови, которая состоит из воспринимающего звена, представленного специальными хеморецепторами, заложенными в сосудистых рефлексогенных зонах (дуга аорты и синокаротидная зона), которые улавливают факторы, обеспечивающие свертывание крови. Второе звено функциональной системы - это механизмы регуляции. К ним относятся нервный центр, получающий информацию с рефлексогенных зон. Большинство ученых предполагает, что этот нервный центр, обеспечивающий регуляцию свертывающей системы, находится в области гипоталамуса. Эксперименты над животными показывают, что при раздражении задней части гипоталамуса имеет место чаще гиперкоагуляция, а при раздражении передней части - гипокоагуляция. Эти наблюдения доказывают влияние гипоталамуса на процесс свертывания крови, и наличие в нем соответствующих центров. Через этот нервный центр осуществляется контроль за синтезом факторов, обеспечивающих свертывание крови.

Регулируется также и антисвертывающая система, обеспечивающая крови жидкое состояние. Воспринимающее звено этой функциональной системы находится в сосудистых рефлексогенных зонах и представлено специфическими хеморецепторами, улавливающими концентрацию антикоагулянтов. Второе звено представлено нервным центром противосвертывающей системы. По данным Кудряшова, он находится в продолговатом мозге, что доказывается рядом экспериментов. Если, например, выключить его такими вещества ми, как аминозин, метилтиурацил и другими, то кровь начинает свертываться в сосудах. К исполнительным звеньям относятся органы, синтезирующие антикоагулянты. Это сосудистая стенка, печень, клетки крови. Срабатывает функциональная система, препятствующая свертыванию крови следующим образом: много антикоагулянтов - их синтез тормозится, мало - возрастает (принцип обратной связи).

17. 1

Артериальное кровотечение возникает при повреждении крупных артерий. В этом случае именно алая кровь и бьет из раны фонтанчиком. При артериальном кровотечении нужно как можно скорее прижать сосуд к кости пальцем или несколькими пальцами.

На мелкие кровоточащие артерии накладывают давящую повязку, на крупные — жгут или закрутку. Для этого используют специальные резиновые кровоостанавливающие жгуты, длинные резиновые трубки, резиновые полоски, а также бинт, ремень, пояс, платок, из которых при помощи палки или колышка можно сделать закрутку. Ремень (или платок, пояс и т. д.) накладывается на поврежденную конечность, его концы связываются, между ними вставляется колышек, вращая которым, ты спирально закручиваешь повязку, туго перетягивая конечность. Достичь такого эффекта простым натягиванием и завязыванием было бы очень трудно.

Перед наложением жгута или закрутки конечность нужно поднять кверху. Кожу выше кровотечения на месте наложения жгута следует обернуть бинтом, бельем, чтобы не повредить ее. Сделав первый оборот, жгут затягивают так, чтобы кровотечение остановилось. Оба конца жгута наматывают поверх наложенного и фиксируют, но не более двух часов. В противном случае конечность может омертветь.

При первой возможности жгут необходимо снять. Если такой возможности нет, то через 1,5— 2 часа следует немного отпустить жгут на 1—2 минуты (до покраснения кожи), а начавшееся вновь кровотечение остановить другими методами. Через 1—2 минуты после притока свежей крови к конечности необходимо снова затянуть жгут и продолжать транспортировку больного в лечебное учреждение.

При венозном кровотечении кровь темная, а давление крови невысокое. Поэтому такое кровотечение легче остановить, чем артериальное. Часто достаточно поднять конечность, максимально согнуть ее в суставе и, подложив валик, наложить давящую повязку или обойтись только давящей повязкой. Капиллярное кровотечение характеризуется тем, что кровь просачивается из поврежденных тканей мелкими каплями. Оно хорошо останавливается давящей повязкой.
2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: