Опасности «неправильного» дыхания

Если мы дышим неправильно, то к нам в легкие поступает меньше кислорода, а это значит, меньше кислорода попадает к клеткам организма. А знаете ли вы, что от работы легких напрямую зависит состояние кожного покрова и волос? Так вот, при нарушении газообмена в легких – ряд функций переходит на кожу, а это ведет к появлению морщин и других неприятностей. Страшно??? Тогда непременно исправляйте дыхание.

Тренировка правильного дыхания

Итак, первое важное правило правильного дыхания — дышать носом.

Теперь, поинтересуйтесь: «я дышу в одном ритме или нет?» Не наблюдалось ли у вас учащенного дыхания? Какова частота вашего дыхания в данный момент? Сосчитайте число дыханий за минуту (нормальная частота — от 16 до 20 в минуту).

Задайте себе вопрос: «Нет ли посторонних звуков при дыхании?». Что происходит, когда вы делаете вдох? Что при выдохе? При правильном дыхании:

o Не должно быть заметно, как поднимается и опускается грудь.

o А стенка живота должна подниматься при каждом вдохе и втягиваться при выдохе.

Дышать правильно, значит дышать, как ребенокдышать нижней частью живота (брюшное дыхание).

Изменяя ритм, темп и глубину дыхания, вы воздействуете на химические реакции и обменные процессы в организме, на свой внешний вид, свои мысли, настроение и отношение к миру.

Быстро перестроиться на правильное дыхание достаточно сложно, но все же при желании можно. Здесь важна — постоянная тренировка.

Итак, при тренировке дыхания необходимо:

1. Дышать с минимальной затратой воздуха.

2. Производить вдох, как можно медленнее (втягивайте воздух).

3. Выдох — как можно свободнее (выпускайте воздух).

4. После выдоха не должно быть пауз.

5. Никогда не совершайте вдох или выдох максимально глубоко.

6. Дыхание всегда должно сопровождаться легким шумом.

Прежде чем начать практиковать правильное дыхание, запомните его некоторые особенности:

o При полном дыхании должны быть задействованы все области легких — верх, подключичная и подплечевая части.

o Середина — под грудной клеткой.

o Низ — наддиафрагменная часть.

И, что очень важно: внутреннее состояние должно быть уравновешенным и позитивным, никакой раздражительности!

1. Примите удобную позу:сядьте или лягте

2. Втяните живот, вытесняя весь воздух из нижней части легких, и снова его расслабьте.

3. Далее медленно и глубоко выдохните через нос – такой вдох наполнит низ легких. При этом должен приподняться живот.

4. Вслед за нижней, наполните среднюю часть, во время чего грудная клетка расширится. А самой последней – верхнюю, под ключицами.

5. Наполнив легкие, задержите дыхание.

6. Дальше медленно выдыхайте весь воздух в обратном порядке. Прежде всего, освободите верхнюю часть легких, за ней среднюю и нижнюю.

7. Втяните живот, чтобы понять, что вышел весь воздух.

8. Снова задержите дыхание.

Упражнения правильного дыхания

Упражнение №1.

1. Встаньте прямо

2. Вынесите одну ногу вперед

3. Представьте, что в руках у вас воздушный шар

4. Начните слегка подбрасывать его, сопровождая каждый бросок звуком.

Сначала используйте только гласные:

У – О – А – Э – И – Ы.

А затем начните прибавлять в начало слога согласные:

БУ – БО – БА – БЭ – БИ – БЫ;
ВУ – ВО – ВА – ВЭ – ВИ – ВЫ;
Опуская шарик, повторите все с самого начала.

Упражнение 2

Упражнение для тренировки диафрагмы.

Вам понадобиться текст, абсолютно любой текст, но лучше всего подойдут стихи. Здесь важно суметь произносить слова, не закрывая рта. Вот и все!
Друзья, а еще никогда не забывайте следить за своей осанкой и перестаньте перекусывать продуктами, с высоким содержанием углеводов (они вызывают колебания уровня сахара в крови, и как следствие, учащается дыхание).

Как видите, следовать правилам — дело совсем несложное, главное, быть усердным и сосредоточенным.

22. МИКРОКЛИМАТ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Гигиенические требования к отоплению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

23. Предупреждение

«Правильное питание детей дошкольного возраста»

Правильное питание – это не диета и не строгость к организму ребенка. Это та норма, освоив которую, ребенок будет здоров, и скажет вам за это спасибо!

Правильное питание для детей дошкольного возраста - это источник энергии и лекарство от многих болезней. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок имел крепкое здоровье, был красивым, физически и духовно активным, гармонично развитым, и с хорошим иммунитетом, то правильное питание должно быть основой в его жизни. Правильно организованное питание детей дошкольного возраста - это одна из главных задач детского сада и родителей.

Питание детей дошкольного возраста должно быть правильным как в качественном, так и в количественном отношении. Избыток рациона ребенка жирами, солью и сахарами, и не достаточность в нем овощей и фруктов может привести: к дистрофическим изменениям детского организма, снижению иммунитета, недостатку микроэлементов в организме необходимых для его роста и развития.

Не правильное питания в дошкольном возрасте может привести к серьезным проблемам в более старших возрастных периодах.

1. Первый и один из самых важных принципов правильного питания у детей - это энергетическая сбалансированность. Порой мы с вами пытаемся накормить своего ребенка всем и по больше, не задумываясь о том, нужно ли все это ему. Надо помнить о том, что каждому человеку и ребенку, в том числе, важен не объем пищи, который он получает, а его энергетическая ценность. Согласно традициям российской кухни мы с вами употребляем большое количество хлеба, картофеля, сахара, жиров животного происхождения, тем самым приводя детский организм к дисбалансу: потребляя намного больше, чем может потратить ребенок. Это все может привести к ожирению и к другим тяжелым заболеваниям. Учитывая, что в нашей стране «пошла мода» на фастфуды (богатые жирами) и малоподвижный образ детей за компьютером, уровень этих заболеваний очень быстро растет. К примеру, в Америке, ожирение воспринимают как образ жизни, а в России рассматривают еще пока как заболевание.

Будьте внимательны! Избыточное потребление углеводов и жиров может привести к нарушению обмена веществ.

Сбалансированность питания подразумевает оптимальное соотношение потребления продуктов полностью покрывающие энерготраты организма. Так приблизительно, энерготраты у детей в возрасте 1-7 лет составляют 80-100 ккал на 1 кг массы тела. Приток питательных веществ в организме происходит за счёт того, что организм извлекает их непосредственно из пищи, перерабатывает с помощью специальных пищевых добавок и кишечника, либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме.

Важно правильно кормить ребёнка, и корректировать все отклонения в деятельности желудочно-кишечного тракта. Исключить из рациона питания продукты и блюда, которые могут оказать раздражающее действие на органы пищеварительной системы.

2. Не менее важным при составлении рациона ребенка является разнообразие продуктов, и разнообразие кулинарной обработки. Это необходимо для того чтобы ребенок мог получить все макро и микро нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества). Особое значение имеют белки т.к. они являются строительным материалом для всех органов и тканей. Получить их можно из таких продуктов как: мясо, рыба, молочные продукты, яйца и др., В организм детей должны поступать белки животного и растительного происхождения (для получения аминокислот).

Для активного движения детей необходимо много энергии. Основным поставщиком энергии, являются углеводы (сахар, мед, ягоды, овощи, крупы, мука). Углеводов, к примеру, должно быть больше чем белков и жиров. Жиры это дополнительное депо энергии, которую мы можем получить из сметаны, сыра, мяса, рыбы.

3. И наконец, важным условием правильного питания у детей дошкольного возраста является соблюдения режима питания. Это не только количественное и качественное распределение пищи по калорийности в течении дня, но и количество приемов пищи и интервалы между ними. Отсутствие режима питания у ребенка и его нерегулярность может привести в первую очередь к стрессу организма и различным заболеваниям.

Режим в питании создает лучшие условия для усвоения пищи. Не соблюдение режима приводит к утрачиванию аппетита и к снижению выделения пищеварительных соков.

4. Если говорить про рацион детей нельзя забывать про воду, которая имеет большое значение в протекании жизненных процессов и играет большую роль в теплорегуляции. Потребность в жидкости для детей 3-7 лет в сутки составляет около 60 мл на 1кг массы тела. Некоторые дети привыкают пить воду во время еды. Это не хорошо.

Большое количество жидкости перегружает желудок и создает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Кроме того, снижается аппетит из-за ощущения переполнения.

5. Витамины - важная составная часть пищевого рациона детей дошкольного возраста. Витамины способствуют повышению сопротивляемости организма ребенка, участвуют в процессах кроветворения, окислительных процессах. Особое значение имеет витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он легко разрушается от действия воздуха, света, при их термической обработке. Поэтому его надо водить круглогодично. Кроме витамина «С» для детского организма необходимы витамины: А, Д, Е, группы В и др.

Для профилактики простудных заболеваний необходимо проводить дополнительную витаминизацию рациона детей.

24. ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первые зубки появляются у детей уже в 5-7 месяцев. К сожалению, многие родители недооценивают важность ухода за самыми первыми зубками крохи, что нередко приводит к серьезным последствиям в старшие годы.

Молочные зубы, также как и коренные, нуждаются в ежедневном уходе. Начинать чистить зубки ребенка стоит сразу после того, как у него прорезался первый зуб. Для начала вы можете очищать поверхность зубика своим пальцем, обмотанным марлей, или специальной детской силиконовой щеткой. По мере роста ребенка приучите его к ежедневным гигиеническим процедурам. Чистить зубы нужно 2 раза в день, утром и вечером, а также ребенку следует ополаскивать ротовую полость чистой водой после каждого приема пищи. Следите за тем, чтобы зубная щетка и зубная паста соответствовали возрасту ребенка. Малыши младше 3х лет могут проглотить пасту, а потому для них неприемлемо использование зубной пасты с фтором.

Научите ребенка правильно чистить зубы. Даже при регулярной, но неправильной чистке зубов могут возникнуть такие проблемы, как кариес или пародонтит. Нередко родители уже с 2-3 лет оставляют детей чистить зубы в одиночестве, не проверяя, как они это делают. Такой подход в корне неверен. Контролируйте, что ребенок прочищает все поверхности зубов, совершает правильные движения зубной щеткой и тратит на чистку достаточное количество времени (не менее 3-5 минут).

 

Уже в первый год жизни ребенка нужно посетить с ним детскую стоматологию. Регулярные осмотры стоматологом гарантируют вам, что любые заболевания ротовой полости у ребенка будут вовремя диагностированы и вылечены. Самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются дети дошкольного и младшего школьного возраста, - это изменение эмали зубов, их окраса, воспаление десен, аномалии развития зубов и прикуса и травматические заболевания зубов.

Чем раньше будет диагностирована болезнь, тем эффективнее и проще ее лечение – это знает каждый. Тем удивительнее, что родители не ведут своих детей к стоматологу даже тогда, когда видят очевидные проблемы, например, потемневшая эмаль или неправильно растущий зуб.

25. 1

Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются продолжающимися высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной и функциональной перестройкой отдельных органов, в том числе пищеварительной системы, дальнейшим развитием интеллектуальной сферы.

В связи с этим потребность детей этого возраста в основных пищевых веществах и энергии существенно увеличивается по сравнению с детьми раннего возраста. При этом суточная потребность в энергии должна удовлетворяться за счет углеводов на 55-60%, за счет белков – на 12-14%, жиров – на 25-35%.

Для удовлетворения этих потребностей ребенок должен получать необходимое количество различных продуктов в определенном соотношении. При этом соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4.

Белковый компонент пищевого рациона формируется, прежде всего, за счет продуктов, являющихся основными источниками белков, к числу которых относятся молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца. Ежедневное количество молока и молочных продуктов должно составлять около 500 мл, причем предпочтение отдается кисломолочным продуктам. Сохраняют свое значение творог и сыр, содержащие не только полноценный белок, но также являющиеся основными источниками кальция и витамина В2 (рибофлавина). Рекомендуемое количество мяса (включая субпродукты) составляет 100 г в день, рыбы – 50 г. В питании дошкольников можно использовать и субпродукты (сердце, язык, печень), богатые железом, витамином А, витамином В12 и фолиевой кислотой.

Жировой компонент рациона обычно формируется из сливочного и растительных масел, ежедневное количество которых составляет, примерно, 25 и 8-10 г, соответственно. Растительное масло необходимо как источник полиненасыщенных жирных кислот, не синтезирующихся в организме, и поступающих только с пищей. Растительные масла содержат также витамин Е – основной природный антиоксидант.

Основными источниками углеводов являются крупы, макаронные и хлебобулочные изделия, сахар и кондитерские изделия, овощи и фрукты. Рекомендуемое количество картофеля составляет 150-200 г, а овощей – 250-300 г в день, причем в разнообразном ассортименте (капуста, свекла, морковь, кабачки, тыква, томаты, огурцы, различная зелень). Фрукты (150-200 г в день) могут использоваться самые разные – от яблок до тропических манго и авокадо. Кроме того, могут использоваться соки, сухие и быстрозамороженные фрукты и овощи.

Крупы используются для приготовления каш, супов, гарниров, пудингов, запеканок и др. Их количество должно быть примерно 40-45 г в сутки. В рационе питания можно также использовать фасоль, горох, которые могут входить в состав супов, а зеленый горошек – в качестве гарнира и в салатах.

Ежедневное количество хлеба составляет 150-170 г, 1/3 которого приходится на долю ржаного хлеба.

Количество сахара должно составлять 40-50 г, кондитерских изделий – 20-40 г. Из сладостей лучше использовать мед (с учетом индивидуальной переносимости), джемы, варенье, зефир, пастилу, мармелад.

Почему нужно есть суп?

Чтобы похудеть. Когда мы едим суп, то обманываем желудок: заполняем его (неважно, что водой, главное – заполняем), при этом аминокислоты и жиры, содержащиеся в бульоне, поступают в кровь так активно, как будто мы полчаса назад съели жареного поросеночка и уже частично его переварили. Сытость наступает гораздо раньше (за счет уже готовых аминокислот и жиров) и без отрицательных последствий для фигуры (за счет воды). В наше время, когда полмира жестоко страдает от ожирения, любые средства обмана желудка хороши – а уж вкусный супец-то и подавно!

Чтобы отдохнуть. Процесс пищеварения требует от организма очень больших затрат энергии: пищу необходимо измельчать, пропитывать водой, перемешивать, переваривать, продвигать вдоль по нашему семиметровому желудочно-кишечному тракту. Все эти действия с супом производить гораздо легче, чем с жареным поросеночком: суп уже измельчен и пропитан водой, он уже частично переварен. Суп – это легкая еда, позволяющая желудку и кишечнику отдыхать. Именно поэтому больных и раненых выпаивают супами и куриными бульонами.

Аппетит приходит во время еды

Когда еда попадает в желудок, срабатывают вкусовые рецепторы для выделения желудочного сока, ферментов, что бы они полностью отработали, нужен определенный объем пищи.

Когда я ем, я глух и нем

Во время употребления пищи, разговаривая можно подвиться, а еда может попасть на голосовые щели, поэтому, когда человек ест ему лучше не разговаривать, а для этого и не слушать беседу других людей.

Нем (немой) - потому что рот и язык человека заняты, и он не может выговорить ничего членораздельного.
Глух (глухой) - потому что расслышать чужую речь человеку мешает собственное чавканье.

26.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах.

Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции.

Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям.

Особого внимания требует вопрос о сроках допуска переболевших детей в детское учреждение. Сроки допуска детей в коллектив после перенесенного острого респираторного заболевания должны определяться главным образом индивидуальными особенностями реконвалесцента и характером перенесенной инфекций. Большинство детей могут быть допущены в детское учреждение после исчезновения у них симптомов острого катара (насморка, конъюнктивита, фарингита) вне зависимости от срока, прошедшего от начала заболевания. Такой подход оправдан тем, что наиболее заразный период совпадает с периодом разгара катаральных явлений. Чаще всего при острых респираторных вирусных инфекциях катаральные явления держатся 5-6 дней, так что допуск в учреждение детей при отсутствии осложнений возможен на 7 день от начала заболевания.

У некоторых детей после респираторной вирусной инфекций может длительно держаться субфебрилитет, умеренные катаральные явления. При отсутствии данных, указывающих на активность процесса, они могут быть допущены в дошкольные учреждения по заключению педиатра поликлиники.

Дети с перенесенной внутричерепной родовой травмой, дающие фебрильные судороги, и другие, у которых вирусные инфекций сопровождаются неврологической симптоматикой, возвращаются в коллектив после консультации с невропатологом.

Наибольшая длительность течения заболевания отмечается у детей с очагами хронического воспаления (назофарингитами, тонзиллитами). Эти дети требуют энергичной терапии и могут допускаться в группу после стихания симптомов обострения очаговой инфекций.

Режим учреждения во время эпидемической вспышки должен предусматривать изоляцию групп, недопущение в группы лиц, не связанных непосредственно с обслуживанием детей, а также воспитателей с признаками заболевания.

Во время эпидемической вспышки внимание персонала должно быть направлено на неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических правил, воздушного режима, обязательное проведение кварцевания групповых помещений.

Ответственность за выполнение перечисленных требований возлагается на руководителей учреждений, ежедневный контроль — на медицинского работника этих учреждений, а периодический — на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

А. ветряная оспа(ветрянка)

Возбудитель или как передается ветрянка?

Вирус ветрянки (он же – вирус опоясывающего лишая) называется Varicella-zostervirus. Он относится к семейству герпесивирусов, а конкретно к тому его подсемейства, к которому относят простой герпес 1 и 2 типов (к двум другим подсемействам относят вирусы, вызывающие инфекционный мононуклеоз, и некоторые другие). Относительно нетяжелое течение ветряной оспы у тех детей, кто посещает детские сады, сформировало спокойное к нему отношение. Однако по дальнейшему изучению инфекции оказалось, что при попадании Варицелла-зостер в организм поражаются не только кожа и нервные окончания, но и легкие, мозг, пищеварительный тракт и мочеполовая система; вирус оказывает влияние на развитие внутриутробного плода. Кроме того, стало известно, что вирус может активироваться при онкологических заболеваниях, болезнях крови, ВИЧ-инфекции, лучевой болезни. Циркулирует вирус только в человеческом коллективе; животные к нему устойчивы. Вирус очень заразен, человек к нему восприимчив на 100%. Микроб чрезвычайно летучий и с воздухом преодолевает расстояния до 20 метров, преодолевая системы вентиляции, шахты лифтов и лестничные пролеты. Передается вирус: 1) Путем капельным, то есть при разговоре, чихании, кашле, поцелуях; 2) Контактным – при попадании слюны больного или содержимого пузырьков на непораженную кожу; 3) От беременной матери к плоду, если женщина в этом периоде заболела или ветряной оспой, или опоясывающим герпесом. Болеют в основном дети, до 90% заболевших – малыши 4-6 лет. Дети от переболевших в детстве матерей до 6 месяцев заразиться ветрянкой не могут благодаря переданным через плаценту антителам. Человек считается заразным в течение около 2 недель. Становится он таковым за сутки до появления первых катаральных признаков ветрянки и весь период, пока пузырьки высыпаний не превратятся в корочки. Заразность заканчивается через 5 суток с момента появления последнего высыпания. После заболевания иммунитет сохраняется пожизненно у 97% населения, остальные три процента могут переболеть повторно. В плане передачи вируса опасны не только люди, больные ветрянкой, но и те, у кого появились проявления опоясывающего лишая. Для заболевания характерна весенне-осенняя сезонность (это связано с ослаблением иммунитета в эти периоды). Существуют эпидемии ветряной оспы (то есть болеть начинает большое количество людей). Они проявляются в виде малых циклов (повальная заболеваемость наблюдается с небольшой периодичностью – в несколько лет) и циклов больших, когда о ветрянке в данном регионе уже успели забыть, и вдруг ею начинает болеть большой процент населения.

Профилактика ветрянки у детей

Общая профилактика ветрянки заключается в изоляции больного и контактировавших с ним в период появления у него высыпаний на 21 день (особенно относится к детским коллективам, общежитиям и казармам). Специфическая профилактика заключается во введении противоветряночного иммуноглобулина («Зостевира») тем контактировавшим с больным ветрянкой или опоясывающим лишаем лицам, для которых развитие патологии представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья: беременным, которые заболели за 6 дней и менее до родов; больным лейкозами; тем, кто получает химио- или лучевую терапию; ВИЧ-инфицированным; после трансплантации органов; людям с системными заболеваниями (ревматоидный артрит, волчанка, системная склеродермия), которые получают лечение гормонами-глюкокортикоидами; недоношенным весом до 1 кг – всем; всем новорожденным, матери которых не имеют противоветряночных антител. Имеется также активная профилактика заболевания – введение живой ослабленной вакцины таким людям: 1) Женщинам, которые хотят забеременеть, но являются серонегативными (то есть не имеют антител) по ветрянке; 2) Персоналу тех больниц, в которых находятся больные ветряной оспой дети и взрослые, и которые не болели этой инфекционной патологией.

Б.скорее всего паротит (или свинка)

Свинка передается исключительно от другого человека, довольно быстро и только воздушно-капельным путем. Однако в медицине известны случаи, когда заражение происходило через те предметы, на которые ранее попала слюна человека.

После того, как вирус паротита (он же возбудитель болезни — РНК-содержащий вирус из семейства парамиксовирусов) попадет в кровь ребенка, он начинает разноситься по всему телу, поражая, прежде всего, центральную нервную систему и железистые органы.

Профилактика

Если говорить о профилактике паротита, то на данный момент самым эффективным способом считается иммунизация, т.е. прививки. Такие прививки обычно делают маленьким детям в 12 месяцев и повторяют, когда им исполняется 6 лет.

Кроме того, если ребенок имел контакты с больным паротитом, то его необходимо подвергнуть профилактическому осмотру через 10 дней после такого контакта.

Подведем итоги

· Детский эпидемический паротит — инфекционное заболевание, вирус которого передается воздушно-капельным путем от человека к человеку

· Часто протекает в форме эпидемий, особенно в детских учреждениях

· 90% заболевших — дети 5-15 лет

· Лечение проводится дома, особым режимом и диетой. Чаще всего дополнительные лекарства не требуются

· Для мальчиков болезнь может иметь достаточно серьезные осложнения, вплоть до бесплодия

· Самый эффективный способ профилактики — вакцинация от паротита

27. Заболевания

Детские инфекционные заболевания - это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм...

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких...). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ...

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия...

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома...

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь - все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка "защищают" только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка.

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она "учится" давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними - таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации - выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах). Важно знать, что само по себе повышение температуры - это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. "Усредненная" доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше. Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства. Не спешите "сбивать" ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

- восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

- усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

- являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, "запоминает" все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть - это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением.

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

- новорожденных обязательно надо кормить первым молоком - молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела - первую "защиту" ребенка от чужеродных элементов;

- ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко - кормите;

- огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

- активный образ жизни - гарантия здоровья ребенка;

- для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня - прекрасные средства для этого);

- детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты..., поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты.

28. 1

Задержка роста ребенка, детей

Около 3 % детей имеют выраженную задержку роста. При этом дефицит гормона роста как причина низкорослости выявляется не более чем у 8,5 % из них. У остальных детей наиболее часто выявляются конституциональные особенности роста и развития, реже — дефицит других анаболических гормонов, тяжелые соматические заболевания, генетические и хромосомные заболевания.

Эндокриннозависимые формы задержки роста ребенка, детей

Наиболее тяжелые нарушения процессов роста ребенка наблюдаются при патологии эндокринной системы. Известно, что многие гормоны (соматотропный, тиреоидные, половые, глюкокортикоиды, инсулин и др.) непосредственно или пермиссивно участвуют в процессах роста ребенка. Наиболее выраженный ростовой эффект дает соматотропный гормон (соматотропин, гормон роста). Консультации детского эндокринолога в детской поликлинике «Маркушка».

В организме соматотропин синтезируется и депонируется соматотрофамиаденогипофиза. Секреция соматотропина имеет пульсирующий характер с выраженным суточным ритмом. Основное количество соматотропина образуется в ночное время, в начале глубокого сна, что особенно выражено в детстве.

Соматотропин является основным гормоном, стимулирующим линейный рост. Он способствует росту костей в длину, росту и дифференцировке внутренних органов, развитию мышц. Соматотропин стимулирует липолиз (снижая массу жировой ткани), гликонеогенез, синтез белка, увеличивает мышечную массу и силу, всасывание кальция и фосфора в кишечнике и оссификацию костей.

Стимулирующее влияние на секрецию соматотропина оказывают тиреоидные и половые гормоны, вазопрессин, адренокортикотропный, меланоцитостимулирующий гормоны. Глюкокортикоиды при острой нагрузке оказывают стимулирующее действие; при длительном хроническом избытке гормона секреция соматотропина практически полностью подавляется.

Тиреоидные гормоны в физиологических количествах дают значительный анаболический эффект. В отличие от соматотропина эти гормоны в большей степени влияют на дифференцировку (созревание) тканей, прежде всего костной. В то же время тиреоидные гормоны, активно влияя на уровень гормона роста, ускоряют и линейный рост ребенка.

Инсулин играет важную роль в регуляции процессов роста, так как, с одной стороны, обеспечивает анаболические процессы энергетически, с другой — непосредственно усиливает синтез белка.

Половые гормоны обладают мощным анаболическим действием, ускоряя как линейный рост, так и дифференцировку костей скелета. Однако следует помнить, что ростовой эффект половых гормонов осуществляется лишь в присутствии соматотропина.

Глюкокортикоиды, усиливая процессы гликонеогенеза, оказывают выраженное катаболическое действие. Отрицательное влияние на процессы роста оказывает кортизол в больших дозах, потому что активно тормозит выделение соматотропина.

Таким образом, задержка роста и отставание костного возраста являются симптомом многих эндокринных заболеваний детей, для которых характерен дефицит анаболических или избыток катаболических гормонов.

Болезни желез внутренней секреции

Что такое железы внутренней секреции?

Железы внутренней секреции — общее название желез, которые объединяет способность вырабатывать и выделять непосредственно во внутреннюю среду организма физиологически активные вещества со специфическими свойствами, называемые гормонами.

Какова функция желез внутренней секреции?

Благодаря выделению гормонов в кровь, железы могут оказывать влияние на органы, которые расположены далеко от самих желез. С биохимической точки зрения гормоны можно отнести к биокатализаторам — химическим соединениям, которые не являются источником энергии, но ускоряют течение биохимических реакций.

Железы внутренней секреции играют существенную роль в биохимических реакциях организма, регулируя обмен веществ и многие другие процессы жизнедеятельности клеток и тканей. Каждый из гормонов выполняет особую, характерную для него роль. Вместе с нервной системой гормоны координируют функции отдельных тканей и органов, а также осуществляют нейрогормональную регуляцию функций отдельных органов и всего организма в целом. Раздел науки, занимающийся изучением строения и функций желез внутренней секреции, их влияния на процессы жизнедеятельности организма, а также болезней, вызванных нарушением их функций, называется эндокринологией.

Какие железы относятся к железам внутренней секреции?

К железам внутренней секреции относятся:

• эпифиз (шишковидная железа);

• гипофиз;

• щитовидная железа;

• паращитовидные железы;

• вилочковая железа;

• надпочечники;

• поджелудочная железа;

• половые железы (яичники у женщин и яички у мужчин).

Какие нарушения работы желез внутренней секреции различаются?

Нарушения функции желез внутренней секреции могут происходить по типу:

• гормональной перфункции;

• гормональной пофункции.

Заболевания, связанные с нарушением функций желез внутренней секреции, называются эндокринными заболеваниями. В процесс может вовлекаться одна или несколько желез внутренней секреции. Степень нарушений и выраженность симптомов заболевания зависит от того, какую роль выполняет в организме железа, а также от того, является ли она парной (надпочечники, яичники, яички) или единичной (гипофиз, щитовидная железа). Так, нарушение функций или удаление одной из парных желез компенсируется в определенной степени увеличением и гиперфункцией другой. Ниже описаны заболевания отдельных желез внутренней секреции.

Каковы особенности диагностики и лечения болезней желез внутренней секреции?

С точки зрения тесной взаимосвязи и многогранных функций эндокринных желез, диагностика и лечение нарушений их деятельности является очень сложным и трудным процессом.

Трудности обусловлены тем, что нарушения могут возникать в любом периоде жизни и иметь разную степень выраженности, касаться одной железы или нескольких.

Для соответствующей диагностики необходимо тщательно собрать анамнез, провести клиническое обследование и множество лабораторных исследований, что можно осуществить только в соответствующих клиниках.

Никогда не следует заниматься самолечением, так как только правильная диагностика гормональных нарушений позволяет назначить эффективное лечение, воздействующее не только на один орган, корригируя его функцию, но и на функции других желез внутренней секреции в целом.

Возможности лечения гормональных нарушений довольно широкие и разнообразные. Больные могут получать практически все гормоны в виде вытяжек из желез внутренней секреции или их синтетических аналогов. В редких случаях проводится оперативное лечение.

29. 1

Исследование функции почек. Для исследования функции почек определяют клубочковую фильтрацию по клиренсу эндогенного креатинина (модифицированная проба Реберга): в первые сутки жизни этот показатель очень низок и составляет 10 мл/мин, в 6 мес - 55 мл/мин, старше 1 года - 100?20 мл/мин, что соответствует показателю у взрослых. Величина клубочковой фильтрации возрастает при инфузионной терапии или приёме больших объёмов жидкости внутрь, питании высокобелковой пищей; снижается под влиянием тяжёлой физической нагрузки, перемене положения тела из горизонтального в вертикальное, под влиянием стресса. Также определяют величину канальцевойреабсорбции (в норме 97-99%).

Концентрационную функцию почек оценивают с помощью пробы Зимницкого (у детей раннего возраста порции мочи получают при естественных мочеиспусканиях). Наличие порции с относительной плотностью 1,018 и более свидетельствует о сохранной концентрационной способности; разница между максимальной и минимальной относительной плотностью в 0,012-0,015 единиц свидетельствует о со-

хранной способности почки к концентрации и разведению. Дневной диурез у здорового ребёнка составляет 2/3-3/4 от суточного.

Для оценки функции проксимальных канальцев исследуют клиренс свободных аминокислот и фосфатов, а для оценки функции дистальных канальцев исследуют способность почек экскретировать Н+-ионы и электролиты (ионы натрия, калия, хлориды, фосфора, кальция и др.).

Для оценки функции почек также определяют содержание в крови азотосодержащих веществ (мочевины, креатинина, мочевой кислоты), общего белка и его фракций, электролитов.

Инструментальные исследования

• Наиболее широко в клинической практике применяют УЗИ, которое имеет широкий спектр возможностей и позволяет оценить размеры, форму, положение и структуру почек, оценить почечный кровоток и функциональное состояние почек, состояние мочевого пузыря, выявить отёки в полостях тела.

• Для оценки анатомического и функционального состояния почек и мочевых путей, оценки уродинамики и осуществления контроля за динамикой патологического процесса проводят экскреторную урографию. При отсутствии экскреции контрастного вещества на урограмме выполняют ретроградную пиелографию, которая позволяет оценить анатомическое состояние чашечно-лоханочной системы и проходимость пиелоуретерального сегмента.

• В детской нефрологии используют также радиоизотопные методы исследования. Радиоизотопная нефрография позволяет оценить почечный кровоток, секреторную функцию почечных канальцев и уродинамику верхних мочевых путей. Динамическая сцинтиграфия позволяет определить форму, размеры и положение почек, оценить количество функционирующей паренхимы, функциональную активность её различных участков, а статическая сцинтиграфия - выявить объёмные образования в паренхиме.

• Ангиография почечных артерий позволяет оценить почечный кровоток и состояние почек при их гипоплазии, сморщивании, наличии кисты или опухоли.

• Для уточнения типа нефрита и оценки возможности применения патогенетической терапии проводят пункционную биопсию почек.

• С помощью микционнойцистоуретрографии проводят оценку анатомического и функционального состояния мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, при этом можно выявить пузырно-мочеточниковый рефлюкс и вагинальный рефлюкс у девочек.

• Для оценки состояния слизистой оболочки мочевого пузыря, анатомического расположения и состояния мочеточников, оценки

мочевого пузыря применяют цистоскопию. С целью исследования уродинамики нижних мочевых путей проводят цистометрию и уро- флоуметрию.

Лечение Энуреза у детей

Содержание:

1 Классификация

2 Симптомы заболевания

3 Причины

4 Диагностика

5 Медикаментозное лечение

6 Немедикаментозное лечение

7 Энурез как следствие психологических проблем

8 Народные средства

9 Профилактика заболевания

10 Подводим итог

Классификация

В зависимости от различных факторов выделяют несколько видов энуреза:

ночной и дневной. Классическим считается ночной энурез. Дневной же встречается гораздо реже и сопряжен в основном с психологическими проблемами у ребенка. Может быть и такая сложная форма патологии, как смешанный энурез.

первичный и вторичный. Под первичным энурезом понимают регулярное и частое неконтролируемое мочеиспускание. Вторичный появляется после достаточно длительного (до полугода и больше) «сухого» периода.

неосложненный и осложненный. В первом случае заболевание проявляется в виде простого недержания мочи. При осложненном энурезе к этому симптому добавляются другие, например, императивные позывы и учащенное мочеиспускание.

Симптомы заболевания

Симптомы энуреза у ребенка достаточно однотипны и сводятся в основном к непроизвольному мочеиспусканию во время ночного сна. Это может случаться нечасто, но регулярно. Реже бывает, что ребенок писается и в период бодрствования.

В некоторых случаях выявляют и другие, не такие явные симптомы этого заболевания:

запоры;

различные нарушения сна (плохое засыпание или, наоборот, слишком крепкий сон);

повышенная тревожность и чувствительность ребенка;

замкнутость, стеснительность, заниженная самооценка.

Любой из этих симптомов должен насторожить внимательных родителей и стать причиной обращения к врачу.

Причины

Причин, вызывающих энурез, достаточно много. Основными из них являются:

незрелость нервной системы и мочевого пузыря. Это наиболее распространенная причина недержания у детей. Она устраняется с помощью несложных методик, которые можно проводить в домашних условиях.

генетическая предрасположенность. У ребенка, чьи родители в детстве страдали такой же проблемой, вероятность этого заболевания возрастает. По наследству передается не сам энурез, а способствующие ему факторы: слабая развитость мочевыводящей системы, низкий тонус мускулатуры мочевого пузыря и т.д.

проблемная беременность матери. Если во время вынашивания мама страдала сахарным диабетом, повышенным артериальным давлением, была плацентарная недостаточность или какие-либо другие проблемы, то все это могло спровоцировать появление энуреза.

трудности при родах: обвитие пуповиной, долгий безводный период, различные родовые травмы.

урологические проблемы. Если у ребенка имеются патологии или болезни мочевыводящей системы, то, скорее всего, энурез связан именно с ними.

различные инфекционные заболевания. Непроизвольное мочеиспускание могут спровоцировать менингит, кишечные инфекции, пневмония, туберкулез и др.

психиатрические болезни, связанные с недоразвитостью головного мозга, например, олигофрения.

патологии неврологического характера (повышенное внутричерепное давление или эпилепсия).

психологические проблемы. Они могут быть связаны с нервной обстановкой в семье, в дошкольном учреждении или школе. Энурез могут вызвать и различные стрессовые ситуации, повлиявшие на психику ребенка: авария, травма и т.д.

Для успокоения родителей хочется сказать, что все же основным фактором, влияющим на преждевременное мочеиспускание, является определенная недоразвитость мочеполовой системы и контролирующих функций.

Это легко лечится при проявлении достаточных усилий и настойчивости со стороны взрослых. Но и психологические факторы нередко оказываются причиной этой деликатной проблемы.

Профилактика заболевания

Хотя до пятилетнего возраста ребенку диагноз энурез не ставится, все-таки имеет смысл начать профилактику этого заболевания как можно раньше, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем.

К профилактическим мерам относятся:

своевременный отказ от одноразовых подгузников и приучение ребенка к горшку. Обычно к двухлетнему возрасту ребенок уже умеет самостоятельно садиться на горшок или проситься на него.

одевайте детей по погоде, чтобы избежать переохлаждения и заболеваний мочевыводящей системы, а как следствие и энуреза.

контроль над количеством жидкости, потребляемой ребенком в течение дня.

своевременное лечение инфекций мочевых путей.

Кроме того, вечером ребенку нужно создавать спокойную обстановку, настраивая его на спокойный сон. А постель, по рекомендациям специалистов, должна быть при этом достаточно жесткая.

30. Развернутый ответ

Характерным для анализаторов является их свойство приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. Это свойство получило название адаптации. В общем виде в процессе адаптации при высоких интенсивностях воздействующих раздражителей чувствительность понижается и, наоборот, при низких повышается. В нашей жизни примеров тому очень много. Вспомните, если вы опоздали к началу киносеанса, то, войдя в зрительный зал, сначала вы ничего не видите. Но проходит несколько минут и начинают хорошо различаться и зрители, и кресла, и вы без труда находите свободное место. Но вот вы выходите в ярко освещенное помещение и снова ничего не видите — вы «ослеплены», но эта слепота очень быстро проходит. Таким образом, благодаря адаптации поддерживается относительная стабильность интенсивности наших ощущений независимо oт интенсивности воздействующих раздражителей. Однако внимательный читатель сразу возразит, что здесь явное противоречие закону Вебера-Фехнера! Нет, никакого противоречия нет. Основной психофизический закон предполагает оценку наших ощущений на стабильном уровне адаптации. Когда же чувствительность меняет свой уровень, то, как это очевидно из разобранного примера, меняется и соотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя. Интересно заметить, что адаптации подвержены и отдельные элементы сенсорных систем, в частности рецепторы. Но в них она протекает совершенно иначе. Адаптация рецепторов чаще всего выражается в том, что они реагируют или на начало действия раздражителя, или на его прекращение, или на изменение интенсивности. Даже при таком остром ощущении, как боль! Наверное, многим приходилось получать уколы при введении лекарств. Хорошо известно, что боль, и довольно резкая, ощущается в момент введения иглы, но когда она введена и остается неподвижной, — боль исчезает. Однако стоит только пошевелить иглу, как снова ощущается резкая боль. Процессы адаптации происходят и в нервных элементах сенсорных систем. Механизм ее довольно сложен, но сущность сводится к настройке, обеспечивающей оптимальное восприятие сигнала.

Анализаторы в условиях нормального функционирования находятся в постоянном взаимодействии. И такое взаимодействие вполне «рационально», биологически оправдано. Проявляется оно в том, что раздражитель, падающий на какую-либо одну афферентную систему, вызывает изменения функционального состояния не только этой афферентной системы, но и других. Обратите внимание, что подавляющее большинство предметов и явлений внешнего мира представляет собой очень богатую гамму весьма разнообразных раздражителей, воспринимаемых различными органами чувств. Весьма своеобразным проявлением взаимодействия является викариирование (от латинского vicarius — заменяющий) органов чувств, или их взаимозаменяемость. Сразу же надо оговориться, что такое замещение в прямом смысле этого слова никогда не бывает и не может быть полным. Например, слепой человек не может увидеть едущий автомобиль, но, воспринимая звук его двигателя, вибрацию почвы, запах выхлопных газов и некоторые другие признаки, он безошибочно опознает его. Именно за счет этой замечательной способности к викариированию люди, лишенные некоторых, иногда даже нескольких анализаторов, живут полноценной жизнью, воспринимая окружающий нас мир во всем многообразии его проявлений. Таким образом, нами рассмотрены свойства анализаторов, при помощи которых специфическая энергия адекватного раздражителя трансформируется в процесс нервного возбуждения. Распространение этого возбуждения до высших уровней центральной нервной системы приводит к формированию ощущения. Было показано, что характер ощущения детерминирован объективными качествами раздражителя. Благодаря данным свойствам анализатор из громадного множества самых разнообразных явлений внешнего мира или внутренней среды выделяет и воспринимает только те изменения, которые являются для него адекватными. Он обладает механизмами, позволяющими оценить интенсивность этого раздражителя, его длительность, локализацию (местоположение) в пространстве, частоту следования или модуляции, сравнить его с аналогичными воздействиями. Однако это аналитические процессы, и если бы все заканчивалось только ими, то окружающий нас мир представлялся бы нам не в виде образов, предметов, событий, явлений, а в виде какой-то какофонии звуков, мельканий, обонятельных и вкусовых ощущений и так далее, что, кстати, и бывает иногда при некоторых видах очень серьезных психических заболеваний. Следовательно, существуют еще механизмы синтеза, которые, интегрируя эти элементарные процессы, приводят к формированию образа и опознанию его. Очень существенно, что процессы анализа и синтеза находятся в тесном единстве и постоянном взаимодействии. Как уже упоминалось, начальным этапом такого синтеза является принцип детектирования, то есть функционирование таких нервно-рецепторных комплексов, для которых адекватным воздействием по существу является уже достаточно сложный набор элементарных раздражителей, обозначаемый как признак. Было отмечено, что это врожденная способность нервных образований. Можно в принципе считать, что, чем выше уровень афферентной системы, тем больше становится сложность выделяемых признаков. И вместе с тем на высших уровнях сенсорной системы функционируют элементы, которые интегрируют информацию, получаемую от различных детекторов, и «сравнивают» ее по нескольким признакам с хранящимися в памяти эталонами. Таким образом, заключительный этап афферентного синтеза представляет собой выработанный в процессе индивидуальной жизнедеятельности механизм. Если представить, что человек никогда в жизни не видел самолета, не читал и не слышал о нем, то, увидев его впервые и, безусловно, получив всю афферентную информацию о нем, он не опознает его. В процессе естественного развития человека идет интенсивное накопление сенсорного опыта, сенсорное обучение, которое является основой для его последующей сенсорной деятельности.

Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Как уже отмечалось, эта чувствительность близка к теоретическому пределу, и по существу такой уровень чувствительности в технике во многих случаях пока еще недостижим. Можно было бы даже сказать, что если бы чувствительность наших органов чувств вдруг оказалась на порядок выше, то это бы только затруднило нашу жизнь. В этом случае мы бы в буквальном смысле слышали, как растут растения, как бежит кровь по сосудам, броуновское движение молекул и тому подобное. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение. Чем ниже пороговая интенсивность, или, как часто говорят просто, порог, тем выше чувствительность, и наоборот.

Характерным для анализаторов является их свойство приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. Это свойство получило название адаптации. В общем виде в процессе адаптации при высоких интенсивностях воздействующих раздражителей чувствительность понижается и, наоборот, при низких повышается. В нашей жизни примеров тому очень много. Вспомните, если вы опоздали к началу киносеанса, то, войдя в зрительный зал, сначала вы ничего не видите. Но проходит несколько минут и начинают хорошо различаться и зрители, и кресла, и вы без труда находите свободное место. Но вот вы выходите в ярко освещенное помещение и снова ничего не видите — вы «ослеплены», но эта слепота очень быстро проходит. Таким образом, благодаря адаптации поддерживается относительная стабильность интенсивности наших ощущений независимо oт интенсивности воздействующих раздражителей. Однако внимательный читатель сразу возразит, что здесь явное противоречие закону Вебера-Фехнера! Нет, никакого противоречия нет. Основной психофизический закон предполагает оценку наших ощущений на стабильном уровне адаптации. Когда же чувствительность меняет свой уровень, то, как это очевидно из разобранного примера, меняется и соотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя. Интересно заметить, что адаптации подвержены и отдельные элементы сенсорных систем, в частности рецепторы. Но в них она протекает совершенно иначе. Адаптация рецепторов чаще всего выражается в том, что они реагируют или на начало действия раздражителя, или на его прекращение, или на изменение интенсивности. Даже при таком остром ощущении, как боль! Наверное, многим приходилось получать уколы при введении лекарств. Хорошо известно, что боль, и довольно резкая, ощущается в момент введения иглы, но когда она введена и остается неподвижной, — боль исчезает. Однако стоит только пошевелить иглу, как снова ощущается резкая боль. Процессы адаптации происходят и в нервных элементах сенсорных систем. Механизм ее довольно сложен, но сущность сводится к настройке, обеспечивающей оптимальное восприятие сигнала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: