Слайд №1 Философия на Востоке

Зарождается в 6-5 вв. до н.э. Лао-цзы, Конфуций, Будда. Занималось высшее сословие. Главное познать себя, а не природу. Нет смысла менять мир, надо менять себя. Носит созерцательный характер. В основе интуитивный тип познания. Материальные ценности вторичны. Гл. цель жизни развитие. Чел. сущ. исполнено страданий, но можно выйти из страданий, приобрести полное счастье. Культ учителя, книги играют вторичную роль.

Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель – индийский принц- Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения – этико-практическая направленность. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1. существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием

2. существует причины страдания, которой явл жажда, ведущая через радости к перерождению

3. сущ освобождение от страдания, устранение причин страдания (устранение жажды)

4. сущ путь, ведущий к освобождению от страданий, кот отвергает как жизнь так и путь самоистязания.

Ключ.понятия Буддийской философии:

1)Сансара - поток перерождений, в кот.все живые существа. Происходит вследствие кармы. 2)Карма-причиноследственный закон, суть которого заключается в том, что каждая мысль, слово или действие обяз. имеют свое последствие: позитивная + или негативная-(проблемы др. людям => к самому)

3)Нирвана- состояние противоположное сансаре, такое существ. в котором достигнута высшая мудрость и чистота, состояние высшего блаженства

Конфуцианство одно изнаиб важных направлений развития китайской философии. Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. Небо Конфуций рассматривает прежде всего в связи с человеком, а не природой, именно человек явл главным предметом философии. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций гл внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществляться в духе уважения к окр людям и обществу. В основе всех общественных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. Стержень мудрости – соблюдение ритуала. Для понимания того, в чем состоит суть воспитания идеального человека, следует обратить внимание на важнейшую категорию в философии – жэнь, в кот находят свое выражение этические и др категории его учения. Жэнь переводится по-разному – доброта, гуманность, милосердие, человеколюбие… Жэнь – человечность. Именно она – осн требование, предъявляемое к чел. Основой жэнь выступает сяо. Сяо означает сыновнюю почтительность, уважение к родителям и старшим. Большое знач в воспитании имеет концепция «чжэн мин» - «исправления имен». Суть ее в том, что все вещи д б приведены в соответствие с их названиями. Если имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом. Конфуций не разъединяет слово и дело, а рассматривает их в единстве.

Даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй пол 1 тыс. до н.э. Основатель – Лао-цзы. В центре учения – категория дао. Дао – невидимый всеобщий естественный закон природы, чел общества, поведения и мышления индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. В учении дао обнаруживаются элементы первонач диалектики: дао – пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится, но одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца и т.д. Небо, в отличии от конфуцианства, как и все остальное, зависит от воли дао, кот явл самодовлеющим началом. «Человек зависит от земли, земля – от неба, небо – от дао, а дао – от самого себя». Одна из гл категорий даосизма – бездействие. Соблюдая закон дао, чел может бездействовать. Лао-цзы отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе. Гл принцип поведения личности – сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние и явл одной из осн и центр идей даосизма, именно она приводит к счастью, полной свободе. Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не предпринимая, чтобы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряетс порядок и гармония. В дао все равны между собой – знатный и раб, урод и красавец, богатый и бедный и тд.

Следующее философское учение Древнего Китая — философия Мо-Цзы. Главным аспектом философии Мо-Цзы была гносеология.
Теория познания Мо-Цзы (479-400 г.г. до н.э.) — одна из соперничающих «ста школ» в Китае. Школа философа Мо-цзы имела важное значение в исследовании теоретико-познавательных проблем. Основные категории, изучаемые школой, следующие: бытие, пространство, время, качество, причинность и др.
Прежде всего, моисты считали, что к процессу познания следует подводить как к процессу причинности, необходимо выявлять сходство и различие вещей, их разделение по родам. Они предложили три правила проверки истинности знаний. Первое правило — «основание», т. е. опыт и суждения древних мудрецов. Второе — “источник”, т. е. факты. Третье — “применимость”, т. с. практическая польза.
Мо-цзы был видным политическим мыслителем Древнего Китая. Он высказал ряд глубоких догадок о происхождении государства и роли труда в жизни общества. 0н выступил против конфуцианства и его веры в незыблемость и вечность привилегий господствующей знати.
Этико-политические идеи Мо-цзы получили отражение в десяти принципах: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь и взаимная выгода», «воля неба», «духовидение» и т. д. Основное значение Мо-цзы придавал принципу «всеобщей любви и взаимной выгоды», что сочеталось у него с отрицанием фатализма. Можно предположит что именно здесь (в этом тезисе) лежат истоки китайского практицизма (в веберовском смысле слова, т.е. в единстве этоса, характера народа, и «духа капитализма»).
Кроме того, Мо-цзы не порывал и с традиционным культом неба и духов, именно поэтому в числе десяти принципов, лежащих в основе жизни, мы находим у него и «небесную волю», и «духовидение». В них, считал философ, содержится духовная сила, заставляющая людей следовать принципам «всеобщей любви и взаимной выгоды».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: