Слайд №5Философия эпохи Возрождения (15–16 века)

Глава флорентийской Академии ^ МарсилиоФичино (1433—1499) был служителем католической церкви. Им переведены на латинский язык все диалоги Платона и большинство произведений неоплатоников. Фичино стремился организовать свою жизнь по образцу своего кумира. Современники называли его «вторым Платоном».

Фичино полагает, что, если Бог есть разум, который по природе везде одинаков, то этот всеобщий разум следует находить во всех религиях, а все своеобразное, специфическое в религиях необходимо отбросить, создав всеобщую «естественную» религию.

С одной стороны, он считает, что Бог в качестве бестелесного абсолютного единства находится вне мира. С другой — единым, абсолютом является не просто Бог сам по себе, но Бог в соотношении с миром. Данное соотношение трактуется Фичино с позиций мистического пантеизма — Вселенная, отличающаяся, но не отделимая от абсолюта, представляет иерархию убывающей духовности и нарастающей телесности. В нее включены космический ум, космическая душа, подлунное или земное царство природы и бесформенное и безжизненное царство материи. Душа связывает телесный мир с бестелесным, просветляет телесный мир, порождая любовь, красоту, наслаждение, сливающиеся в единство.

Категория любви занимает исключительное место в философии Фичино. Любовь охватывает и божество, и природу, и человека в едином порыве, связывая их неразлучно. Она есть та движущая сила, с помощью которой Бог заставляет себя излить свою сущность в мир и которая заставляет его творения, в свою очередь, искать всеединства с ним. Данная трактовка любви позволяет Фичино заключить, что мировая душа и душа человека тождественны. А если это действительно так, то человек занимает исключительное положение во Вселенной. Человек разделяет способности своей низшей Души с бессловесными живыми существами, свой Ум — с божественным разумом. Таким образом, Фичино приходит к выводу, что человек есть связующее звено между Богом и миром. Он может выходить в высшие небесные сферы, не отвергая низшего телесного мира. В то же время он может нисходить в низший телесный мир, не оставляя высшего.

Это эпоха перехода к буржуазным отношениям от феодализма. Начинают развиваться торговля, банковское дело, возрастает значение городов. Поскольку буржуазные отношения предполагают новую экономику, то это эпоха ВГО. В 16 веке начинается Реформация церкви. Это ведет к секуляризации сознания. Всевластие церкви подорвано. Происходит открытие книгопечатания. Главный момент: переход от теоцентризма к антропоцентризму. В литературе встречается понятие гуманизм. Николай Кузанский, который развивал диалектические мысли в рамках схоластики (15 век). Он говорит о противоречивости всего сущего. Понятие космос (мир) – микрокосмос (человек), которые появились ещё в античности. Он говорит, что противоположности могут переходить друг в друга. Он размышляет о строении человеческого разума, делит ум на рацио и интеллект. Рацио не может охватить противоположности, а интеллект может. Рацио – антидиалектический ум, интеллект – диалектический. Развивается натурфилософия. В середине 16 веке выходит книга Коперника о движении небесных тел. На смену геоцентрического мировоззрения приходит гелиоцентрическое. Противоречие с церковной доктриной, вывод: солнце не является центром Вселенной. Этот вывод сделал философ Джордано Бруно. Бруно говорит о бесконечности Вселенной. Он говорит, что душа после смерти тела создает себе новое тело. Ввел понятие героического энтузиазма. Для натурфилософии характерны идеи диалектики и бесконечности.

Антропологические идеи – самые важные. Представитель – Дж. Пико дела Мирандола. Посвятил себя сравнению священных книг. Каждая религия содержит в себе долю истины. Поэтому он находился в сложных отношениях с церковью. Произведение – «Речь о достоинстве человека (900 тезисов)», где он излагает принципы светского гуманизма. Ввел понятие промежуточность. Человек находится между небом и землей. Человек обладает особым достоинством. Формулирует главное качество, отличающее человека – способность к самоопределению. Творчество высоко ценится в этот период. Эпоха Возрождения не просто следование идеалам античности, а эпоха, определяющаяся переходом к буржуазным отношениям, которые отличаются кричащим противоречием

Николай Кузанский (Кребс) (1401—1464) — выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической церкви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма. В своей философии отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Углубленное внимание к проблемам астрономии, космографии, математики, интерес к античной философии, обращение к диалогической форме изложения ее проблем, высокая филологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и позволяют отнести его систему к философии Возрождения.

Основные его труды: «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1440), «Книги Простеца» (1450), «Апология ученого незнания» (1449), «О вершине созерцания» (1464).

Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Поскольку познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Возможно ли такое знание? Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела. Бог — это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина не познается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения предельных божественных истин.

С другой стороны — Бог есть всеобщее, Бог — «максимум вселенной». Поскольку Бог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум» Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром», включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего «я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т.е. к Богу. И человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен. Человек, как и мир, есть движение противоположностей, человек и мир постоянно в развитии, в движении. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь макрокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека — это деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек — деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет через деятельность, через творчество личности.

В целях утверждения своих идей, Николай Кузанский применял геометрические термины и доказательства, имея образцом Платона и его школу, в которой геометрия была необходимым условием изучения философии. Интерес к античности, уход от схоластических силлогизмов к диалектическому методу, гуманистическое понимание ценности человеческой личности у Николая Кузанского повлияли на его современников.

Один из выдающихся мыслителей этого времени - Николо Макиавелли. С него начинается новая эпоха политического мышления. Наиболее важные аспекты учения мыслителя могут быть сконцентрированы вокруг следующих положений:

- политический реализм;

- признание эгоистической природы человека;

- новое понимание «добродетели» политика, успешно управляющего государством и противостоящего «судьбе»;

- «возвращение к началам», как условие восстановления и обновления всей политической жизни.

Политический реализм рассматривается Макиавелли как следование подлинной правде в отношении того, что действительно есть в жизни. Макиавелли признает, что сам по себе человек ни добр, ни зол, ни хорош, ни плох, но все же скорее тяготеет к плохому, нежели к хорошему. Поэтому политик не может полагаться на добропорядочное в человеке, а должен исходить из преобладания отрицательного и действовать в соответствии с этим.нужно принять необходимые меры, чтобы держать людей в страхе. В идеале государь должен быть одновременно и обожаемым, и внушающим страх.

Именно со свойствами человеческой природы связывает Макиавелли возникновение государства. Эгоистические устремления человека делают необходимым государство и осуществляемое им насилие. Однако Государь, политик обязан считаться с народом и служить ему. Насилие - не самоцель, а средство достижения разумных, добрых, благостных целей.

гос-ва достигают вершин могущества и величия, затем приходят в упадок и гибнут - это вечный круговорот, являющийся результатом воздействия судьбы - «Фортуны». Но, признав роль объективных, неподвластных человеку обстоятельств в движении исторических событий, М. утверждает, что владычество судьбы неоспоримо только до тех пор, пока ей не противостоят добродетель и свобода.

Хотя Макиавелли говорит о будущем итальянском государстве как монархии, По своему образу жизни, мировоззрению, Макиавелли был ближе к республиканской форме правления. Его политический идеал - Римская республика, в которой он видел воплощение сильного государства, умеющего сохранять внутренний порядок. Но республика не всегда возможна; нельзя устанавливать свободные политические учреждения, если в народе не развиты или отсутствуют гражданские добродетели.

 

Джордано Бруно (1548—1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда — Ноланец), в семье обедневшего дворянина. Он обучался в монастырской школе доминиканского ордена, где затем получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно покинул монастырь. Через некоторое время, преследуемый церковью, он был вынужден уехать из Италии. В течение нескольких лет он жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии, где преподавал в университетах, выступая против схоластической философии. В 1592 году, по возвращении в Италию, Джордано Бруно был обвинен в ереси и арестован инквизицией, проведя в ее застенках более семи лет. Бруно отказался признать свои философские идеи ложными и отречься от них. Он был сожжен на костре 17 февраля 1600 года.

Непосредственными философскими источниками учения Джордано Бруно были работы Николая Кузанского и Телезио. В естественнонаучной области большое влияние оказали на него астрономические открытия Коперника. Подобно многим мыслителям позднего Возрождения Бруно сконцентрировал теоретические интересы на решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии заключается в познании природы. Красной нитью через всю философию Бруно проходит мысль о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного, рационального и чувственного.

Проблема соотношения природы и Бога решается Бруно с позиций пантеизма, выраженного в более полной форме, чем пантеизм его предшественников. Во - первых, он пытается полностью преодолеть обособленность Бога от мира, стремится выявить их единство; во - вторых, он мыслит природу в виде некоего самостоятельного начала, часто отождествляя Бога и природу; в - третьих, под влиянием идей некоторых античных мыслителей (Эмпедокла, Демокрита, Эпикура), а также упомянутых открытий в области естествознания Бруно нередко отождествлял Бога не только с природой, но и с материей. Так что можно считать его пантеизм материалистическим.

В области натурфилософии и космологии Бруно выдвинул ряд идей, полностью расходящихся с принципами схоластической философии и средневековой теологии. Это и явилось причиной обвинения его в ереси. Бруно утверждал, что природа и Вселенная бесконечны. Он аргументирует это положение тем, что могущество Бога, который есть бесконечность, не может ограничиться созданием конечных вещей. Однако самым весомым аргументом для доказательства бесконечности природы и Вселенной Бруно считает не божественное могущество, а новые открытия в области физических и астрономических наук. Развивая учения Коперника, Дж. Бруно доказывает, что любое небесное светило можно рассматривать как абсолютный центр, потому что этот центр находится повсюду и нигде, и утверждает, что Вселенная бесконечна, и бесконечно множество ее миров. Бруно полагал, что бесчисленные миры одушевлены (гилозоизм), и именно мировая душа является причиной движения, а вовсе не божественное всемогущество. Эту идею Бруно дополняет положением о населенности бесчисленных миров и присущих им различных форм чувственной и разумной жизни, отличных от земных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: