1. В данном разделе учебно-методического пособия Вы найдете 10 вариантов контрольных заданий. Ваш вариант один, и он соответствует последнему числу Вашей зачетной книжки. Свободного выбора вариантов нет.
2. В каждом варианте есть два задания:
I. Раскрыть предложенную тему в объеме 10–15 страниц, с опорой на указанные источники;
II. Истолковать философский тезис в форме эссе. Объем эссе – от 1 до 3 печатных листов.
3. При чтении философских текстов исходите из принципа презумпции невиновности. Одна из основополагающих аксиом правосудия гласит: «Текст не виновен в том, что читатель не нашел в нем смысла». Если после первого знакомства с философским произведением понимание не пришло, перечитайте еще раз. Помните: «Текст не является бессмысленным, пока не доказано обратное». А для того, чтобы это доказать, необходимо сперва понять. Таким образом, понимание неизбежно Вас настигнет. Просто нужно запастись терпением.
Темы контрольных работ
Вариант № 1
I. Роль софистов в Древней Греции (Платон «Софист», Хейзинга «Homo Ludens», Йегер «Пайдейя»).
|
|
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Фридриха Ницше: «Голос красоты говорит тихо: он проникает только в самые чуткие души»?
Вариант № 2
I. Образ Сократа в произведениях Платона («Апология Сократа», «Федр», «Пир»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Гераклита: «Душе присуща самовозрастающая мера»?
Вариант № 3
I. Роль идеи блага в иерархии эйдосов у Платона (Платон «Государство». VI и VII книги).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Фридриха Ницше: «Страдание всегда спрашивает о причине, тогда как удовольствие склонно оставаться при самом себе и не оглядываться»?
Вариант № 4
I. Понятие добродетели и счастья в этике Аристотеля («Никомахова этика». I, II и X книги).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Гераклита: «Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские»?
Вариант № 5
I. Проблема блага в эллинистической философии (Марк Аврелий «Наедине с собой», Сенека «Нравственные письма к Луцилию»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Демокрита: «Богат тот, кто беден желаниями»?
Вариант № 6
I. Роль идеи любви в учении Августина (Аврелий Августин «Исповедь»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Демокрита: «Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, что они желают»?
Вариант № 7
I. Философия как терапия души (Боэций «Утешение философией»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Платона: «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство»?
|
|
Вариант № 8
I. Идея науки и идеал ученого в философии Фрэнсиса Бэкона (Фрэнсис Бэкон «Новая Атлантида»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Аристиппа: «Хозяином наслаждения является не тот, кто от него отказывается, а тот, кто пользуется им, но без подчинения ему»?
Вариант № 9
I. Учение Рене Декарта о методе (Рене Декарт «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю мысль стоиков о том, что страдание проистекает из желания невозможного?
Вариант № 10
I. Соотношение долга и свободы в философии Иммануила Канта (Иммануил Кант «Лекции по этике», «Основы метафизики нравственности»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Фридриха Ницше: «Привычное труднее всего познать, то есть видеть в нем проблему, видеть его чужим, отдаленным, “вне нас самих”»?
Вариант № 11
I. История как прогресс в осознании свободы (Г.В.Ф. Гегель «Философия истории»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Аврелия Августина: «Несчастна всякая душа, скованная любовью к тому, что смертно»?
Вариант № 12
I. Философия и судьба человека (Н.А. Бердяев «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Людвига Витгенштейна: «В философских гонках выигрывает тот, кто может бежать медленнее всех»?
Вариант № 13
I. Философия как культура себя (Мишель Фуко «Забота о себе»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Аврелия Августина: «Память – желудок души»?
Вариант № 14
I. Роль философии и науки в пробуждении человеческого духа (Карл Ясперс «Философия в будущем»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова М.М. Бахтина: «Два голоса – минимум жизни, минимум бытия»?
Вариант № 15
I. Понятие языковых игр в философии позднего Витгенштейна (Людвиг Витгенштейн «Культура и ценность», «Философские исследования»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Фридриха Ницше: «Страдание не улучшает, но углубляет нас»?
Вариант № 16
I. Перспективы и опасности «технической Вселенной» (Жак Эллюль «Технологический блеф»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Платона: «Удовольствие и страдание словно срослись в одной вершине: только лишь наступает одно, следом за ним тут же спешит другое»?
Вариант № 17
I. Общество потребления (Жан Бодрийяр «Общество потребления»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Аристотеля: «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств»?
Вариант № 18
I. Концепция культуры Питирима Сорокина (Питирим Сорокин «Социокультурная динамика»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Фрэнсиса Бэкона: «Истина – дочь времени, а не авторитета»?
Вариант № 19
I. Антропологические размышления С.Л. Франка (С.Л. Франк «Смысл жизни»).
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Имманиуила Канта: «Разум – магнит, страсть – вихрь»?
Вариант № 20
I. Философия диалогизма (Мартин Бубер «Я и Ты», «Диалог»);
II. Написать эссе на тему:
Как я понимаю слова Федора Михайловича Достоевского: «Тайна человека не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить»?
Образец оформления титульного листа
Автономное образовательное учреждение высшего образования
Ленинградской области
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ПРАВА и ТЕХНОЛОГИЙ»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин