Распределение и использ-ие прибыли. Дивидендная политика предпр-ия

Прибыль является источником финансирования различных финансовых потребностей. При её распределении пересекаются интересы как государства, так и предприятий и их работников. Законодательно распределение прибыли реализуется в части налогов и других обязательных платежей, поступающих в бюджеты разного уровня. Прибыль предприятия распределяется между тремя экономическими субъектами: государством, предприятием (включая его работников) и собственниками предприятия. Распределение прибыли основывается на соблюдении ряда принципов: 1) преимуществом при распределении прибыли пользуется государство; 2) процесс распределения чистой прибыли находится в ведении собственников предприятия; 3) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна стимулировать экономический рост предприятия. Общий порядок распределения и использования прибыли выглядит следующим образом:

1. Уплата налогов. 2. Выполнение финансовых обязательств перед кредиторами. 3. Выплата доходов привилегированным учредителям.

4. Формирование резервного капитала. 5. Формирование фондов собственных средств предприятия (либо финансирование капитальных вложений). 6. Выплата доходов учредителям.

Дивидендная политика предприятия представляет собой принятие решения о том, какова должна быть величина дивидендов и каков источник финансирования дивидендных выплат. Дивидендная политика состоит из трех ключевых элементов:

а) какая часть прибыли в среднем должна выплачиваться в течение определенного времени; б) должна ли фирма поддерживать стабильный рост дивидендов или же их размер должен меняться; в) какое количество денежных средств должна выплатить фирма в виде текущих дивидендов. В теории финансов получили известность 3 подхода к определению дивидендной политики: 1. Теория релевантности дивидендов. В данной теории величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров. Дивиденд акционеров определяется способностью фирмы генерировать прибыль. В рамках данной теории не учитываются налоги, предполагается равноценность дивидендов, не учитывается эмиссия и транзакционные затраты. Данная теория предполагает начисление дивидендов по остаточному принципу. Основными этапами дивидендной политики в рамках данной теории являются: составление оптимального бюджета капитальных вложений, определение схемы финансирования инвестиционного портфеля, определение оптимальной величины дивидендов. 2. Теория существенности дивидендной политики. Основным принципом дивидендной политики в рамках данной теории является стабильность дивидендов. Она основывается на том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды доходам, которые потенциально возможны в будущем. 3. Теория налоговой дифференциации. Согласно данной теории акционеры отдают приоритетное значение не дивидендам, а капитализации доходности. Налог на дивиденды – по более высокой ставке, чем наращенная прибыль. Факторы, определяющие ДП: 1) факторы правового хар-ра (регламентация источников выплат дивидендов); 2) ограничения контрактного хар-ра (накладываются ком.банком при получении долгоср-го кредита); 3) недостаточная ликвидность; 4) ограничения в связи с расширением пр-ва (оговариваются в учредит-ых док-ах); 5) ограничения в связи с интересами акционеров; 6) ограничения рекламно-информац-го хар-ра. Процедура выплаты дивидендов обычно выглядит в несколько этапов: дата объявления дивидендов, эксдивидендная дата (устанавл-ся за неск-ко раб дней до переписи акционеров), дата переписи (день регистрации акционеров, к-ые имеют право на получ-е дивидендов), дата выплаты. Источником выплаты дивидендов явл чистая прибыль предприятия.

Существуют определенные методики для выплаты дивидендов: 1) методика постоянного процентного распределения прибыли. Здесь устанавливается некоторый постоянный показатель, который всегда будет направляться на формирование дивидендов по обыкновенным акциям. Также здесь предусматривается использование коэффициента, называемого дивидендный выход – это отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций в расчете на одну акцию; 2) методика фиксированных дивидендных выплат. Данная политика предусматривает регулярную выплату дивидендов в неизменном размере в течение продолжительного времени; 3) методика выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов; 4) методика выплаты дивидендов по остаточному принципу. Суть данной методики в том, что дивиденды выплачиваются в последнюю очередь; 5) методика выплаты дивидендов акциями. Также следует выделить определенные методики, которые позволяют регулировать курс акций: 1. Методика дробления акций. Дробление акций может вызывать увеличение капитализированной стоимости и производится стабильными компаниями; 2.методика консолидации акций (из старых получают 1 новую); 3. Методика выкупа акций.

27.Методы планирования прибыли на предприятии.

Планирование прибыли – это составная часть финанс-ого планир-ия. Оно проводится раздельно по всем видам деят-сти предпр-ия (орг-ии). Объектом планир-ия явл-ся элементы балансовой прибыли, в 1-ую очередь пр. от реализации продукции (товаров), выполн. работ, оказ-ия услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Методы план-ия пр. от реализации продук-ции: м-д прямого счета, нормат-ый м-д, расчетно-аналит-ий м-д. М-д прямого сче-та: определение прибыли от продажи по каждому виду выпускаемой про-дукции с учетом планируемого объема продаж, цены реализ-ии и с/ст-ти ед-цы продукции. Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом кол-ве наименований продукции трудоемкость его значит-но возрастает. Расчет требует: определение асортимента по всем позициям номенклатыры, составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции, исчисления плановой с/ст-ти и договорных цен по несравнимой продукции, что,в свою очередь, предполагает разработку сметы произ-ва по всем ее элементам, установления цен реализации выпускаемой про-дукции. Преим-ва: более точный метод, и он позволяет выявить наиболее доходные для предприятия виды продукции. Недост-ки: трудоемкий, не позв-ет выявить факторы, влияющие на измен-е прибыли. Расчетно-аналитический м-д: Основан на оценке рент-ти произв-ва в текущем году. Прибыль опред-ся в целом по предприятию в разрезе сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая прод-я включает в себя те виды прод-ии, кот-е производились в отчетном году и планир-ся к произв-ву в предстоящем периоде. Несравнимая прод-я включает в себя те виды прод-ии, кот-е впервые планир-ся к произв-ву. Планир-е прибыли осущ-ся в три этапа. На первом этапе опред-ся показатель базовой рент-ти, кот-я рассчит-ся по сравнимой продукции путем деления ожидаемой прибыли на ожидаемую себест-ть сравнимой продукции. Ожидаемая прибыль включает в себя фактически получ-ю прибыль от реализации сравнимой про-ии по сост-ю на 1 октября текущего года + прибыль от реализ-ии сравнимой продукции по плану четвертого кв-ла текущего года и корректировки прибыли, связ-ые с изм-ем условий функционир-ия предприятия в тек-ем году. Ожидаемая себест-ть сравнит-ной продукции опред-ся аналогично базовой прибыли. На 2 этапе опред-ся прибыль по товарному выпуску продукции на основании пок-ля базовой рент-ти: Птв=СпхРб/100 %, где Сп – себест-ть сравнимой продукции, рассчитанная по планируемому выпуску товарной продукции и по уровню затрат тек-го года. На 3 этапе прибыль по товарному выпуску продукции корректир-ся на измен-я уровня себест-ти продукции, цен на реализуемую прод-ию, на измен-е стр-ры ассортимента реализуемой прод-ии, на измен-е прибыли в остатках готовой продукции на к. года. Нормативный м-д – Планируемая прибыль от реализации прод-ии опред-ся исходя из установленной на предпр-тии нормы рент-ти: Пр=Среал х Rнорм/100 %, где Rнорм – нормативная рент-ть; Среал – себест-ть реализ. прод-ции. Данный метод преим-но использ-ся на предпр-ях монополистах, для кот-ых установлена предельная рент-ть, и при планировании прибыли в строит-ве.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: