Техника директивного общения – совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на партнера для достижения своих целей.
Директива (указание). При использовании данной техники психолог указывает клиенту на то, какое действие он должен предпринять. Указание может быть направлено на изменение поведения или использование какой - либо техники в процессе консультирования. Применение этой техники основано на предположении, что клиент в процессе консультирования будет выполнять те действия, на которые ему указывает консультант.
Директива состоит в том, что мы сообщаем клиенту, какое действие, поступок ему следует предпринять или какого стиля поведения придерживаться. Функция директивы - ясно показать собеседнику, какого действия от него ждут.
Уместная и квалифицированная директива является одной из наиболее сильных техник. Тогда как неуместная или неумело выполненная директива только компрометирует терапевта в глазах клиента.
Директив не может быть более одной - двух в течение одной встречи. Причем каждая следующая из них не только сама менее ценна, но и снижает ценность предыдущей.
Во время беседы оценить эффективность директивы можно, используя технику обратной связи.
В психологическом консультировании используются различные директивы в виде конкретных пожеланий «Я предлагаю Вам сделать следующее...»:
• фантастическое предложение: «Представьте себе...», «Опишите идеальную профессиональную деятельность...»;
• свободные ассоциации: «Расскажите, какие ассоциации вызывает у Вас эта профессия...», «Перейдите к тому, что происходит в Вашей профессиональной жизни...»;
• обсуждение ролевых позиций: «Как учитель Вы...» или «Как адвокат Вы имеете право...»;
• языковые замены: «Замените «хотелось бы» на «я хочу»», «Замените «нельзя» на «желательно»» и т.п.
Особо следует подчеркнуть, что именно за клиентом остается право на выбор альтернативного решения, а также способа его реализации и направления изменения.
48.Директивные отклики действия. Обзор директивных откликов действия и их обычное воздействие
| Директивные | Описание |
| отклики | |
| действия | |
| Объяснение | Утверждение, предоставляю |
| щее фактическую инфор | |
| мацию, обычно о процессе | |
| интервьюирования, | |
| проблеме клиента или | |
| терапевтической стратегии | |
| Внушение | Утверждение интервьюера, |
| (суггестия) | которое открыто или |
| опосредованно говорит | |
| об определенном явлении | |
| в жизни клиента | |
| или предсказывает его |
Основное назначение и воздействие
Корректирует неверные представления клиента. Помогает клиенту извлечь максимальную пользу из процесса психологического консультирования
Может помочь клиенту осознанно или неосознанно приблизиться к определенной модели поведения, мысли или чувству
| Совет | Рекомендация, которую | Обеспечивает клиента информацией |
| интервьюер дает клиенту. | относительно нового образа действий, | |
| Указание клиенту действовать, | мышления или ощущения. Преждевре | |
| мыслить или чувствовать | менный совет неэффективен и может | |
| определенным образом | подорвать авторитет клинициста | |
| Согласие/ | Утверждение, | Согласие может ободрить клиента, |
| несогласие | выражающее общность | усилить взаимопонимание либо |
| или различие мнений | привести к тому, что клиент прекратит | |
| анализировать свои мысли и чувства. | ||
| Несогласие может привести к конфлик | ||
| ту между интервьюером и клиентом, | ||
| вызвать пререкания или враждебность | ||
| Понуждение | Оказание давления | Может привести к желаемым |
| или настойчивые просьбы | переменам либо дать обратный | |
| к клиенту совершить | эффект и вызвать сопротивление | |
| определенные действия | клиента. Некоторые клиенты могут | |
| или обдумать | воспринимать понуждение как | |
| определенные проблемы | проявление агрессии со стороны | |
| интервьюера | ||
| Одобрение/ | Положительное или | Одобрение может укрепить |
| неодобрение | отрицательное суждение | взаимопонимание, а также вызвать |
| о мыслях, чувствах или | у клиента зависимость. | |
| поведении клиента | Неодобрение может снизить | |
| взаимопонимание и вызвать | ||
| у клиента чувство отверженности |
49.Сопротивление в консультировании. Понятие сопротивления было привнесено в психологическое консультирование из психоаналитической психотерапии, где под сопротивлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психологическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает трудным или невозможным достижение целей консультирования.
Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопротивления в психотерапии и в психологическом консультировании:
• в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого — раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для терапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;
• в консультировании сопротивление понимается как препятствие для осуществления целей консультирования, и задача консультанта — ослабление этого феномена.
Сопротивление имеет следующие характерные особенности:
• является специфической защитной формой переноса;
• имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;
• амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;
• выполняет защитную функцию для личности клиента.
Сопротивление имеет следующие положительные функции:
• служит основой для диагностических заключений и позволяет консультанту делать прогнозы относительно исхода консультирования, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к использованию его в терапевтической работе с клиентом;
• является защитным механизмом, помогающим адаптации клиента к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адаптироваться;
• сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.
2. Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущение психологической опасности, источником которой может быть сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консультационного пространства.
Сопротивление может иметь следующие источники возникновения:
• внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в частности из таких ее проявлений, как:
- склонность к проявлению тревожности как защитного механизма, оберегающего индивида от болезненного анализа элементов поведения или структуры личности;
- страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;
- использование личностью своего "фасада", то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;
- "тревожное предугадывание", когда клиент встревожен и напуган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, например к их осуществлению;
• внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:
- поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,
- ситуации консультирования в целом и т. п.;
- внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает консультант;
- общего физического и психического самочувствия, серьезных болезней, усталости клиента;
• психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления. Например, у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, а невротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раздражительности в процессе консультативной встречи.