Бихевиоральное направление

 

23.Экзистенциальный подход в консультировании. В процессе своего существования человек сталкивается с данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности, его становление. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит лишь к иллюзорному решению проблемы. Сталкиваясь с подобного рода опытами, люди могут пойти как по пути развития: Деструктивный путь — многочисленные формы психологических защит от этих данностей. Конструктивный путь - несмотря на страх, люди позволяют себе погрузиться в подобного рода опыт, что способствует иному пониманию ситуации, большему спокойствию, продуктивному функционированию.Постоянные столкновения с проблемой при неумении ее пережить конструктивно для развития своей личности делают человека невротиком.

Главная цель работы с клиентом в рамках данного подхода состоит в том, чтобы помочь клиенту переключиться с деструктивного пути психологических защит на конструктивный путь ясного понимания и переживания реалий своего существования. Консультанты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы психологической защиты, осознать отрицательные последствия их действия. Они помогают клиенту найти иные, чем психологическая защита, способы совладения с тревогой, которую вызывает ситуация. Экзистенциальный подход применим в случаях, когда клиенты оказываются в экстремальной ситуации, связанной с какой-либо экзистенциальной проблемой: смертью, переходными периодами в личной жизни и работе, принятием важных решений, изоляцией. Рассмотрим данности существования, вызывающие у человека экзистенциальный кризис и тревогу с ним связанную. 1 К - осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить. Задача: подвести клиента к такому углубленному осознанию смерти, которое привело бы к более высокой оценке жизни, открыло бы перспективы для личностного роста и дало бы возможность жить подлинной жизнью. Для клиента делают явной информацию о тех механизмах психологической защиты, которые он использует. При этом оказывают ему помощь в осознании их наивности. 2 К - между осознанием свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь. Задача: помочь клиенту осознать личную свободу и способствовать принятию им ответственности за свои чувства, мысли, решения, действия, жизнь. 3 К - между осознанием собственного глобального одиночества (изоляции) и желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого. Задача: помочь клиенту выйти из состояния межличностного слияния и научиться взаимодействовать с другими, сохраняя и взращивая при этом собственную индивидуальность. 4 К - между потребностью людей в смысле жизни и отсутствием «готовых» рецептов осмысленного бытия. Осознание того, что мир существует не для того, чтобы определять (систематизировать, упорядочивать) жизнь отдельного человека, а то и вовсе, безразличен к человеку, вызывает сильную тревогу и активизирует механизмы защиты. По мнению экзистенциальных консультантов, человеку важно ощущать смысл жизни, будь он космический либо земной. Космический смысл подразумевает некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий, какое либо магическое или духовное упорядочение вселенной. Земной смысл или «смысл моей жизни» включает в себя цель: человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую какой-то целью или функцией, которую нужно выполнить, некой ведущей задачей или задачами для приложения себя. Важно отметить, что ПП клиентам, испытывающим тревогу, связанную с недостатком жизненного смысла, принципиально отличается от терапевтических стратегий, предлагаемых для работы с другими конечными факторами. Однако когда дело касается бессмысленности, эффективный терапевт должен помочь клиенту принять решение вовлеченности, а не погружаться в проблему бессмысленности». Таким образом, задача консультанта в разрешении экзистенциального конфликта, связанного с ощущением бессмысленности, заключается в том, чтобы помочь клиенту активнее включаться в жизнь и способствовать преодолению / устранению препятствий на этом пути. Для экзистенциального терапевта и консультанта важны следующие базовые установки: 1. Подходит к задаче оказания терапевтической помощи с позиций уважения, бережного отношения к конкретной человеческой личности. Человек, неповторимая, несравнимая ни с кем индивидуальность, обладающая собственной свободой. Поэтому и отношения между экзистенциальным терапевтом (консультантом) и его клиентом выстраиваются как глубоко человеческие отношения, не сводимые к формальному применению психотерапевтических методик в процессе совместной работы над проблемой.2. Стремится помочь понять проблему изнутри самой логики отдельной человеческой жизни: как появилась проблема, почему она не могла не появиться, и как теперь с нею можно справиться. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЯЛОМА И МЭЙЯ. ФРАНКЛ И ЛОГОТЕРАПИЯ Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя Ялом: В процессе работы исследуются жизненные заботы, которые переживаются в течение жизни и вызывают экзистенциальные беспокойства: Смерть – основной источник тревоги связанный со смертью (сознательный/подсознательный). Клиента стараются подвести к такому углубленному осознанию смерти, которое приводило бы к более высокой оценке жизни, открывало бы возможность для личностного роста. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать бессмысленных поступков. Свобода – конфликт между боязнью существования и быть. Человек, который может выбирать свои потребности. Клиенту помогают принять на себя ответственность за свою жизнь. Мэй: хотеть -> выбирать -> действовать Изоляция. Клиенту помогают понять, что в конечном счете каждый человек одинок. Ему предлагают реально взглянуть на вопрос о том, что он может и чего он не может получить от отношений.Межличностная – как «одиночество» Внутренностная – патология Экзистенциальная - каждый приходит в этот мир в одиночестве и уходит также. Бессмысленность – поглощение времени, так как не видят смысла в своем существовании. Утверждается, что когда люди жалуются, что смысла нет, они по сути не могут его найти. Что люди скорее придают смысл чему-либо, чем получают его в готовом виде. Таким образом, люди ответственны за создание собственного смысла.

 

24.Гештальт-консультирование. Основоположниками гештальт - терапии являются Фредерик С. Перлз, Ральф Ф. Хеффрлайн, Пол Гудмен. Терапия состоит в анализе внутренней структуры актуального опыта вне зависимости от присущей степени контакта, в изучении не столько того, что переживается, запоминается, делается и т.п., сколько того, как запоминается, как говорится и т.д.. Все описанные направления работы способствуют интеграции личности клиента, помогают преодолеть невротические защитные механизмы и обрести «подлинное Я». Основные теоретические положения гештальт-терапии: Каждый организм стремиться к достижению состояния полного функционирования, что означает завершенность
внутренних органов. Человек в процессе восприятия внешнего мира не воспринимает отдельные элементы действительности как изолированные и не взаимосвязанные, а организует их в целое или в гештальты, имеющие для него
значения. Функционирования индивида осуществляется посредством процесса саморегуляции, благодаря которому организм удовлетворяет свои потребности (или незавершенный гештальт) и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся
условиях. Индивид может существовать только в границах среды, являющимся целостным полем, включающим в себя его и
окружение, а его поведение является функцией всего поля. Характерным элементом гештальт терапии является внимание к процессам и явлениям, происходящим в организме как целом, а не в отдельных элементах его структуры. Основным процессом, интегрирующим функционирование организма, является сознание. Гештальт распознает и восстанавливает равновесие в сознании, тем самым помогает человеку обрести свою полноту (комфортность). В рамках концепции гештальт-терапии описаны следующие варианты защитных механизмов: ПРОЕКЦИЯ. Приписывание собственных нежелательных для клиента качеств и побуждений другим людям. ИНТРОЕКЦИЯ. Клиент действует в соответствии с усвоенными от значимых для него лиц (особенно в детстве) принципами, установками, правилами и т.п. ДЕФЛЕКСИЯ. Уклонение от реальных действий по преодолению препятствий или от решения проблем путем
бесконечных и бесперспективных разговоров о проблеме. КОНФЛЮЕНЦИЯ. Размывание границ своего Я и слияние с Я другого человека без четкого отграничения одного от другого. Клиент в таких случаях, описывая свои переживания, пользуется местоимением «мы». РЕТРОФЛЕКСИЯ. Вместо направленности энергии на преодоление внешних трудностей и препятствий человек обращает ее на самого себя, поэтому нередко становится неадекватно агрессивным или приобретает психосоматическое расстройство. Принципы гештальт- терапии: Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальт -
терапии. Принцип «Я и Ты». Этот принцип выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Т.е. не просто передавать разговор терапевту, а непосредственно говорить с человеком о проблеме. Принцип субъективизации высказывания. Этот принцип связан с семантическими аспектами ответственности и причастности пациента. Например: «Что -то меня давит», «что –то мешает сказать мне это» Непрерывность (континуум) осознания - намеренная концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний,
отдавание себе отчета в том, что и как происходит в данную минуту.

 

25. Психодрамма Якоба Морено. Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми[1]. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми. Психодрама ведет свою историю с начала 1920-х годов. 1 апреля 1921 года в венском театре[2] врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день — день смеха — считается днем рождения психодрамы. После переезда в США Морено основал в г. Биконе институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на своё изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе. Его жизнь, а также много связанных с ней мифов и легенд (неизвестно даже точное место и время рождения Морено), описаны в книге Рене Марино «История Доктора». В журнале «Имаго» (основан Фрейдом в Вене в 1913 г., позже издаваемый в США) посвященном неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии, наравне с Морено публиковались такие известные психотерапевты как Фриц Перлз, Эрик Берн, и другие. Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Существует легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. Молодой Джей-Эл (так во всем мире называют Морено по первым буквам его имени) заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».

 

26 .Логотерапия Виктора Франкла. Логотерапия (с греч. logos – слово, речь и thererapeia – забота, уход, лечение) – одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапию трудно назвать теорией в строгом смысле слова. Она близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается на психоанализе. Логотерапия – это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии – В. Франкл, основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). После краткого увлечения психоанализом В. Франкл работал над созданием своей концепции, окончательное оформление которой произошло в экстремальных условиях фашистского концентрационного лагеря, узником которого В. Франкл был в 1942 – 1945 гг. Его теоретические и психотерапевтические взгляды прошли серьезную апробацию как собственным опытом, так и опытом его пациентов, психолого-философскими воззрениями его коллег и учеников. Самая известная книга В. Франкла – «Человек в поисках смысла» - неоднократно переиздавалась во всем мире. Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли. В этом аспекте заложено несогласие – с бихевиоризмом, по сути, отвергающим представление о свободе воли; – с психоанализом, выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, тем самым проявляет психическое неблагополучие. Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Смыслы не являются универсальными, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни, и смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей, но обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека и его продуктивными достижениями. Франкл, отстранившись от глубинных психоаналитических ориентаций, стремился к постижению вершинных психических переживаний и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы (характеризуются утратой смысла жизни) и, ставя целью, раскрытие стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал терапию на преодоление «экзистенциального вакуума» – чувства пустоты и бессмысленности, а также на преодоление избыточного давления «трагического триединства человеческого существования» – страдания, вины и смерти. Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с отсутствием бессмысленности и никчемности жизни. Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. В центре концепции В. Франкла стоит учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделял три класса ценностей, позволяющих сделать осмысленной человеческую жизнь: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь), и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые невозможно изменить. Так как смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими, то из этого следует, согласно логике В. Франкла, что нет таких ситуаций и обстоятельств, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации В. Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Важно: смысл должен быть не только найден, но и реализован, т.к. его реализация связана с реализацией человеком самого себя. Деятельность человека в реализации смысла должна быть абсолютно свободной. В. Франкл ввел понятие о ноэтическом уровне существования человека, пытаясь вывести его из-под действия биологических законов. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного уровня. Именно в духовном существовании находятся смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Главное препятствие в поисках смысла жизни – центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – как к другому человеку, так и к смыслу жизни. Смысл существования объективно заложен в каждом моменте жизни; психотерапевт не может определить его для клиента, так как он для каждого свой, но может помочь его увидеть. Особый, уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчестве, переживании и сознательно принимаемом отношении к тем обстоятельствам, которые невозможно изменить. Таким образом, В. Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, котора связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие ноэтического можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

 

27. Рационально-эмотивное консультирование Альберта Эллиса. Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят». Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда – основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис – по-видимому, под влиянием А. Адлера – значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек – существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному – идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, – А. Эллис не склонен.

Основные теоретические положения концепции. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии – это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие «ловушка» – все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный «кодекс невротика» – ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: «я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают – это ужасно»; «я должен нравиться всем значимым для меня людям»; «лучше всего – ничего не делать, пусть жизнь решает сама». А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D – теория). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А – активирующее событие, В (belief) – мнение о событии, С (consequence) – последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) – последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: «событие-восприятие-реакция-обдумывание-вывод» обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие:

  1. признание личной ответственности за свои проблемы;
  2. принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;
  3. признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
  4. обнаружение (осознавание) этих представлений;
  5. признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
  6. согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями;
  7. согласие на использование РЭТ.

 

28 .Мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса. Мультимодальное консультирование — это технически эклектический подход, который подразумевает использование техник, скорее выбранных на основе эмпирических данных и потребностей клиентов, чем теоретически пре­допределенных.

• Физиологически люди имеют различные пороги толерантности к отрица­тельным симптомам, таким как боль, фрустрация, стресс. В человеческой лич­ности можно выделить семь дискретных, но взаимодействующих измерений, которые образуют акроним* BASIC I.D.: behavior — поведение, affect — аффект, sensation — ощущения, imagery — образы, cognition — когниции, interper­sonal— межличностные отношения, drugs/ biology — наркотическая, лекар­ственная зависимость и другие виды биологической зависимости/биология. Люди, как правило, реагируют на ситуации в соответствии со своими предпо­читаемыми модальностями.

• Мультимодальное консультирование не лишено теоретический основы, оно, в целом, базируется на социально-когнитивной теории научения, однако не ограничивается ею. Приобретение и сохранение многих эмоциональных проблем обусловливается наличием неправильной информации и отсутстви­ем адекватной информации. Научение в основном происходит через бессо­знательные процессы. В процессе социального научения у людей формируют­ся защитные реакции. Личности людей формируются и сохраняются при вза­имодействии генетического фонда, Социального научения и влияний окружа­ющей среды.

• Цели мультимодального консультирования соответствуют основанным на BASIC I.D. потребностям клиента, хотя иногда полный анализ всех семи мо­дальностей не требуется.

• Консультант — это «подлинный хамелеон», он изменяет стиль отношений консультант — клиент, чтобы обеспечить «высокое качество консультирова­ния, точно соответствующее личности клиента». Выстраивая связи, консуль­танты осознанно настраиваются на предпочтительные модальности клиентов и только после этого переходят к другим модальностям.

• Часто на основе данных, полученных в ходе первых собеседований, и на основе ответов клиентов на Мультимодальный анкетный опрос, касающийся истории жизни (Multitnodal Life History Questionnaire), мультимодальные консультанты составляют профили модальностей. Профили модальностей — это таблицы BASIC I.D., в которых перечисляются проблемы и воздействия в пределах каждой модальности. Структурные профили показывают, как кли­енты видят себя в каждом измерении BASIC I.D.

• Отслеживание предполагает определение порядка, в котором клиенты рас­полагают модальности, когда они порождают специфические отрицательные эмоции; например, ощущения могут «воспламенить» («запустить») когни-ции. Зайдя в тупик, консультанты могут произвести анализ BASIC I.D. второ­го порядка, делающий возможным более детальный анализ каждого аспекта проблемы, оказавшейся трудной.

• При выборе техник мультимодальные консультанты уделяют большое вни­мание эмпирическим данным. Консультанты начинают с наиболее логичных и очевидных техник. Они пытаются применять техники, принимающие во внимание «уникальные характерные черты» клиентов. Рассматриваются ос­новные мультимодальные техники для каждой из семи модальностей.

• BASIC I.D. обеспечивает формирование структуры, в рамках которой оцени­ваются успехи клиента. Мультимодальное консультирование используется не только как элемент индивидуальной работы с клиентами, но и как элемент рабо­ты с супружескими парами, группами, а также при обучении родителей.

Мультимодальное консультирование — это подход, разработанный клиническим психологом Арнольдом А. Лазарусом с целью преодоления ограничений, существую­щих в традиционном поведенческом консультировании. Лазарус пишет: «Мультимо-дальная ориентация имеет много преимуществ перед поведенческой традицией. В муль-тимодальном консультировании используются уникальные процедуры оценки, глубо­ко и детально анализируются сенсорные, образные, когнитивные и межличностные факторы и результаты их взаимодействия» (Lazarus, 1989a, р. 503). Потребности кли­ентов часто удовлетворяются лучше, если консультанты работают мультимодально, а не одномодально или бимодально. При выборе методов лечения, которые подходят кон­кретным клиентам, имеющим уникальные психологические профили и обстоятельства, мультимодальное консультирование опирается на мультимодальный анализ. Лазарус замечает относительно термина «мультимодальная терапия»: «Возможно, лучше было бы назвать этот подход "мультимодальным анализом, всесторонней психотерапией" или как-то иначе».

Арнольд А. Лазарус

Арнольд Лазарус родился 27 января 1932 года в Южной Африке, в Йоханнесбурге. Он был самым младшим из четырех детей. Его отец занимался мелким розничным бизне­сом В 1956 го­ду Лазарус получил степень бакалавра гуманитарных наук по психологии и социоло­гии. В 1957 году он получил диплом с отличием бакалавра гуманитарных наук по пси­хологии и степень магистра гуманитарных наук по экспериментальной психологии, а в 1960 году стал доктором философии по клинической психологии; все эти степени были получены Лазарусом в университете Витватерстранд в Иоганнесбурге. В исследова­нии, представленном Лазарусом на соискание степени доктора философии («Новые групповые методы лечения фобических состояний»), использовалась групповая систе­матическая десенсибилизация. Председателем комиссии был Джозеф Вольпе.

Профессиональная история Лазаруса началась в 1958-1959 годах, когда он стал психологом в Обществе психического здоровья в Йоханнесбурге. С 1959 по 1963 год и с 1964 по 1966 год Лазарус занимался частной практикой, а также читал лекции в Вит-ватерстрандской медицинской школе.

 

29Когнитивное направление в консультировании Аарона Бэка А.Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений, отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии. Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Клиента учат возможности увидеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, клиент может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления. Главная идея когнитивной психокоррекции А.Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к психологическому стрессу. Когнитивные искажения - это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся: 1.Персонализация - склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Клиент переоценивает как частоту, так и степень отрицательных чувств, которые он вызывает у других людей. 2.Дихотомическое мышление. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение. З.Выборочное абстрагирование (извлечение). на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая склонила голову к другому человеку, чтобы лучше его расслышать. 4. Бездоказательные умозаключения - бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я -плохая мать». 5.Свергенерализация 6.Преувеличение (катастрофизация) - преувеличение последствий каких-либо событий Стратегия когнитивно-оринтированного консультирования 1.Сведение проблем - идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. 2.Осознание и вербализация неадаптивных когниции, искажающих восприятие реальности. 3. Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором клиент рассматривает свои неадаптивные ко1ниции как обособленные от реальности психологические явления. 5.Перемена отношения к правилам саморегуляции. б.Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими. Цели коррекции. Основная цель - исправление неадекватных когниции, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. Задачи психолога. Научить клиента осознавать связи между когнитивными схемами, аффектами и поведением. Научить заменять дисфункциональные мысли более реалистическими интерпретациями. Идентифицировать и изменять убеждения, которые предрасполагают к искажению опыта. Позиция психолога. Поскольку А.Бек считает, что психолог и клиент являются сот рудниками в исследовании фактов. Которые подкрепляют или опровергают когнитивные схемы клиента, то это процесс двусторонний и он является партнерским. Поэтому между клиентом и психологом должны складываться партнерские отношения. Интерпретации или предположения клиента рассматриваются психологом как гипотезы, нуждающиеся в проверке и подтверждении.

 

30.Поведенческое направление в консультировании. Бихевиоризм - направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. и являющееся теоретической основой поведенческой (бихевиоральной) психотерапии. Методологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только доступное непосредственному наблюдению.

Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившего целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм (от английского слова behaviour - поведение). Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.

Поведенческая терапия опирается на теорию научения и видит причину человеческих трудностей и проблем в том, что в определенных неблагоприятных условиях среды субъект обучился "неправильным" и неадаптивным формам поведения, которые приносят страдания ему и окружающим его людям. Поведенческие терапевты считают, что от проблемного поведения можно отучиться, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия и уверенного поведения). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребенка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом - типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определенных навыков.

Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно молодых методов психотерапии. В качестве самостоятельного метода поведенческая психотерапия сложилась в 50-х годах XX-го века, но практически с момента своего образования начала бурно расти и развиваться в нескольких направлениях.

Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специали-сту - психологу или психотерапевту.

Прикладной бихевиоральный анализ (операционализация и функц. анализ). Для прикладного бихевиорального анализа характерен ак­цент на конкретных действиях и поступках. Индивид должен “делать” что-то видимое, слышимое, ощущаемое. Мысли не так важны (они становятся центральным моментом анализа при когнитивно-бихевиористском подходе), Интересно, что бихе­виористская терапия часто оказывается особенно эффективной в случае депрессии, так как делается упор на действия, а не на размышления, что побуждает клиента к движению. Акцент на действии, поступках в целом является очень американским и прагматичным.

Цель операционализации поведения — это перевести неяс­ные слова в объективные, наблюдаемые действия. Практически все психологи-бихевиористы стремятся к такой конкретике в интер­вью, считая, что проще работать с конкретным поведением, чем с нечеткими понятиями, вроде депрессии или тоски. Ключом к операционализации поведения может служить простой вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, и осязать понятия, которые употребляет мой клиент?” Клиент может говорить о желании большей теплоты во взаимоотношениях, но терапевт-бихевиорист не может видеть, чувствовать, слышать или прикоснуться к “теплоте”, но он имеет возможность операционализировать все это в терминах интонации, прикосновений и некоторых вер­бальных предложений. (Хотелось бы, чтобы моя жена чаще при­касалась ко мне и побольше говорила мне ласковых слов”.)

Функциональный анализ. Устанавливая функциональные причинно-следственные свя­зи, психолог приходит к пониманию последовательности собы­тий, лежащих в основе внешнего поведения клиента. Исходя из этой функциональной картины, возможно разработать бихевиоральную программу изменения картины событий. Вообще гово­ря, только те люди, которые обращают на нас внимание, способны поощрять наше поведение. Но одного внимания явно недостаточно, чтобы помочь человеку в нем разобраться. Каждый человек способен разорвать сложив­шийся замкнутый круг предшествующих условий, поступков и последствий. Цель любого функционального анализа — разо­браться в системе поощрений для личности или пары людей. Особенно важны здесь внимание и одобрение. Однако деньги, еда, материальные и иные ценности— это не все предметы функционального анализа. Важны и другие социальные возна­граждения, такие, как улыбка, привязанность, признание. Нель­зя забывать о наказаниях. Игнорирование человека является одним из болезненных наказаний.

Практика применения бихев. терапии. Можно говорить о манипуляторском бихевиоризме, если психолог принимает решения за клиента, или если его влияние настолько сильное, что клиенту ничего не остается делать, как только соглашаться с психологом. Манипуляторская терапия имела место в психиатрических клиниках и тюрьмах. При этом применялась стратегия фишек, но их бросали пациентам и заключенных на пол, а те подбирали их и меняли на еду. Эти возмутительные случаи не имеют ни­чего общего с бихевиористским гуманизмом, со стремлением к совместному принятию решений психологом и клиентом. Ни в коем случае нельзя считать бихевиористскую психологию негу­манной и манипуляторской. Точно так же можно использовать во вред клиенту технику психодинамической или гуманистиче­ской психологии. Теории и методы не виноваты в том, что их неумело используют.

 

31. Индивидуальное консультирование по Альфреду Адле ру. Индивидуальное консультирование - это работа, которая помогает при поддержке специалиста справиться со сложной ситуацией и в результате разобраться в себе, в своих жизненных задачах, целях, способах их достижения. Найти свое место в семье, в социуме, в жизни. Вернуть к жизни травмированные части души, стать целостнее, сделать свою жизнь более полной и осмысленной и т. д. Работа ведется по Вашему запросу. Консультация - это работа со специалистом, обладающим специальными знаниями в области построения отношений и повышения качества жизни. Психолог, как правило, является сторонним человеком, не вовлеченным в Ваши проблемы и семейную историю, что позволяет ему (в отличие от Вас, Ваших друзей и родственников) сохранять нейтральность, а значит быть объективным. Без этих качеств оказание психологической помощи невозможно.

Возможные направления работы: -Работа с депрессиями, стрессами, невротическими расстройствами;-Терапия травм пережитых в детстве и взрослом возрасте;-Трудности во взаимоотношениях с близкими людьми;-Проблемы одиночества и построения семьи;-Психосоматические заболевания;-Налаживание отношений с ребенком;-Профориентация для взрослых и подростков;- Работа с глубинными смыслами сновидений. В своей работе мы используем только следующие методы: Индивидуальная психология Альфреда Адлера. В основе данного метода лежит отношение к каждому человеку, как к целостной и по своему совершенной личности. У нас не существует штампов в обучении. Каждый человек получает только те инструменты для построения взаимоотношений, повышения самооценки, достижения цели, которые подходят только ему. Первый важнейший принцип, который мы используем на нашей работе — это осознание своей ответственности за результат. Следующий принцип, заключён в понимании своих истинных намерений, и умении строить свою жизнь основываясь на доверии, уважении и взаимной поддержке. Преодоление чувства недостаточности и повышение своей самооценки позволяет людям ставить социально-значимые цели и достигать их. Метафорические ассоциативные карты. Набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Это проективная психологическая методика: важен душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Работа с образами позволяет узнать свое подсознание. Решить внутренние бессознательные конфликты, мешающие жить полной счастливой жизнью. Гештальт-терапия. В основе гештальт-терапии лежит и психологическая концепция “незавершенных действий”. Очень часто пациент - это тот человек, который попросту уходит из проблемной ситуации, чтобы избежать болезненных чувств, защитить себя от непереносимых для себя горя или презрения, ярости или печали т.е. не завершая ее для себя. В современном обществе чувства, ориентирующие человека по отношению к ситуации, рассматриваются скорее как помеха. Принято быть невозмутимым, холодным и собранным. Проявление эмоций рассматривается как потеря контроля и воспитание направлено на то, чтобы человек учился контролировать себя и выражение своих чувств. Отправляясь в “крестовый поход за контроль над эмоциями” родители нетерпеливо требуют, чтобы ребенок поскорее справился со своими естественными проявлениями, после чего слезы и плач вполне серьезно считаются взрослыми за что-то совершенно неприличное. Поэтому часто спокойствие только изображается, считаясь проявлением хорошего тона в поведении. С точки зрения гештальт-терапии главная беда современного человека - это отчужденность от самого себя, от своего внутреннего опыта, своих ощущений и своих чувств. Гештальт-терапия отличается философией целостности, полноты жизни, проживания каждого момента во всей его остроте “здесь и сейчас”.

 

32.Групповое консультирование. форма психологической помощи, при которой психолог работает с группой клиентов. В процессе консультирования клиенты взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Групповое консультирование - форма психологической помощи, при которой психолог работает с группой клиентов. Групповое консультирование – это особое направление в консультировании, которое часто оказывается эффективным средством помощи в решении личностных и межличностных проблем. Групповая работа строится на свойственной людям естественной тенденции собираться вместе, обмениваться мнениями и чувствами, а также сообща работать и играть. Каждый человек в повседневной жизни оказывается вовлеченным в групповое взаимодействие, например с одноклассниками или деловыми партнерами. Издревле взаимодей­ствие в группе способствовало выживанию и развитию ее членов. Объединение в группы – часть человеческой природы, и многие личностные и профессиональные навыки приобретаются в процессе группового взаимодействия. Кажется вполне естественным, что консультанты нашли применение этой важной особенности человеческих отношений.

Групповая работа представляет собой экономически выгодный и эффективный способ помощи людям, которые имеют сходные проблемы и интересы. Группа может оказаться идеальной для помощи людям, имеющие общие интересы, более или менее равным по статусу и не имеющим деструктивных наклонностей. Группы различаются по составу и числу участников, а также по целям.

Типы групп в психологическом консультировании Множество форм проведения групповой работы, по-видимому, может удовлетво­рить интересы и потребности фактически любого, кто нуждается в психотерапии, личностном росте или просто в психологической поддержке и общении с другими людьми. Существуют разнообразные типы групп: ориентационные/психолого-образовательные группы, группы консультирования/группы решения межличностных проблем, группы психотерапии и личностной реконструкции, Т-группы, группы встреч, группы по развитию навыков общения, групповой марафон, группы самопомощи/поддержки, гештальт-группы, группы психодрамы. Известны группы телесной терапии, танцевапьной терапии, терапии искусством, которые в отечественной практике используются значительно реже.

При правильной организации группы имеют определенные преимущества, ко­торые могут оказаться полезными в оказании помощи людям с самыми разнооб­разными проблемами и интересами.

«Группа оказывается микрокосмом, обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавля­ющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимо­действие», — пишет амери­канский психолог К. Рудестам тщательно изучавший преимущества групповой формы работы.

Групповое консультирование имеет ряд преимуществ перед индивидуальным. Например, члены группы могут осознать, что они не одиноки в своих проблемах и интересах, что с ними не происходит чего-либо уникального или ненормального. Взаимодействуя друг с другом, люди учатся луч­ше понимать собственные ситуации. В группах клиенты могут опробовать новые формы поведения и способы взаимодействия, потому что атмосфера группы обес­печивает безопасное окружение, предоставляющее возможности для эксперимен­тирования, изменений и получения обратной связи. Кроме того, наблюдая, как другие участники работают со своими проблемами и решают их, члены группы приобретают навыки поступать аналогично. Наконец, группа может служить ка­тализатором, помогающим людям осознать свое желание или потребность в инди­видуальном консультировании или в достижении личностной цели.

Группа значительно облегчает про­цесс самоисследования, помогает оценить собственные чувства, установки и поступки, способствует самораскрытию, изменению, формированию «Я»-концепции и, следовательно, усиливает уве­ренность в себе.

Однако групповое консультирование нельзя рассматривать как панацею, подходящую всем людям для решения любых проблем.

Эта форма консультирования имеет определенные ограничения и недостатки. Например, групповая работа подходит для решения далеко не всех проблем и годится не для всех клиентов. В группе не всегда возмож­но достичь необходимой глубины проработки личностных проблем. Кроме того, давление группы может вынудить клиента предпринять некоторые действия (на­пример, связанные с самораскрытием) прежде, чем он окажется действительно готов к этому. Еще одним недостатком групп является вопрос — отражают ли группы ту социальную среду, в которой обычно находятся участни­ки группы. Не всегда то, что усвоено из группового опыта, может быть применено в реальной жизни. Наконец, если какие-либо стадии группового раз­вития не будут пройдены успешно, групповая работа может приобрести регрессив­ный, непродуктивный и даже деструктивный характер (например, поиск «козла отпущения», групповой нарциссизм, проекция)

Тем не менее, групповая работа - это увлекательный, необходимый и эффективный способ помощи людям. Будущее групповой работы изобилует богатыми возможностями, и развитие ее происходит в разных направлениях.

 

33Интервью как основной метод психологического консультирования. Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувств, расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распахивают двери хорошим отношениям, вторые обычно оставляют их закрытыми". Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы: 1. Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?"). 2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?"). 3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"), 4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?"). Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ. Однако чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем: • превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь; •заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем; •переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни; • "уничтожает" подвижный характер беседы.

1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.

4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.

6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

 

34. Выделение предмета и темы интервью.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Методические принципы интервьюирования можно разделить на базовые (универсальные) и специфичные. Последние представляют собой модификации этой методики применительно к различным типам исследовательских задач. В данной главе будет подробно описана базовая методика, включая все ее этапы: от подготовки интервью до обработки его результатов. В следующих главах будут описаны некоторые модификации данного метода опроса.

 

35.Основные модальности и их применение в психологическом консультировании. 1. Понятие модальности было внесено в психологическое консуль­тирование из нейролингвистического программирования (НЛП) - одного из современных методов психотерапии и консультиро­вания, ориентированного на краткосрочную терапию. Под мо­дальностью понимается канал получения информации, основанный на каком-либо из 5 органов чувств, посредством которого чело­век воспринимает и отражает окружающий мир. Для повышения эффективности процесса консультирования консультант должен хорошо владеть техникой работы с мо­дальностями и знать особенности этой работы.

Существуют следующие правила работы с модальностями: • консультант должен хорошо уметь ориентироваться в поведении клиента с целью распознавания у него ведущей и блокированной модальностей', наблюдать, анализировать проявления клиента в ключе изучения каналов восприятия, опираясь на знания и ха­рактеристики модальностей; • консультант должен обращать внимание на следующее поведение и проявления модальностей клиента: - предикаты речи, какие слова и выражения использует клиент как в речи вообще, так и в описании себя, своей проблематики, своего физического и психического состояния, например выраже­ние "Это давит на меня, словно какой-то груз" — типичный признак ведущей кинестетической модальности', - образы, которые формирует клиент, их отличительные осо­бенности, например, если клиент говорит "Я слышу, будто" или "Это было похоже на вспышку молнии", то в первом случае ве­дущей является аудиальная, а во втором — визуальная системы восприятия и отражения; - невербальные проявления клиента, например движения глаз или характерные для каждой модальности жесты; • консультант должен уметь ориентироваться в своих модально­стях, понимать, какая из систем у него развита лучше, какая — хуже, уметь переключаться с одной модальности на другую, ес­ли это необходимо в терапевтических целях; • консультант может использовать свои модальности для выра­жения эмпатии клиенту, для терапевтического воздействия. Для этого ему необходимо уметь читать сигналы своих модально­стей, интерпретировать их, чтобы на основе своих модально­стей научиться понимать проблематику клиента.

В процессе консультирования психолог может использовать модальности клиента для решения различных задач, среди кото­рых можно выделить следующие: • установление и поддержание раппорта (контакта) с клиентом; • диагностика проблемы и общего состояния клиента, понимание проблематики и личности клиента; • терапевтическое воздействие.

При установлении раппорта консультант должен: • строить свое поведение и речь в соответствии с используемой клиентом модальностью', • обращать внимание на предикаты речи, посредством которых клиент выражает свое восприятие мира, и использовать в своей речи те же схемы; • обращать внимание на невербальные проявления клиента и под­страиваться под них, используя такую же схему поведения; • ориентироваться на сигналы своих модальностей и использовать их для проявления эмпатии.

При диагностике и понимании проблематики клиента консуль­танту следует: • обращать внимание на то, как развиты модальности клиента, какая из них является ведущей, а какая — подавленной, из ка­кой модальности клиент говорит чаще всего, а какую вообще не употребляет; • проанализировать связь проблемы, конфликта или затруднения клиента с его модальностями, пронаблюдать, в какой из модальностей может находиться проблема; • обратить внимание на паттерны поведения, речь, невербальные и эмоциональные проявления клиента, чтобы понять, как и где именно проявляется проблема или затруднение клиента и как это влияет на него; • обратить внимание на свои ощущения и то, как сам консуль­тант, находясь в эмпатической связи и глубоком контакте с клиентом, реагирует на проблемы клиента, из какой модально­сти к нему поступает наибольшее количество сигналов и ин­формации; • обратить внимание на общее физическое состояние, например у кинестетиков часто проблема выражается на соматическом уровне; • обратить внимание на связь ведущей или подавленной модально­сти и способы взаимодействия клиента и построение отношений с окружающими, если локус его жалобы лежит в области взаи­моотношений со средой, например жалоба клиента на непо­нимание со стороны близкого человека может быть проин­терпретирована с точки зрения преобладания у них разных модальностей; • использовать специально разработанные методы экспресс-диаг­ностики ведущей модальности.

При терапевтическом воздействии целями консультанта являются: • подведение клиента к осознанию своих модальностей и умению читать и понимать их сигналы; • расширение набора модальностей клиента, реабилитация подав­ленных модальностей с целью расширения способов функцио­нирования в среде; • формирование умения читать и понимать модальности других людей с целью более адаптивного взаимодействия с ними.

В терапевтическом взаимодействии с модальностями клиента консультант может использовать следующие способы работы: • основной способ работы с модальностью — постепенное изменение одного из параметров восприятия, отслеживая взаимосвязь с эмоциональными изменениями клиента, например на основе спродуцированного клиентом образа менять цвет, яркость, си­лу звука и т. п.; • усиливать или уменьшать остроту ощущений от работы с обра­зом клиента в зависимости от того, какова цель вмешательст­ва — снизить негативное влияние проблемы или создать ресурсность личности; • с помощью специально разработанных приемов и упражнений вводить клиента в разные модальности, двигать клиента в его каналах восприятия и отражения, провоцируя на проживание различных состояний в различных модальностях, • создание образов в ведущей системе клиента (аудиальные, визу­альные, кинестетические образы) и последующая работа с ними: - перемещение образов из одной системы в другую; - работа с качественными характеристиками образов; • применять ассоциированное или диссоцированное восприятие в работе с модальностью в зависимости от целей консультирова­ния и особенностей проблематики клиента. Ассоциированное восприятие способствует усилению пережива­ний и ощущений, так как предполагает нахождение клиента внутри созданного им визуального, кинестетического или аудиального образа, поэтому часто используется как инструмент для формирования ресурсности личности. Диссоциированное восприятие направлено на снижение пережи­ваний, так как клиент занимает позицию наблюдателя и участвует в восприятии как бы со стороны, отстранение, поэтому такое восприятие часто используется для работы с негативными переживаниями и ситуациями и они как бы выталкиваются во­вне, за пределы личности и восприятия клиента.

Используя методы ассоциации/диссоциации или метод усиле­ния/уменьшения образа, консультант может способствовать клиенту в решении многих проблем, например: • в принятии решений, когда происходит проработка сомнений и неуверенности и усиление ресурсов личности для принятия важного решения; • коррекции убеждений и установок клиента, используя работу с сомнениями, анализ проблемных убеждений; • работе с построением целей и формированием будущего, исполь­зуя "экран" образов и путешествие во времени; • работе с телесными ощущениями, используя кинестетическую модальность. Выделяют 4 модальности (то есть 4 канала восприятия информации): • визуальную, где ведущий канал получения и отражения инфор­мации — зрение; • аудиальную, основанную на слухе как ведущем канале восприятия; • кинестетическую, основанную на телесных ощущениях как ве­дущем канале восприятия; • обонятельно-вкусовую, где ведущим каналом восприятия ин­формации является вкус и обоняние.

 

36.Основные приемы влияющего стиля консультирования. «Влияющее» консультирование предусматривает использование следующих приемов: -Указание. Клиента просят совершить конкретные мысленные или реальные действия. Прием используется для инструктирования перед выполнением упражнения, иногда как инструкция дается в начале встречи. -Информативное сообщение. Консультант дает советы клиенту, излагает свое мнение по определенному вопросу, делится информацией, сообщает о своих выводах, угрожает, успокаивает. Это позволяет клиенту пользоваться информацией и опытом психотерапевта, поддерживает коммуникацию. - Выражение собственных чувств. Консультант рассказывает о своих чувствах, эмоциях, состоянии. Этот прием помогает клиенту поделиться собственными чувствами, способствует разделению эмоциональных и когнитивных оценок. - Влиятельное обобщение. Психолог сообщает о выводах, которые он сделал на основании последнего периода разговора. Это сводит вместе разрозненные мысли клиента, структурирует его сознание, подталкивает к рефлексии. - Интерпретация. Консультант интерпретирует мысли, чувства и поведение клиента на основе определенной теории (описывает его проблемы в терминах теории, объясняет причинные связи). Клиент получает возможность по-иному увидеть свою проблему.

37. Основные приемы внимающего стиля консультирования Закрытые вопросы. Вопросы, предполагающие очень короткие односложные ответы, как правило – «да» и «нет». Этот прием позволяет собрать информацию, прояснить суть проблемы, перебить «излишне разговорчивого» клиента. Открытые вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Что...», «Каким образом...», «Зачем...», «Почему...» – и предполагают развернутые ответы. Они подталкивают клиента к рефлексии, способствуют возникновению дискуссий между клиентом и консультантом.

Минимальное поощрение. Повторение нескольких слов из реплики клиента (часто повторяются последние 2–3 слова). Помогает клиенту продолжить рассказ. Парафраз (прояснение смысла). Выделение сути последнего высказывания клиента. Показывает клиенту, что его поняли, стимулирует более глубокое раскрытие проблемы, дает отправную точку для дискуссии. Концентрация на чувствах (прояснение эмоционального смысла). Выделение эмоций, скрыто или открыто присутствовавших в последних высказываниях клиента. При этом внимание клиента концентрируется на сфере чувств, в силу чего повышается эмоциональная насыщенность разговора. Обобщение. Краткое повторение сути высказываний клиента за определенный период времени. Итоговое прояснение смысла. Обобщение помогает клиенту заметить прогресс, достигнутый в интервью. Позволяет перейти к новой теме или иному уровню обсуждения

 

38.Особенности группового консультирования. Под групповым психологическим консультированиемпонимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (не­сколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участ­ников в одну группу зависят от консультативных и терапевти­ческих целей и задач в конкретной группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: