Шаг 1. Определение цели интервью

Технология разговора по телефону, изложенная в этой главе, по­лучена обобщением опыта журналистов иРR-специалистов, успеш­но использующих телефон в своей практике. Вы можете осваивать ее как в комплексе, так и по частям. Первые ваши шаги, возможно, ока­жутся не слишком естественными. Одна наша знакомая журналист­ка с первого раза идеально применила эту технологию в деловом те­лефонном разговоре со своим старым знакомым. Вы знаете, что она услышала в ответ? «Ты так правильно говоришь, даже странно». Так что иногда ошибайтесь - это бывает полезно.

Как-то аборигена одного из австралийских племен спросили, как его соплеменники умудряются без нот создавать удивительную музы­ку, как они ее запоминают и воспроизводят. Абориген удивился во­просу. Подумав, он ответил: «Музыка создается очень просто. Игра­ешь то, что тебе знакомо, и совершаешь при этом оплошность. С это­го и начинается новая музыка, которая ничем не хуже прежней. А вы разве не так делаете?».

2. Как взять интервью

Что такое интервью? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Включите телевизор. Вы видите, как репортер задает вопросы из­вестному политику. Это интервью? - Интервью, причем в своем самом классическом виде. Журналист задает вопросы и получает на них ответы.

Теперь представьте того же самого репортера в ресторане с тем же политиком за столиком с накрахмаленной скатертью. Они бе­седуют о качестве блюд и напитков. Это интервью или просто приятная беседа двух слегка подвыпивших людей? Кто-то скажет, что просто беседа, кто-то - интервью. В любом случае возникнет некоторая заминка. Вся штука в том, что не определена цель бесе­ды. Если журналист с политиком в приятельских отношениях и цель их - хорошо провести время, - это одно. Если же журналист рассчитывает использовать информацию, полученную в беседе, для профессиональных целей, - это другое.

Интервью - это особым образом структурированная беседа, рассчитанная на получение информации для сугубо журналист­ских целей - подготовки материала к публикации. Цель и струк­тура - вот, что отличает просто беседу от журналистского интер­вью. В обыденной жизни репортер, как и всякий человек, обсуж­дает бытовые проблемы, узнает о близких людях, их делах и проблемах. Но в любой, даже самой банальной беседе может про­явиться момент, который вызовет профессиональный интерес. И тогда вежливая беседа со случайно встреченным знакомым может запросто перерасти в интервью. Знакомый может этого и не заме­тить. Но ритм беседы изменится, появятся дополнительные во­просы. Журналист обнаружил интересный ему факт и начинает тщательно собирать и отбирать информацию.

В известном смысле любая беседа журналиста - профессио­нальна. У истинного мастера своего дела в сознании установлен своего рода фильтр, каждое мгновение просеивающий получен­ные из окружающего мира сведения. И тогда случайно услышан­ный в автобусе обрывок разговора может стать темой статьи, теле­передачи, радиорепортажа.

Успешно брать интервью - навык, который нарабатывается с опытом. И, надо заметить, навык основной. Чем бы вы ни зани­мались в журналистике, владение технологией интервьюирования определяет ваш профессиональный уровень.

Мы смоделировали базовую технику, включающую в себя ос­новные особенности нашего подхода. В ней учтены как специфический журналистский опыт подготовки и проведения интервью, так и модели, разработанные в рамках практической психологии.

Техника является базовой, то есть включает пошаговое описа­ние максимума приемов, которые в реальной практике применя­ются в зависимости от контекста. Может меняться последователь­ность их использования и выбор элементов, наиболее приемлем в той или иной ситуации. Отработка каждого из них позволит достигать таких результатов, о которых вы раньше и не думали.

Прежде чем мы перейдем к первому шагу техники интервьюи­рования, определимся с ее основными элементами. Можно выде­лить следующие перетекающие друг в друга фазы профессионального общения:

· предварительная подготовка;

· начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоци­онального настроя собеседника;

· проведение своей темы и направления беседы в предусмот­ренном направлении;

· завершение интервью с закреплением достигнутого результата.

Любое интервью состоит из этих основных четырех этапов. Причем каждый из них определяет успех последующего. Ошибки, сделанные в самом начале, заметно влияют на результат интервью в целом.

Мы не раз сталкивались с начинающими журналистами, кото­рые не могут понять, зачем они пришли на встречу. Они мечутся на пресс-конференции, совершенно не представляя, кто им ну­жен и какие вопросы следует задать. Они договариваются о беседе с известными людьми и умудряются так провести интервью, что редактор впадает в ярость - какой материал испорчен.

Случается и так, что репортер приходит в ужас, узнав о том, что с ним готовы говорить. Один такой «профи» сбежал из кабинета мэра Москвы Юрия Лужкова. Обнаружившие его после долгих поисков сотрудники пресс-службы с изумлением выяснили, что журналист не нашелся с вопросами... Тут работает простое прави­ло: нет цели - нет результатов.

Целью беседы может быть получение конкретной информации, подтверждение каких-либо фактов, завязывание контакта, напомина­ние о себе и т. д. Главное условие - она должна быть сформулирована предельно точно. Цель формулирует либо начальник отдела, редак­тор, либо сам журналист. Данный этап мы считаем обязательным при подготовке любой встречи. Точно сформулированная цель позволяет выйти на нуж­ного человека, быстро выстроить логику и сценарий предстоящей встречи (даже если вам отведено на встречу только пять минут).

Задайте себе следующие вопросы: Почему я туда иду? Чего я хо­чу достичь? Зачем мне этот человек? Зачем мне это интервью?

Ответы на эти вопросы и очертят вам тот круг действий, кото­рый вам необходим для успешного выполнения задачи.

Определите предпочтительный максимум и приемлемый ми­нимум того, что вы желаете получить от интервью. Нередко полу­чается, что журналист, отправившийся на беседу, не получает той информации, которая была ему необходима. У него остается не­хитрый выбор - либо покинуть место беседы с пустым блокно­том, либо вытянуть из собеседника что-то не менее интересное, чем первоначальная цель.

Хорошо, если такая ситуация учитывается и запасная цель формулируется (Что даст мне эта встреча, если основная цель не будет достигнута?). Кроме того, запросто может оказаться, что запасной целью журналиста будет отказ собеседника в инфор­мации - это же прекрасный повод поразмышлять над причи­нами неразговорчивости героя материала. Отсутствие ответа - тоже ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: