Протокол консультации

В течение психологической практики с Ариной, было проведено три консультации по 45 минут. Арина живет в городе Новокузнецке, является ученицей 6 класса «А» МБОУ «СОШ №77». В данной школе учится с первого класса. Семья полная. У Арины есть младший брат (Никита, 9 лет).

Из наблюдений за Ариной на классном часе было видно, что она старается внимательно слушать, но иногда отвлекается. Если хочет что-нибудь спросить, поднимает руку, но при этом проявляет нетерпение и начинает говорить до того как учитель у нее спросит.

Первая консультация

Ход консультации

Знакомство с клиентом и начало беседы

Психолог: Здравствуй, проходи, пожалуйста. Усаживайся поудобнее.

Клиент: Здравствуйте. Располагается на стуле.

Психолог: Я рада видеть тебя здесь. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом, как для тебя, так и для меня. Давай познакомимся, как мне тебя называть?

Клиент: Арина.

Психолог: Приятно познакомиться, Арина. Меня зовут Наталья.

Расспрос клиента, проверка консультативных гипотез

Психолог: Расскажи, пожалуйста, о чем бы ты хотела поговорить?

Клиент: Ну, не знаю…

Психолог: Расскажи о своих интересах, увлечениях.

Клиент: Я занималась гимнастикой, сейчас танцую, пою.

Психолог: А ты выступаешь на школьных мероприятиях?

Клиент: Да, и не только. У меня много разных наград за выступления.

Психолог: Помимо танцев и вокала, ты еще ходишь куда-нибудь?

Клиент: Я хожу, например, в школьный кружок «Занимательная математика».

Психолог: Я правильно понимаю, что ты стараешься активно участвовать во всех школьных мероприятиях?

Клиент: Да, мне это нравится. Если, например, у кого-нибудь в классе день рождения, мы с девочками придумываем поздравления.

Психолог: Какие вы молодцы! А что ты любишь делать дома?

Клиент: Я очень люблю рисовать, придумываю новые образы. У меня дома есть даже целая папка с моими рисунками. Я люблю готовить, особенно уху, потому что этот суп легко готовить. Первое блюдо, которое я приготовила сама, это яичница, правда она немного подгорела тогда.

Психолог: Скажи, пожалуйста, а что ты не любишь делать?

Клиент: Я не люблю плести из бисера и шить.

Психолог: Почему?

Клиент: Потому что я не могу долго вот это сидеть, делать, нитку вдевать в иголку.

Психолог: А чему бы ты еще хотела научиться?

Клиент: Я хотела бы заниматься воздушной гимнастикой, вышивать крестиком, и ходить в бассейн.

Психолог: Ты умеешь плавать?

Клиент: Нет, раньше умела, а теперь разучилась…

Психолог: Арина, скажи, пожалуйста, кем бы ты хотела стать в будущем?

Клиент: Я хочу быть певицей или работать в полиции. Но больше всего хотелось бы работать в полиции.

Психолог: Как ты думаешь, почему ты выбрала именно полицию?

Клиент: Ну, мне нравится их форма. Я люблю разгадывать сложные загадки. Люблю смотреть фильмы про полицию – «Улицы разбитых фонарей», «Мухтар» и т.д.

Психолог: А какие у тебя любимые предметы в школе?

Клиент: Математика, русский, технология. И химия – хоть она и будет у нас только с 7 класса, мне нравится проводить разные опыты, и у меня дома есть книжка по химии, там очень интересно все описывается.

Психолог: Есть ли нелюбимые предметы?

Клиент: Биология и ИЗО.

Психолог: Так ты же мне рассказывала, что любишь рисовать.

Клиент: Да, но на ИЗО мне скучно…

Психолог: Арина, я слышала, что у вас в классе есть разные должности. Скажи, пожалуйста, какую должность занимаешь ты?

Клиент: Я ответственная за столовую. Мне очень нравится моя должность.

Психолог: Ты любишь отвечать у доски?

Клиент: Да, особенно на математике.

Завершение беседы

Психолог: Арина, наше время встречи подошло к концу. Мы продолжим нашу беседу на следующей встрече. Буду ждать тебя в понедельник.

Клиент: До свидания.

Психолог: До свидания.

Формулирование гипотез

В ходе консультационной беседы была выдвинута гипотеза:

Гипотеза: у девочки небольшая устойчивость внимания, особенно проявляется в такой деятельности, как плетение из бисера или шитье.

 

Вторая консультация (проверка гипотезы) Проведение диагностической методики «Корректурная проба». Третья консультация (заключительная) Ход консультации Начало беседы Психолог:Здравствуй, Арина. Рада снова тебя видеть. Клиент: Здравствуйте. Расспрос клиента, проверка консультативной гипотезы Психолог: Арина, помнишь, о чем мы говорили с тобой на первой встрече? Клиент: Да, помню. Психолог: Ты рассказала мне обо всех своих увлечениях и хобби. А скажи, пожалуйста, ты коллекционируешь что-нибудь? Клиент: Да. Я собираю фантики от конфет, у меня их уже очень много. Мы даже ими дома, по праздникам, украшаем шторы (делаем из них бабочки). Еще я собираю вкладыши от жвачек (Love is), сама жвачка мне не очень нравится, а картинки нравятся. У меня дома есть отдельный альбом, куда я их складываю. А еще я собираю пуговицы. Собираю календарики карманные, правда, их у меня немного, 3-5 штук. Психолог: Здорово! Арина, а у тебя есть братья или сестры? Клиент: Есть младший брат, Никита, ему 9 лет, он учится в 3 классе в этой же школе. Психолог: А какие у вас с ним отношения? Клиент: Нормальные. Он иногда меня обзывает, но я на это не обращаю внимание, Мама мне сказала тоже самое. Психолог: Есть ли у тебя в классе подружки? Клиент: Да. Я хорошо общаюсь со всеми одноклассниками, даже с мальчиками. Психолог:А как ты сходишься с новыми людьми? Например, с новыми одноклассниками или с ребятами в летнем лагере?     Клиент:Легко. Я первая подхожу знакомиться и все. Психолог: Скажи, как ты реагируешь, когда получаешь плохие оценки? Клиент: Нормально, мама меня редко ругает и помогает мне исправлять, занимается со мной. Психолог: Арина, ты очень разносторонний человек. Помимо всех тех увлечений, которые ты перечислила (танцы, вокал, математика, рисование, вязание, коллекционирование), как ты любишь проводить свободное время? Клиент: Слушаю музыку, люблю читать книги … Психолог: А что именно слушаешь, читаешь? Клиент: Мои любимые певцы – Тимати, Стас Пьеха, Дима Билан, Мобильные блондинки, Бьянка, Нюша. Я когда рисую, еще слушаю музыку. Любимые книги – Изумрудный город, Код да Винчи. Еще люблю читать энциклопедии. Психолог: Замечательно! Арина, помнишь, на первой встрече ты сказала, что не любишь плести из бисера и шить, потому что не можешь долго вот это сидеть, делать? Клиент: Помню. Психолог: Но ты еще сказала, что хотела бы научиться вышивать крестиком, хотя это также занимает достаточно времени и сил. Клиент: Нет, вообще мне нравится плести из бисера и шить, только у меня не получается доделывать работы до конца… Психолог: Почему? Клиент: Ну, я устаю, и мне сразу хочется поделать что-нибудь другое. Психолог:Скажи, пожалуйста, а ты бы хотела и дальше плести из бисера и шить? И доделывать свои работы до конца? Клиент: Да. Психолог: Хорошо. А для того, чтобы у тебя все получалось, я расскажу несколько заданий, которые помогут в этом. Их необходимо будет выполнять дома. Клиент: Что же это за задания? Психолог: Похожее задание мы с тобой уже делали – тебе понадобятся отрывок любого текста (например, из газеты) и карандаш или ручка. Твоя задача - очень внимательно читать текст и вычеркивать одну букву (например, «а») в течение 5 минут в день; потом две буквы (например, «С» и «П»), потом три, потом четыре. Время постепенно увеличивай (каждую неделю на 5 минут (до 20 минут в день)). И проверяй правильность. Клиент: Я помню это задание. Оно мне понравилось. Психолог: Отлично. И еще одно задание - Выбери любое слово, очень длинное. Засеки время (например, 15 минут) и составляй различные слова из букв, входящих в данное слово. Это задание можешь делать также с родителями, чтобы было интереснее. Клиент: Ух, ты, спасибо. Обязательно буду делать эти задания дома. Психолог:Молодец.Я уверена, что у тебя все получится! Психолог: У тебя будут еще какие-нибудь вопросы ко мне? Клиент:Нет.
Завершение беседы

Психолог: Арина, к сожалению, наши с тобой встречи заканчиваются. Я надеюсь, что наши беседы, помогут тебе делать прекрасные работы из бисера и шить какие-нибудь необыкновенные наряды.

Клиент: Ага!

Психолог: Спасибо тебе за приятно проведенное время. Приятно было с тобой пообщаться!

Клиент: До свидания!

Результаты диагностики:

1. Исследование устойчивости внимания по методике «Корректурная проба»: средняя устойчивость внимания.

 

Выводы

Выдвинутая гипотеза была доказана, у девочки средняя устойчивость внимания, особенно проявляется в такой деятельности, как плетение из бисера или шитье.

Арина является очень общительным, творческим и разносторонним человеком. Активно проявляет себя как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Например, в классе она занимает должность «Ответственная за столовую» и ей это очень нравится. Также выступает с вокальными и танцевальными номерами на школьных мероприятиях. С незнакомыми сверстниками быстро устанавливает контакт, проявляет инициативу при знакомстве. Любит гулять с друзьями и читать книги.

Для тренировки устойчивости внимания, Арине следует выполнять соответствующие упражнения в домашних условиях.

С Ариной было проведено три консультации по выявленной проблеме. Консультации прошли успешно, все поставленные задачи были выполнены.

 

Вывод

За время прохождения психологической практики было проведено 9 консультаций с 3 клиентами, которые включали в себя беседу и выполнение необходимых диагностических методик.

Также в ходе консультаций выдвигались гипотезы, которые были доказаны.

Непосредственно перед началом консультаций происходило наблюдение за прикрепленным классом, как во время учебной деятельности, так и на переменах и выбор клиентов.

По окончанию консультаций всем клиентам были разработаны рекомендации по выявленным проблемам не только самим ученикам, но и родителям, а также учителям.

Приложение

Карта обращения.


Ф.И.О.
Максим А. Класс: 8-а

Дата обращения: 15.02.2016

Возраст: 15 лет

 

Заявленная проблема: по направлению психолога

Методы диагностики: «Шкала тревожности» А. Кондаша; Личностный опросник Г. Айзенка; Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна; Методика диагностики межличностных отношений.

Выявленная проблема: стремление угодить всем, «быть хорошим» для всех, страх потерять расположение одноклассников.

Рекомендации:

1. Ученику: необходимо признать свои сильные и слабые качества, черты характера и сформулировать соответствующие цели саморазвития.

2. Классному руководителю: пресекать давление одноклассников на подростка.

3. Учителю: создать условия, при которых подростку приходится проявлять самостоятельность, стойкость в отстаивании своих позиций. Так, во время дискуссии в классе надо дать ему возможность высказаться одним из первых, чтобы он смог подчеркнуть свою точку, зрения. Если же подросток будет говорить последним, то он, скорее всего, повторит точку зрения одного из лидеров своей группы, так как не захочет терять его расположение.

4. Родителям: систематически контролировать действия ребенка в тех случаях, когда он взваливает на себя чужие проблемы

 

Карта обращения

 

Ф.И.О. И.К. Класс 5 «б»

Дата: 22 февраля 2016г.

Возраст: 11 лет.

Заявленная проблема: По направлению психолога

Методы диагностики (по желанию клиента): Методика на мышление «Исключи слова», Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).

Выявленная проблема: Отсутствие нормальных взаимоотношений с младшей сестрой, из-за большой разницы в возрасте (6 лет).

Рекомендации:

1. Ученику: Необходимо найти общие интересы с младшей сестрой, стараться предлагать ей играть в какие-нибудь интересные игры, попробовать организовать дома небольшое мероприятие, направленное на ваше совместное взаимодействие.

2. Классному руководителю: -

3. Учителю: -

4. Родителям:

· Старайтесь поощрять помощь, щедрость и сопереживание сестер друг другу — хвалите за это.

· В ситуации конфликта между детьми просто останавливайте их и показывайте, как можно разрешить спор словами — сначала по очереди говорим, потом вместе ищем варианты решения.

· Организация совместных мероприятий, прогулок и т.д.

Карта обращения

Ф.И.О. А.Б. Класс 6 «а»

Дата: 29 февраля 2016г.

Возраст: 12 лет.

Заявленная проблема: По направлению психолога

Методы диагностики: Методика «Корректурная проба».

Выявленная проблема: Небольшая устойчивость внимания, особенно проявляется в такой деятельности, как плетение из бисера или шитье.

Рекомендации:

1. Ученику:

Упражнения для тренировки устойчивости внимания:

· Понадобятся отрывок любого текста (например, из газеты) и карандаш или ручка. Необходимо очень внимательно читать текст и вычеркивать одну букву (например, «а») в течение 5 минут в день; потом две буквы (например, «С» и «П»), потом три, потом четыре. Время постепенно увеличивать (каждую неделю на 5 минут (до 20 минут в день)). И проверять правильность.

· Необходимо выбрать любое слово, очень длинное. Засечь время (например, 15 минут) и составлять различные слова из букв, входящих в данное слово. Это задание можно делать также с родителями, чтобы было интереснее.

2. Классному руководителю:

· Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков.

3. Учителю:

· Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

· В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.

· Развивайте у него навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для него ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

- самостоятельно, читая про себя;

- читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;

- сравнивать текст с правильным образцом.

4. Родителям:

· Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для таких детей особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения.

· Научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ребенок забегает вперед и «узнает» слово.

· Необходимо проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.

 

САМООЦЕНКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: