Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Сезанн

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш.

 

Винсент Ван Гог (1853 — 1890). Родился в Голландии, в религиозной семье.

Сохранилась переписка с братом Тео. В письмах братья говорят о творчестве, об отношении Винсента к произведениям. Ван Гогу посвящено много художественной литературы, к примеру, Ирвинг Стоун «Жажда жизни». Ван Гог долго искал свой путь, свое призвание, себя. Собирался стать священником, был проповедником, затем обратился к искусству. По большей части, художник-самоучка, выражал собственное видение (мира).

Первые картины мрачны, много коричневого, черного; изображения людей труда, бытовые сцены.

«Женщины, несущие на себе уголь».

«Крестьянин, сжигающий сорняки».

*Первый период — Голландский. *

«Едоки картофеля». Ключевая картина периода. Камерный сюжет, большой формат.

 

Переезд во Францию — знакомство с импрессионизмом — под влиянием импрессионизма — палитра светлеет. Изображение повседневной жизни Франции.

«Портрет папаши Тонч и».

1888 — переезд в Арль.

Скоро к нему приехал Поль Гоген; какое-то время жили и творили вместе. Разные характеры привели к ссорам.

«Автопортрет, посвященный Гогену».

Во время одной из ссор Ван Гог отрезал себе мочку уха — «Автопортрет с отрезанным ухом».

Ван Гог любил желтый и синий цвета; часто обращался к подсолнухам. Тема труда получила иную трактовку в творчестве Ван Гога под влиянием искусства Франции.

«Красные виноградники в Арле».

«Сеятель».

«Арльское кафе ночью. Вид с улицы».

«Звездная ночь».

Поль Гоген (1848 — 1903). Вдохновлен жизнью полинезийских племен. Примитивизация формы. Краски яркие, чистые. Сочетания красного, желтого цветов. Иногда намеренно нарушает перспективу. Часто гиперболизирует. Гоген не пользуется светотенью и цветными тенями, накладывает свет ровными плоскостями. Линейный ритм. Свет воспринимает символически. Плоскостность.

 

«Битва Якова с ангелом» («Видение после проповеди»). Фигуры упрощены. Доминирование линий. Сюжет, возможно, навеян каким-либо религиозным праздником. Ангел — символ духовных сил на земле. Бретонцы в традиционных костюмах.

 

Постимпрессионисты увлекаются культурой Японии, заимствуют японские сюжеты, в частности в гравюрах.

Гоген часто писал автопортреты.

 

«Таитянские пасторали». Мир первозданной природы.

«Аве Мария». Дань религиозному сюжету. Парафраз: Богоматерь с младенцем. В духе «Таитянских пасторалей» (~первозданный рай).

 

Анри Тулуз-Лотрек (1864 — 1901). Из знатной аристократической семьи. Вследствие болезни суставов был инвалидом (в детстве сломал сначала одну, потом и другую ногу, кости неправильно срослись — ходил с палочкой, был маленького роста). Жил на Монмартре (Париж, Франция), в период его жизни там Монмартр расцветает.

Живопись и графика.

«Амбассадор Аристид Брюан». Простой колорит. Главенство линии.

Изображения танцовщиц. «Жан Авриль» (1893). Колорит на втором плане, главенство рисунка, непрерывная линия.

«Ля Гулю и Валентин Бескостный».

«В Мулен-Руж».

 

Поль Сезанн (1839 — 1906). Нет портретов сложного, драматического содержания. Портреты близких людей, иногда натюрморты. Колорит — проявление живописной стихии. Материальная крепость, ощущение вещественности мира: устойчивость, материальность, объемность форм. При этом не всегда можно определить, что за ткань, фрукт, материал перед нами (отсутствие конкретности). ~800 полотен, ~350 акварелей, много рисунков.

Работал на пленэре, простудился, умер.

«Портрет отца» (1866). Мир задумчивости, сосредоточенности, созерцательности.

«При богатстве красок форма достигает своей полноты».

«Девушка за пианино. Увертюра к Тангейзеру» (1869-70). Ощущение спокойствия. Замкнутая композиция. Домашняя ситуация.

«Пейзаж в Овере». Простые геометрические формы.

«Портрет Виктора Шоке».

«Гора Святой Виктории». Стремится передать красоту окружающего мира.

«Игра в карты». Действие упрощено.

«Натюрморт с вазой для фруктов». Отступление от законов перспективы.

«Натюрморт с купидоном». Некоторые предметы сливаются — смешение реального и иллюзорного. Отступает от законов перспективы.

«Яблоки и апельсины».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: