Становление советской школы права

Советская юридическая мыль.

европейская традиция прервана здесь.. в современную эпоху отношение к праву было как к атрибуту эксплуататорскому угнетательского общества. Идеалогия права – это возведенная в закон воля класса. Идеалогия эта сохранялась до конца 20 г и начала отступать т.к. не получила мировой революции, устанавливать право надо.

Философия была заменена полностью, на смену пришла марксистская философия + предельно вульнгарный материализм. Право только форма, все законы в экономике.. а право только выполняло предписанную норму.. науки в советском периоде не было. Но это оказало влияние на о. что многие ученые ушли в логику, что позволило создать новые исследования. Поскольку философией заниматься нельзя была одна марксистско-ленинская, следовательно все силы юристов сконцентрировались на юридической догме.. в условиях советского времени ряд конструкции не могли работать, существовать универсально и были придуманы.

Отечественная юридическая мысль складываться и оформляться начинает к середине 19 века. По оценкам самих юристов 19 века отечественная юридическая мысль полностью следовала в кильватере германской юриспруденции (та же роль, что и глоссаторов в отношении кодекса Юстиниана). Это было не слепое следование немецкой традиции. Они воспроизводят немецкую юриспруденцию на новом уровне с новым осмыслением, на достаточно высоком уровне. Юридическая мысль в России в начале 19 века поднимается на достаточно высокий уровень.

После революции 1917 г. отечественная юридическая мысль полностью выпадает из истории. Философия права как самостоятельная область юридической мысли исчезает, т.к. она возможна только при наличии в обществе конкуренции философских учений, традиций и это позволяет юристам создавать собственные философские основания. В Советском союзе существует только одна единственная, универсальная, истинная философия - марксизм - ленинизм, который превращается в религию, выполняет функцию научного писания. Та же ситуация что и у глоссаторов, та же задача – толкование основного источника (Капитала). Принципиальным было восприятие определенного мировоззрения и методологической схемы.

Суть марксистского мировоззрения науки.

1. Было объявлено, что общество развивается поступательно (прогрессивно) и каждый последующий этап развития более прогрессивен, чем предыдущий. В основе развития общества лежит развитие средств производства, которое имеет линейный характер необратимый характер, оно объективно, доказыванию и обоснованию не подлежит. Человечеству имманентно присуще развитие своих технических средств, средств труда. Но производство всегда осуществляется в некоторых формах – производственных отношениях (отношениях по поводу производства, обмена и распределения продуктов в обществе). Эти отношения, которые закрепляются законом и защищаются государством не способны к естественному линейному развитию, они консервируют состояние общества. Производственные отношения всегда отстают и движутся линейно, они законсервированы и не могут автоматически следовать за развитием средств производства. Производственные отношения законсервированы и все время отстают от производительных сил. Каково максимальное значение этого разрыва? Максимальное значение этого разрыва определяется жизнеспособностью общества, т.е. тогда, когда общество переходит в состояние деструкции и уже не способно к нормальной организации нормальной жизни необходимо привести производственные отношения в состояние адекватное производительным силам: меняется форма собственности (рабовладельческая – феодальная – капиталистическая). Новая форма собственности (например, капиталистическая) опять консервирует отношения, которые начинают отставать от производительных сил до определенного значения, за которым общество или разрушается и уходит с исторической арены или меняет принципы своей социально-экономической организации и приводит отношения в соответствие с уровнем развития производительных сил. Отрезок приведения производственных отношений в адекватную форму относительно производительных сил – социальные революции. Новые средства производства приводят к возникновению совершенно новых организованностей в области промышленного производства, капитала, трудовых отношений и т.д., а формы собственности продолжают оставаться стабильными и начинают тормозить развитие общества. Для того, чтобы преодолеть это торможение происходят социальные революции.

2. Идея экономического детерминизма. Представление о двух сферах жизни общества. Экономический базис и надстройка, которая имеет различные сегменты (политическая, государственная, правовая надстройка). Надстройка полностью зависит от экономического базиса. Все предопределяется автоматически, на уровне элементарного закона. Смена экономического базиса влечет смену надстроечного базиса, к которому отнесены государство и право. Отсюда вывод, государство и право не имеют собственной истории, они являются только формой и средством обеспечения базиса в отношениях и полностью следуют законам развития экономической сферы общества.

В рамках этих двух постулатов жила советская юридическая мысль. Она исходила из приоритета экономических отношений и определяющей роли базиса и линейного развития истории. Линейное развитие истории выгодно тем, что считалось, что социалистическая формация (государство и право) - более высокий уровень развития, чем капитализм. Осознавалось, что мы живем в будущем, к которому рано или поздно придут все остальные.

Признавалась только марксистско-ленинская философия. Любое право – возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Экономически господствующим классом является пролетариат, передовой отряд – КПСС, его ядро – ЦК и политбюро. Содержание социалистического права должно было определяться партийной элитой, которая формулировала неявную, существующую в размытом виде волю масс. Этот вопрос был раз и навсегда решен. Советская юридическая мысль никогда не обсуждала и не проблематизировала вопросы содержания, происхождения права, законов. Законы воспринимались как священные тексты объективно оправданные и исторически необходимые. Задача была одна – объяснить, почему это правильно и по-другому быть не может. Это в области философии.

В области теории советская юридическая мысль, поскольку она в своем самоопределении базировалась на единственно правильной научной философии, претендовала на создание подлинно научной теории права и государства. Эти теории права и государства расценивались как теории естественнонаучного типа, которые с одинаковой легкостью описывают все явления и феномены в государственно-правовой сфере, которые возникали и существовали во все эпохи и существовали у всех народов.

С точки зрения юридической догмы. Юридическая догматика доктринальной юриспруденции оставалась каналом, по которому в советское время продолжалось восприятие правовой культуры. Поскольку в период законодательства выяснилось, что можно изобрести совершенно немыслимые юридические конструкции (жилищный наем и т.д.), но даже эти вновь создаваемые юридические конструкции не могли работать без фундаментальных юридических понятий и конструкций, которые были созданы за тысячелетия. Советское право восприняло большинство системных конструкций в части догматики предыдущих эпох. Именно догматическая юриспруденция, прежде всего в области цивилистики, сохранила правовую культуру и юридическое мышление в нашей стране. Эта культура не позволила в определенные периоды развития нашего права сделать более радикальные шаги, чем это было сделано. Например, в 70-х годах хотели упразднить гражданское право как отрасль и ввести вместо него хозяйственное право и хозяйственный кодекс.

Юридическая догматика присутствует, но ей придается статус абсолютно бессодержательной юридической техники. То же самое было с философией: в 50-е годы философия была предельно идеологизирована и все серьезные философы ушли в область логики и стали заниматься ей. Так и в юриспруденции, большая часть теоретиков ушла в юридическую догматику, схоластическую юриспруденцию и обсуждали по большей части технические процессы. Были проведены серьезные догматические исследования.

Мы не произносим слова юридическая догматика, т.к. это было запрещено, догма понималась как понятие религиозное (отрицательное).

Как таковой догматической юриспруденции не было. Отрицательное последствие всего этого – поскольку это все было объявлено наукой, наукой стали объявлять и собственно догматические исследования. В предыдущие эпохи юристы хорошо понимали, что догматические исследования не научны, они не дают нового знания, они не позволяют понять природную сущность юридических явлений, эти исследования предназначены только для эффективной организации юридической практики и для обеспечения удобства деятельности практических юристов. У нас догматические исследования стали называть научными.

 

*Юридическая техника – способ изложения норма в текстах законов, юридические конструкции. Никаких оснований под этим нет. Наука должна давать ответ на вопрос: почему это так, а не иначе, как урегулировать нечто, чтобы не получить обратный результат. Организационные изменения, не изменяющие основания, принципы – техническая работа, не наука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: