По истории казахов периода XVIII, XIX и начала XX вв. имеется широкий круг исторических источников, в которых содержится информация, отражающая исторические события и факты, происшедшие на территории Казахстана и соседних с ним государств.
По своей форме и содержанию эти источники носят разнообразный характер. Они представлены письменными, устными и вещественными памятниками истории. В большей своей части письменные и вещественные источники привлекли внимание исследователей и введены в научный оборот.
Период новой истории казахов освещен в русских и западноевропейских, в восточнокитайских и мусульманских, и собственно традиционных казахских источниках - шежире. Материалы казахских шежире цри их источниковедческом анализе представляют ценные исторические сведения. Однако казахские шежире долгое время оставались без должного научно-исследовательского внимания, вне круга источниковедческих поисков исторической науки, так как существовавшая тоталитарная система и идеологическая цензура налагали запрет на использование в науке национальных исторических источников. Отсюда и происходит тот недостаток советской историографии и источниковедения, когда были преданы забвению казахские исторические источники. Для историков было небезопасно вводить в круг научных проблем эту категорию источников, потому что были примеры прямого преследования ученых (например, Е. Бекмаханов, А. X. Маргулан), которые заставили последующих историков обходить стороной проблему научного анализа и изучения казахских исторических источников.
|
|
Вторая половина XIX - начало XX веков стали временем становления письменной традиции казахских шежире. Переход вербальных казахских шежире в их письменно-библиографическую форму происходит благодаря глубоко творческой деятельности таких ученых, как Машхур Жусуп Копе-ев, Шакарим Кудайбердиев, Нуржан Наушабаев, Курбангали Халид, Муха-меджан Тынышпаев, Алихан Букейханов.
Стремление этих людей к их письменной фиксации как бы объясняет важное научное значение казахских шежире, которые долгое время существовали в изустной передаче. Мухамеджан Тынышпаев пишет: «...без предварительного изучения генеалогии каждого отдельного рода киргизского народа, а также без выяснения того, с кем и в какие времена он сталкивался, невозможно представить себе общую картину исторических судеб киргизского народа». У историка Курбангали Халида относительно значения изучения истории казахского народа говорится: «...завершив повествование о событиях, произошедших в Средней Азии и Восточном Туркестане, я приступил к описанию истории казахов и их ханов. В целом, история этого народа есть на устах, но отсутствие персональной письменной истории казахов или исторических воспоминаний допускает различные мнения, преследующие порою негативные замыслы, исходящие из дурных мыслей одних, критических взглядов других. Современники же не придавали значения подобному освещению истории, несмотря и на их осведомленность. И, в конечном итоге, не оказалось истории с конкретным содержанием, конкретным описанием событий. По этой причине я вложил все свои усилия и более чем двадцать лет собирал письменные источники и сведения, касающиеся данной истории, собрал всю ценную информацию и написал эту книгу». Характеризуя свой труд, Курбангали Халид постоянно подчеркивает необходимость приверженности к объективным и правильным оценкам излагаемых событий истории. Приблизительно этими же принципами руководствовался и Шакарим Кудайбердиев, который пишет: «...пытаясь узнать, откуда произошли казахи, я в течение долгого времени записывал все, что слышал и узнавал об этом. Кроме того, мною прочитаны родословные книги других народов. Среди них мусульманские «Кабри тарих гумуми», «Та-рих Гусмани», «Тарих антшар ал ислам», «История тюрок» Наджиба Гасым-бека, «Родословная тюрок» Абулгази Багадур-хана и др. Из русских книг мне известны работы Радлова «Об уйгурах», Аристова «Отюркских племенах», а также летописи народов мира, переведенные на русский язык, в том числе древняя книга тюрков «Кутадгу билиг», «Кошу шайдам», труд китайского летописца Юань Шаумиша, книги арабских, персидских, римских, европейских историков.
|
|
Выбирая из книг все самое необходимое и близкое к истине, дополняя к месту казахскими устными рассказами, я попытался составить родословную наших предков. До настоящего времени, кроме устных преданий, родословной, написанной на казахском языке, не было».
Историографическое наследие Машхура Жусупа Копеева представляет собой традиционное направление в письменном казахском шежире, где отсутствуют ссылки на западных либо восточных авторов, и единственным источником служат устные исторические сведения. Он пишет: «...нынче, повествующие шежире (имеется в виду азначении «казахскую историю» -Ред.),переводят ее: одни из китайской истории, другие от русских авторов. Насколько это оправдано и может ли быть достоверным для казахов подобное шежире?!».
Но вскоре эти национальные историографические традиции были забыты. На протяжении более чем полувековой истории казахской науки ученые не осмеливались публиковать и делать ссылки на этих авторов. Шака-рим Кудайбердиев был убит властями, А. Букейханов, М. Тынышпаев -репрессированы. Мавзолей Машхура Жусупа Копеева разрушен - это официальный факт вандализма советских партийных органов, а Ермухан Бек-маханов, поборник национальной традиции в истории, был осужден. Были репрессированы С. Асфендияров, К. Кеменгеров, которые были близки к национальным историческим источникам и к проблемам их научных исследований.
И только в конце 80-х - начале 90-х гг. наступило время возвращения к жизни трудов казахских авторов по истории, публикации казахских шежире. И пришла пора рассмотрения казахских источников в свете новых исторических концепций. Что есть казахское шежире? Традиционное историческое сознание кочевого общества формируется в рамках шежире. Оно являет собой тот центральный стержень в структуре исторического знания кочевников, от которого ответвляется и исходит его теоретическое и прикладное значение. Эти ответвления образуют в шежире то историческое знание, которое формируется, во-первых, из действительной генеалогии и, во-вторых, ирреальной, которая является лишь структурообразующей вымышленной генеалогией, в-третьих, из исторической мифологии - глас древности, «қария сөз», «ескі сөз», а также из исторических преданий, эпических сказаний - батырлар жыры, толгау.
|
|
Понимание смысла и назначения истории в кочевом обществе отличается от таковых у других цивилизаций и народов. Например, если основным принципом в системе накопления исторической информации в историографии христианского и мусульманского мира является категория исторического времени, то у кочевников оно заменено категорией исторической личности. Центральным смыслом в шежире является персонификация истории и исторических событий. Категория исторического времени отодвигается на третье место, после категории исторического пространства, и на первый план выдвинута деятельная историческая личность. Подсчет исторического времени соответственно осуществляется согласно генеалогическим поколениям и знаменательным событиям истории, так как это обусловлено космогоническими представлениями, которые, в свою очередь, обусловили двенадцатигодичное цикличное летосчисление.
Итак, в центре генеалогизированной системы исторического знания находится историческая личность, которая отождествляет собой историческую эпоху и события. Так, казахские историки по истории XVIII и XIX вв. представляют исторические циклы о таких популярных личностях, как Аз-Тауке, Абылай, Бухар-жырау, Казыбек би, Толе би, Абулмамбет-хан, Абулхаир-хан, Бо re мбай-батыр, Карасай-батыр, Ка-банбай-батыр, Кенесары-хан, Наурызбай-султан, Едиге, Шон, Торай-гыр, Жарылгап би, джунгарский хунтайджи Галдан-Шрэн, Сына-батыр (ШуноДабо) и другие.
Очень интересна точка зрения исследователя В. Юдина о том, что «сверка известий источников устной степной историографии с точно установленными фактами истории показывает, что источники степной историографии сообщают сведения верные», что «большинство событий, лиц, о которых рассказывается в них - историчны», что «это дает основание сделать вывод, что и неизвестные события и лица этой историографии вполне реальны». В рассмотрении истории казахов периода XVIII-XIX вв. были использованы и сведения традиционных степных источников.
|
|
В истории источниковедения и историографии существуют примеры практического использования казахских шежире и в числе них, в первую очередь, следует назвать имена ученых П. И. Рычкова, А. И. Левшина, Б. В. Радлова, Г. Н. Потанина, Ч. Ч. Валиханова, А. Н. Харузина, А. Н. Аристова и др.
Только лишь поверхностное рассмотрение нами в хронологической последовательности событий истории XVIII и XIX вв., на которых акцентировано внимание казахских шежире, дает нам возможность углубиться во многие детали прошлого, уточнить некоторые подробности из событий и понять дух эпохи, уже изложенных в западных или восточных источниках, может быть несколько в иной интерпретации. Каждый письменный источник, конечно, подлинный и достоверного автора, представляет большую научную ценность. В то же время в нем те же, возможно, уже известные, факты истории преподнесены в новом варианте истолкования, преломлены в мировоззренческой системе этого конкретного информатора и не лишены, возможно, субъективизма.
С начала XVIII века Казахское ханство известно правлением Тауке-хана (1680-1715 гг.). Тауке был достаточно сильным государем для своего времени, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. А. И. Левшин, опираясь на казахские материалы, дал следующую характеристику великому Тауке-хану: «При имени сем сердце всякого Киргиз Казака, несколько возвышающегося духом над толпами буйных соотечественников своих, наполняется благоговением и признательностью. Это Ликург, это Дракон Орд Казачьих».
В казахских народных преданиях за ним признается заслуга умиротворителя. Он останавливает губительные междоусобицы и кровопролития, продолжавшиеся в течение многих лет; он убеждает всех умом и справедливостью повиноваться ему; он соединяет слабые роды вместе для сопротивления сильным, а сильных усмирил, и дал всем общие законы, по которым судил их. В «Казахском шежире» Машхура Жусупа Копеева, так же как и во многих других шежире, приводится очень много сведений о времени его правления. Он пишет: «После благородного Жангира хаиом стал Тауке. Это был умный, упорный и образованный человек. В народе про него говорят, что народом он правит хорошо. И выражение о правлении Аз Тауке «На горе Култобе каждый день совет происходит» именно с того времени».
Судя по материалам исторических преданий и героического эпоса, зимние кочевья казахов, в основном Старшего жуза, в начале XVIII века находились на юге, в бассейне р. Сырдарья.
В стихотворной форме, кстати очень удобной для передачи мысли в вербальной культуре казахов, указываются основные мотивы действий Тауке-хана по конкретным социально-политическим вопросам.
Шакарим Кудайбердиев в «Родословной тюрков, киргизов, казахов и хаиских династий» излагает генеалогию Тауке-хана: «Когда после Жангира ханом стал Аз Тауке, обиженный Уалибакы уходит в Ургенч к Гаип-хану, своему деду по материнской линии. «Култебенщ басында кунде кеде» («На горе Култобе каждый день совет») выражение это, ставшее поговоркой, появилось со времени правления хана Тауке, ибо это он регулярно собирал казахских старейшин на совет, где обсуждались планы на будущее, составлялись общие для всех правила. У Тауке было двое сыновей - Абулхаир и Болат. От Болат хана — Самеке и Абулмамбет. В «Годы Великого бедствия» («Актабан шубырынды») в Среднем жузе ханом был Самеке, в Старшем -Абулмамбет. В Младшем жузе - Абулхаир».
О генеалогии Тауке-хана Курбангали Халид пишет: «А о Барак-хане не затрудняясь скажу: сын Барак-хана Бадакул, сын Жадик-хан, сын Сыгай, сын Есим, сын Жангир, сын Аз Тауке, сын Болат, сын Абулмамбет, сын Абулфеис (Абилпеис) хан и среди них нет особых различий. Есть и другие, но все они родственно происходят от Орыс-хана. Всё это достоверно исторически верно».
Мухамеджан Тынышпаев, который ссылается, что сведения ему сообщены стариками из рода шымыр Аулие-Атинского уезда, пишет: «По казахским преданиям калмыки, желая породниться с грозным Жангир-ханом и тем несколько умилостивить его, выдали за него дочь хунтайджи, от которой и родился Тауке». Мы полагаем, что Жангир-хан, отец Тауке, по-видимому, состоял в родстве с правящей династией дербетов, одного из крупных племен западных монголов. В российских источниках есть сведения о том, когда в 1635 году случилась междоусобная война среди ойратов «на Урлюка-тайпгу (предводитель тортаутов. — Ред.)дважды, совместно с казахским султаном Янгиром, нападал дербетский Далай-тайша. Калмыкам Урлюка был нанесен значительный ущерб». «По понятиям казахов хан-ствование Тауке считается самым счастливым временем в жизни казахов, временем, когда они достигли высшей степени военного могущества и в то же время внутри ханства парили мир и спокойствие», - пишет М. Тынышпаев. «Слабые угнетенные роды Тауке соединил в союзы, чтобы последние могли противостоять против сильных родов. Для фактического управления подвластными родами назначил 6 биев: 1) в Старшей Орде — Толе Алибеко-ва (дулат, отделение жаныс); 2) в Средней Орде — Казыбека («Каз дауысты» Казыбек-аргын, каракесек); 3) в Младшей - Айтеке (алим, торткара, внук брата знаменитого Жалантос-батыра самаркандского); 4) у кыргызов -Кокым-бия Карашорина; 5) у каракалпаков — Сасык-бия; 6) у катаган, джай-ма и других мелких родов имя бия неизвестно».
Первая половина 20-х гг. XVIII века получила общее название в истории «Годы Великого бедствия». Эти события казахские шежире в интерпретации Машхура Жусупа Копеева описывают следующим образом: «В то время сильно усилилась власть калмыцкого контайджи. Он не давал казахам спокойно жить, все время совершал набеги. За короткое время совершил сорок набегов. Во время войны влияние калмыков значительно возросло. Там, где побеждали джунгары, казахов убивали почти всех поголовно. Из-за такой жестокой войны, на грани истребления, казахи стали объединяться, собирать силы, и совместно воевать с врагами. Но когда нет удачливого хана, бесстрашных батыров, что толку от сборища слабых воинов? В 1723 голу Галдан-Цэрэн захватил Ташкент и установил там свою власть».
Содержащиеся в казахском шежире материалы более подробнее, чем какие-либо другие виды источников, передают дух и атмосферу первой четверти XVIII века. Весьма неконкретная формулировка «кыска кунде кырык, шапкан», т.е. «в течение дня сорок совершенных нападений джунгаров на казахов» свидетельствует об ожесточенном характере взаимоотношений между калмыками и казахами. Так были утрачены кочевья казахов в Жеты-су,в Туркестанском регионе и в среднем течении Сырдарьи.
«Когда установилось владычество калмыков, Старший жуз ушел к Ко-канду, Средний жуз к Самарканду, а Младший откочевал в сторону Хивы. «Актабан шубырынды» - «Годы Великого бедствия» коснулось в большей степени Среднего жуза. Спасаясь от джута, от врага, тысячи людей бегут по степи пешком, обувь не выдерживает таких продолжительных пеших переходов, подошвы ног становятся белыми и гладкими, как лысина, Старший жуз остался под властью Джунгарии, а Средний жуз больше всех пострадал от джута - поголовной гибели скота, - от набегов врагов. Немногочисленные остатки Среднего жуза пришли в Сарыарку и там обосновались».
В годы «Актабан гщбырынды» казахи несли тяжелые потери, подвергаясь нападениям со многих сторон: «1-е, от зюнгорских калмык, 2-е, от волжских калмык, 3-е, от башкирцев, 4-е, от сибирской стороны..., 5-е, от яиц-ких казаков». Наибольшую опасность из вышеперечисленных недругов представляли джунгары, в решающих боях с которыми в 1723—25 гг. казахи потерпели поражения. В эпической поэме «Шакшакулы Ер Жэшбек» передается состояние бедствующего народа.
Несмотря на поражение в 1723—25 гг. и беспорядочную откочевку в Мавераннахр и в Сарыарку, казахи уже в 1726 г. были вновь способны вступить в открытый бой против Джунгарии. Как пишет А. И. Левшин: «...отчаяние убеждало их (казахов. - Ред.)в необходимости возвратить себе прежние жилища, а бедствия внушали средства к достижению сей цели. Опасность примирила внутренние междоусобия, возродила общее согласие и направила всех к одному предмету».
Первая крупная битва состоялась в 1728 г. у побережья озера Шубар, юго-западнее Улутауских гор. Казахские предания говорят о том, что казахскими войсками командовал в этом бою Шакшак Жаныбек-батыр.
Преодолевая отчаянное сопротивление казахов, джунгарские армии целеустремленно двигались в сторону Улутауских гор, являвшихся в ту эпоху главным очагом казахского сопротивления и территориально-политическим центром Казахского государства. А. Диваев записал казахские предания об участии батыров Старшего и Младшего жузов под предводительством ТаЙлака и Санырыка в грандиозном и решающем сражении на берегах pp. Буланты и Белеуты. Полное уничтожение джунгарских войск в этой местности осталось в народной памяти как «Калмак кырылган» — «Место гибели калмаков». Между реками Буланты и Белеуты возвышается небольшая сопка, названная с тех пор «Калмак кырылган». Вершина ее усеяна казахскими могилами, на надгробиях высечены многие родовые тамги.144 По историческим преданиям, на этом кладбище были захоронены казахские батыры, погибшие в этой битве. Героический эпос передает высокий дух и героический настрой казахских воинов, сражавшихся на Буланты.
Перечислены имена батыров - Малайсары, Олжабая, Есета, Жантая, Барака, Жаныбека, Кабанбая, Богембая, Сырыма, Мурына, Жаулыбая, Са-рыбая, биев - Казыбека и Толе, т.е. все казахское ополчение, собранное из различных родов. И, действительно, многие письменные источники повторяют имена батыров и биев. Вместе с тем следует подчеркнуть, что архивные документы создавались в сугубо прагматическом характере, в то же время сказания и героический эпос имеют более обобщенный характер и поэтому стали произведениями художественного творчества.
«До них в Сарыарке в местностях Двенадцать Казылык и Ши-Тундук жили найманы. Там же кочевали роды канжыгалы и басенты. Бежавшие от врагов собратья за одну ночь съели сорок наймановских кобылиц. Найманы сказали: «Пусть эти сорок лошадей будут вам угощеньем в связи с вашим прибытием — «ерулик», а мы откочуем чуть дальше». Остался только род жети момын, который заботился и ухаживал за беженцами, не обижая их. Однажды канжыгалинцы выкрали у Абыз-Шомака дочь и отдали ее замуж за первенца известного бия Казыбека - Коная. Когда Конай умер молодым, он был похоронен у побережья Шидерты. Так что и река рядом с Шидерты носит с тех пор название Конай. Роды канжыгалы и басенты пришли в Баянаул и там обосновались. Но когда туда пришел род Суюндик и стал там обосновываться, они ушли еще дальше, в низину, называемую Аккол-Жайылма».
Такие, приводимые в шежире Машхура Жусупа Копеева, исторические сведения свидетельствуют о родовых перемещениях, вызванных джунгарс-ким нашествием в казахские степи, когда были нарушены сформировавшиеся традиционные маршруты кочевок скотоводов, когда были нарушены земельные отношения кочевников и система межродовых производительных связей.
Казахско-джунгарские войны дали для истории имена прославленных батыров, которые воспевались в народе, а их героические подвиги увековечены в народной памяти - в шежире. В шежире Машхура Жусупа Копеева имеются исторические сведения об Абылае: «В юношестве Абылая звали Сабалаю» («Абылайдын ауелп аты Сабалак»)- Машхур Жусуп Копеев пишет: «...Рядом с недостигшим двадцати лет Абылаем все время был узбек-сарт по имени Оразак (Ораз. - Ред.). Они пришли к родам атыгай и караул, которые кочевали по берегу Ишима, пасли там лошадей бая Даулеткельды, были у него конюхами. Когда у Абылая спрашивали: «Как тебя зовут?» -он отвечал: «Мое имя Сабалак!».
Эпоха Абылай-хана высоко оценена Чоканом Валихановым, он пишет: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства». Такая оценка в точности воспроизводит ту историческую эпоху, сохранившуюся в сознании народа. Система казахских шежире выполнила свою функциональную задачу, образы выдающихся батыров, самого хана Абылая закрепила в форме поэтико-эпических сказаний - эпосах о батырах, тол-гау и т.д. Материалы по истории казахов XVIII в. присутствуют во многих статьях Ч, Валиханова. Он использует широко известные в народе исторические предания. В своей статье «Исторические предания о батырах XVI11 в.» Ч. Валиханов приводит 14 преданий, упоминающих известные исторические лица - Абылая, Богембая, Жанатая, Байгозы,
Уразумбета, Ельчибек-батыра, Темирхан-батыра, Аркандар-батыра, Баян-батыра, Худайберды-батыра, Жапек-батыра и т.д. Заслуга Ч. Валиханова в том, что он зафиксировал в своих статьях ценные исторические сведения, существовавшие до него в изустной передаче.
Об именах рыцарей того времени писал Курбангали Халид: «Во времена Абылая батырами и военачальниками были: Каракерей Кабанбай, Алты-бай-батыр, Актамберды-батыр, Есмамбет-батыр, Матай Шонкей-батыр, Ке-рей Жаныбек-батыр, Бори Акпантай-батыр, Канжыгалы Богембай-батыр, Басенты Малайсары-батыр, все они были отличными воинами и военачальниками, но лучшим из них был Кабанбай. В ту пору те, кто попадал в окружение, старались тут же соорудить укрепление для круговой обороны, чтобы удобно было защищаться всем тем, что имелось под рукой, поражать врагов, и такое сооружение называлось «камал» — укрепление. Казахские воины сокрушили множество таких калмыцких укреплений, не оставляя там камня на камне, но вот в горах попалось такое укрепление, которое никак не могли взять, даже не могли окружить, в конце концов Абылай-хан в сердцах сказал, что тому, кто возьмет это укрепление, он отдаст свою ханскую власть. И тогда двое батыров Кабанбай и Есмамбет с небольшим числом воинов бросились на укрепление, и несмотря на стрелы и град камней, которые сыпались сверху, ворвались вовнутрь укрепления, захватили его и уничтожили множество калмыков».
В «Казахском шежире» Машхура Жусупа Копеева упоминаются имена прославленных воинов, он пишет: «Во времена хана Абылая из числа казахов вышли такие батыры: Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богембай, Каз-дауысты Казыбек, Шакшакулы Жаныбек, Кокжарлы Кокжал Барак. «Врагов он множество раз обращал в бегство, доброе имя осталось Бараку» -это про него слова. Из Старшего жуза - Шанышкалы Бердыкожа, Сырым Малайсары. «Когда он с криком на врага нападает, со знаменем скачи вслед за ним» - эти слова про Малайсары, Балта-керей Турсынбай, Таракты Байгозы, бывший для Среднего жуза ураном - кличем Олжабай батыр, из рода Малай-жадигер - Жаугаш, Бигаш, Боритонды-Борте, Орманшы, у которого на знамени изображена голова волка, рыжий Шотана-батыр, Козган Бек-шемерген, карауыл Альтеке, Сарым Жидебай, Уак Сары, Баян - все батыры». «Дома у нас батыров много, но когда надо выступить в поход и сразиться с врагом, нет никого равного Баяну», - говорил Абылай-хан. И это про него сказано в песне:
Бегут, смешавшись, отступая
Враги в смертельном страхе
И Баян, батыр великий,
Вполоборота разит их пикой!
Все эти названные герои-батыры не раз разбивали отряды и укрепления калмаков. Среди казахов нет равного батыру Каракерею Кабанбаю, среди биев нет равного Толе бию из уйсуней».
Казахские шежире представили современной исторической науке широкий круг источников в жанре казахских жыров (эпосов) и толгау (раздумий), в которых содержатся подробные сведения по истории казахов. Так известны зафиксированные Чоканом Валихановым «Абылай туралы жыр» («Эпос об Абылае»), сочиненные Кокпаем поэма «Сабалак», «Абылай хан
әңгімесі» («История Абылая»), «Сабалак. - Абылай хан» Олжабая Нуралы-улы, у Машхура Жусупа Копеева «Абылай ханнын ен. алгашкы ауызга шнш, кезге тускеш», «Абылай аспас Арканын. Сарыбел». Содержащаяся в них информация глубоко и объемно передает дух того исторического времени, события, связанные с казахско-джунгарскими, казахско-кыргызскими, с другими соседними народами, военные и дипломатические отношения. В цикле батырского эпоса широко известны жыр «Бэгембай-батыр», «Ер Жа-ныбек», где сведения, которые уже известны как из русских, так и китайских источников, воспроизведены в историко-художественном стиле.
Среди всех этих казахских жыров особенно примечателен «Теле бидщ тарихы» («История Толе-бия») Казангапа Байболова, в котором имеются сообщения о генеалогии Толе би и его деятельности, о Казыбек би, Айтеке би, а также много сведений о Тауке-хане и истории создания «Жеті Жаргы» (Семь уложений Тауке-хана).
Одной из форм устной исторической традиции в XVIII веке являются казахские толгау в импровизации известных жырау того времени. Казахские жырау XVIII века Актамберды-жырау, Татикара-акын, Умбетей-жы-рау, Бухар-жырау, Котеш-акъш, Шал-акын были представителями героического периода казахского народа и своим творчеством способствовали формированию социальной идеологии кочевого общества.
В глазах народа они являлись неординарными личностями, что, скорее, было и на самом деле, так как жырау считались прорицателями, чья воля иной раз стояла выше власти хана. В их творчестве освещались важнейшие события века, рассказывалось о легендарных личностях, военачальниках и др.
Актамберды-жырау (1675-1768 гг.) — это народный трибун, призывавший к смертельной схватке с врагом, джунгарскими захватчиками, в своем творчестве он выражает мечты казахского народа о мирной и свободной жизни, мечты о времени, когда будут побеждены социальные противоречия и сбудутся благие надежды народа.
Время жизни Умбетей-жырау (1706—1778 гг.) совпало с наиболее важными военными вехами Казахского ханства, называемыми в народе «жаугершинк заман». Все события этого времени воспеты в жырах, толгау, жоктау, естирту. В героических песнях Умбетей воспевает храбрость и героизм батыров, патриотизм народа, а когда случалась гибель батыров, то их имена непременно увековечивались в посмертной песне о герое-освободителе. В своих толгау Умбетей-жырау передает общественно-политическую жизнь степи. Его песни сохранились в устах народа. И в то же время он -знаменитый военачальник, батыр антиджун га рекой войны. Особенно известными в народе стали его сказание о Богембай-батыре.
В сказании упоминаются многие названия местностей, где происходили битвы казахского ополчения с джунгарами, а при сопоставлении с письменными источниками, с археологическими данными четко обозначенные названия согласуются с письменными документами.
Богембай-батыр, один из организаторов казахского сопротивления, стоявший в сражениях в первых рядах, умер в возрасте 81 года. Ответственная миссия извещения Абылай-хана о смерти батыра выпала Умбетей-жырау. Жанр казахского жоктау-прощания был традиционным в искусстве слова кочевников, содержал в себе полную биографию легендарной личности и выражение соболезнования по поводу ее гибели или кончины:
Эй, Абылай мой, эй, Абылай!
Послушай, что еше скажу,
Ведь я тебя не пощажу,
Ты думаешь о тех друзьях,
С кем рядом был на стременах,
Ему за восемдесят лет,
Но к нам он не вернется, нег!
Батыр твой умер, Богембай!
В героических сказаниях Умбетей-жырау содержатся все ценные исторические сведения об Абылае, включая батыров каракерея Кабанбая, кан-жыгалы Богембая, Сары, Баяна, Сагымбай-батыра и многих других.
Великий провидец Бухар-жырау (1684-1781 г.) пережил Абылай-хана. Ч. Валиханов в своих исследованиях приводит в качестве примера жанра жоктау казахов один из толгау Бухара, который он назвал «Песня Бухар-жырау по умершему Абылаю».
В цикле исторических рассказов об Абылае в шежире Машхур Жусупа Копеева говорится о военных походах Абылая - «Абылайдын бip жорығы».
В «Слове о Бухар-жырау» Машхур Жусуп Копев пишет об одной из видных исторических личностей времен Абылая, чье творческое наследие сохранилось благодаря письменным шежире: «Старейшина Бухар-жырау из рода Каржас был сыном Калкаман батыра. Знавшие его люди называли его «священное горло».
Много легенд и сказаний связано с деятельностью Бухар-жырау как советника и глашатая идей Абылай-хана. И очень часто он становился идеологическим советником Абылая в решении того или иного вопроса в конкретной обстановке. Многие сказания и легенды поливариантные, наполнены смысловыми иносказаниями и часто решения политические сопровождались передачей сакрального смысла действий и их наглядностью. Образ и фигура Бухар жырау в казахских шежире, в особенности у Машхур Жусупа Копеева, выступает как образ справедливого прорицателя, активного поборника единения казахского народа, человека, воплощавшего в себе лучшие черты своей эпохи.
Переговорные процессы между казахскими и джунгарскими владетелями середины XVIII в, также отражены в казахских шежире. Так Шакарим-хажы пишет: «В 1741 г. хан калмаков Галдан-Цэрэн, будучи в Ташкенте, посылает тридцатитысячное войско во главе с батыром Жалбы с приказом изловить Абылая и доставить живым, дабы он мог собственноручно казнить его в отместку за смерть батыра Чарыша. Продолжив поиски, вскоре находят хана Абылая и, спящего, захватывают в плен.
Галдан обратился к Абылаю со словами: «Я убью тебя заместо Чарыша, такого же батыра, как ты. Скажи, чего бы ты желал перед лицом смерти?» Тогда Абылай сказал: «Таксыр, у меня всего три желания. Первое: я убил Чарыша в честном поединке на поле брани. Вы же меня захватили спящего и хотите казнить. Я мечтал бы умереть в битве казахов с калмаками. Второе: казахи народ кочевой, не оседлый. Найти бы мне им землю, научить их жить оседло, тогда и умереть было бы не жаль. Третье: в моем роду в каждом колене рождался лишь один мужчина. Если я умру сейчас, ни детей, ни сородичей не оставлю, исчезну (с лица земли), будто вовсе на свет белый не являлся».
После этих слов Галдан опустил голову и долго сидел так в задумчивости. Затем обратился на своем языке к визирю: все, что он сказал, - все истина. В особенности, последнее. Я ведь тоже единственный в пятом колене, случись что с моим сыном Амурсаной, и мой род прервется. «Алдияр!» -воскликнул Абылай и тотчас поднялся на ноги и сложил руки перед грудью. «Отчего ты так называешь меня, разве я подарил тебе свободу?» - спросил его Галдан. «Таксыр, я понимаю ваш язык. Вы уподобили меня своему сыну, чем это не свобода».
Галдан остался доволен ответом Абылая и простил его. Он подружил Абылая с Амурсаной, одарил казахов и русских ценными подарками и в качестве «кундебау» (по джунгарскому обычаю) отдал Абылаю из своего рода девушку сироту. Кундебау - означает «неразрывная дружба». А так как маленький братишка никак не хотел расстаться с сестрой и безутешно плакал, его тоже отдали Абылаю, с пожеланием, чтобы он относился к нему, как к брату своему. Абылай дал ему имя - Махмуд. Казахи называли его по своему - Мамбет. Сын его Большеке...».
Этот исторический сюжет несколько иначе интерпретируется в глежире Машхура Жусупа Копеева.
История пленения Абылая калмаками и его беседа с Галданом приводятся и в шежире Машхура Жусупа под-названием «Қалдан Шеріннің әңгімесі» («История Галдан-Цэрэна»).
Приведенный выше отрывок из шежире Щакарвш Кудайбердиева весьмаполно и многоаспектно толкует важные политические и социально значимые события из жизни Джунгарского и Казахского ханств, при этом высвечивается связь между историческим событием и личностью, между прошлым, настоящим и будущим главных героев сюжета Галдан-Цэрэном и Абылаем. В кратком содержании определить квинтэссенцию исторического события: и его последствия через индивидуальность главного героя, такова общая канва традиции шежире.
Вскоре с геополитической карты Центральной Азии исчезло могущественное государство — Джунгария. Это был процесс трансформации кочевых этнополитических систем, начало которому было положено потерей политической самостоятельности кочевыми народами Поволжья — башкир, ногайцев, волжских калмыков. Гибель Джунгарского государства столкнуло казахов лицом к лицу с двумя империями Евразии - Китаем и Россией.
Огромный кочевой этнос, сохранивший независимость во второй половине XVIII века, казахи, стояли перед политическим выбором. Попытки создания совместного казахско-джунгарского военно-политического блока двух последних кочевых государств не увенчались успехом. Не последнюю роль в этом, конечно, сыграла политика Российского и Китайского государств, которые, преследуя собственные политические интересы, приложили немало усилий для развития конфликта между казахским и джунгарским народами.
С падением Джунгарского государства пришли в противоречие русско-китайские отношения, каждое из которых имело собственные интересы в планах территориального освоения казахских земель. Политику проникновения китайская сторона предприняла уже непосредственно после разгрома Джунгарии. В казахских шежире встречается топонимическое название местности в Центральном Казахстане «Шуршгг кырылган» («Место погибели шуршутов (т.е. маньчжуро-китайцев)»), что также подтверждается материалами научных этнографических полевых исследовании. Это название местности является прямым подтверждением событий 1756 г., когда в результате западного похода китайского правительства под руководством Дардана, его войска достигли р. Есиль, что привело к столкновениям с казахскими воинами Кабанбая, Кожа-бергена, Амурсаны.
После кончины Абылай-хана историческое развитие казахского народа идет на фоне усиления колониальной политики Российской империи в конце XVIII- и в XIX вв., казахские шежире сохранили дух антиколониальных выступлений казахов Среднего и Младшего жузов -Сырыма-батыра Датова, Саржана-торе, Кенесары-хана, Жанкожа-баты-ра, Есета-батыра, Исатая, Махамбета и многих других национальных героев. Начало российской колониальной политики, активизировавшейся во второй половине XVIII в., подробно освещено в шежире Курбан-гали Халида.
О событиях, связанных с казахско-русскими отношениями и строительством казачьих поселений и крепостей, изложено в шежире Машхура Жусупа Копеева в серии таких исторических этюдов, как «Сиыр жылы орыс-тар Баянауылга кала салмакшы болады», «Шорман-Муса екеушің бipi туралы», «Едіге би», «Шоң-Торайғыр» и др.
Казахские источники при их тщательном анализе проливают много света на события истории. Смысл изложенных Машхуром Жусупом Копее-вым сведений в том, что согласия казахов на строительство казачьих станиц, крепостей и укреплений русские колониальные власти добивались всевозможными средствами, путем военных захватов, подкупа знатных степняков за чины, подарками, жалованиями и даже путем прямого шантажа. В шежире Шакарима эти события получили следующую оценку, он пишет: «После ухода Абылая в Среднем жузе ханом стал Барак. У него был сын Бокейхан. Это не тот Бокейхан, что был в Младшем жузе. С этим Бокейха-ном переписывался военачальник русского царя Александр Павлович Гла-зенап в 1811 г. Последним ханом Среднего жуза был хан Турсын. Сын Чин-гиса, внук Бокейхана, он правил в Каркаралы. А упразднение ханства, назначение нового правления ага-султанов, старшин было введено еще до Турсын-хана в 1822 г.
Начинается прямое подчинение казахов русским. В 1824 г. в степи образуются отдельные округа, после этого первые пять лет казахи были свободны от налогов, а затем их обязали платить из ста голов одну, затем больше и т.д. Наконец, с объявлением временного положения окончательно потеряли свою свободу и подчинились русским законам».
Кризис традиционной общественной системы казахов, связанный с веяниями времени и колониальными политическими реформами, привел к кризису национального самосознания кочевников, получил отражение в творчестве казахских поэтов эпохи, получившей название «Зар-заман». Поэты этой эпохи питали свое творчество именно источниками казахских шежире. В своем поэтическом творчестве они в точности отображали дух своего времени.
Резюмируя в целом историю казахов XVIII-XJX вв. на основании казахских источников, созданных на протяжении этого времени, можно говорить о том, что рассматриваемая история двух столетий характеризуется беспрерывной борьбой казахского народа с внешней экспансией, сначала с Джунгарским ханством, затем шуршутами (т.е. - Цинскими правителями), кокандцами, хивинцами и активной колониальной политикой Российской империи, что оказало влияние на факт накопления исторической информации в среде народа, свидетельствует о глубинных процессах пробуждения исторического сознания казахов, об активном этническом становлении и развитии казахского этноса.
Период истории XVIII—XIX веков стал переломным для казахов. На глазах казахского этноса происходит исчезновение кочевых государств Центральной Азии. Кризис кочевничества выражался в резком сужении жизненного пространства кочевой цивилизации.
Ценность казахских источников заключается в том, что они позволяют значительно больше осознать настроение и дух времени, носителем которого может быть только тот этнос, в котором происходили эти исторические события. Ни один внешний источник не может адекватно отразить внутреннюю идею этноса, так как ее выразителями могут стать именно этносы, целиком включенные в эти события, поэтому ценность традиционных и внешних источников заключена в их своеобразии и специфичности. Так, в казахских источниках наиболее четко отражены детали внутренней политики Казахского ханства. Казахские источники донесли сведения о том, что лидеры этноса, в частности хан Абылай, видели необходимость скорейшего изменения образа жизни казахов, кризис кочевничества в новых складывавшихся условиях.
Центральным лицом в истории казахов XVIII века стал Абылай, цикл исторических преданий о котором невероятно многочисленен. В творчестве народных жырау, идеологов отечественной войны против джунгарс-кого нашествия, мы находим неопровержимые свидетельства о всенародном признании великих заслуг Абылай-хана, как гаранта общенационального единства, борца за национальную независимость и территориальную целостность казахских земель. Все они без исключения, еще с начала 40-х годов XVIII в., подтверждают его высокий личностный статус, его величие как общенационального государственного деятеля. Впоследствии Ч. Ва-лиханов пришел к верному заключению, что к началу 40-х гг. «мы находим его самым сильным из владельцев Средней орды», и что «настоящий хан (Абулмамбет. - Ред.) ничего не значил».205 Шакарим в статье «Уалибакы-нын несш» («Потомок Валибакы»), сюжет которой основывается на ше-жире, отмечает, что Абылай был провозглашен ханом при участии 90 знатных представителей трех жузов.
Более пространно казахские источники доносят образы казахских батыров, отличившихся бесстрашием и отвагой, образы мудрых биев, сыгравших значительную роль в единении народа, пресекавших любые центробежные негативные проявления и ставших духовными предводителями народа, идеологами борьбы за сохранение независимости. Казахские источники этого времени представлены в жанре героических песен — жыров, тол-гау, собственно шежире - генеалогией.
Казахские источники XiX века значительно отличаются от источников
XVJ1I п., они дополнены новым письменным жанром казахских шежире, существовавших до этого времени в изустной передаче. В этих источниках центральным сюжетом стало освещение событий колониального проникновения России и связанной с ним борьбой казахского народа за национальную независимость.
Произведения устной народной культуры казахов служат оригинальным источником для истории. Они обогащают последующие поколения многообразным колоритом ушедших эпох и позволяют обнаружить невидимые на первый взгляд спонтанные связи казахов с окружающей средой и способствуют определению их роли в едином историческом процессе развития общества.
Выдающимся акыном считался Дулат Бабатаев (1802-1871 гг.), участник самых известных айтысов XIX века, известный как один из глубоких знатоков истории и современности. Его творчество было популярно в степи, он высоко нес свое призвание, смело вскрывал социальные противоречия и призывал к критическому осмыслению каждым своего места в обществе.
До недавнего времени противоречивые характеристики давались творчеству широкоизвестного в казахской степи акына Шортанбая Ка-наева (1818—1881 гг.). Об исторической значимости и глубоком смысловом содержании его произведений говорит факт неоднократного их издания в 70-х годах XIX века в г. Казани под названием «Бала зары».
Продолжателями традиций Бухар-жырау и Дулата Бабатаева были Ко-теш-акын (1748-1818 гг.), Шал-акын (1748-1819 гг.), Таттикара-акын (XVIII в.) и др., активно отражавшие в своей поэзии окружающий мир, актуальные и насущные проблемы современности. Большинство из них не были пассивными сторонами, наблюдателями всего происходящего, а являлись активными участниками многих исторических событий времени, батырами, практически участвовавшими в освободительной борьбе против джунгар и экспансии китайских правителей на территорию Казахстана.
Наиболее яркой личностью первой половины XIX века, оставившей глубокий след в поэтическом творчестве казахов и от начала и до конца отразившей историю освободительного движения под руководством Исатая Тай-манова, является Махамбет Утемисов (1804—1846 гг.), ставший трибуном и агитатором его движения. Реальная действительность, выраженная в его произведениях, проверена архивными документами и потому они — ценнейший исторический источник, созданный очевидцем и активным участником событий. Во многом его произведения - достоверный фактический материал, облеченный в поэтическую форму, где прослежены все этапы освободительной борьбы казахов в Букеевской Орде в 1836-38 гг. Современником Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, принимавшим активное участие в восстании, был Шернияз Жарылгасов (1807—1867 гг.). В его стихах мы черпаем информацию о взаимоотношениях различных социальных групп в период после восстания, о расстановке сил, приведших к поражению выступления народных масс (песни Шернияза при встрече с Баймагамбетовым: про батыров Исатая и Наушу и др.).
Поэтическим продолжением осмысления народной памятью причин выступления трудящихся против царских угнетателей и раскрытия внутренней динамики этих протестов, стали исторические поэмы «Сказание о Бекете», посвященная событиям 1852-53 гг. в Оренбургско-Актюбинском регионе и «Исатай и Махамбет». В первом случае восстание возглавили Есет и Бекет; вооруженное выступление продолжалось до 1858 г. Бекет ранее был арестован и сослан в Сибирь, а Есет после поражения пошел на примирение с властями. Вторая поэма принадлежала Ыгылману Шорекову, который глубоко изучил события восстания 1837-47 гг. в Букеевской Орде, попытался вскрыть причины этого восстания (лишение крестьян земли и непомерные налоги, поборы хана Жангира). «Ценность поэмы в том, что во времени, когда народ был еше лишен возможности писать свою полную событий биографию, историческая песня, сложенная акыном, становилась его памятью, летописью, обобщением исторического опыта, подобно боевому оружию, она не ржавела, не старела и верно служила в его борьбе за свое освобождение».
Этапным воссозданием духа и истории этой эпохи явился выход сборника «Бес гасыр жырлайды» (В трех томах. А., 1989). Трудно переоценить значение документальных сборников, опубликованных в годы независимости Республики Казахстан: «Абылай хан* (Д., 1993), «Хан Кене» (А., 1993).
Другие массовые источники по истории XVIH - нач. XX вв.
Опубликованные источники по истории казахов XVIII-XIXвв. разнятся как по содержанию, так и по форме. Первую группу составляют записи очевидцев, побывавших в казахской степи и сопредельных с ней землях, материалы, содержащие сведения о казахах и событиях с их участием.207 В этом плане достойны внимания сведения, содержащиеся в дневниках и путевом журнале Ивана Унковского, побывавшего у джунгарского правителя Цэван-Рабдана. Здесь мы черпаем информацию о завоеванных джунгарами казахских землях Жетысу, подчинения джунгарам родоправителей Старшего жуза. Приводятся имена предводителей ойратов и топонимика. В частности, завоевание ими Чу, Таласа, Сарысу, земель Хантау, Улутау, Арганаты и ряда городов: Аулие-Аты, Сайрама, Сузака, Кулана, Чимкента, Ташкента и др.
Джунгары, разоряя казахские земли и население, частью захватывая его в плен, вышли через Таласскую долину к Сырдарье. Казахи вынуждены были в поисках убежища частью отойти к низовьям Сырдарьи, частью податься в сторону Самарканда. Имеются данные о численности армии джунгар и способах ведения ими военных действий. Рассматриваемый источник раскрывает весь трагизм года бедствия - 1723 года, пожалуй, самого разорительного и тяжелого для казахов периода борьбы с джунгарами. Географические материалы источника позволяют более конкретно воссоздать широту захватнических походов джунгар на территории Старшего, Среднего и Младшего жузов и подводят читателя к пониманию своевременности и высокого предназначения исторического события — съезда ханов, биев, батыров и родоправителей в Ордабасы для экстренного решения вопроса объединения всех казахов для отражения джунгарского нашествия.
Значительный документальный материал о казахах содержится в «Памятниках сибирской истории XVIII в.» Казахи желали заключить союз с Россией для борьбы с джунгарами. Об условиях такого соглашения велись переговоры с Сибирским губернатором М. Гагариным в Тобольске, куда в 1716 г. прибыли казахские послы «от имени Каип-хана и всей казачьей орды». Материалы этих переговоров, сведения о ходе борьбы казахов в следующем, 1717 году, в частности, сражение при реке Аягуз, письма Абулхаира царю и 1718 году и другие данные, в том числе о численности казахских ополчений, проливают свет на причины слабой организованности казахов в борьбе с джунгарами на этом этапе. В этих документах имеются сведения о стремлении казахов найти союзников в борьбе с врагом среди других тюркских народов и целый ряд вопросов, раскрывающих внутриполитическое положение казахских жузов.
«Разные бумаги» генерал-майора А. Тевкелева об Оренбургском крае и казахских жузах по праву занимают первостепенное положение, особенно с началом колонизации края.
А. Тевкелев был весьма значимой фигурой среди царских чиновников, хорошо знавший быт, обычаи и правовые нормы многих тюркских народов региона. Как преданный царю и России, он стоял у истоков принятия казахами Младшего и Среднего жузов подданства России, выполнял сложные, а иногда и опасные дипломатические миссии. В период службы был наделен большими полномочиями и снискал уважение престола. Неоднократно удостаивался наград и повышения в должности. Его взгляды на исторические события, происходившие в казахских жузах в разное время, принятие им того или иного решения, его оценки происходившего особенно ценны при рассмотрении истории казахов, башкир, народов Поволжья в XVIII веке.
Вторую группу источников объединяют сборники документов и материалов - «Казахско-русские отношения в XVI-XVIII вв.» и «Казахско-русские отношения в XVIII-XIX вв.» Опубликованные в советское время сборники содержат материал, относящийся к началу присоединения Младшего и Среднего жузов к России, ходу и развитию этого процесса, участию в нем казахских ханов, деятельности А. Тевкелева, посольства башкир в Средний жуз к Абылаю, принятию им ханского титула в 1771 г.
Ряд сведений свидетельствует об участии казахских ханов в переговорах с Пугачевым, а казахских отрядов — в осадах Оренбурга и других укреплений.
Материалы, касающиеся 1-й половины XIX века, раскрывают экономические, торговые и другие стороны взаимоотношений казахов с Россией, в том числе в период восстания Кенесары Касымова.
В целом, следует сказать, что перед издателями сборников стояла цель -доказать добровольность присоединения казахов к Российской империи, а главное - прогрессивность этого процесса, т.е. документальное обоснование идей, муссируемых в историографии на протяжении многих десятков лет советской действительности. Однако, при критическом отношении к материалам сборников, исследователи получают разнообразные сведения о начале и ходе колонизации края, политических, хозяйственных и правовых изменениях, которые вносила империя в уклад жизни казахского общества.
Третья группа официальных источников - это материалы, непосредственно связанные с процессом присоединения Казахстана к России, начиная с 1731 года, в основном законодательные акты царского правительства, донесения официальных лиц, побывавших в казахских степях и документы, исходящие от должностных лиц, старшин, биев и т.д. Материалы сборника систематизированы по следующим разделам: Взаимоотношения казахских ханов и царского правительства с момента присоединения Казахстана к России; Организация пограничного суда и расправ; Управление казахами Сибирского ведомства до реформы 60-х годов XIX века; Управление Семиреченской и Сырдарьинской областями с 1867 г.; Управление Степными областями с 1868 г.; Управление Туркестанским краем с 1886 г.; Управление Степным генерал-губернаторством с 1891 г. Таким образом, в сборнике имеются «Устав о сибирских казахах» 1822 г., ((Положение об управлении Оренбургскими казахами» 1844 г., «Временные положения» 1867-1868 гг., «Положения» 1886 и 1891 гг. Читатель получает представление о всех изменениях социально-политического характера в Казахской степи на протяжении XVIII-XIX вв. К. этой группе относятся документы, отражающие различные события в жизни Казахской степи на рубеже XVIII и XIX вв.г изданные отдельной книгой, к сожалению, оставшейся одним из томов задуманного многотомного издания. Названный сборник по истории Казахстана (17S5-1828 гг.) содержит значительные материалы о крупном выступлении казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датова. Источники о причинах восстания, его развитии, действия по отношению к нему со стороны царской администрации и, конечно, результаты свидетельствуют о его размахе, социальной направленности и причинах неудачи. Источники помогают обнаружить характерные признаки крестьянских выступлений — стихийность и неорганизованность, отсутствие ясных целей борьбы, однако, очевидцы видят основные причины восстания в обострении земельного вопроса в Младшем жузе.
К четвертой группе источников относятся результаты академических экспедиций 1768-1774 гг., обогатившие науку разносторонними знаниями и сведениями по разработанным маршрутам на территории Казахстана и Сибири, оказавшим большую помощь в изучении как производительных сил и экономики приобретенного Россией края, так и принесшим ценные сведения о социально-политической структуре казахского общества в XVIII в.
Вышедшие позднее в изданиях архива АН СССР материалы во многом дополняют и расширяют представления об их характере, руководящем составе, охваченных исследованиями районах. Здесь же опубликованы полный список трудов участников этих экспедиций. Характерной особенностью информации источников XIX в. стало возникновение нескольких очагов восстаний. Почти одновременно с выступлением крестьян в Букеевс-кой Орде в 1836—37 гг. под предводительством Исатая Тайманова, вспыхнуло восстание против царизма в Среднем и Младшем жузах во главе с Кене-сары Касымовым (1837-1847 гг.), позднее в 1856-57 гг. поднялись на борьбу за независимость присырдарьинские казахи, возглавляемые Жанхожой Нурмухамедовым, а в 1855—58 гг. выступили казахи под руководством Есе-та Котибарова против оренбургских карательных отрядов на территории Младшего жуза. Выступления казахских шаруа разнились между собой как по продолжительности, так и по интенсивности. Однако документы подтверждают, что основной силой этих восстаний были казахские шаруа, отстаивающие свою свободу и самостоятельность. Ряд исторических материалов, содержащих разнообразные факты о казахах и их выступлениях против властей, вплоть до завершения присоединения их территории к России, были доведены до сведения читателей в ранних публикациях, касающихся в целом завоевания Туркестана.
В 1930-х годах в советской исторической науке история освободительных движений на национальных окраинах царской России прослеживалась
по архивным материалам. Архивисты опубликовали несколько документов, отражающих вопросы восстания и личной роли Исатая Тайманова во взаимоотношениях с царской и ханской властью в период восстания. Наиболее полное документальное отражение восстание в Букеевской Орде получило в сборнике документов и материалов, собранных в фондах Центрального Государственного архива Республики Казахстан. Документы на казахском и русском языках пополняют наши знания о восстании и дают возможность полнее воссоздать причины недовольства широких слоев казахского общества в Букеевской Орде,территорию, охваченную восстаниями, социальный и родовой состав повстанцев, подоплеку нерешительности Исатая Тайманова в критических ситуациях борьбы, основные мотивы переписки царских властей с ханом Жангиром, методы их борьбы с народными массами и другие вопросы.
По истории восстания во главе Кенесары Касымова, длившегося около десяти лет и охватившего значительную часть трех жузов, мы имеем сборник документов «Национально-освободительная борьба казахского народа под предводительством Кенесары Касымова» (А., 1996). В нем собраны воедино и археографически изложены материалы и документы, относящиеся к периоду 1837-1855 гг. Они позволяют всесторонне восстановить ход восстания, силы, задействованные в нем, имеются конкретные названия наиболее активных родов в повстанческом лагере. Интересны по содержанию письма Кенесары Касымова императору Николаю с основными требованиями восставших. Программные запросы восставших содержатся в письмах губернатору Западной Сибири. Материалы раскрывают тактические замыслы руководителя восстания в тех или иных конкретных военных действиях, причины ухода повстанцев на территорию Старшего жуза к берегам Чу и Или, активность карательных отрядов против казахского народа, последние сражения и обстоятельства гибели Кенесары Касымова. Таким образом, отдельные фрагменты из историк восстания и роли его участников, опубликованные в разное время и в разных изданиях, теперь существенно дополнены специальным сборником документов, который солидно восполняет лакуну, образовавшуюся в освоении серьезной и животрепещущей темы. Аналогичная ситуация с публикацией документальных материалов о восстании кишкене-шектинского рода присырдарьинских казахов во главе с Жанхожой Нурмухамедовым и с Есетом Котибаровым. Документальная база различных этапов народно-освободительного движения XVIII— XIX вв. в период присоединения Казахстана к России ждет дальнейшего освоения, что в определенной мере сказывается на выработке теоретико-методологических подходов к изучению важной темы.
В 80-е годы XX века документальные источники пополнились рядом сборников, отражающих взаимоотношения Казахстана с Китаем, где воспроизводились тексты в переводе с китайского и тюрки. Один из объемных сборников документов вышел под названием «Цинская империя и казахские ханства. Вторая половина XVIII — первая треть XIX в. Часть 1-2». Сборник документов и материалов дополняет исторические сведения о деятельности Абылая и его потомков, отображает многообразие казахско-китайских отношений.
XIX век ознаменовался коренными изменениями в культурной жизни казахов. В первой половине XIX в. были открыты и Оренбурге и Омске кадетские корпуса, куда принимались дети казахской знати. К функционировавшим с последней четверти XVIII века азиатским школам прибавились специальные школы, целью которых была подготовка писарей и переводчиков, светские школы, городские училища, русско-казахские школы. Молодежь, получавшая образование в этих учебных заведениях, приближенных к европейскому образцу, стремилась впоследствии практически применить свои знания в деле улучшения жизни казахского общества. Их волновали не только специально-политические и хозяйственные стороны жизни общества, они стремились и несли свою лепту в научное постижение окружающей деятельности. Поэтому творческое наследие выдающихся представителей нового поколения интеллигенции, выходцев из глубин казахского общества, органически связанных с ним реалиями бытия, стало крупным вкладом в источниковедение XIX в. В первую очередь это относится к трудам Ч. Валиханова (1835—1865 гг.). В его трудах отражен глубокий интерес к истории Казахстана, народов Средней Азии и Восточного Туркестана. В них мы черпаем универсальные сведения по вопросам происхождения казахского и кыргызского народов, социального и политического устройства казахского общества, освободительной борьбы казахского народа против джунгарской агрессии, присоединения Казахстана к России и ощущаем его живое, активное отношение к политике царизма на пути своего утверждения в казахских степях. Именно эти качества трудов Ч. Валиханова определили их источниковедческий характер в исследованиях казахстанских ученых: филологов, философов, юристов, экономистов, историков и представителей естественных наук. Плеяду замечательныхдеятелей продолжают имена И. Алтынсарина, М. С. Бабажанова, К. Халиди, С. Жан-тюрина, Т. Сейдалина и др. Труды их, опубликованные в различных изданиях и периодической печати, отражают многогранную жизнь казахов, особенности их социально-экономического развития, образ мышления и занятия. Особое место в творческом наследии передовых людей второй половины XIX века занимают труды Абая Кунанбаева. Его произведения и круг проблем, наполняющих и пронизывающих их, - богатейший источник духовной жизни казахских социальных кругов, испытывающих всестороннее влияние русской демократической культуры, а через нее и мировой культуры. Кроме поэтического творчества у Абая есть ряд произведений на историческую тематику: «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». В «Назиданиях» автор не раз прибегает к исторической теме. Творчество Абая Кунанбаева - драгоценный памятник духовной культуры казахского народа и ценный первоисточник для исследователей.
На рубеже XIX-XX вв. появились документальные публикации, содержавшие сведения по казахскому хозяйству. Это сборники с большим статистическим материалом о скотоводчестве, быте, социальной структуре казахского общества, прежде всего это материалы специальной экспедиции под руководством статистика Ф. А. Щербины, работавшего в Степном крае в 1896-1900 тт. Задачей экспедиции было определение размеров земли, необходимой для кочевого и полукочевого хозяйства, и выявление размеров изъятий в переселенческий фонд. Политическая направленность обследования Щербины совершенно очевидна, но ценность его материалов не утратилась я в наши дни.
Переселенческое движение и колонизаторская политика самодержавия
в решении аграрного вопроса, атакже в отношении размежевания земель в степи, нашли отражение в отчетах ревизии К. К- Палена. В 1907-1910 гг. переселенческое управление провело обследование 138 989 казахских и 2700 переселенческих хозяйств в Семиреченской области, которое провела экспедиция под руководством П. П. Румянцева. Некоторые социально-экономические стороны жизни казахского общества освещались в трудах других представителей народничества. Типичным выразителем их интересов был В. И. Семевский. В его исследованиях мы находим свидетельства о положении казахов на сибирских золотодобывающих предприятиях. Фактический материал, содержащийся в трудах В. И. Семевского и в очерках инспекторов, возглавлявших горные округа, А. Сборовского, В. Кодавского, В. Павловского о количестве рабочих и условиях их труда является ценным источником для историков.
Немалый исторический материал содержала местная периодическая печать Казахстана. Это - газеты, альманахи, сборники на русском языке, а затем и на казахском. К их работе привлекалась немногочисленная интеллигенция. Так, в частности, в последней четверти XIX в. был налажен выпуск приложения на казахском языке к газетам «Туркестанские ведомости» (1870-1882 гг.), «Акмолинские областные ведомости» (1888-1902 гг.).
Крупным для того времени периодическим изданием на казахском языке был журнал «Айкап» (1911—1915 гг.). Журнал выступал поборником нового, передового, пропагандировал развитие новых форм хозяйства и товарно-денежных отношений. В нем сотрудничали демократически настроенные представители казахской интеллигенции: Мухамеджан Сералин (издатель журнала), Султанмахмут Торайгыров, Спандияр Кубеев, Бахытжан Каратаев, Жансултан Сейдалин, Абдугазиз Мусагалиев и др.
Газетой, выходившей в Оренбурге, тиражом гораздо большим, чем «Айкап», начиная с февраля 1913 г. по осень 1918 г., была «Казак». Главным ее редактором был Ахмет Байтурсынов, издателем — Мустафа Оразаев. Сотрудничали в газете А. Букейханов, М. Дулатов, М. Тынышпаев, Ш. Кудай-бердиев, Т. Кунанбаев и др. Основательный и широкий круг проблем, находивший освещение на страницах газеты («Дума и казахи», «Дума и война», «О проектируемых законах», «О переселенцах», «Казахи и земельный вопрос», «Изменение хозяйства», «Здоровое тело, здоровый дух», «О болезнях», «По поводу чумы», «Об образовании», «О казахском образовании», «Начальная школа», «Нужды школы», «Время учебы», «Современная война», «О войне», «Г. Дума и солдатский вопрос», «Возьмут ли солдат от казахов?») отражал многогранные интересы газеты и поиски ответов на животрепещущие проблемы внутренней и внешней жизни казахского общества начала XX в. Страницы газеты - богатейший первоисточник хозяйственной, культурной, духовной и социально-политической истории казахов.
В последующие годы интерес к источникам нарастал. Развернулась работа по их сбору, систематизации и публикации. Вскоре были опубликованы первые библиографические работы о восстании 1916 года И. А. Чека-линским и С. Д. Асфендияровым. Определенную роль в поисковой ипубликаторской работе сыграл журнал «Красный Архив», уделивший значительное внимание революционным традициям трудящихся Востока.
К 20-летию восстания 1916 г. документальная база в Средней Азии и Казахстане обогатилась рядом ценных публикаций.
Для изучения социально-экономических и политических проблем в Казахстане до Октября важное знамение имела Объединенная научная сессия, посвященная истории Средней Азии и Казахстана в дооктябрьский период. Особое значение в комплексе проблем занимал вопрос о периодизации истории Средней Азии и Казахстана в досоветскую эпоху. Периодизация, принятая на этой сессии: 1. Первобытнообщинный строй на территории Казахстана. 2. Сложение и развитие феодального строя на территории Казахстана. 3. Развитие капиталистических отношений и разложение патриархально-феодальных отношений в Казахстане. 4. Казахстан в период империализма в России. Впоследствии эти этапы легли в основу создания академического труда «История Казахской ССР» в 5 томах.
Важным показателем роста научного потенциала историков-исследователей и работников государственных архивов КазССР стало издание документальных материалов по дореволюционной истории Казахстана.
Ширилась источниковая база истории национально-освободительной борьбы 1916 года: Институт истории АН СССР, Главное архивное управление истории, академии наук Средней Азии и Казахстана опубликовали обобщающий сборник документов о восстании 1916 г. в регионе. Большая часть документов публиковались впервые, но в их состав были включены и ранее опубликованные материалы. Тщательное и всестороннее изучение материалов сборника позволяет утверждать, что они намного расширили фактографическую основу проблемы, свидетельствуют о большом вкладе народов Средней Азии и Казахстана в длительную, упорную и самоотверженную борьбу против царизма.
В последний период был издан сборник документов и материалов «Грозный 1916-й год» (А., 1998,7.1,11). «По сравнению с предыдущими изданиями, - отмечают его составители, — расширена география событий, публикуется комплекс документов, раскрывающих положение беженцев-казахов в Китае и действия властей по их возвращению, а также материалы о положении тыловых рабочих в прифронтовой полосе, их использовании на оборонных работах» (с. 5). На наш взгляд, значительным достоинством двух томов стали опубликованные документы, в происхождении которых активное участие принимали представители казахской интеллигенции, и эти источники отражают сущность и содержание взглядов на события 1916 г. А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Тынышпаева и других. Исследователи, таким образом, получили ранее недоступные первоисточники, отражающие не только взгляды интеллектуальной плеяды казахов начала XX в., но и полную картину их практической деятельности в годы наивысшего