Организация всенародного отпора джунгарской агрессии. Батыры

Всенародное бедствие, которое принесло джунгарское нашествие, выз­вало в казахском народе не только отчаяние, но иосмысление всего проис­ходящего. Встала необходимость объединения различных регионов для орга­низации отпора неприятелю. Потеря многих пастбищ, перемещения различных родов и общин на новые земли заставили различные слои казахско­го общества считаться с тяжелой реальностью. В этих условиях необходимо было общественное согласие. И в этом большую роль сыграли известные в народе казахские батыры, выдающиеся бии.

И, чтобы предотвратить уничтожение народа, за свое спасение взялся сам народ, не надеясь уже на султанов и родоправителей. В те трудные годы во главе ополчения казахов встали Кабанбай-батыр, Богембай, Малайсары, Наурызбай, Шакшак Жаныбек и многие менее известные батыры.

Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства про­тив джунгарского нашествия в конце XVII- начале XVIII веков связана деятельность выдающихся биев КазыЙека, Толе, Айтеке.

Личные качества, глубокое знание внутренней жизни казахского обще­ства, умение объединить людей выдвинули фигуру хана Абулхаира. С само­го начала своей деятельности он стремился опереться на большое число родов не только Младшего, но и Среднего жуза. Известно, что в своих дей­ствиях Абулхаир опирался на алшынов, байулинцев, род шекты из Жетыру. С начала 20-х годов устанавливаются связи с влиятельными представителя­ми родов Средней Орды. Так, известно сильное влияние Абулхаира на род керей. И это крайне важно. БогембаЙ-батыр утверждает: «Токмо ж после Тавке-хана Абулхаир-хан был главным и много чинил по своей воле, не имея ни от кого препятствия...».57

Поражение 1723 года не сломило волю и дух казахского народа. Но­вые столкновения с джунгарами произошли уже на следующий год. Те­перь военные действия были перенесены в степи Центрального и Запад­ного Казахстана.

Некоторое затишье в военных действиях Абулхаир использовал для орга­низации более сильного и централизованного сопротивления джунгарским захватчикам. При этом были учтены ослабление в стане противника, отно­шения с соседями, внутренние взаимоотношения казахских султанов и меж­родовые отношения.

Уже в 1724 г. казахи под руководством Абулхаира одержали первые ус­пехи. Достаточно сослаться на реляции Флорио Беневени: «Шоно-Лоузан (по-джунгарски - зайсан. —Ред.) через войну с Абулхаир-ханом город Тур­кестан взял было и 32 улуса, но потом, он Абулхаир-хан соединясь с казаха­ми, паки через войну в Туркестан пришел и содержит даже и данные паки в своем владении».58

В 1725 году был дан первый значительный отпор захватчикам. Об этом есть свидетельство источников — «кайсаки, разделившись на четыре партии, ходили под калмык, под башкирцев, под Бухары, под хунтайшу (хунтайд-жи. - Ред.) и во всех четырех партиях побиты*.59 Другой документ конкре­тизирует попытку казахов оказать сопротивление захватчикам. И становит­ся ясной роль и значение действий Абулхаира, его решительность и орга­низаторский талант, казалось бы, в безысходной ситуации: «Каракалпац-кий и кайсацкий Абулхаир-хан, собрав войск своих пятьдесят тысяч, бился с хонтайшою, и хонтайша-де десять тысяч кибиток их разорил, и оставшие-ся-де сорок тысяч кибиток идут сюда для взятия калмыцких войск и ныне-де оные на реке Эмбек60 Собрать пятидесятитысячное войско после круп­ных поражений и повального бегства было задачей огромной трудности. И это можно считать показателем начала освободительной борьбы.

При изгнании джунгар с казахских земель из районов Отрара, Чимкен­та, Туркестана, Сайрама казахские воины проявляли героическую самоот­верженность. В отдельных случаях уничтожали неприятеля именно в тех местах, где он позволял себе варварство по отношению к казахским аулам. В долине Теректы в горах Каратау, по притоку Боралдая, у маленькой реч­ки Садыр-Камалбулак большой отряд калмыков был загнан к горе Улкен-Тур. И здесь у знакомых утесов они были уничтожены.61 Так горы Каратау оказались свидетелями не только поражений казахов, но и ярких успехов в освобождении своих земель.

Машхур Жусуп Копеев, собравший одним из первых народные преда­ния периода великого бедствия, утверждает, что казахи Среднего жуза, воз­вратившиеся из бухарской стороны в Центральный Казахстан, под предво­дительством прославленного батыра и полководца Шакшакулы Жаныбека нанесли сокрушительное поражение джунгарам в 1725 году в районе озера Шубарколь (в сторону Коргалжынских озер). Об этом свидетельствует и другой летописец Отечественной истории Шакарим Кудайбердиев. Вслед за этим казахские ополченцы встретили врага на реке Ак-Тасты, притоке Улу-Уила. Казахское ополчение имело ряд преимуществ. Прежде всего, джунгары проникли вглубь казахских земель, тем самым оторвались от сво­его тыла. Успеху способствовало великолепное использование казахскими воинами пересеченной местности. Выдающиеся полководцы своего време­ни хан Абулхаир, батыры Тама Есет, Тама Жантай, Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богембай объединили свои усилия и вступили во взаимодей­ствие. Так появилось на карте Казахстана одно из первых названий местно­стей «Калмак кырылган» (место, где истреблены калмыки).

Теперь казахские отряды освободили не только земли по нижнему тече­нию Сырдарьи, но и часть гор Мугоджары. Этим было разорвано полуколь­цо, возникшее в первой половине XVII века, когда джунгары создали не­прерывную цепь своих кочевий от гор Алтая до рек Ишим и Урал (Яик).

К 1726-27 годам султаны и бии начали проводить широкую политику по объединению всех казахских родов против агрессора. Наиболее энергично эту политику стал проводить хан Младшего жуза Абулхаир.

Осенью 1726 года состоялся всеказахский съезд в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой Бадам. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Алибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би, прославленные полководцы и батыры.

Основным вопросом на съезде был вопрос об организации всенародно­го отпора агрессору. В условиях угрозы, нависшей над Родиной, отошли на второй план внутриродовые противоречия, борьба за власть над всеми жу-зами, за пастбища. Участники съезда поклялись быть вместе, координиро­вать свои действия, выступить объединенным фронтом на врага.

Другим, не менее важным вопросом, который обсуждался на съезде, был вопрос об избрании предводителя всеказахского ополчения.

По оценке М. Тынышпаева, к 1726 году Абулхаир уже выглядел стари­ком по сравнению с другими политическими деятелями. Это выражение может относиться к оценке политической деятельности или к возрасту. В любом случае, это была достаточно авторитетная личность среди казахских ханов.62

Кожаберген-жырау в дастане «Елимай» констатирует, что «Абулхаир избран главой армии» («Сайланды Эб1лкайыр эскер басы»).ы

Здесь, в Ордабасы Абулхаир был избран предводителем казахского опол­чения. А. И. Левшин писал по этому поводу: «Общее предприятие тотчас освящено клятвою верности друг другу. Хан Абулхаир избран главным пред­водителем, и белый конь, принесенный по народному обычаю в жертву, был принят залогом будущего успеха». И эти же положения он раскрывал: «Опас­ность примирила внутренние междоусобия, возродила общее согласие и направила всех к одному предмету. В собрании целого народа положено двинуться вперед, напасть на общих врагов и вытеснить их из древних кир­гиз-казахских земель. Общее предприятие тотчас освящено клятвою в вер­ности друг другу. Хан Абулхаир избран главным предводителем».61 Об из­брании Абулхаира в 1726 году Н. Г. Аполлова отмечала; «Представление о том, что возвышение Абулхаира связано с наиболее влиятельными пред­ставителями военной знати (батырами Богембаем, Жаныбеком, Есетом), видимо имеет серьезные основания».65

А. И. Добросмыслов оценивал выдвижение Абулхаира; «Самым силь­ным, предприимчивым и энергичным из ханов казахских орд в начале вто­рой четверти XVIII столетия был ближайший наш сосед хан Малой орды Абулхаир». Сардарбеком всеказахского ополчения из числа батыров был избран Канжыгалы Богембай.

Внутренний воодушевленный настрой казахского общества, роль баты­ров, достижение всеобщего единства в принятии решений на съезде в Орда­басы были предвестниками резкого поворота в Отечественной войне.

Ход военных действий диктовался условиями достигнутого. От джун-гарских захватчиков были освобождены обширные урочища по среднему и нижнему течениям реки Сырдарьи, долины реки Арысь и ее притоков, горы Каратау, степные места по течению реки Талас, часть гор Мугоджары. Не­обходимо было если не вернуть, то создать плацдарм для освобождения бо­гатых и обширных пастбищ Улутау.

Одержанные после «Актабан шұбырынды» первые победы казахских батыров, съезд в Ордабасы подняли боевой дух народа. Многие казахи мог­ли сказать словами батыра и жырау Актамберды, что «позор поражения с джунгарами стал глотком воды из Сарысу в жажде борьбы. В награду каж­дый казах получил меч и с благословением двинулся на врага».

Битва при Буланты. У казахов огромные территории Центрального Ка­захстана называют Сарыаркой. В свою очередь Сарыарка - это символ ис­торизма. Здесь свои традиции материальной и духовной культуры казахов. Жемчужиной Сарыарки являются горы Улутау. Впрочем, в понятие Улу­тау входит целая система гор, рек, озер. Сюда входят более десятка гор, сре­ди которых выделяются Кишитау, Арганаты, Жельдыадыр (Жельтау), Куа-дыр, собственно Улутау и другие. Вся эта горная система с реками Жезды, Жыланды, Сары-Кенгир, Кара-Кенгир, Буланты, со значительной частью течения Сарысу, с верховьями рек Терсаккан, Керей, Кыпшак, Жаксы Кон, Кара-Тургай, Сары-Тургай занимает огромную территорию. У кого в ру­ках находились горы Улутау с прилегающей территорией, тот господство­вал во всем Центральном Казахстане.

Известно, что в верхнем Приишимье, на Кокшетауской возвышеннос­ти, в горах Ерейментау в «Годы Великого бедствия» господствовали джун-

гары. Очень часто их общины сосуществовали с кочевьями казахов. При выходе из горной системы Улутау к горам Ерейментау и Кокшетау джунга-ры создали один из центров своих анклавов. В низовье реки Нуры они ук­репили поселение Батогай (Батугай). Оно имело значительную застройку с жилыми и культовыми помещениями, хозяйственными постройками. Были здесь и каменные укрепления для военных целей и изразцовые украшения для жилищ джунгарской верхушки. Возведение такого поселения не могло быть сделано враз и говорит о том, что его владельцы располагались на дан­ной территории по крайней мере несколько десятилетий. Тем самым для казахов выход с Улутау на север был закрыт. Хотя, по устным преданиям, из здешних мест казахские и джунгарские общины нередко кочевали со­вместно и уходили на юг до рек Сарысу и Чу, Сохранилась карта Джунгар-ского ханства, составленная в конце XVII века. По утверждению исследо­вателей, все номинации карты относятся к концу X VII века. И карта, и но­минации были составлены иезуитами, служившими при дворе цинского императора Канси. На карте обозначены горы Улутау, Кишитау, реки Кен-гир. Сарысу и над всем этим крупным шрифтом «Киргиз-казак. Казахская орда». Значит вся система Улутау входила в состав Казахского ханства.

В конце XVII - начале XVIII вв. военные действия между казахскими дружинниками и джунгарами проходили по линии между горами Ереймен­тау и Жельдыадыр, особенно в районе нижнего течения реки Нуры. В этом районе и в наши дни находится множество джунгарских захоронений. Часть из них появилась в конце X VTI - начале XVIII вв. Тогда же и возник джун-гарский форпост в 60 км к северу от поселка Чулак-Курган, и в низовьях реки Талас появился арык под названием Калмак.

Борьба за горную систему Улутау стала важной вехой в ходе войны. У подножья гор Улутау состоялось одно из важнейших сражений в ходе «Акта-бап шубырынды, Алкакел сулама» (Отечественной войны 1723-1730 гг.).

Стремительное продвижение и неожиданное появление казахской кон­ницы в 20-25 тысяч всадников предопределили успех в выходе к Улутау. Встречавшиеся на пути джунгарские кочевья бежали и спасались как мог-

ли. Однако весной 1728 г. в предгорьях Улутау в местности Карасиыр сос­тоялось крупное сражение казахских войск с джунгарами. Начало сраже­ния, его ход, основные места гибели кочевников можно восстановить не только по устным преданиям, опубликованным работам исследователей прошлого, но и картографическим источникам. Именно они подтверждают мысль о выходе казахских дружинников с гор Каратау и течения Сарысу в исходный регион к реке Белеуты.

На карте-десятиверстке Западной Сибири, изданной в 1920 году, содер­жится важная информация о местности при впадении притока Карагайлы и реку Белеуты. Здесь захоронения носят название Калмак-чангара. Другое место обозначено как «Калмак кырылган» по середине течения реки Ул-кен-испе-Белеуты. Однако оба эти топонима относятся к названиям мест­ностей при слиянии реки Белеуты с притоком Карагайлы,66

Начало военных действий начиналось именно с местности, прилегающей к слиянию Белеуты с Карагайлы. Здесь вначале сражения джунгары понесли первые значительные потери. Казахским дружинникам удалось развить ус­пех. При этом направление отступления джунгар диктовал характерный ре­льеф местности. Широкое плато, где произошла битва, называлось Караси-ыр. Эта местность находится в междуречье Буланты и Белеуты.

Булантинское сражение показало огромную волю казахских опол­ченцев к победе. Выдающиеся полководцы своего времени Каракерей Кабанбай, Шакшак Жаныбек, Тама Есет, Басентеин Малайсары, Таракты ер Байгазы и др., стоявшие во главе самостоятельных войск, вели опол­ченцев в бой, действуя слаженно под общим командованием Абулхаир-хана и Канжыгалы Богембая, Огромную организаторскую работу по вооружению ополченцев проделал Шакшак Жаныбек, под началом уста (кузнеца) Дархана в Улутауских горах трудились оружейные мастера.

О воинственности казахских ополченцев Я. Гавердовский писал: «Об-легшись в панцыри, они - согласно тем же преданиям, сражались отчаянно и поле битвы оставляли часто под твердыми своими стопами».

Канжыгалы Богембай Акшаулы (1680-1778гг.) -полководец, командую­щий всеказахским ополчением, дипломат, один из выдающихся организа­торов всенародной освободительной Отечественной войны с джунгарами. Его ополченцы сражались с яицкими казаками, джунгарами, вооруженны­ми силами Цинской империи.

Каракерей Кабанбай (Ерасыл) Кожагулулы (1691—1769 гг.) -полководец, народный батыр, один из организаторов борьбы за освобождение казахско­го народа от джунгарских захватчиков. Был во главе найманского ополче­ния в обороне Туркестана (1724 г.), Алакульском (J725 г.), Булантинском, Анракайском, Шаганакском и др. сражениях.

Его жена Гаухар, сестра батыра Малайсары, участвовала наравне со сво­им мужем в многочисленных битвах. Ей принадлежат слова; «Атадан ул болып тума, ер болып ту». «Родись не только сыном отца, а героем». Кабан­бай назван Абылай-ханом Дарабозом - штурмующим небо, об его подви­гах слагали легенды.

Шакшак Жаныбек - полководец, государственный деятель, дипло­мат, один из организаторов освободительной борьбы с джунгарами. Нео­днократно выходил победителем в поединках с джунгарскими батыра­ми. Был активным сторонником укрепления казахско-русских отношений. По его выбору и решительной поддержке султан Абылай стал ха­ном Среднего жуза.

Тома Есет - полководец, старейшина рода тама, впоследствии тархан, один из организаторов народно-освободительной войны с джунгарами. ко­мандовал крупным подразделением всеказахского ополчения (до 4000 ула­нов) во многих сражениях с джунгарами.

Басентеш Малайсары Токтауылулы - полководец, старейшина рода ба-сентеин, дипломат, тархан, один из организаторов освободительной войны казахского народа с джунгарами, командовал крупным подразделением ополченцев во многих сражениях. Его именем названа «гора Малайсары».

«Иногда, же, подобно ужасной буре, поражали они скопища неприятель­ские и след их бегства покрывали трупами».67

Замечательным стратегом и тактиком маневренного боя проявил себя полководец, батыр Канжыгалы Богембай.

Видный фольклорист, этнограф А. Диваев донес до наших дней немало исторических преданий. В частности, одно из преданий гласит, что три рода Младшего жуза с частью Старшей орды воевали на северных границах Са-рыарки с джунгарами. Отличились в боях знаменитые снайперы Тайлак (из Младшей орды) с племянником, мергеном Санрыком (Большая орда, ошак-ты, род тасжурек). На горячий призыв сбросить джунгарское иго отклик­нулись все казахи. Об этом периоде борьбы с джунгарами М. П. Вяткин отмечал: «Огромные потери людей и скота заставили казахов сплотиться. Любопытно отметить, что первый удар ойратам казахи нанесли не под ру­ководством султанов, а под предводительством батыра Тайлака из Малого жуза, Богембая - Среднего и Санрака - поколения ошакты Большого жуза. Это столкновение имелото большое значение, что послужило началом мас­совой организации казахских сил всех трех жузов».68 Эти ж-е положения ра­нее отмечали историки М. Тынышпаев и А. И. Левшин. Жырау-трибун, при­нимавший участие в многочисленных сражениях, Таттикара прославил на века героев:

Камыш на склоне на овражьем,

Словно стальных батыров строй,

Но только в окруженье вражьем

Мы распознаем, кто герой...

 

Вот Жаныбек. Шакшака сын –

Звенящая стальная пика!

Бокей с Сагыром из уйсын

Продолжат этот ряд великий.

Мандай, Дерпсалы - кыпчаки,

А вот Баян с Сары - уаки,

Где много струсило батыров,

Кто смог вернуть их из атаки?

Стройней и выше всех сосна,

И ей подобен Бугембай.

Кто на врагов бросался с криком

И их нанизывал на пику?

-Керей Еменалы Жабай!

В народной памяти сохранилась и песня другого жырау - Актамберды:

Путь нам проложил Жанай,

где оставим мы следы,

Вспомнит ли нас отчий край?

-Героем был каждый

из участников битвы.

Имя им – легион.

В своих исследованиях А. Диваев, в частности, отмечал, что джун-гарские оккупанты бежали, понеся огромные потери, «причем самая блистательная победа была одержана в местности Кара-сиыр».70 Холм, расположенный в центре плато, отныне стал носить название «Калмак, кырылган» (место, где истребили калмаков).

Героический пафос Булантинского и ряда других сражений донесли до нас произведения Умбетай-жырау, Актамберды-жырау, Таттикара-жырау, Бухар-жырау, акына Котеша. Имена батыров Богембая Акшаулы, Санрака Токтыбаиулы, Актамберды Сарыулы, Олжабая Алимулы, Конакая Жаксы-кулулы, Болека Сатайулы, батыра Баяна, Жарылгапа и других стали при жизни легендарными.

Однако на этом события не завершились. Часть джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению речки Буланты. Но и здесь их на­стигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересеченной местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за МаЙтюбе и Курайлы в сторону Улутау.

Победа в местности Буланты-Белеуты имела большое значение. Она дала возможность казахским ополченцам поверить в свои силы, совер­шить поворот в сознании народа. К концу 20-х гг. XVIII в. джунгары были вытеснены из региона Улутау. Последним противостоянием в этом было сражение при местности Карамолла, в районе, прилегающем к вер­хнему течению реки Жаксы-Кон. И снова джунгары потерпели пора­жение. Во всей округе эта местность известна как «Калмак кырылган», т.е. место истребления джунгар.

Победа казахских отрядов при Буланты-Белеуты имела еще один ас­пект - стратегический. Победа казахских дружинников при Буланты-Бе­леуты предопределила успех Аныракайской битвы.

Аныракайская битва. В победоносном завершении Отечественной вой­ны (1723—1730 гг.) казахского народа против джунгарской агрессии выдаю­щуюся роль сыграла Аныракайская битва. О ней рассказывает устная исто­рическая традиция казахов, ей посвящена работа М. Тынышпаева71 и ряд других косвенных источников.

В вопросе о времени Аныракайской битвы все авторы в основном единогласны. И те, кто пользовался устными преданиями и те, кто идет следом за М. Тынышпаевым. Кроме того, логика событий Отечествен­ной войны 1723-1730 гг. подтверждает год — 1730. М. Тынышпаев ут­вердительно писал, что первые победные наступления казахов после «Года Великого бедствия» относятся к 1726 году или немного позже (1727 г.), и что Аныракайское побоище (и смерть Болата) произошли «не позднее вес­ны 1730 года, так как в июле того года посольство Абуль-Хайра было уже в Уфе».72

В исторической литературе последних лет все чаще идет спор о место­расположении Итишпес Алакуля. А. Диваев считал, что «Аныракай» находится «при озере Ит-ишпес, на Алакульской стороне... к горам, что на се­вер от Аральского моря», М.Тынышпаев, хорошо знавший местность, спра­ведливо считал, что «Анрахай находится не там, где указывает А. Диваев, а в 120 верстах на юго-восток от Южной оконечности о. Балхаш, известной у казахов под названием «Итишпес Алакуль» (озеро Ала-куль, воду которого не станет пить даже собака, т. е. до того плохая)»." Тем не менее дискуссия по расположению озера «Алакуль» продолжается.

В 1997 г. Аныракайская научная экспедиция (руководители: госсекре­тарь РК, народный писатель Казахстана А. Кекилбаев, академик HAH РК М. Козыбаев) пришла к выводу, что прав был в этом споре М. Тынышпаев, в данном случае речь идет об Алакуле, который находится в юго-западной

оконечности Балхаша.

Карта озера была составлена спустя 180 лет после Аныракайской битвы в начале прошлого века специальной научной экпедмцией Переселенчес­кого управления Российской империи под руководством П. П. Румянцева. В своем заключении она отметила, что «вода в Алакуле горько-соленая... а в верстах в 15-20 от берега вода уже пресная или почти пресная».74

Как известно, в одном из таких солонцов, в местности КашкарбаЙтуз, в начале XX в. добывалась соль. Она частью вывозилась на верблюдах в Аулие-Атинский, Пишпекский и Верненский уезды.

В материалах экспедиции Переселенческого управления дано описание озера Алакуль. «На урочищах Батпакин и Аиргизен,» - говорится в нем, -берега Алакуля открытые; только кое-где у самой воды растет мелкий таль­ник и невысокий камыш; последний растет и на отмелях, частью покрытых водой. Таковы же берега и видимых островов. Западнее названных урочищ берега каменистые, здесь же камни попадаются только изредка. Восточнее - берега низменные, заросли камыша (вернее, тростника) становятся гуще и выше, а ближе к Топару, протоку Или, начинаются сплошные прибал-хашские «джунгли». Уровень воды в Алакуле очень изменчив, что хорошо

видно по линии прибоя».75

Между Алакулем и Аныракайскими горами тянется слегка всхолмлен­ная солонцевато-песчаная степь, покрытая кустами баялыша, изена, тама­риска. В долинах господствует полынь с примесью эвелека. В более глубо­ких логах встречаются заросли чия, ближе к Хантау - даже мелкий камыш. Комиссия Переселенческого Управления, отмечая бесчисленные острова, усеявшие Алакуль, напоминающие своим рельефом, своей почвой и расти­тельностью соседствующую бугристую степь, барханы, предположила, что она была когда-то дном высохших заливов.

Восточнее Аныракая находится долина Карой. Аныракайские горы (дли­ной 75 км, шириной 5 км) относятся к системе Чу-Илийского водораздела. От западных отрогов Аныракая долину Карой (не следует смешивать с пла­то Карой, лежащим на востоке между pp. Курты и Каскеленом и доходя­щим до р. Или) отделяет невысокий хребет Кулжабасы. С Аныракайских гор выходили пять логов на дорогу Бестамакжол, ведущий к плато Бота-Бурун (искажено название - точнее «Бота Борым») в сторону лога Аксуйек сай, жусан дала.

Среди хребтов и сопок Чу-Илийского водораздела выделялся Хантау, где подходы засыпаны щебнем, порою горные породы, преимущественно из сланцев, выходят на поверхность.

Аныракайская экспедиция (сентябрь 1998 г.), направляясь от ст. Буы-рыл Байтал к Хантау, вышла к знаменитому Кан-арыку (Арык крови). Ров этот ныне глубиной метр с небольшим, шириной около двух метров, берега его давно осыпались и заросли травою. Это грандиозное сооружение, про­тяженностью несколько сот километров, по легенде, было вырыто по веле­нию Чингиз-хана, после того, когда погиб Джучи во время охоты на кула­нов, которые в те времена водились большими табунами по Балхашу, Или и, особенно, Топару. Разгневанный великий потрясатель вселенной «велел вырыть арык от Балхаша до Курдая, поставил на берегу его своих воинов, а загонщики погнали на них куланов отТопара. И ни один кулан не переско­чил через арык, а весь он до краев наполнился кровью убитых куланов. По­этому и назван Кан-арык».76

Таким образом, для ведения боя с джунгарами, Хантау - район с невысо­кими горами и сопками, безводной, глинистой почвой, усыпанной щебнем, почти лишенной растительности, значительно уступал Аныракайским горам.

Всеказахское ополчение заняло заранее выгодное стратегическое поло­жение. В Хантау, в местности «Улкен Орда конган», расположилась ставка хана Среднего жуза. Там же находилась ставка хана Младшего жуза.77 Ка­захские ополченцы располагались в тугайных лесах в долине реки Или, Жусан-дале. Джунгары в своем тылу имели «Итишпес Алакуль», безвод­ную степь.

С тыла врага находился Аксуйек-сай. Недалеко от него на карте обозна­чен Абулхаиртау. Можно предположить, что здесь находились ставка хана Абулхаира и ополчение Младшего жуза. Таким образом, враг в случае по­ражения был бы вынужден отступить к «Итишпес Алакулю», где и проис­ходило, по всей вероятности, заключительное сражение.

М, Тынышпаев обратил внимание своих современников на названия в районе современного села Подгорное «Абулхаир-сай» и реки Сункайтты (точнее было бы «СумкаЙтты» - «враг повернул назад»). По всей видимос­ти, в этих местах шли бои в одном из этапов этой грандиозной битвы.

Таким образом, театр военных действий Аныракайской битвы зани­мает около 200 километров. Можно сказать, что это было сражением века. Аныракайское сражение происходило на границах степного Ка­захстана и горных и полупустынных районов юга Казахстана. Такой выбор места сражения был не случаен. Место сражения очень удачно вписывается в общую стратегию замысла по разгрому противника, в случае его поражения он безостановочно отступает по пустынной сте­пи до истока реки Или, Таким образом, это сражение было навязано казахами джунгарам, а не наоборот.

По Северо-Западной стороне от Балхаша тянутся Чу-Илийские горы, за­гораживающие ветры, со стороны самого озера. Ветры дуют так же со сторо­ны Кызылкумов и Муюнкумов, В соседстве с Аныракайскими горами нахо­дятся Желдытау, Желдыбел (жел-ветер). В Аныракайских горах ветер как бы издает рев (Анырак,жел). Кроме этого, народ сложил легенду отом, что Аны-ракай - место стона и рыданий потерпевшего поражения джунгар.

В конце весны 1730 года казахские ополченцы, подкрепив своих ко­ней в песках Муюнкумов и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Чу, вышли в район гор Хантау, Аныракайским горам.

Сражением на Аныракае руководил хан Абулхаир. Именно это сраже­ние стало вершиной его политической деятельности. В сражении приняли участие ополченцы всех трех жузов. Мужество, стойкость, непоколебимая уверенность в своей победе руководили батырами в этом сражении.

Битва началась с поединка. С джунгарской стороны вышел на межу та­лантливый военачальник, непревзойденный воин рукопашных схваток, Шарыш. С казахской стороны вызвался на поединок двадцатилетний Саба-лак (псевдоним Абылая). По свидетельству участников главных событий тех лет Бухара-жырау, Умбетая-жырау, Таттикара-жырау, именно в этом поединке Абылай, победив своего грозного соперника, прославил себя на­веки. М. Тынышпаев впоследствии писал, что Абылай затмил тогда осталь­ных выдающейся храбростью. К таким же выводам пришли исследовавшие эту проблему М. Копеев, Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов.

Несомненно, удачное начало битвы вдохновило воинов-казахов на побе­ду. И они победили. Окрыленные чувством патриотизма, они проявили свой героизм, удаль, сплоченность и высокую военную выучку. В этом сражении проявились лучшие качества самого хана Абулхаира и его сподвижников.

Среди тех, кто проявил в Аныракайской битве личное мужество и орга­низаторские способности, были многие батыры, бии, султаны, родоначаль­ники - представители всех трех жузов.78

В 28 песнях-толгау известный Бухар-жырау, говоря об Отечественной войне 20-х годов XVIII века, называл имена батыров Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богембая, Шакшака Жаныбека, Тама Есета, Сиргели Карат-леуке, каракалпака Кулашбека, Шапрашты Наурызбая, Кудайменды Жи-бекбая, Сенгирбая и Шуйкебая, Тансыккожу Малыта, Каскараул Молда-бая, Айнакула Батыя.79 Все они возглавляли казахские сотни и тысячи опол­ченцев. Так у казахов строилась градация воинских отрядов. Причем эти же батыры принимали участие в сражении при Карасиыре и в Аныракайс­кой битве. Для некоторых батыров это было последнее участие в военных действиях, для других стало началом их военных успехов. Например, для батыров Олжабая, Наурызбая.

В сражениях во второй половине 20-х годов принимал участие поэт и воин Актамберды-жырау Сарыулы. Он не только храбро сражался, но и в своих произведениях раскрывал народный характер Отечественной войны. В этой же войне принимал участие Умбетей-жырау, воин и поэт.80 Один из самых популярных поэтов и мыслителей казахского народа Бухар-жырау не только был свидетелем этих событий, но и со своим народом пережил весь ужас поражений и радость побед в Отечественной войне.

Мужество и личная доблесть казахских батыров и рядовых воинов на­шли отражение в эпизодах и описаниях военных действий в казахском ге­роическом эпосе.81

Навсегда в исторической памяти народа остались события освобожде­ния горных районов Каратау, Улутау, земель Сарыарки и Жетысу. Битвы «Калмак кырылган» на Ак-Тасты, в местности Буланты-Белеуты, Аныра-кайское сражение стали героическими символами исторического прошло­го казахского народа.

Аныракайское сражение стало переломным 8 сознании народа. Народ, воспрянувший духом, понял, что джунгар можно победить. Несмотря на

внушительную победу, противник еше был в силе, и потому предстояла дол­гая и изнурительная борьба с ним в последующие годы.

Особенную важность этой борьбы прекрасно понимали видные политики того времени - Толе би, Казыбек би, Айтеке би, хан Абулхаир, султаны Ба­рак, Батыр, Абильмамбет и юный Абылай. Единый порыв всего народа и его духа были так велики, что в какой-то степени наступило успокоение и мно­гие султаны стали вновь придерживаться центробежных тенденций. Этому способствовали инертные действия многих султанов и батыров, воспрепят­ствовавших воссозданию единого и мощного казахского государства. И в этом тоже состоит один из уроков Аныракайского сражения. Самоуспокоенность и бездействие дорого обошлись для казахского государства в последующем.

1 ЛевшинА.И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей, ч. ГГ. СПб.. 1832, с. 90-94.

2 Дополнения к актам историческим, док. 80, XIV, с. 386 (Далее ДАИ).

3 Витевскип В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем ею составе до 1758 г.. вып. 1. Казань, 1889, с. 134.

4 Памятники сибирской истории XVIII в., кн. 2. СПб., 1885, с. 82.

5 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т. 8, с. 568.

6 Бичурин К Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия ло настоя­щего времени. СПб., 1834, с. 128.

7 Потанин Т. И. О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII столетии //Чте­ния в обществе истории и древностей российских. М., 1868, кн. 2, с. 2.

8 ЗлаткшИ. Я. История Джунгарского ханства 1635-1758 гг. М., 1983, с. 213-278.

9 Валыханов Ч. Ч. Собр. соч. в 5-ти томах, т. 1. А., 1961, с. 426.

10 Щеглов а. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032— 1882 гг. Сургут, 1993, с. 95; Памятная книжка Акмолинской области на 1914 г. Омск, 1914, с. 88.

11 Арзыматов А. Из истории политических отношений енисейских киргизов с Россией в XVII - первой половине XVIII вв. Фрунзе, 1966, с. 49.

12 Моисеев & А. Джунгарское ханство и казахи (XVII-XVIII вв.) А., 1991, с. 64-65.

13 АрзыматовА. Указ. работа.

14 КвзыбаевМ. Жауды шаптым ту байлап. А., 1994, 67-6.

15 Мир Мухаммед Амин-и Бухгфи. Убайдулла-наме. Ташкент, 1957, с. 163. Валиханов Ч. '/. Аблай //Ч. Ч. Валиханов. Собр. соч., т. 1. А., 1961, с. 426.

16 МейерЛ. Киргизская степь Оренбургского ведомства. СПб., 1865, с. 5; ГалиевВ. 3. Внеш­няя политика Казахского ханства в конце XVII - первой половине XVIII веков //Казак халк-ынын XVHlfacbipflbiH BipiHuii жартысында ез бостандыгымен тэуелаздш чшт азатгык Kypeci. Целиноград, 1991, 17-6.

17 Гавердовский Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч. II //Архив Ленинградского отде­ления института истории России. Коллекция 115. № 495. Л. 84-85; Семенюк Г. И. Проблемы истории кочевых племен и народов периода феодализма (на материалах Казахстана). Кали­нин, 1974, с. 84-85.

18 Maes И. М. Очерки истории киргизского народа с 1732 по 1S68 год //Материалы для статистики Туркестанского края, вып. 2, СПб., 1873, с. 416.

19 ДиваевА. Мавзолей Кок-Кесене //Протокол заседаний исообщений членов Туркестан­ского кружка любителей археологии. Гол Ш.Ташкент, 1915, с 41

20 КРО-1,с.53.

21 АгитоваН. Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х.годах XVIII века. A., 194S, с. 131.

22 Крафт И. И. Сборник узаконений о киргизах степных областей. Оренбург. 1898. с. 17.

23 АбдировМ. Он был ханом, его звали Абулхаир //Каз. правда-1993. № 137-138. 16 июня.

24 ЛевшинА. И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей, ч. II. СПб., 1832, с. 93.

25 Витевский В. Я И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года, т. 1. Казань, 1897, с. 136.

26 МеперЛ. Киргизская степь Оренбургского ведомства. СПб., 1865, с. 5.

27 Витевский В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 гола, т. 1. Казань, 1897, с. 135.

28 Аполлова Н. Г. /:ПрисоеданениеКазахстанакРоссиивЗО-х годах XVIII века. А., 1948, с. 170.

29 Аполлова Н. Г. Присоединение Казахстана к России, с. 171; Есть сведения о том, что в конце XVII века казахи могли выставить войско из 80 тысяч всадников (Дополнение к актам историческим,т. X. СПб., 1867, с. 386).

30 Памятники Сибирской историиХУТП века.Т.2. СПб., 1885, с. 159-163.

31 КРО-1.С. 22.

33Памятники Сибирской истории, т. 2. СПб., 1885, с. 157.

34 Посольство к зюнгарскому хунтайджи Цэван-Рабдану капитана от артиллерии Ивана Унковского и путевой журнал его за 1722-1724 годы //Записки РГО. По отделению этногра­фии, т. X, вып. 2. СПб., 1887, с. 192-193.

35 ЯевшинА. К. Описание киргиз-кайсанких, или киргиз-казачьих, орд и степей. СПб., 1832, ч. II, с. 69; Мамырулы К. Казак халкьшын. жонгар баскыншыларьша карсы куресь бске-мен, 1994, 120-145-6. ТынышпаееМ. История казахского народа. А., 1993, с. 187-188.

36 Посольство к джунгарскому хунтайджи Цэван-Рабдану капитана от артиллерии Ивана Унковского, с. 102.

37 Там же, с. 193.

38 Там же, с. 194.

39 Иванов П. П. Предание о калмыцком нашествии на Сайрам //Сборник Туркестанского восточного института в честь профессора А. Э. Шмидта, Ташкент, 1923, с. 57-58.

40 Посланник Петра I на Востоке. Посольство Флорио Беневени в Персию и Бухару в 1718-1725 годах. М., 1986, с. 126.

41 Хаджамкум-бек Баяхи. Тарих-и кипчак-хани (История кипчакских ханств) //Материа­лы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв. Ташкент, 1988, с. 265-266.

42 Левшин А. И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей. СПб., 1832. Ч. 2, с. 70-71.

43 МухаммедЮсуф Мунши. Муким-ханская история. Перевод и предисловие А. А. Семено­ва. Ташкент, 1958, с. 162; Протоколы заседаний и сообщений Туркестанского кружка любите­лей археологии, год. XX, вып. 2. Ташкент, 1916, с. 77.

44 Чехмич О Д. О некоторых вопросах истории Средней Азии XVHI-XIX векоь //Вопро­сы истории. 1956, № 3, с. ЩХудайбсрдыулыШ. Родословная тюрков, киргизов, казахоп и хан­ских династий. А., 1990, с. 50-51.

45 Yui пайгамбар. А., 1992, 156-183-66; Тынышпаее М. Т. Актабан гщбырынды (Великие бедствия и великие победы казахов //В. В. Бартольду — туркестанские друзья, ученики и по­читатели. Ташкент, 1927, с. 60.

46 Камаяов С. К. Каракалпаки в XVIII-XIX веках. Ташкент, 1968, с. 29-35; Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1959, с. 137.

47 Гавердовский Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч. II. //Архив Ленинградского отде­ления ин-та истории России. Колл. 115. № 495, л. 52.

48 Метериалы по истории каракалпаков // Труды института востоковедения АН СССР, т. VII. М.-Л., 1935, с. 185; Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии кара­калпаков. Родоплеменшя структура и расселение в XIX - начале XX вв. /Друды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Новая серия, т. IX. М.-Л.. 1950, с. 38.

49 КРО-1, с. 385.

50 Аполлова Н. Г. Присоединение Казахстана к России. Д., 1948, с. 174.

51 Там. же, с. 173-175.

52 КРО-1, с. 115; Попов Н. В. Н. Татищев и его время. М., 1961, с. 172.

53 Рычков П. И. История оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896, с. 5.

54 Аполлова Н. Г. Указ. работа, с. 174.

55 КРО-1,с. 115.

56 Земляницын И. Исторический очерк Семипалатинска //Материал для статистики Турке­станского края. Ежегодник. Вып. IV. СПб., 1876, с. 5.

57 КРО-1, с. 62.

58 К истории каракалпаков XVIII в. // Красный архив. 1938, № 6, с. 245.

59 Материалы по истории каракалпаков. М.-Л., 1935, с. 183-184.

60 Там же, с. 184;СабырхановА. Года великогобедствия («Актабан гщбырынды, Алкакел сулама») //История Казахской ССР, т. 3. А., 1979, с. 21.

61 Комаров П. О баралдайских письменах //Протоколы заседаний и сообщений Туркестан­ского кружка любителей археологии. Год 10. Ташкент, 1905, с. 25.

62 Тынышшш М. История казахского народа. А., 1993, с. 79.

63 Тынышпаев М. Великие бедствия (Актабан ш¥бырынды) А., 1992, с. 146.

64 Левшин А. К Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей. СПб., 1832,ч.2, с. 71.

65 Аполяоеа И. Г. Указ. работа, с. 135.

66 Десятиверстная карта Западной Сибири. М., 1920.

67 Гавердовскмы Я, Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч. П //Архив Ленинградского отде-ления Института истории России. Коллекция 115. № 495, л. 52.

68 Вяткин М. П. К истории распада казахского союза //Материалы по истории Казахской ССР, т. 2, ч. 2. А., 1948, с. 5.

69 Озера степные. Казахская поэзия VIII-XIX вв. в переводе О. Жанайдарова. А., 1999, с. 133.

70 Диваев А. Мавзолей Кок-кесене (историко-археологическая заметка)//Протоколы за­седаний Туркестанского кружка любителей археологии, год Ю.Ташкент, 1905,с.41;*дадааны> А. Древности киргизской степи и Оренбургского края //Труды Оренбургской ученой архи­вной комиссии, вып. 23. Оренбург, 1911, с. Ж.;ГалиевВ. 3. Битва при Буланты//Мысль, 2000, №6, с. 61-64.

71 ТынышпаееМ. Великие бедствия, А., с. 139, 146, 147-148.

72 Там же, с. 149.

73 Там же, с. 145.

74 Материалы по обследованию туземного и русского старожильческого хозяйства и зем­лепользования в Семиреченской области, том IV. Верненский уезд. СПб., 1913, с. 74.

75 Там же, с. 75. 7

76 Там же, с. 78.

77 Тынышпаев М. Указ. работа, с. 145.

78 Козыбаев М. Аныракай шайкасьг - Отан тарихынын жаркын белес! // Егемен Казакстан 1999, 25 тамыз; Козыбаев М- Казактын данкын асырган/ Том же, 2000,1 аклан; Тынышпаев М. Истории казахского народа, с. 196.

79 Бес гасыр жырлайды. 1 том. А., 1984,110-6.; КобландинК,- Я. Бр eciMi - ел eciaae //Казак халкынын. XVIII гасырдьщ 6ipiHiui жартысында ез боетанды™ мен тэуелс1зД1П ушш азаттык Kypeci. Целиноград, 1991,41-46-66.

80 Магауин М. Гасырлар бедерь Эдеби зерттеулер. А., 1991,67-71,76-80-6.

8l РабдуллинМ., СадыковТ. Казак халкынын батырлар жыры. А., 1972; Казак тарихы жыр-ларынын маселелерк Д., 1979.

Глава трemъя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: