Всенародное бедствие, которое принесло джунгарское нашествие, вызвало в казахском народе не только отчаяние, но иосмысление всего происходящего. Встала необходимость объединения различных регионов для организации отпора неприятелю. Потеря многих пастбищ, перемещения различных родов и общин на новые земли заставили различные слои казахского общества считаться с тяжелой реальностью. В этих условиях необходимо было общественное согласие. И в этом большую роль сыграли известные в народе казахские батыры, выдающиеся бии.
И, чтобы предотвратить уничтожение народа, за свое спасение взялся сам народ, не надеясь уже на султанов и родоправителей. В те трудные годы во главе ополчения казахов встали Кабанбай-батыр, Богембай, Малайсары, Наурызбай, Шакшак Жаныбек и многие менее известные батыры.
Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского нашествия в конце XVII- начале XVIII веков связана деятельность выдающихся биев КазыЙека, Толе, Айтеке.
Личные качества, глубокое знание внутренней жизни казахского общества, умение объединить людей выдвинули фигуру хана Абулхаира. С самого начала своей деятельности он стремился опереться на большое число родов не только Младшего, но и Среднего жуза. Известно, что в своих действиях Абулхаир опирался на алшынов, байулинцев, род шекты из Жетыру. С начала 20-х годов устанавливаются связи с влиятельными представителями родов Средней Орды. Так, известно сильное влияние Абулхаира на род керей. И это крайне важно. БогембаЙ-батыр утверждает: «Токмо ж после Тавке-хана Абулхаир-хан был главным и много чинил по своей воле, не имея ни от кого препятствия...».57
Поражение 1723 года не сломило волю и дух казахского народа. Новые столкновения с джунгарами произошли уже на следующий год. Теперь военные действия были перенесены в степи Центрального и Западного Казахстана.
Некоторое затишье в военных действиях Абулхаир использовал для организации более сильного и централизованного сопротивления джунгарским захватчикам. При этом были учтены ослабление в стане противника, отношения с соседями, внутренние взаимоотношения казахских султанов и межродовые отношения.
Уже в 1724 г. казахи под руководством Абулхаира одержали первые успехи. Достаточно сослаться на реляции Флорио Беневени: «Шоно-Лоузан (по-джунгарски - зайсан. —Ред.) через войну с Абулхаир-ханом город Туркестан взял было и 32 улуса, но потом, он Абулхаир-хан соединясь с казахами, паки через войну в Туркестан пришел и содержит даже и данные паки в своем владении».58
В 1725 году был дан первый значительный отпор захватчикам. Об этом есть свидетельство источников — «кайсаки, разделившись на четыре партии, ходили под калмык, под башкирцев, под Бухары, под хунтайшу (хунтайд-жи. - Ред.) и во всех четырех партиях побиты*.59 Другой документ конкретизирует попытку казахов оказать сопротивление захватчикам. И становится ясной роль и значение действий Абулхаира, его решительность и организаторский талант, казалось бы, в безысходной ситуации: «Каракалпац-кий и кайсацкий Абулхаир-хан, собрав войск своих пятьдесят тысяч, бился с хонтайшою, и хонтайша-де десять тысяч кибиток их разорил, и оставшие-ся-де сорок тысяч кибиток идут сюда для взятия калмыцких войск и ныне-де оные на реке Эмбек60 Собрать пятидесятитысячное войско после крупных поражений и повального бегства было задачей огромной трудности. И это можно считать показателем начала освободительной борьбы.
При изгнании джунгар с казахских земель из районов Отрара, Чимкента, Туркестана, Сайрама казахские воины проявляли героическую самоотверженность. В отдельных случаях уничтожали неприятеля именно в тех местах, где он позволял себе варварство по отношению к казахским аулам. В долине Теректы в горах Каратау, по притоку Боралдая, у маленькой речки Садыр-Камалбулак большой отряд калмыков был загнан к горе Улкен-Тур. И здесь у знакомых утесов они были уничтожены.61 Так горы Каратау оказались свидетелями не только поражений казахов, но и ярких успехов в освобождении своих земель.
Машхур Жусуп Копеев, собравший одним из первых народные предания периода великого бедствия, утверждает, что казахи Среднего жуза, возвратившиеся из бухарской стороны в Центральный Казахстан, под предводительством прославленного батыра и полководца Шакшакулы Жаныбека нанесли сокрушительное поражение джунгарам в 1725 году в районе озера Шубарколь (в сторону Коргалжынских озер). Об этом свидетельствует и другой летописец Отечественной истории Шакарим Кудайбердиев. Вслед за этим казахские ополченцы встретили врага на реке Ак-Тасты, притоке Улу-Уила. Казахское ополчение имело ряд преимуществ. Прежде всего, джунгары проникли вглубь казахских земель, тем самым оторвались от своего тыла. Успеху способствовало великолепное использование казахскими воинами пересеченной местности. Выдающиеся полководцы своего времени хан Абулхаир, батыры Тама Есет, Тама Жантай, Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богембай объединили свои усилия и вступили во взаимодействие. Так появилось на карте Казахстана одно из первых названий местностей «Калмак кырылган» (место, где истреблены калмыки).
Теперь казахские отряды освободили не только земли по нижнему течению Сырдарьи, но и часть гор Мугоджары. Этим было разорвано полукольцо, возникшее в первой половине XVII века, когда джунгары создали непрерывную цепь своих кочевий от гор Алтая до рек Ишим и Урал (Яик).
К 1726-27 годам султаны и бии начали проводить широкую политику по объединению всех казахских родов против агрессора. Наиболее энергично эту политику стал проводить хан Младшего жуза Абулхаир.
Осенью 1726 года состоялся всеказахский съезд в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой Бадам. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Алибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би, прославленные полководцы и батыры.
Основным вопросом на съезде был вопрос об организации всенародного отпора агрессору. В условиях угрозы, нависшей над Родиной, отошли на второй план внутриродовые противоречия, борьба за власть над всеми жу-зами, за пастбища. Участники съезда поклялись быть вместе, координировать свои действия, выступить объединенным фронтом на врага.
Другим, не менее важным вопросом, который обсуждался на съезде, был вопрос об избрании предводителя всеказахского ополчения.
По оценке М. Тынышпаева, к 1726 году Абулхаир уже выглядел стариком по сравнению с другими политическими деятелями. Это выражение может относиться к оценке политической деятельности или к возрасту. В любом случае, это была достаточно авторитетная личность среди казахских ханов.62
Кожаберген-жырау в дастане «Елимай» констатирует, что «Абулхаир избран главой армии» («Сайланды Эб1лкайыр эскер басы»).ы
Здесь, в Ордабасы Абулхаир был избран предводителем казахского ополчения. А. И. Левшин писал по этому поводу: «Общее предприятие тотчас освящено клятвою верности друг другу. Хан Абулхаир избран главным предводителем, и белый конь, принесенный по народному обычаю в жертву, был принят залогом будущего успеха». И эти же положения он раскрывал: «Опасность примирила внутренние междоусобия, возродила общее согласие и направила всех к одному предмету. В собрании целого народа положено двинуться вперед, напасть на общих врагов и вытеснить их из древних киргиз-казахских земель. Общее предприятие тотчас освящено клятвою в верности друг другу. Хан Абулхаир избран главным предводителем».61 Об избрании Абулхаира в 1726 году Н. Г. Аполлова отмечала; «Представление о том, что возвышение Абулхаира связано с наиболее влиятельными представителями военной знати (батырами Богембаем, Жаныбеком, Есетом), видимо имеет серьезные основания».65
А. И. Добросмыслов оценивал выдвижение Абулхаира; «Самым сильным, предприимчивым и энергичным из ханов казахских орд в начале второй четверти XVIII столетия был ближайший наш сосед хан Малой орды Абулхаир». Сардарбеком всеказахского ополчения из числа батыров был избран Канжыгалы Богембай.
Внутренний воодушевленный настрой казахского общества, роль батыров, достижение всеобщего единства в принятии решений на съезде в Ордабасы были предвестниками резкого поворота в Отечественной войне.
Ход военных действий диктовался условиями достигнутого. От джун-гарских захватчиков были освобождены обширные урочища по среднему и нижнему течениям реки Сырдарьи, долины реки Арысь и ее притоков, горы Каратау, степные места по течению реки Талас, часть гор Мугоджары. Необходимо было если не вернуть, то создать плацдарм для освобождения богатых и обширных пастбищ Улутау.
Одержанные после «Актабан шұбырынды» первые победы казахских батыров, съезд в Ордабасы подняли боевой дух народа. Многие казахи могли сказать словами батыра и жырау Актамберды, что «позор поражения с джунгарами стал глотком воды из Сарысу в жажде борьбы. В награду каждый казах получил меч и с благословением двинулся на врага».
Битва при Буланты. У казахов огромные территории Центрального Казахстана называют Сарыаркой. В свою очередь Сарыарка - это символ историзма. Здесь свои традиции материальной и духовной культуры казахов. Жемчужиной Сарыарки являются горы Улутау. Впрочем, в понятие Улутау входит целая система гор, рек, озер. Сюда входят более десятка гор, среди которых выделяются Кишитау, Арганаты, Жельдыадыр (Жельтау), Куа-дыр, собственно Улутау и другие. Вся эта горная система с реками Жезды, Жыланды, Сары-Кенгир, Кара-Кенгир, Буланты, со значительной частью течения Сарысу, с верховьями рек Терсаккан, Керей, Кыпшак, Жаксы Кон, Кара-Тургай, Сары-Тургай занимает огромную территорию. У кого в руках находились горы Улутау с прилегающей территорией, тот господствовал во всем Центральном Казахстане.
Известно, что в верхнем Приишимье, на Кокшетауской возвышенности, в горах Ерейментау в «Годы Великого бедствия» господствовали джун-
гары. Очень часто их общины сосуществовали с кочевьями казахов. При выходе из горной системы Улутау к горам Ерейментау и Кокшетау джунга-ры создали один из центров своих анклавов. В низовье реки Нуры они укрепили поселение Батогай (Батугай). Оно имело значительную застройку с жилыми и культовыми помещениями, хозяйственными постройками. Были здесь и каменные укрепления для военных целей и изразцовые украшения для жилищ джунгарской верхушки. Возведение такого поселения не могло быть сделано враз и говорит о том, что его владельцы располагались на данной территории по крайней мере несколько десятилетий. Тем самым для казахов выход с Улутау на север был закрыт. Хотя, по устным преданиям, из здешних мест казахские и джунгарские общины нередко кочевали совместно и уходили на юг до рек Сарысу и Чу, Сохранилась карта Джунгар-ского ханства, составленная в конце XVII века. По утверждению исследователей, все номинации карты относятся к концу X VII века. И карта, и номинации были составлены иезуитами, служившими при дворе цинского императора Канси. На карте обозначены горы Улутау, Кишитау, реки Кен-гир. Сарысу и над всем этим крупным шрифтом «Киргиз-казак. Казахская орда». Значит вся система Улутау входила в состав Казахского ханства.
В конце XVII - начале XVIII вв. военные действия между казахскими дружинниками и джунгарами проходили по линии между горами Ерейментау и Жельдыадыр, особенно в районе нижнего течения реки Нуры. В этом районе и в наши дни находится множество джунгарских захоронений. Часть из них появилась в конце X VTI - начале XVIII вв. Тогда же и возник джун-гарский форпост в 60 км к северу от поселка Чулак-Курган, и в низовьях реки Талас появился арык под названием Калмак.
Борьба за горную систему Улутау стала важной вехой в ходе войны. У подножья гор Улутау состоялось одно из важнейших сражений в ходе «Акта-бап шубырынды, Алкакел сулама» (Отечественной войны 1723-1730 гг.).
Стремительное продвижение и неожиданное появление казахской конницы в 20-25 тысяч всадников предопределили успех в выходе к Улутау. Встречавшиеся на пути джунгарские кочевья бежали и спасались как мог-
ли. Однако весной 1728 г. в предгорьях Улутау в местности Карасиыр состоялось крупное сражение казахских войск с джунгарами. Начало сражения, его ход, основные места гибели кочевников можно восстановить не только по устным преданиям, опубликованным работам исследователей прошлого, но и картографическим источникам. Именно они подтверждают мысль о выходе казахских дружинников с гор Каратау и течения Сарысу в исходный регион к реке Белеуты.
На карте-десятиверстке Западной Сибири, изданной в 1920 году, содержится важная информация о местности при впадении притока Карагайлы и реку Белеуты. Здесь захоронения носят название Калмак-чангара. Другое место обозначено как «Калмак кырылган» по середине течения реки Ул-кен-испе-Белеуты. Однако оба эти топонима относятся к названиям местностей при слиянии реки Белеуты с притоком Карагайлы,66
Начало военных действий начиналось именно с местности, прилегающей к слиянию Белеуты с Карагайлы. Здесь вначале сражения джунгары понесли первые значительные потери. Казахским дружинникам удалось развить успех. При этом направление отступления джунгар диктовал характерный рельеф местности. Широкое плато, где произошла битва, называлось Караси-ыр. Эта местность находится в междуречье Буланты и Белеуты.
Булантинское сражение показало огромную волю казахских ополченцев к победе. Выдающиеся полководцы своего времени Каракерей Кабанбай, Шакшак Жаныбек, Тама Есет, Басентеин Малайсары, Таракты ер Байгазы и др., стоявшие во главе самостоятельных войск, вели ополченцев в бой, действуя слаженно под общим командованием Абулхаир-хана и Канжыгалы Богембая, Огромную организаторскую работу по вооружению ополченцев проделал Шакшак Жаныбек, под началом уста (кузнеца) Дархана в Улутауских горах трудились оружейные мастера.
О воинственности казахских ополченцев Я. Гавердовский писал: «Об-легшись в панцыри, они - согласно тем же преданиям, сражались отчаянно и поле битвы оставляли часто под твердыми своими стопами».
Канжыгалы Богембай Акшаулы (1680-1778гг.) -полководец, командующий всеказахским ополчением, дипломат, один из выдающихся организаторов всенародной освободительной Отечественной войны с джунгарами. Его ополченцы сражались с яицкими казаками, джунгарами, вооруженными силами Цинской империи.
Каракерей Кабанбай (Ерасыл) Кожагулулы (1691—1769 гг.) -полководец, народный батыр, один из организаторов борьбы за освобождение казахского народа от джунгарских захватчиков. Был во главе найманского ополчения в обороне Туркестана (1724 г.), Алакульском (J725 г.), Булантинском, Анракайском, Шаганакском и др. сражениях.
Его жена Гаухар, сестра батыра Малайсары, участвовала наравне со своим мужем в многочисленных битвах. Ей принадлежат слова; «Атадан ул болып тума, ер болып ту». «Родись не только сыном отца, а героем». Кабанбай назван Абылай-ханом Дарабозом - штурмующим небо, об его подвигах слагали легенды.
Шакшак Жаныбек - полководец, государственный деятель, дипломат, один из организаторов освободительной борьбы с джунгарами. Неоднократно выходил победителем в поединках с джунгарскими батырами. Был активным сторонником укрепления казахско-русских отношений. По его выбору и решительной поддержке султан Абылай стал ханом Среднего жуза.
Тома Есет - полководец, старейшина рода тама, впоследствии тархан, один из организаторов народно-освободительной войны с джунгарами. командовал крупным подразделением всеказахского ополчения (до 4000 уланов) во многих сражениях с джунгарами.
Басентеш Малайсары Токтауылулы - полководец, старейшина рода ба-сентеин, дипломат, тархан, один из организаторов освободительной войны казахского народа с джунгарами, командовал крупным подразделением ополченцев во многих сражениях. Его именем названа «гора Малайсары».
«Иногда, же, подобно ужасной буре, поражали они скопища неприятельские и след их бегства покрывали трупами».67
Замечательным стратегом и тактиком маневренного боя проявил себя полководец, батыр Канжыгалы Богембай.
Видный фольклорист, этнограф А. Диваев донес до наших дней немало исторических преданий. В частности, одно из преданий гласит, что три рода Младшего жуза с частью Старшей орды воевали на северных границах Са-рыарки с джунгарами. Отличились в боях знаменитые снайперы Тайлак (из Младшей орды) с племянником, мергеном Санрыком (Большая орда, ошак-ты, род тасжурек). На горячий призыв сбросить джунгарское иго откликнулись все казахи. Об этом периоде борьбы с джунгарами М. П. Вяткин отмечал: «Огромные потери людей и скота заставили казахов сплотиться. Любопытно отметить, что первый удар ойратам казахи нанесли не под руководством султанов, а под предводительством батыра Тайлака из Малого жуза, Богембая - Среднего и Санрака - поколения ошакты Большого жуза. Это столкновение имелото большое значение, что послужило началом массовой организации казахских сил всех трех жузов».68 Эти ж-е положения ранее отмечали историки М. Тынышпаев и А. И. Левшин. Жырау-трибун, принимавший участие в многочисленных сражениях, Таттикара прославил на века героев:
Камыш на склоне на овражьем,
Словно стальных батыров строй,
Но только в окруженье вражьем
Мы распознаем, кто герой...
Вот Жаныбек. Шакшака сын –
Звенящая стальная пика!
Бокей с Сагыром из уйсын
Продолжат этот ряд великий.
Мандай, Дерпсалы - кыпчаки,
А вот Баян с Сары - уаки,
Где много струсило батыров,
Кто смог вернуть их из атаки?
Стройней и выше всех сосна,
И ей подобен Бугембай.
Кто на врагов бросался с криком
И их нанизывал на пику?
-Керей Еменалы Жабай!
В народной памяти сохранилась и песня другого жырау - Актамберды:
Путь нам проложил Жанай,
где оставим мы следы,
Вспомнит ли нас отчий край?
-Героем был каждый
из участников битвы.
Имя им – легион.
В своих исследованиях А. Диваев, в частности, отмечал, что джун-гарские оккупанты бежали, понеся огромные потери, «причем самая блистательная победа была одержана в местности Кара-сиыр».70 Холм, расположенный в центре плато, отныне стал носить название «Калмак, кырылган» (место, где истребили калмаков).
Героический пафос Булантинского и ряда других сражений донесли до нас произведения Умбетай-жырау, Актамберды-жырау, Таттикара-жырау, Бухар-жырау, акына Котеша. Имена батыров Богембая Акшаулы, Санрака Токтыбаиулы, Актамберды Сарыулы, Олжабая Алимулы, Конакая Жаксы-кулулы, Болека Сатайулы, батыра Баяна, Жарылгапа и других стали при жизни легендарными.
Однако на этом события не завершились. Часть джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению речки Буланты. Но и здесь их настигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересеченной местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за МаЙтюбе и Курайлы в сторону Улутау.
Победа в местности Буланты-Белеуты имела большое значение. Она дала возможность казахским ополченцам поверить в свои силы, совершить поворот в сознании народа. К концу 20-х гг. XVIII в. джунгары были вытеснены из региона Улутау. Последним противостоянием в этом было сражение при местности Карамолла, в районе, прилегающем к верхнему течению реки Жаксы-Кон. И снова джунгары потерпели поражение. Во всей округе эта местность известна как «Калмак кырылган», т.е. место истребления джунгар.
Победа казахских отрядов при Буланты-Белеуты имела еще один аспект - стратегический. Победа казахских дружинников при Буланты-Белеуты предопределила успех Аныракайской битвы.
Аныракайская битва. В победоносном завершении Отечественной войны (1723—1730 гг.) казахского народа против джунгарской агрессии выдающуюся роль сыграла Аныракайская битва. О ней рассказывает устная историческая традиция казахов, ей посвящена работа М. Тынышпаева71 и ряд других косвенных источников.
В вопросе о времени Аныракайской битвы все авторы в основном единогласны. И те, кто пользовался устными преданиями и те, кто идет следом за М. Тынышпаевым. Кроме того, логика событий Отечественной войны 1723-1730 гг. подтверждает год — 1730. М. Тынышпаев утвердительно писал, что первые победные наступления казахов после «Года Великого бедствия» относятся к 1726 году или немного позже (1727 г.), и что Аныракайское побоище (и смерть Болата) произошли «не позднее весны 1730 года, так как в июле того года посольство Абуль-Хайра было уже в Уфе».72
В исторической литературе последних лет все чаще идет спор о месторасположении Итишпес Алакуля. А. Диваев считал, что «Аныракай» находится «при озере Ит-ишпес, на Алакульской стороне... к горам, что на север от Аральского моря», М.Тынышпаев, хорошо знавший местность, справедливо считал, что «Анрахай находится не там, где указывает А. Диваев, а в 120 верстах на юго-восток от Южной оконечности о. Балхаш, известной у казахов под названием «Итишпес Алакуль» (озеро Ала-куль, воду которого не станет пить даже собака, т. е. до того плохая)»." Тем не менее дискуссия по расположению озера «Алакуль» продолжается.
В 1997 г. Аныракайская научная экспедиция (руководители: госсекретарь РК, народный писатель Казахстана А. Кекилбаев, академик HAH РК М. Козыбаев) пришла к выводу, что прав был в этом споре М. Тынышпаев, в данном случае речь идет об Алакуле, который находится в юго-западной
оконечности Балхаша.
Карта озера была составлена спустя 180 лет после Аныракайской битвы в начале прошлого века специальной научной экпедмцией Переселенческого управления Российской империи под руководством П. П. Румянцева. В своем заключении она отметила, что «вода в Алакуле горько-соленая... а в верстах в 15-20 от берега вода уже пресная или почти пресная».74
Как известно, в одном из таких солонцов, в местности КашкарбаЙтуз, в начале XX в. добывалась соль. Она частью вывозилась на верблюдах в Аулие-Атинский, Пишпекский и Верненский уезды.
В материалах экспедиции Переселенческого управления дано описание озера Алакуль. «На урочищах Батпакин и Аиргизен,» - говорится в нем, -берега Алакуля открытые; только кое-где у самой воды растет мелкий тальник и невысокий камыш; последний растет и на отмелях, частью покрытых водой. Таковы же берега и видимых островов. Западнее названных урочищ берега каменистые, здесь же камни попадаются только изредка. Восточнее - берега низменные, заросли камыша (вернее, тростника) становятся гуще и выше, а ближе к Топару, протоку Или, начинаются сплошные прибал-хашские «джунгли». Уровень воды в Алакуле очень изменчив, что хорошо
видно по линии прибоя».75
Между Алакулем и Аныракайскими горами тянется слегка всхолмленная солонцевато-песчаная степь, покрытая кустами баялыша, изена, тамариска. В долинах господствует полынь с примесью эвелека. В более глубоких логах встречаются заросли чия, ближе к Хантау - даже мелкий камыш. Комиссия Переселенческого Управления, отмечая бесчисленные острова, усеявшие Алакуль, напоминающие своим рельефом, своей почвой и растительностью соседствующую бугристую степь, барханы, предположила, что она была когда-то дном высохших заливов.
Восточнее Аныракая находится долина Карой. Аныракайские горы (длиной 75 км, шириной 5 км) относятся к системе Чу-Илийского водораздела. От западных отрогов Аныракая долину Карой (не следует смешивать с плато Карой, лежащим на востоке между pp. Курты и Каскеленом и доходящим до р. Или) отделяет невысокий хребет Кулжабасы. С Аныракайских гор выходили пять логов на дорогу Бестамакжол, ведущий к плато Бота-Бурун (искажено название - точнее «Бота Борым») в сторону лога Аксуйек сай, жусан дала.
Среди хребтов и сопок Чу-Илийского водораздела выделялся Хантау, где подходы засыпаны щебнем, порою горные породы, преимущественно из сланцев, выходят на поверхность.
Аныракайская экспедиция (сентябрь 1998 г.), направляясь от ст. Буы-рыл Байтал к Хантау, вышла к знаменитому Кан-арыку (Арык крови). Ров этот ныне глубиной метр с небольшим, шириной около двух метров, берега его давно осыпались и заросли травою. Это грандиозное сооружение, протяженностью несколько сот километров, по легенде, было вырыто по велению Чингиз-хана, после того, когда погиб Джучи во время охоты на куланов, которые в те времена водились большими табунами по Балхашу, Или и, особенно, Топару. Разгневанный великий потрясатель вселенной «велел вырыть арык от Балхаша до Курдая, поставил на берегу его своих воинов, а загонщики погнали на них куланов отТопара. И ни один кулан не перескочил через арык, а весь он до краев наполнился кровью убитых куланов. Поэтому и назван Кан-арык».76
Таким образом, для ведения боя с джунгарами, Хантау - район с невысокими горами и сопками, безводной, глинистой почвой, усыпанной щебнем, почти лишенной растительности, значительно уступал Аныракайским горам.
Всеказахское ополчение заняло заранее выгодное стратегическое положение. В Хантау, в местности «Улкен Орда конган», расположилась ставка хана Среднего жуза. Там же находилась ставка хана Младшего жуза.77 Казахские ополченцы располагались в тугайных лесах в долине реки Или, Жусан-дале. Джунгары в своем тылу имели «Итишпес Алакуль», безводную степь.
С тыла врага находился Аксуйек-сай. Недалеко от него на карте обозначен Абулхаиртау. Можно предположить, что здесь находились ставка хана Абулхаира и ополчение Младшего жуза. Таким образом, враг в случае поражения был бы вынужден отступить к «Итишпес Алакулю», где и происходило, по всей вероятности, заключительное сражение.
М, Тынышпаев обратил внимание своих современников на названия в районе современного села Подгорное «Абулхаир-сай» и реки Сункайтты (точнее было бы «СумкаЙтты» - «враг повернул назад»). По всей видимости, в этих местах шли бои в одном из этапов этой грандиозной битвы.
Таким образом, театр военных действий Аныракайской битвы занимает около 200 километров. Можно сказать, что это было сражением века. Аныракайское сражение происходило на границах степного Казахстана и горных и полупустынных районов юга Казахстана. Такой выбор места сражения был не случаен. Место сражения очень удачно вписывается в общую стратегию замысла по разгрому противника, в случае его поражения он безостановочно отступает по пустынной степи до истока реки Или, Таким образом, это сражение было навязано казахами джунгарам, а не наоборот.
По Северо-Западной стороне от Балхаша тянутся Чу-Илийские горы, загораживающие ветры, со стороны самого озера. Ветры дуют так же со стороны Кызылкумов и Муюнкумов, В соседстве с Аныракайскими горами находятся Желдытау, Желдыбел (жел-ветер). В Аныракайских горах ветер как бы издает рев (Анырак,жел). Кроме этого, народ сложил легенду отом, что Аны-ракай - место стона и рыданий потерпевшего поражения джунгар.
В конце весны 1730 года казахские ополченцы, подкрепив своих коней в песках Муюнкумов и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Чу, вышли в район гор Хантау, Аныракайским горам.
Сражением на Аныракае руководил хан Абулхаир. Именно это сражение стало вершиной его политической деятельности. В сражении приняли участие ополченцы всех трех жузов. Мужество, стойкость, непоколебимая уверенность в своей победе руководили батырами в этом сражении.
Битва началась с поединка. С джунгарской стороны вышел на межу талантливый военачальник, непревзойденный воин рукопашных схваток, Шарыш. С казахской стороны вызвался на поединок двадцатилетний Саба-лак (псевдоним Абылая). По свидетельству участников главных событий тех лет Бухара-жырау, Умбетая-жырау, Таттикара-жырау, именно в этом поединке Абылай, победив своего грозного соперника, прославил себя навеки. М. Тынышпаев впоследствии писал, что Абылай затмил тогда остальных выдающейся храбростью. К таким же выводам пришли исследовавшие эту проблему М. Копеев, Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов.
Несомненно, удачное начало битвы вдохновило воинов-казахов на победу. И они победили. Окрыленные чувством патриотизма, они проявили свой героизм, удаль, сплоченность и высокую военную выучку. В этом сражении проявились лучшие качества самого хана Абулхаира и его сподвижников.
Среди тех, кто проявил в Аныракайской битве личное мужество и организаторские способности, были многие батыры, бии, султаны, родоначальники - представители всех трех жузов.78
В 28 песнях-толгау известный Бухар-жырау, говоря об Отечественной войне 20-х годов XVIII века, называл имена батыров Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богембая, Шакшака Жаныбека, Тама Есета, Сиргели Карат-леуке, каракалпака Кулашбека, Шапрашты Наурызбая, Кудайменды Жи-бекбая, Сенгирбая и Шуйкебая, Тансыккожу Малыта, Каскараул Молда-бая, Айнакула Батыя.79 Все они возглавляли казахские сотни и тысячи ополченцев. Так у казахов строилась градация воинских отрядов. Причем эти же батыры принимали участие в сражении при Карасиыре и в Аныракайской битве. Для некоторых батыров это было последнее участие в военных действиях, для других стало началом их военных успехов. Например, для батыров Олжабая, Наурызбая.
В сражениях во второй половине 20-х годов принимал участие поэт и воин Актамберды-жырау Сарыулы. Он не только храбро сражался, но и в своих произведениях раскрывал народный характер Отечественной войны. В этой же войне принимал участие Умбетей-жырау, воин и поэт.80 Один из самых популярных поэтов и мыслителей казахского народа Бухар-жырау не только был свидетелем этих событий, но и со своим народом пережил весь ужас поражений и радость побед в Отечественной войне.
Мужество и личная доблесть казахских батыров и рядовых воинов нашли отражение в эпизодах и описаниях военных действий в казахском героическом эпосе.81
Навсегда в исторической памяти народа остались события освобождения горных районов Каратау, Улутау, земель Сарыарки и Жетысу. Битвы «Калмак кырылган» на Ак-Тасты, в местности Буланты-Белеуты, Аныра-кайское сражение стали героическими символами исторического прошлого казахского народа.
Аныракайское сражение стало переломным 8 сознании народа. Народ, воспрянувший духом, понял, что джунгар можно победить. Несмотря на
внушительную победу, противник еше был в силе, и потому предстояла долгая и изнурительная борьба с ним в последующие годы.
Особенную важность этой борьбы прекрасно понимали видные политики того времени - Толе би, Казыбек би, Айтеке би, хан Абулхаир, султаны Барак, Батыр, Абильмамбет и юный Абылай. Единый порыв всего народа и его духа были так велики, что в какой-то степени наступило успокоение и многие султаны стали вновь придерживаться центробежных тенденций. Этому способствовали инертные действия многих султанов и батыров, воспрепятствовавших воссозданию единого и мощного казахского государства. И в этом тоже состоит один из уроков Аныракайского сражения. Самоуспокоенность и бездействие дорого обошлись для казахского государства в последующем.
1 ЛевшинА.И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей, ч. ГГ. СПб.. 1832, с. 90-94.
2 Дополнения к актам историческим, док. 80, XIV, с. 386 (Далее ДАИ).
3 Витевскип В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем ею составе до 1758 г.. вып. 1. Казань, 1889, с. 134.
4 Памятники сибирской истории XVIII в., кн. 2. СПб., 1885, с. 82.
5 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т. 8, с. 568.
6 Бичурин К Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия ло настоящего времени. СПб., 1834, с. 128.
7 Потанин Т. И. О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII столетии //Чтения в обществе истории и древностей российских. М., 1868, кн. 2, с. 2.
8 ЗлаткшИ. Я. История Джунгарского ханства 1635-1758 гг. М., 1983, с. 213-278.
9 Валыханов Ч. Ч. Собр. соч. в 5-ти томах, т. 1. А., 1961, с. 426.
10 Щеглов а. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032— 1882 гг. Сургут, 1993, с. 95; Памятная книжка Акмолинской области на 1914 г. Омск, 1914, с. 88.
11 Арзыматов А. Из истории политических отношений енисейских киргизов с Россией в XVII - первой половине XVIII вв. Фрунзе, 1966, с. 49.
12 Моисеев & А. Джунгарское ханство и казахи (XVII-XVIII вв.) А., 1991, с. 64-65.
13 АрзыматовА. Указ. работа.
14 КвзыбаевМ. Жауды шаптым ту байлап. А., 1994, 67-6.
15 Мир Мухаммед Амин-и Бухгфи. Убайдулла-наме. Ташкент, 1957, с. 163. Валиханов Ч. '/. Аблай //Ч. Ч. Валиханов. Собр. соч., т. 1. А., 1961, с. 426.
16 МейерЛ. Киргизская степь Оренбургского ведомства. СПб., 1865, с. 5; ГалиевВ. 3. Внешняя политика Казахского ханства в конце XVII - первой половине XVIII веков //Казак халк-ынын XVHlfacbipflbiH BipiHuii жартысында ез бостандыгымен тэуелаздш чшт азатгык Kypeci. Целиноград, 1991, 17-6.
17 Гавердовский Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч. II //Архив Ленинградского отделения института истории России. Коллекция 115. № 495. Л. 84-85; Семенюк Г. И. Проблемы истории кочевых племен и народов периода феодализма (на материалах Казахстана). Калинин, 1974, с. 84-85.
18 Maes И. М. Очерки истории киргизского народа с 1732 по 1S68 год //Материалы для статистики Туркестанского края, вып. 2, СПб., 1873, с. 416.
19 ДиваевА. Мавзолей Кок-Кесене //Протокол заседаний исообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Гол Ш.Ташкент, 1915, с 41
20 КРО-1,с.53.
21 АгитоваН. Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х.годах XVIII века. A., 194S, с. 131.
22 Крафт И. И. Сборник узаконений о киргизах степных областей. Оренбург. 1898. с. 17.
23 АбдировМ. Он был ханом, его звали Абулхаир //Каз. правда-1993. № 137-138. 16 июня.
24 ЛевшинА. И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей, ч. II. СПб., 1832, с. 93.
25 Витевский В. Я И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года, т. 1. Казань, 1897, с. 136.
26 МеперЛ. Киргизская степь Оренбургского ведомства. СПб., 1865, с. 5.
27 Витевский В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 гола, т. 1. Казань, 1897, с. 135.
28 Аполлова Н. Г. /:ПрисоеданениеКазахстанакРоссиивЗО-х годах XVIII века. А., 1948, с. 170.
29 Аполлова Н. Г. Присоединение Казахстана к России, с. 171; Есть сведения о том, что в конце XVII века казахи могли выставить войско из 80 тысяч всадников (Дополнение к актам историческим,т. X. СПб., 1867, с. 386).
30 Памятники Сибирской историиХУТП века.Т.2. СПб., 1885, с. 159-163.
31 КРО-1.С. 22.
33Памятники Сибирской истории, т. 2. СПб., 1885, с. 157.
34 Посольство к зюнгарскому хунтайджи Цэван-Рабдану капитана от артиллерии Ивана Унковского и путевой журнал его за 1722-1724 годы //Записки РГО. По отделению этнографии, т. X, вып. 2. СПб., 1887, с. 192-193.
35 ЯевшинА. К. Описание киргиз-кайсанких, или киргиз-казачьих, орд и степей. СПб., 1832, ч. II, с. 69; Мамырулы К. Казак халкьшын. жонгар баскыншыларьша карсы куресь бске-мен, 1994, 120-145-6. ТынышпаееМ. История казахского народа. А., 1993, с. 187-188.
36 Посольство к джунгарскому хунтайджи Цэван-Рабдану капитана от артиллерии Ивана Унковского, с. 102.
37 Там же, с. 193.
38 Там же, с. 194.
39 Иванов П. П. Предание о калмыцком нашествии на Сайрам //Сборник Туркестанского восточного института в честь профессора А. Э. Шмидта, Ташкент, 1923, с. 57-58.
40 Посланник Петра I на Востоке. Посольство Флорио Беневени в Персию и Бухару в 1718-1725 годах. М., 1986, с. 126.
41 Хаджамкум-бек Баяхи. Тарих-и кипчак-хани (История кипчакских ханств) //Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв. Ташкент, 1988, с. 265-266.
42 Левшин А. И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей. СПб., 1832. Ч. 2, с. 70-71.
43 МухаммедЮсуф Мунши. Муким-ханская история. Перевод и предисловие А. А. Семенова. Ташкент, 1958, с. 162; Протоколы заседаний и сообщений Туркестанского кружка любителей археологии, год. XX, вып. 2. Ташкент, 1916, с. 77.
44 Чехмич О Д. О некоторых вопросах истории Средней Азии XVHI-XIX векоь //Вопросы истории. 1956, № 3, с. ЩХудайбсрдыулыШ. Родословная тюрков, киргизов, казахоп и ханских династий. А., 1990, с. 50-51.
45 Yui пайгамбар. А., 1992, 156-183-66; Тынышпаее М. Т. Актабан гщбырынды (Великие бедствия и великие победы казахов //В. В. Бартольду — туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927, с. 60.
46 Камаяов С. К. Каракалпаки в XVIII-XIX веках. Ташкент, 1968, с. 29-35; Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1959, с. 137.
47 Гавердовский Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч. II. //Архив Ленинградского отделения ин-та истории России. Колл. 115. № 495, л. 52.
48 Метериалы по истории каракалпаков // Труды института востоковедения АН СССР, т. VII. М.-Л., 1935, с. 185; Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. Родоплеменшя структура и расселение в XIX - начале XX вв. /Друды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Новая серия, т. IX. М.-Л.. 1950, с. 38.
49 КРО-1, с. 385.
50 Аполлова Н. Г. Присоединение Казахстана к России. Д., 1948, с. 174.
51 Там. же, с. 173-175.
52 КРО-1, с. 115; Попов Н. В. Н. Татищев и его время. М., 1961, с. 172.
53 Рычков П. И. История оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896, с. 5.
54 Аполлова Н. Г. Указ. работа, с. 174.
55 КРО-1,с. 115.
56 Земляницын И. Исторический очерк Семипалатинска //Материал для статистики Туркестанского края. Ежегодник. Вып. IV. СПб., 1876, с. 5.
57 КРО-1, с. 62.
58 К истории каракалпаков XVIII в. // Красный архив. 1938, № 6, с. 245.
59 Материалы по истории каракалпаков. М.-Л., 1935, с. 183-184.
60 Там же, с. 184;СабырхановА. Года великогобедствия («Актабан гщбырынды, Алкакел сулама») //История Казахской ССР, т. 3. А., 1979, с. 21.
61 Комаров П. О баралдайских письменах //Протоколы заседаний и сообщений Туркестанского кружка любителей археологии. Год 10. Ташкент, 1905, с. 25.
62 Тынышшш М. История казахского народа. А., 1993, с. 79.
63 Тынышпаев М. Великие бедствия (Актабан ш¥бырынды) А., 1992, с. 146.
64 Левшин А. К Описание киргиз-кайсацких, или киргиз-казачьих, орд и степей. СПб., 1832,ч.2, с. 71.
65 Аполяоеа И. Г. Указ. работа, с. 135.
66 Десятиверстная карта Западной Сибири. М., 1920.
67 Гавердовскмы Я, Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч. П //Архив Ленинградского отде-ления Института истории России. Коллекция 115. № 495, л. 52.
68 Вяткин М. П. К истории распада казахского союза //Материалы по истории Казахской ССР, т. 2, ч. 2. А., 1948, с. 5.
69 Озера степные. Казахская поэзия VIII-XIX вв. в переводе О. Жанайдарова. А., 1999, с. 133.
70 Диваев А. Мавзолей Кок-кесене (историко-археологическая заметка)//Протоколы заседаний Туркестанского кружка любителей археологии, год Ю.Ташкент, 1905,с.41;*дадааны> А. Древности киргизской степи и Оренбургского края //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, вып. 23. Оренбург, 1911, с. Ж.;ГалиевВ. 3. Битва при Буланты//Мысль, 2000, №6, с. 61-64.
71 ТынышпаееМ. Великие бедствия, А., с. 139, 146, 147-148.
72 Там же, с. 149.
73 Там же, с. 145.
74 Материалы по обследованию туземного и русского старожильческого хозяйства и землепользования в Семиреченской области, том IV. Верненский уезд. СПб., 1913, с. 74.
75 Там же, с. 75. 7
76 Там же, с. 78.
77 Тынышпаев М. Указ. работа, с. 145.
78 Козыбаев М. Аныракай шайкасьг - Отан тарихынын жаркын белес! // Егемен Казакстан 1999, 25 тамыз; Козыбаев М- Казактын данкын асырган/ Том же, 2000,1 аклан; Тынышпаев М. Истории казахского народа, с. 196.
79 Бес гасыр жырлайды. 1 том. А., 1984,110-6.; КобландинК,- Я. Бр eciMi - ел eciaae //Казак халкынын. XVIII гасырдьщ 6ipiHiui жартысында ез боетанды™ мен тэуелс1зД1П ушш азаттык Kypeci. Целиноград, 1991,41-46-66.
80 Магауин М. Гасырлар бедерь Эдеби зерттеулер. А., 1991,67-71,76-80-6.
8l РабдуллинМ., СадыковТ. Казак халкынын батырлар жыры. А., 1972; Казак тарихы жыр-ларынын маселелерк Д., 1979.
Глава трemъя