История Казахстана XVIII-XX вв. насыщена событиями судьбоносного характера. В 1731-1770-е годы произошло официальное признание значительной частью казахских правителей главенствующей роли Российской империи, что привело к утере независимости, государственности, и что по существу превратило Казахстан в колонию. С первого дня вынужденного признания власти России началась полоса национально-освободительной войны казахского народа за прежнюю независимость, восстановление государственности. Зачастую вспышки народного недовольства провоцировались национальным и социальным притеснением.
История колониального этапа Казахстана, особенно ее узловые вопросы, стали в центре внимания отечественной истории главным образом после обретения независимости страны, т.е. после 1991 г. Что и понятно, ибо проблемы истории народов окраин, туземцев, как тогда назывались народы колоний, подверглись в прошлом явной фальсификации, под влиянием имперского диктата и идеологии догматического марксизма, тоталитаризма, культа личности. История Казахстана XVII1-XIX вв. рассматривалась под углом зрения российского менталитета, относящегося к народам Евразийских степей вне контекста всемирной истории.
Все это требует сегодня объективного отношения к историческому прошлому, определения новых подходов.
С высоты достигнутого уровня отечественной историографии необходимо обратить внимание исследователей на наиболее актуальные аспекты истории казахского народа в составе Российского государства (XVIII-XIXbb.)
Взаимоотношения с соседними государствами. Первые десятилетия XVIII в. для казахского народа были годами суровых испытаний. По существу, перед народом встал вопрос: «Быть или не быть?»
В русской историографии борьба казахов против джунгарской экспансии нашла отражение в общих работах. Несмотря на то, что в них общая ситуация представлена в целом, в то же время систематическое последовательное изложение исторических событий отсутствует. В особенности это касается обстоятельств двух сражений, когда казахские ополчения одержали верх над джунгарами в 1728 г. - на берегу р. Буланты, в местности Кара-сиыр («Калмак кырылган») и в местности Аныракай - не позднее весны 1730 года. Более детальное и основательное изучение казахско-джунгарских отношений стало возможным только в конце XIX - нач. XX вв., благодаря усилиям М. Ж. Копеева, Ш. Кудайбердиева, М. Тынышпаева, М. Дулатова, А. Букейханова. Борьба казахов с джунгарами, причины успехов последних в 1723-1726 годах, тяжелое политическое и экономическое положение казахов и другие вопросы научно освещены только в историографии 70-80-х гг. XX века в монографиях И. Я. Златкина, Н. Г. Аполловой, В. Я. Басина, В. А. Моисеева и др.
В частности, В. А. Моисееву удалось показать характер, проследить эволюцию взаимоотношений джунгар с казахами на протяжении длительного времени. Он выявил причины временных успехов джунгар в борьбе с казахами и народами Средней Азии, вскрыл мотивы непоследовательной и противоречивой политики России по отношению к казахам и джунгарам, а также установил признаки выхода на политическую арену новых сил (России и Китая), начавших определять всю систему международных отношений в Центральной Азии. Тесно связана с изучением данной проблемы совместная работа Р. Б. Сулейменова и В. А. Моисеева «Из истории Казахстана XVIII века» (А., 1988).
Одной из узловых проблем остается история взаимоотношений Казахстана с Россией и «последней кочевой империей» Центральной Азии - Джун-гарским ханством в XVIII веке.
Как известно, в советский период казахстанские историки освещали эту проблему в ключе прогрессивного значения присоединения Казахстана к России. В условиях независимости, естественно, подходы изменились. При этом казахстанские историки спокойно, объективно, на базе опубликованных источников и работ отмечают, что в тот период, когда казахи вели оборонительную освободительную войну, в трагические годы великого бедствия, Российская империя продвигалась на юг по Иртышу, строила крепости на захваченных джунгарами казахских землях, подкрепляя свои далеко идущие планы дипломатическими акциями, военными экспедициями. В. А. Моисеев в своих последних трудах заметно изменил прежние взгляды. По его мнению: «Русское государство предстало на страницах работ казахских историков и публицистов «кровожадным северным хищником», таким же историческим врагом казахов, как и Джунгария. Более того, царское правительство якобы провоцировало джунгаро-казахские войны, снабжало ойратов оружием и натравливало их на казахов». По мнению В. А. Моисеева: «Россия защищала казахский народ от ойратских вторжений, заняла жесткую позицию сдерживания нападающей стороны».
Однако внимательное изучение истории российско-ойратских отношений свидетельствует, что российская дипломатия в 30-е годы XVIII в. продолжала колониальную политику.
Сенат своим указом запретил хану волжских калмыков идти войной против Джунгарского ханства. И только в 1742-1743 гг. Сенат, затем миссия К. Миллера, направленная в ставку ойратского правителя начальником Оренбургской комиссии И. Неплюевым, впервые потребовали от ханов Джунгарии прекратить нападения на казахов Младшего и Среднего жузов, рассматривая их уже как российских подданных. Иначе говоря, Российская империя лишь спустя 11-12 лет после принятия казахами Младшего и Среднего жузов российского подданства, выступила в поддержку казахов.
В обобщающих работах по истории Казахстана военно-стратегическая суть восточной политики империи трактовалась как акция, направленная на укрепление экономических и политических связей казахских ханств с Россией.
Длительное время, для того, чтобы придать «мирный» характер колониальной политике империи, военно-разведывательным экспедициям И. Д. Бухгольца, И. М. Лихарева, П. Ступина и других, утверждалось, что они проводились в «научных», познавательных целях. В литературе распространен миф о том, что строительство крепостей И. Д. Бухгольцем и другими руководителями экспедиций, проводилось русскими на ничейной земле. На самом же деле военные экспедиции России строили крепости и закрепили за российскими владениями новые территории, испокон веков принадлежавшие казахам, контролируемые в тот период джунгарскими завоевателями.
Проблемы присоединения к России или вынужденного признания власти империи. В советской историографии начало колонизации Казахстана преподносилось как «присоединение» его к России. Одни авторы, рассматривая чисто внешнюю сторону вопроса, совершенно не вдаваясь ни в его экономические, ни в политические причины, считали, что присоединение произошло случайно. Другие, выражая интересы колонизаторов, выискивали «права» и «обязанности» царизма, господствующих классов царской России по отношению к казахскому народу. Они открыто проповедовали имперские идеи и в коренном населении видели только варваров, совершенно игнорируя их самостоятельное многовековое и культурное развитие. «Занятие среднеазиатских земель совершено нами далеко не из-за одной суетной страсти к легким завоеваниям и громким победам, — констатирует официальный документ. - Мы идем на Восток в силу неизбежного естественного закона цивилизации: народы образованные никогда не уживались с варварами и если первые чувствовали в себе силу и мощь, то всегда высылали к последним пионеров для водворения между ними общечеловеческих понятий о государстве и обществе. Такими пионерами у нас в Средней Азии, бесспорно, следует считать наши доблестные войска».
В условиях, когда после распада СССР возникли независимые государства, иные, явные и скрытые последователи имперского мышления продолжают настаивать на том, что Россия не была колониальной, имперской державой. «Попробуйте ответить на самый, казалось бы, простой вопрос: - спрашивают историк В. Виноградов и заместитель начальника историко-дипло-матического управления МИД России И. В. Филатов в статье «Обозревая прошлое Отечества, истории Российской империи», — какие колонии в полном смысле слова приобрела и имела Россия и тогда и позже». И это идет вразрез с тем, что писалось раньше. На этот вопрос в свое время отвечали отцы российской исторической науки Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский. Последний со всей определенностью писал: «История России есть история страны, которая колонизируется».
По отдельным вопросам «присоединения» Казахстана к России высказались казахские просветители Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и их единомышленники.
Ч. Валиханов выступал против великодержавного шовинизма, наиболее ретивые защитники которого взяли на вооружение идею евроцентристов о второсортности народов Востока, о праве избранных на государственность и державность. Определяя место казахов в истории мировой цивилизации, Ч. Валиханов решительно отвергал представление некоторых россиян о казахских кочевниках как «о грубых скотоподобных варварах». «Мнение о необычайной дикости и грубости нашей, - писал он, - основано единственно на вокальном варваризме слова киргиз-кайсак. Говоря серьезно, киргизский народ принадлежит к числу миролюбивых и, следовательно, к числу наименее диких инородцев русского общества». Его духовное наследие, обычаи, нравы, отражающие быт предков, по мнению ученого, подобно поэтическим сказаниям Гомера, имеют достоинство историческое. Оно может показать «полную картину прошедшей исторической и духовной жизни народа».
Великий Абай, сочетавший в себе, по определению Ч. Айтматова, «поэта, богослова, пророка и просветителя, глобального мыслителя и праведника, обличавшего невежество и людские пороки, горевавшего за судьбы униженных и оскорбленных» писал: «О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой». «Куда сгинули наши былые восторги? Где наш радостный смех?», «О, казахи, мой бедный народ». Он установил, что за время колонизации изменился менталитет народа. Былое величие - времена батыров - ушло в прошлое. Победили нравы рабской психологии, невежества, духовной нищеты. Сетуя, что в «сетях клеветы запутался он», Абай мечтал о днях, «когда люди забудут воровство, обман, злословие, вражду и устремятся к знаниям, обучатся ремеслу, начнут добычу богатства честным, достойным путем».
И знайте: лишь в дружбе казахский народ
Свободу и правоту свою обретет!
Смысл всей поэзии Абая состоял в том, что он звал свой народ к заветной цели: приобщению к достижениям цивилизованных народов.
Смотри, не заблудись и знай, куда идти,
Вот, выходи сюда на верные пути.
Анализ состояния казахского общества, критика недостатков и слабостей колониального народа, начатые иписьменно выраженные Абаем, подготовили выход на историческую арену поколения алашских реформаторов.
В период, когда вооруженная борьба в первой половине XIX века против колониализма потерпела неудачу, когда Казахстан стал частью административно-территориального деления империи, когда шло ее фронтальное наступление и русификация народов окраин, дальновидные прогрессивные деятели нации были вынуждены перенести центр тяжести на просвещение своего народа (Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и их единомышленники).
Огромный пласт отечественной историографии, связанный с именами выдающихся деятелей алашского движения, за долгие годы правления советского режима оставался неосвоенным. Проблема вхождения Казахстана и состав России наиболее полно и цельно нашла отражение прежде всего в трудах А. Букейханова. В работе «Исторические судьбы киргизского края и культурные его успехи» автор ни разу не применяет термины «присоедине-ние», «добровольное», наоборот, употребляет «завоевание», «покорение» и подчеркивает, что казахи Младшей и Средней Орды, «прижатые с юга своими врагами к так называемой Горькой линии, были вынуждены признать русскую власть». Продолжая эту тему, А. Букейханов отмечает, что до третьей четверти XIX века «постепенно признали русскую власть все киргизские роды».
Неоценимо значение трудов А. Букейханова и для опенки истории Казахстана XVIII—XIX вв. А. Букейханов писал: «Со второй половины XVI столетия стал надвигаться с севера новый народ - славяне; его культура была выше культуры тогдашних властителей Киргизского края, и последние должны были уступить пришельцам господство в своем крае».
В колонизации края русскими А. Букейханов различает два момента: появление здесь вольных колонизаторов и движение по их следам правительственных дружин. «Вольная колонизация, - по его мнению, — создалась появлением крестьян, преступников, сектантов и разного сброда, бежавших сюда от тяжелых условий тогдашней жизни, или ради легкого способа наживы от беззащитного инородца. В этом отношении особенно излюбленным местом явились южный Урал и северо-восток нашего края. Здесь зарождалась мысль о «проведывании землиц», сопровождаемая движением вперед, вглубь неведомых стран. Насколько сильно и могущественно было это движение, можно судить по тому, что волна безымянной вольницы в какие-нибудь около двухсот лет (1560—1750 гг.) прошла всю Сибирь от Урала до Камчатки, от Березова до Алтая. Одна из таких боковых волн шла в Киргизский край с севера, по Иртышу и Барабинской степи, другая - с южного Урала по реке Урал и его притокам. Последнее движение началось раньше, но колонизация по Иртышу совершилась скорее, так как эта волна была сильнее; Иртышский край и Алтай, благодаря природным богатствам, имели в глазах колонизаторов большую цену, и сюда направлялось их больше. Это сознавало и русское правительство, направляя сюда впоследствии главные военные силы. Ниже мы увидим, что правительственная колонизация (и завоевание) шла по следам вольной и, так сказать, узаконивала ее; в некоторых случаях правительству приходилось просто признать известный участок земли своим, так как он был уже захвачен вольницей».
В своих трудах по истории Казахстана и вопросу развития форм землепользования Алихан Букейханов рассматривает отдельно завоевание и колонизацию северо-центральной и восточной части края.
«Какой год нужно считать годом появления русских людей в Ишимо-Иртышском крае - точно сказать трудно, - продолжает он. - Несомненно, что как в Северной Сибири, так и здесь, завоеванию края предшествовали частичные проникновения разного рода промысловиков за пушным зверем, а то и просто для грабежа инородцев. Эти отдельные передовые застрельщики русской колонизации, являясь сбродом вольницы, не объединенным какой-нибудь намеченной целью (кроме грабежа), не могли однако послужить надежным оплотом колонизации, несмотря на то, что в первое время, вероятно, не встречали дружного отпора со стороны инородцев».
По мнению А. Букейханова, вхождение Казахстана в состав империи, таким образом, состоит из колонизации (вольной и правительственной) и завоевания. «В конце XVIII столетия (как мы видим выше) значительная часть кочевников Киргизского края признала русскую власть и кочевала в
русских пределах. С начала XIX столетия правительство заботилось об укреплении завоеванного края». Во всех своих исследованиях А. Букейханов обращается к понятию «завоевание», характеризуя те сложные взаимоотношения, сложившиеся в XVIII-XIX вв. в ходе русско-казахских контактов.
А. Букейханов открыто разоблачал несостоятельную концепцию об особой цивилизаторской миссии русских в Центральной Азии. «Покорив край, - писал он, - русские не могли перейти к культурной работе потому, что первоначальное завоевание совершалось исключительно с целью обогащения, и первые завоеватели были совершенно неподготовлены к культурной роли. Это были грубые, невежественные люди с первобытной нравственностью, с сомнительным прошлым; правда, и при всем этом, они оказались развитее инородцев, но не настолько, чтобы покорив их, могли сознательно перейти к мирной культурной работе; они не приложили усилий даже к тому, чтобы разумно воспользоваться богатыми дарами природы или прокормить себя своим трудом. Напротив, они выбрали другой, более легкий способ наживы - грабеж покоренного инородца и расхищение природных богатств».
Автор рассматривает процессы вольной и правительственной колонизации в неразрывном единстве, уточняя, что империя была заинтересована в продвижении вольницы. Во-первых, она была передовым отрядом русской колонизации, во-вторых, она давала возможность снять проблемы во внутренней жизни империи.
После 1917 года интерес к проблемам отечественной истории возрос. Среди многочисленных работ следует отметить работы Т. Рыскулова, X. Досмухамедова, П. Г. Галузо, С. Мендешева, Г. Тогжанова и др.
П. Г. Галузо подчеркнул факт неравноправного партнерства России и Казахстана и отметил чрезвычайную заинтересованность империи в «присоединении» инородцев края. П. Г. Галузо объяснял, почему теоретики колониальной империи пытались придать агрессии миролюбивую оболочку, цивилизаторский характер. В книге «Туркестан — колония» («Очерки истории колониальной политики русского царизма в Средней Азии») он писал: «Продвижение войск царской России в казахскую степь началось еще в первой половине XVIII века. Русские цари продвигались в страну настойчиво и почти непрерывно, но продвигались, надо сказать, с некоторой оглядкой...».
Оболочка миролюбия, в которую облекается в приведенных высказываниях русская агрессивная политика на среднеазиатской границе, говорит о том, что имея далеко идущие агрессивные планы, Россия, продвигаясь в Среднюю Азию, сильно побаивалась своих западноевропейских соперников по колониальным захватам и, прежде всего, Англии.
Продвижение в Среднюю Азию мы можем рассматривать как одну из струй «империалистического соревнования» великих держав «насчет дележа добычи». Российский крепостник-помещик, конечно, прежде всего, захватывал колонии для себя, но объективно это было также захватом колоний и для российского промышленного капитала.
П. Г. Галузо рассматривал историю «колониальных приобретений» России в тесной взаимосвязи со всеми регионами Центральной Азии. Он считал, что вхождение Казахстана в состав империи есть результат: во-первых-
лишения народов политической самостоятельности и их завоевания; во-вторых - экономического закабаления; в-третьих - русско-английского соперничества при дележе мира на будущие колонии. П. Г. Галузо принадлежит заслуга раскрытия картины колониального господства России в Казахстане в XIX - начале XX вв. и научная постановка проблемы национально-освободительного движения. «...Эпоха делится на две части: период завоевания и период хозяйственного освоения края, соответственно с этим на два периода делится национально-освободительное движение».
X. Досмухамедов считал, что сущность завоевательной политики России состоит в том, чтобы использовать казахские земли как плацдарм при продвижении в Азию. Окончательное «подчинение Россией» Казахского края он считал результатом поражения национально-освободительной борьбы казахов в конце XVIII - первой половине XIX вв. Он считал, что Абул-хаир и небольшая кучка старшин родов пошли на сговор с царизмом и вынудили страну принять подданство. X. Досмухамедов на примере неравномерного представительства родов Младшего и Среднего жузов в переговорных процессах доказал, что основная масса народа не принимала участие в акте подчинения казахов российскому государству.
М. Ауэзов в книге «Әдебиет тарихы» (История литературы, А., 1927) отмечал, что «причин, вынудивших казахскую страну подчиниться русским много. С одной стороны, проявляли враждебность калмыки, с другой, исходила угроза со стороны среднеазиатских ханств; в-третьих, русское государство поставило перед собой цель - подчинить казахов, наряду с этим, серьезной причиной стали происки самих казахских ханов. Усиление внутренней вражды и ненависти, использование помощи извне во имя завоевания друг друга, раздирало казахскую страну на части. Все эти причины, вместе взятые, доводили внутренние противоречия до крайности.
К этому времени преуспело русское государство, протянувшее свои ненасытные щупальца на казахскую степь.
Подчинение русским подобно чашке с мясом, подаваемой почетному гостю помимо воли казахов, становилось реальностью».
Проблема присоединения Казахстана к России нашла отражение и в историческом наследии Т. Рыскулова. Рассматривая в целом процесс через призму перехода Казахстана в подданство России, он использовал термины «покорение», «усмирение казахов», «завоевательная сила». В освещенной им «колонизаторской политике царизма» выделяются два момента: с конца XVI в. - казачья колонизация, с середины XIX в. - крестьянская. «По пути своего продвижения во вновь завоеванных районах русская власть возводила сейчас же укрепленные пункты, и шли заселения казаками и крестьянскими переселенцами».
Причины перехода казахских жузов в российское подданство Т. Рыс-кулов связывал в первую очередь с внешнеполитическим положением Казахстана. Последнее выражалось в том, что с востока казахи были теснимы джунгарами, с юга - тюрками Хивы, Бухары, Кокандского ханства, с запада — ногаями и калмыками. Не последнюю роль, по мнению Т. Рыскулова, сыграли активная восточная политика завоевания Россией Казанского (1552 г.), Астраханского (1557 г.) ханств, покорение Западной Сибири (1581 г.}, усиление движения русских по линии Урала и Иртыша.
Историческая концепция Т. Рыскулова по поводу утверждения российской короны в Казахстане и Средней Азии получила окончательное оформление в его работах о национально-освободительной войне 1916 года. Оценивая в целом результаты великодержавных устремлений России, он приводит высказывание начальника переселенческого управления Г. Ф. Чир-кина, касающееся судеб коренных народов Центральной Азии: «Если воссоединение всего русского племени под одной сенью Великой Русской Державы в полной мере ответит психологически русским стремлениям, если Босфор и Дарданеллы составляют «ключи нашего Дона», то упрочение России в Астрабаде и Мазандаране в значительной мере искупит наши затраты на военное дело и сильно увеличит наше богатство. В политическом же отношении мы восстановим наследие Петра Великого, оценившего уже 200 лет тому назад своим гением Южное побережье Каспия (равно как и всей Центральной Азии) и утвердившего Россию у Эльбруса».
В исторической науке в 30-х годах XX века основное внимание уделялось завоевательным мотивам и колониальным устремлениям царизма. С подобных позиций было написано большинство монографий и статей того периода, втом числе «История Казахстана* С. Д. Асфендиярова. «Не благоденствие, мир и культуру несло царское завоевание казахским массам, — писал он. - Оно несло разорение, грабеж и убийство».
В опубликованных в 1970-90-е гг. историографических исследованиях Г. Ф. Дахшлейгера, Д. Дулатовой, Ж. Касымбаева, И. Козыбаева, И. В. Ерофеевой подводились итоги изучения отечественной истории, прежде всего, присоединения Казахстана к России в 40-80-е гг XVIII в.
После обретения независимости Республики Казахстан впервые за долгие годы исследователи получили возможность изучения без вмешательства сверху и идеологического диктата проблем отечественной истории. В своем докладе «Слово об Абае» Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отмечал:
«То была особенно тяжкая пора в истории казахов. Нетрудно представить положение огромных степных просторов, оказавшихся на пути хищных стратегических интересов империи, решившей захватить как можно большую часть земного шара, как можно дальше продвинуться через Среднею Азию на юг и восток. Империи во всех отношениях было невыгодно лишаться такого лакомого куска. Для этого нужно было разрушить исторически сложившуюся национальную систему правления страной. Надо было силой внедрить в степь порядки и форму власти могущественной метрополии. Было спешно и искусственно создано несколько карликовых ханств, нарушена этнотерриториальная целостность. Потом раздробили народ и земли ханства по родовым и племенным признакам на волости и аулы.
Более плачевной участи некогда единого народа невозможно было и представить... Таковой была коварная колониальная политика, преследовавшая цель — превратить огромное пространство номадов в стратегический плацдарм для расширения своей территории. Ради этого империя пошла на разрушение исторической государственности и лишение всяких человеческих прав ее исконных обитателей».
Участники Всесоюзного «Круглого стола» (27-28 июня 1990 г.) по проблемной теме «Национальные движения в условиях колониализма: Кзахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ» пришли к выводу, что понятие «присоединение» следует понимать, как многовекторный процесс, «включающий в себя не только добровольность признания власти империи, но и завоевание, колонизацию (крестьянскую и военную)».
Концентрированным выражением современных научных позиций стало изложение истории присоединения Казахстана к России в «Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней» (1993 г.). В разделе «Казахстан в составе Российской империи» глава названа: «Присоединение Казахстана к России: вхождение, завоевание, колонизация». В ней излагается материал о политических связях между двумя народами на протяжении XVI-XVIII вв.; говорится о благожелательном отношении к России ханов Хак-назара и Тауке; о джунгарском вторжении на территорию Казахстана, ускорившем принятие частью казахов Младшего жуза российского подданства; о существенных разногласиях между родовой верхушкой и Абулхаир-ханом, который при обращении к царскому правительству выступил от имени народа с просьбой о принятии подданства Средним и Старшим жузами, что произошло значительно позднее и в других условиях. Внимание акцентируется на усилении колониальной направленности политики царизма, которая осложняла внутриполитическую обстановку в новых приобретенных землях. Авторы «Истории Казахстана» считают, что колониальная политика выражалась в создании укрепленных линий вокруг казахских земель и во введении здесь российской системы управления, что вызвало протест большей части казахского населения, вылившийся в ряд волнений. В итоге четко была высказана оценка: «Значительная часть Младшего, некоторые районы Среднего жузов приняли российское подданство добровольно. Большая же часть Среднего и часть районов Южного Казахстана были присоединены с помощью военной силы царизма....Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах». В структуре раздела доминирует материал, касающийся народно-освободительной борьбы в период присоединения Казахстана к России.
Однако, исследователи все больше и больше приходят к выводу о том, что и такая постановка вопроса не отражает историческую истину. По-разному интерпретируют исследователи понятие «присоединение». В частности, М. К. Козыбаев считает, что термин «присоединение» неадекватно отражает суть исторического процесса, имеет оскорбительный оттенок, заключающий в себе силовое начало. Казахстан, по его мнению, выступает в роли примкнувшего субъекта к основному объекту. Термин, в свое время сочиненный в имперской канцелярии и принятый в официальной советской исторической науке, на деле выступает синонимом термина «захват», «агрессия», «завоевание».
Как известно, принято считать, что колонизацию Сибири Россия начала после завоевания Казанского, Астраханского и Крымского ханств. Исследователь В. В. Каргалов считает иначе, он пишет: «По традиции присоединение к Российскому государству Западной Сибири началось раньше, и первыми русскими воеводами, возглавившими в 1483 году большой поход в Сибирские земли, были князья Федор Курбский и Иван Салтык-Травин».
Таким образом, В. В. Каргалов начальный этап колониальной политики царизма на Восток отодвигает еще на целый век. В последующих периодах
различные области Сибири, в т.ч. Рудного Алтая и Урала, одна за другой были завоеваны русским государством.
Вслед за А. И. Теакелевым отдельные исследователи разных поколений справедливо связывают стратегический этап, навсегда определивший неизбежность включения Казахстана в орбиту России, с именем и деяниями Петра I.
Петр I дал поручение ответственному работнику Сената И. Кириллову и дипломату, переводчику Коллегии иностранных дел А. И. Тевкелеву (до принятия православия - Кутлумбет-мурзы, Мамет-мурзы) разработать проект приведения казахов в российское подданство.
Так была определена стратегия захвата Казахстана, которая окончательно оформилась в последующие десятилетия, по выражению Н. Г. Аполловой, в «крупную агрессию царизма, направленную к осуществлению так называемого «мирного завоевания степи и вечного подданства казахского народа».
Дневник российского посла А. И. Тевкелева давно обратил на себя внимание историков. Переговоры шли в течение одного года и 49 дней, что позволило ему довольно основательно изучить казахское общество и определить его потенциальные возможности. Российская политика набирала опыт общения со степным своевольным народом. В ходе переговоров правящая элита степи разделилась на две части: на сторонников Абулхаир-хана, а также на противников принятия подданства. В минуты отчаяния ханские сторонники искали другую альтернативу. Успех переговоров о подданстве был решен только благодаря доброму расположению одного из крупных вождей Младшего жуза Бокенбай-батыра из союза племен жетыру к Тевкелеву. Бокенбай-батыр говорил, если ему будет оказана помощь со стороны башкир и яицких казаков, то он с зятем (Кудайназар- батыром) «обещает кир-гиз-кайсацкую орду в подданство российское в два года привести саблею».
Впоследствии, обобщая весь материал миссии А. И. Тевкелева, историк А. Левшин был вынужден констатировать: «Появление Тевкелева в Орде открыло все властолюбивые замыслы хитрого Абулхаира. Чиновники, ехавшие приводить новых подданных России к присяге, не только не были приняты соответственно своему назначению, но тотчас по приезде едва не лишились жизни... Простой народ напротив того, не имея среди себя столько приверженцев России, сколько было их в Меньшей орде, не хотел расставаться с независимостью своею, представлял себе все в превратном виде и потому сильно восстал против соплеменников своих, покорных России».
Итак, одной из приоритетных в отечественной истории является проблема казахско-русских отношений с середины XVI в. до начала XX столетия. Предшествующая историография этой проблемы претерпела различного рода оценки, начиная со ставшего классическим в советское время определения «присоединение» и завершая термином «вхождение», введенным в первые годы обретения Казахстаном своей независимости. Как бы то ни было, историческим фактом является то, что Казахстан в результате сложнейших коллизий в международных отношениях потерял свою политическую независимость и государственный суверенитет почти на двести шестьдесят лет.
Всемирная история распорядилась так, что начавшиеся складываться торгово-хозяйственные связи и расширяющийся мировой рынок поставили человечество перед фактом стремления отдельных мировых государств держать в своих руках пульс торговых путей, что в свою очередь вызвало их соперничество за торговое и промышленное господство в мире, Б этих условиях по-иному складывается судьба стран Центральной Азии. Казахстан с его цветущей степной цивилизацией, истоки которой восходят к колыбели общего прошлого человечества, становится объектом интересов внешней политики сопредельных великих соседей. Россия, ставшая централизованным государством с утвердившейся абсолютной монархией, имея опыт дипломатического подчинения азиатских народов и военных экспедиций, направляет свои взоры на казахские земли, которые должны были стать «ключом и вратами ко всем азиатским странам и землям». При этом Российская империя исходила как из внутренних потребностей, так и из необходимости утвердиться на европейском и азиатском континентах.
Успехам российской политики при подчинении Казахстана способствовала ситуация в центральноазиатском регионе, сложившаяся не в пользу кочевников Великой степи и ее соседей. На Среднем Востоке столкнулись интересы Джунгарии, Китая, Османской империи, среднеазиатских ханств, Англии.
Казахский компонент в «восточной политике» России обретает свое важное место еще со времен правления Василия III, имевшего связи с Казахским ханством. Если до начала XVIII в., казахско-российские отношения представляли собой взаимоотношения двух независимых государств, несмотря на нараставшую в течение двух предыдущих веков российскую экспансию, то со времен реформ Петра Великого во внешней политике России по отношению к Средней Азии и Казахстану начинает брать верх тенденция поглощения Степного края. «Восточная идея» Петра I вызвала к жизни планы захвата путей транзитной торговли с Индией и Китаем.
Начало XVIII в. ознаменовалось для казахов сложным внешнеполитическим положением. Политические тиски ощущались налицо: с севера и запада - Российское государство, с востока - джунгары, с юга - среднеазиатские ханства. Наряду с этим происходило нарастание кризисных явлений внутри казахского общества: отсутствие интеграции среди кочевых коллективов, усиление центробежных тенденций, рост родовых усобиц, внутриполитическая борьба во властных структурах, в те годы на территории современного Казахстана поднимали голову так называемые «келте ханы», начавшие «войну всех против всех». Эти войны подрывали экономическую основу государства, истощали его материальные ресурсы и увеличивали людские потери.
Это привело к нарушению традиционных маршрутов перекочевок и деформации системы кочевки в целом. Наконец, пиком череды негативов и противоречий в развитии казахского общества стали 1723-1727 гг., вошедшие в историю Казахстана как «Актабан шубырынды» или «Годы Великого бедствия». Это было время неисчислимых страданий, голода, человеческих жертв, экономической разрухи, упадка производительных сил, культурного регресса.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что воевали между собой по образу жизни номады, по сути своей народы, ставшие жертвами «большой политики» мировых империй и великих соседей. Как бы то ни было, в истории Отечества имели место длительные казахско-джунгарские войны, в которых решающую роль сыграло народное ополчение казахского народа против джунгарской агрессии. Если иметь в виду, что защищалась Родина и земли предков, то можно говорить об Отечественной войне, а не о простом ополчении.
Будучи вытесненными к западным и северо-западным границам своей родины, казахские роды столкнулись с проблемой использования пастбищных пространств между Волгой и Уралом, что привело к противоречиям с уральскими казаками и калмыками. К тому же в результате джунгарской агрессии значительно ослабли хозяйственно-политические связи между казахскими жузами, усугублению которых содействовали межродовые распри и раздробленность. В первой четверти XVIII века воочию были представлены превосходства наступающей европейской промышленной цивилизации, которые выразились в эффективном развитии военного дела. Преимущества конницы стали постепенно сводиться на нет, уступив место огнестрельному оружию и артиллерии.
Рубежным в плане подчинения Казахстана российскому имперскому двуглавому орлу стал 1731 год. Это было время, когда предводитель Младшего жуза хан Абулхаир обратился к российской императрице Анне Иоан-новне спросьбой о подданстве и покровительстве.
Действия хана Абулхаира получили весьма противоречивые оценки в историографии. В качестве негативных его сторон названы — корыстные интересы борца за единоличную власть; забвение интересов казахского народа, поскольку он выступил от имени всех казахов; стремление Абулхаира и его окружения возвыситься над остальными соперниками, благодаря покровительству могущественной державы. В числе причин, оправдывающих подписание акта с Россией казахами Младшего жуза во главе с Абулхаи-ром, называются: внешнеполитические факторы - необходимость предотвращения джунгарской агрессии; появление угрозы на южных рубежах Казахстана в связи с завоеваниями иранского шаха Надира; притязания среднеазиатских ханств на южные земли Казахстана; рейдовые набеги башкир, волжских калмыков, яицких казаков, сибирского войска на пограничные земли казахов. Внутренние и некоторые другие факторы - необходимость в подрыве основ сепаратизма родовой знати и местной вольницы; потребность в создании централизованного государства; усталость казахского народа от продолжительной агрессии со стороны джунгар, междоусобных войн между ханами, султанами, старшинами, от блокады внешнего мира; разведывательная деятельность российских экспедиций в казахской степи и строительство крепостей на оккупированных калмыками казахских землях; деятельность российской дипломатии в лице А. И. Тевкелева, И. Неплюева и др., подтолкнувшая Абулхаира на принятие русского подданства; сложность экономического состояния Казахстана в первой четверти XVIII в.
19 февраля 1731 г. императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза. 10 октября 1731 г. вместе с ханом Абулхаиром присягнули российскому престолу, поставив подписи 56 человек, представлявших следующие роды: 17 - из родов аргынов, 7 - из найманов, 4 - из кыпчаков, 2 - из родатама, 3 - из жагалбайлы, 1 - из кердери, 4 - из алаша, 2 - из байбакты, 2 - из жаппасов, 2 - из маскар, 10 - из табынов, 1 - из шомекей, 1 - из кете.
(Крафт И. И. Принятие киргизами русского подданства. Оренбург, IS97; См. также: «Айкни». Составители: У. Субханбердина, С. Даутов. А., 1995, с. 49-52).
Состоявшийся вблизи Оренбурга в 1740 г. съезд представителей старшин и султанов Младшего и Среднего жузов способствовал закреплению первых результатов российского подданства. Присутствовавшие на нем хан Абулмамбет и султан Абылай, учитывая сложившуюся ситуацию, высказались за принятие российского подданства, стремясь обезопасить Казахстан от возможных вторжений джунгар. Присяга группы султанов и старшин Младшего и Среднего жузов в 1740 г. обусловила подчинение России лишь части Среднего жуза. Основные же регионы Северо-Восточного и Центрального Казахстана вошли в состав империи лишь в 20-40-е гг. XIX века вследствие военно-политических акций царизма. Мечта Петра I стала реальностью.
Проблема признания казахами протекторатной зависимости от Российской империи стала предметом интерпретаций в трудах многих исследователей.
Вопрос признания частью казахов Младшего и Среднего жузов власти России рассматривался и на сессии Министерства образования и науки -Академии наук, посвященной году отечественной истории и народного единства (4 июля 1998 г.).
Свое видение истории Казахстана изложил в книге «Азбука казахской истории» (А., 1995) народный писатель, известный исследователь М. Мага-уин. В ней рассмотрены актуальные проблемы казахской государственности, основные этапы борьбы казахского народа с джунгарскими захватчиками, определены некоторые, порою существенные, пробелы в изучении отечественной истории.
Известно, что долгие годы методологическим наставлением для советских обществоведов служило письмо К. Маркса своему соратнику Ф. Энгельсу, где он писал: «Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку. Несмотря на всю подлость и славянскую грязь, господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, с. 241). Однако, российские исследователи из этого текста опускали оборот «несмотря на всю подлость и славянскую грязь». Историки же регионов не осмеливались использовать цитату без этих купюр. При таком подходе оценка К. Маркса роли России «для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар» приобрела совершенно иной смысл.
Что же изменилось сегодня в оценке роли России для народов Востока? После завоевания суверенитета и независимости слова К. Маркса «несмотря на всю подлость и славянскую грязь» наполнились конкретным содержанием. «Вся подлость и славянская грязь» России для народов Центральной Азии однозначно состояла в колонизаторстве, политике геноцида и этноцида, русификации, изъятии плодородных земель у казахов, в подавлении национально-освободительного движения и т.д. Опубликованные многочисленные документальные сборники по истории национально-освободительного движения, а также монография Г. Сапаргалиева «Карательная политика царизма в Казахстане» (А., 1960) тому доказательство.
Не исключена возможность, что в пылу полемики исследователи порою допускают излишнюю горячность, прямолинейность. Чрезмерная концентрация «подлости и славянской грязи», а их накопилось за 260 лет предостаточно, порою воспринимаются нашими коллегами из России неоднозначно. Все это можно понять.
Вместе с тем исследователи Казахстана, за редким исключением, по-прежнему всемерно отмечают цивилизаторскую роль России по отношению к Востоку. Она состояла в приобщении народов окраины к русской и европейской культуре, ускоренном развитии производительных сил, участии в составе империи в процессах всемирной истории.
Так или иначе, историографические поиски проблем истории Казахстана в составе России идут в этих параметрах.
Постараемся доказать данный тезис на примере изучения историографии колонизации края.
Проблемы изучения казачьей колонизации. Противоречивый и тяжелый для казахского народа процесс колонизации Казахстана длился более ста лет.
Одним из первых, кто обратил внимание на изучение казачьей колонизации, был П. Г. Галузо. Его работа «Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867—1914 гг.» (А., 1965) содержит сведения о казачьей колонизации этого региона. К кругу вопросов, волновавших автора, относятся следующие: основные этапы формирования и развития семиреченского казачества, развитие казачьего землепользования, расслоение казачества по количеству лошадей, по землепользованию и размерам посевных площадей, формы эксплуатации в станицах. Исследование этих проблем основано не только на значительном статистическом и архивном материале, но и на ранее опубликованных работах Н. 3. Леденева, М. Хорошхина, Ф. М. Старикова, С. Н. Белецкого, А. А. Кауфмана и др. После П. Г. Галузо, около 35 лет, проблема казачества не вызывала интереса ученых и только в последние годы, в тесной связи с современными демографическими проблемами и оживлением казачества в Казахстане вопрос вновь приобрел актуальность. Среди многих публикаций мы остановимся на двух работах: «История казачества Казахстана» (А., 1994) М. Ж. Абдирова и «Из истории семиреченского казачества» (А., 199?) Т. Б. Митропольской.
М. Ж. Абдиров ставит следующие задачи: выяснение времени появления первых русских казаков в казахской степи, место казачества в системе колониального господства в крае, роль казачества в завоевании Казахстана и подавлении национально-освободительных восстаний и движений казахского народа в X VIII—XIXвв. Обусловлена такая постановка вопросов тем, что из одиннадцати казачьих войск царской России четыре непосредственно располагались в Казахстане; Уральское, Оренбургское, Сибирское и Семиреченское. В прямой близости к Букеевской Орде находилось Астраханское казачье войско.
В результате исследования проблемы, автор приходит к выводу, что казачество здесь выполняло три функции: 1) массовое изъятие лучших и плодородных земель, вытеснение казахов в бесплодные пустыни, сужение'рай-онов традиционного кочевания казахов и тем самым подрыв векового хозяйственного уклада; 2) во время регулярных воинских походов в степь массовый угон скота и лишение казахов основного источника существования; 3) во время тех же грабительских набегов на мирные аулы массовые убийства и захват мужчин - главной производительной и военной силы кочевников. «Взятые вместе, в единстве, они означали геноцид на фазе перехода в этноцид против казахского народа» (с. 140).
Всю историю казачества, как уникального этнологического процесса М. Ж. Абдиров считает возможным рассматривать на двух конкретных этапах, в их историческом сцеплении и столкновении. Первый - казачество как исконно тюркское явление в эпоху средневековья (VI—XVI вв.), возникшее на необъятной территории великого пояса степей от Монголии до Дуная. Второй — формирование преимущественно славянского казачества в южных и юго-восточных степях под влиянием внутрироссийской базы существовавшего здесь прежде тюркского населения.
Работа Т. Митропольской ограничивается одним регионом - Же-тысу (Семиречьем). Помимо сведений о формировании казачества, автор подробно освещает события, происходившие среди казаков между 1917-1920 гг., назвав их «Между двумя диктатурами». По замечанию автора, весть о падении царизма была встречена семиреченцами без «прочных монархических привязанностей* или же проявления «доверия к правому крылу либералов». В Петрограде, Москве, Ташкенте и других революционных центрах нейтралитет большинства казачества сыграл на руку большевикам. Изучив действия казачества в 1917 г., автор подводит итог, связанный со свержением 4 марта 1918 г. власти комиссаров Временного правительства и установлением власти Советов в Верном. В заключении приводится перечень выявленных автором слабоизученных проблем темы, среди которых — расказачивание. «Те действия органов Советской власти, которые названы расказачиванием, — уточняет автор, - заключались не столько в ликвидации казачьих войск как государственных учреждений, упразднении сословий и реформе землепользования, сколько в попытках вычеркнуть казачество как социально-этническое образование из российской реальности».
Как видно, казачество играло значительную роль проводника идей и устремлений самодержавия в Казахстане, являясь его опорой и защитой. Вместе с тем следует отметить, что казачье население, как и представители русской переселенческой деревни, осваивая районы поселения в Казахстане, ускорили процесс хозяйственно-экономической, культурной интеграции с казахским населением на основе взаимовлияния и взаимодействия.
Среди многочисленных краеведческих работ выделяется книга В. А. Терещук «Рассказы о Кокчетаве». В разделе книги, озаглавленной «Казаки - верная опора царизма» автор отмечает, что на них «царское правительство возлагало надежды по усмирению взбунтовавшихся мятежников, подведению есего киргиз-кайсацкого народа под высокую монаршую руку». В. А, Терещук показывает пренебрежительное отношение казачества не только к казахам, но и к мужику-переселенцу. «Всеобщее внимание к казакам, порой незаслуженное приписывание им заслуг, небывалых подвигов порождало в их среде большую самоуверенность, сознание непобедимости, геройства. Они еще сильнее стремились окружить себя ореолом славы, выпятиться как защитники русских рубежей, верой и правдой служащих царю и Отечеству, такими они оставались на протяжении многих десятилетий. И каждый раз по первому зову трубы, оседлав своих коней, скакали туда, где были бессильны дипломатия, законы, желания народа»
Таким образом представлена в историографии одна из определяющих проблем завоевания Казахстана Российской империей в XVIII-XIX вв. и превращение обширной территории в колониальную окраину. Это не был единовременный политический акт, его целенаправленность и длительность оказали влияние на все грани истории и жизни казахского общества.
Изучение проблем социально-экономической и демографической истории казахского общества XIX века. Россия пыталась основательно выяснить, какое количество кочевого и оседлого населения приобретала она вместе с новыми территориями, каковы база и особенности экономической, политической и правовой сторон их жизни и другие вопросы, составляющие основу казахской народности.
Одно из первых учреждений, с четкими задачами выявления потенциальных возможностей районов в экономическом плане, было сформировано в 1734 г. во главе с И. К. Кирилловым. Оно получило название Оренбургской экспедиции. Отчеты участников ее - ценнейший источник по истории XVIII века.
Первые опубликованные сведения о численности казахского населения на 60-е годы XIX века по трем жузам имеются у А. Левшина, который приводит цифру от 2,5 до 3 миллионов. Специально этими вопросами в XIX в. занимались участники статистических комитетов: М. Красовский по Сибирскому ведомству, М. Кузьминский по Среднему жузу, Я. Ханыков по Букеевской Орде, И. Бларамберг по Букеевской Орде и Младшему жузу, Ю. А. Гагемейстер по Сибирскому ведомству и Старшему жузу, а также казахам, кочевавшим в Томской и Тобольской губерниях и др.
Интерес к истории и современному состоянию народонаселения вновь приобретенных территорий показывает появление общих работ о казахах. К этому ряду относятся труды С. Броневского, В. Вельяминова-Зерно-ва, А. Гейнса, В. Григорьева, И. Завалишина, Л. Мейера, И. Казанцева, Н. Зеланда, Р. Игнатьева, Н. Гродекова, П. Румянцева и др.
Помимо общих работ, в которых содержатся разносторонние сведения о казахах, начиная с их истории, социальной структуры, быта, духовной жизни, выплаты налогов и обычаев, существует немало трудов, специально и углубленно освещающих отдельные вопросы политической, экономической, правовой сторон казахского общества и различных тем культуры. Часть из них публиковалась в периодической печати, а диапазон изданий говорит об интересах к казахскому народу и желании больше и шире узнать о нем. Еще одной знаменательной особенностью историографии XIX в. стало привлечение к изданиям о Казахстане представителей казахской интеллигенции, публиковавшей заслуживающий внимания материал о различных сторонах жизни казахского общества.
Довольно широкий круг книг и статей повествует о занятии казахов кочевым скотоводством - основой хозяйственной деятельности. Живой интерес вызывает нестандартное описание хозяйства казахов, представленное Мухаммед-Галием Тяукиным. Особенности кочевого хозяйства в условиях Туркестана и его связи с земледельческими поселенцами описал Н. Васильев. Интересные характеристики быта и нравов казахов, трудностей ведения традиционных методов хозяйства в новых условиях и попытки приспособиться к ним находим у А. Букейханова, М. Чорманова, А. Алек-торова, В. Герна. Оригинальный материал о скотоводстве Тургайской области содержат работы А. Добросмыслова и А. Диваева. С началом XIX века казахи стали заниматься земледелием не только на юге Казахстана по течению Сырдарьи, Таласа, Чу, Сарысу, Или, где оно было и раньше, притом поливное, возникают новые очаги земледелия, главным образом по рекам Урал, Тургай, Илек, Орь, Иртыш и по побережью многочисленных озер. М. Венюков, побывав в Казахстане, писал, что казахи «Средней и Большой Орды» - номады, но многие занимаются земледелием по рекам Алтая, Тарбагатая, Калбинского хребта, Джунгарского и Заилийского Алатау. Если в первой четверти XIX века земледелием занимались в основном жатаки, бедняки-земледельцы, то к середине века земледелие, в том числе и сенокошение, становится занятием и более зажиточных слоев казахского аула, преимущество перед мелким скотоводством становится очевидным. Эти и другие факторы, отражающие земледелие и проблемы, связанные с ним, раскрывают Т. Сейдалин, А. Алекторов, Л. Чермак и др.
Начиная с последней четверти XVIII века, царское правительство нацелилось на ликвидацию ханской власти и на проведение административной реформы в Казахстане. Особенно активно шел этот процесс в 1822-24 гг., когда были утверждены «Устав о Сибирских киргизах» и «Устав об Оренбургских киргизах», по которым ликвидировалась ханская власть, Средний жуз и часть Старшего жуза были разделены на внешние округа, а в Младшем жузе введена дистанционная система. По мере превращения территории Казахстана во внутреннюю колонию, Россия унифицировала систему управления и подчинения казахов Временными положениями 1867-1868 гг. (после завоевания юга Казахстана). Наряду с административными переменами произошли существенные изменения в правовой и судебной системе казахов. Резко сократилась сфера действия казахского обычного права, доминирующее значение приобретало российское право, окончательно утвердившееся Положениями 1886, 1891 гг. Весь земельный фонд края из рук господствовавшего ханско-султанского рода чингизидов перешел в собственность Российской империи.
Внимание современников к правовым нормам во все этапы колонизации России было стабильным. Обильный документальный материал отличает работы М. Чорманова, А. Букейханова, Ж. Акпаева, И. Ибрагимова, Д. Самоквасова, Г. Загряжского, А. Крахалева, П. Маковецкого, Н. Максимова, И. Крафта, А. Добросмыслова, А. Мякутина и др.
Значительное количество публикаций отражали быт казахов, социальную структуру общества, торговлю и занятие казахов промыслами, главным образом, на основе животноводческого сырья.
Начиная со 2-й половины XIX в., процесс переселения крестьянства, сначала стихийный, а затем взятый под контроль властей, нашел отдельное отражение в публикациях начала XX в.
Переселенческая политика, составная часть колонизации края, приобрела в Казахстане широкие масштабы. Более детальное изучение аграрных отношений, развития земледелия и переселенческого дела было начато историками советского периода, главным образом, в 50-х годах. Этими вопросами занимались А. Турсунбаев (Из истории крестьян-переселенцев в Казахстане. А., 1950), П. Верещагин (Переселенческая политика царизма в Сыр-
дарьинской области Туркестанского края. М, 1950), статьи написали П. Шарова, О. Ваганова, А. Геллер и др. Исследователи определили районы выхода переселенцев, их социально-экономический тип, изучено массовое изъятие земель у коренного населения, выявлены последствия переселенчества. Важной вехой на пути осуществления целей самодержавия явилось совещание по землеустройству казахов в 1907 г., которое, не согласившись с данными экспедиции Ф. А. Щербины за 1896-1902 гг., добилось новой ревизии для выявления колонизационного фонда пахотных земель. Подробно изучена политика Столыпина и выявлено количество изъятых площадей на всей территории Казахстана.
Для рассматриваемого периода историографии и работы историков в последующие годы определяющее значение имела Объединенная научная сессия, посвященная истории Средней Азии и Казахстана в дооктябрьский период (Материалы... Ташкент, 1955). Рекомендации, выработанные на сессии, были положены в основу «Истории Казахской ССР» (т. 1, А., 1957 г.) и монографий социально-экономического плана, написанных Е. Бекмахано-вым (Социально-экономические отношения Казахстана в период империализма. А., 1957), С. Зимановым (Общественный строй казахов первой половины XIX в. А., 1958), С. Толыбековым (Общественно-экономический строй казахов в XVI1-X1X вв. А., 1959).
Е. Б. Бекмаханов изучил динамику социальных изменений по категориям султанов, биев, ходжей и мулл, баев, тарханов, батыров. При этом, как выяснил автор, две последние категории (тарханы и батыры) к середине XIX в. утратили свое экономическое влияние и фактически как отдельные социальные группы прекратили свое существование. Отстаивая свои взгляды на сущность байского хозяйства, автор полемизировал с учеными по двум направлениям: с одной стороны, против утверждения С. Толыбекова, С. Зиманова о существовании байства задолго до XIX в., считая этот подход односторонним; с другой стороны, против положений Е. Федорова и А. Якунина, переоценивавших капиталистические отношения в экономике Казахстана, игнорировавших факты использования в байском хозяйстве дарового труда обедневших одно-аульцев под видом «родовой помощи». Е. Бекмаханов доказал, что в казахском ауле господствовал феодальный способ производства с сохранением пережитков патриархально-родового быта.
Монографии С. Е. Толыбекова и С. 3. Зиманова внесли большой вклад в изучение социальной структуры и хозяйственной деятельности казахского населения в период господства традиционных отношений в Казахстане. Ими изучены производительные силы в условиях казахского скотоводческого хозяйства, определена специфика владения основными средствами производства, выявлены формы зависимости и принципы использования старшинами родовых институтов в своих интересах.
Ученые показали, что в период развития капитализма в России, особенно в пореформенный период, структура класса эксплуататоров в Казахстане представляла собой систему неравнозначных социальных групп, интересы которых тесно переплетались: султаны, привлеченные на службу колониальных властей; баи - владельцы скота и плодородных пастбищ или предприятий по обработке сельскохозяственных продуктов; бии, сохранившие в своих руках судебную власть в ауле; старшины, превратившиеся в местный чиновничий аппарат, в обязанности которого входил сбор налогов с подвластных аулов.
Социальные категории эксплуататоров объединяло отношение к казахским шаруа, основным производителям. Причем здесь переплетались старые формы эксплуатации с новыми. Характерно, что ни одна из названных социальных категорий господствующих слоев общества не принимала участия в материальном производстве.
В распоряжении казахских старшин сохранялись пастбища; у них было сосредоточено большое количество скота; конечно, они диктовали свою волю в кочевых общинах. Поэтому проникновение капитализма в кочевые и полукочевые коллективы было закономерным явлением в пореформенный период, определившим незавершенность общего процесса развития капитализма в Казахстане вплоть до 1917 г.
В числе наиболее актуальных и сложных проблем социально-экономического плана оставалась аграрная история в Казахстане. Ею занимались Л. Ауэзова, С. Сундетов, В. Черников, А. Гинсбург и др. Узловые проблемы аграрной истории Казахстана в период капитализма в России исследованы в трудах Б. Сулейменова (Аграрный вопрос в Казахстане последней трети XIX - начале XX в. А., 1963) и П. Галузо (Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914 гг. А., 1965).
Хронологические рамки монографии Б. Сулейменова охватывают 40 лет (1867-1907 гг.). В ней раскрыта сущность аграрной политики самодержавия и позиций помещиков и буржуазии, подвергнута анализу история оседания и социально-хозяйственного устройства казахского аула. Автор отметил усиление строительства в ауле постоянных жилищ и помещений для скота, показал разницу между административным аулом, образованным в результате реформы 1867-1868 гг., и хозяйственным аулом, рассмотрел формы и методы эксплуатации в них. При выяснении степени распространения капитализма и расслоения населения в казахском ауле Б. Сулейменов руководствовался двумя категориями: количеством скота и количеством наемных рабочих в хозяйстве. Им отмечено, что в силу живучести патриархально-феодальных отношений, беднота аула в значительной степени эксплуатировалась под видом «родовой помощи».
У П. Г. Галузо аграрные отношения на юге Казахстана представлены в более широких хронологических рамках, на основе большого статистического материала. В оценке роли переселенцев и вследствие этого перераспределения земельных угодий автор исходил из того, что этот процесс является тормозом в развитии казахского земледелия, в переходе казахов к оседлому хозяйству.
Основательно показана автором роль военно-феодального аппарата управления краем и дана исчерпывающая характеристика аграрному законодательству царизма. Рассмотрев имущественное неравенство и расслоение в ауле, автор приходит к выводу, что земледелие у казахов было развито настолько широко, что их хозяйство уже приближалось к типу животновод ческо-земледельческого направления, а своеобразие состояло лишь в том, что в ауле почти не дифференцировалось крупное байство - владельцы от байства кулацкого типа, использовавшие наемный труд.
Значительное место в монографии отведено казачьей колонизации края, истории Семиреченского казачьего войска. В переселенческой политике царизма автор видит два этапа: XIX в., когда Жетысу и Сырдарьинская область заселялись русскими крестьянами по стратегическим и военно-политическим соображениям, и XX в. - переселение из России большого количества бедного и среднего крестьянства в целях ослабления его борьбы за землю. В результате переселенческой политики самодержавия, считает автор, кочевое (скотоводческое) и оседлое (земледельческое) хозяйства вступили в полосу глубокого кризиса. Он пишет об «огромном разрушении производительных сил, исключительно глубоком обнищании крестьянства». Однако, на наш взгляд, главное, что нужно было выяснить, состояло в том, что ускорилась ли перестройка хозяйства казахов, переросло ли оно из скотоводческого в скотоводческо-земледельческое. Лишь получив объективный ответ на этот вопрос, мы можем дать более точную оценку всей переселенческой политике и ее результатам в целом.
П. Г. Галузо исследовал имущественное состояние крестьян-переселенцев из России до водворения на юг Казахстана, дифференциацию переселенцев после водворения, тип хозяйства переселенцев, отношения эксплуатации в переселенческих поселках. Вывод автора категоричен: «Переселенцы, — пишет он, — не обогнали местное крестьянство, в частности казахов, в части техники земледелия. Не обогнали они его и в части развития капитализма, зарождения индустриальных форм капитала в сельском хозяйстве» (с. 269). И далее: «...в казахских аулах капитализм в сельском хозяйстве был более развит, чем в русских поселках». Автор знал, что его мнение противоречит выводам большинства исследователей, однако отстаивал свои взгляды.
Несмотря на существенные различия в выводах, Б. Сулейменов и П. Г. Галузо рассмотрели переселенческий вопрос в тесной взаимосвязи с изменениями, характерными для экономики России XIX - начала XX вв.; отсюда подтверждение обобщения: решение переселенческого вопроса было возможно только при условии аграрного переворота в Европейской России.
В конце 1970-х гг. интерес к аграрным проблемам развития Казахстана ослабел и это состояние в историографии характерно и на сегодняшний день.
О значительных достижениях в изучении промышленности и транспорта, торговли и финансовой политики, в тесной связи с проблемой формирования пролетариата в Казахстане свидетельствуют труды Е. Дильмухамедова и Ф. Маликова, Е. Бекмухамедова, М. Турсуновой, Г. Ееенгалиевой, М. Асылбекова, Ц. Фридмана.
В горнорудной промышленности наиболее полно проявилась сущность колониального положения края. Е. Дильмухамедов и Ф. Маликов рассмотрели особенности развития этой отрасли в пореформенное время, трудности ее роста. На основе архивных материалов авторам удалось проследить проникновение в начале XX в. в горнозаводскую и нефтяную промышленность монополистического иностранного капитала, историю акционерного общества Спасских медных руд, Атбасарского акционерного общества медных копей, Риддерского и Киргизского горно-промышлейного общества и др.
Свою главную задачу авторы видели в выявлении особенностей формирования кадров рабочих в горнодобывающей промышленности и их революционной борьбы. Однакоавторы изложили материал, относящийся больше к источникам пополнения рабочего класса Казахстана. Их они видят в результатах дифференциации казахского крестьянства, роста отходничества, в переходе кустарей в ряды рабочих, приезде рабочих из уральских и сибирских заводов, в обедневших мещанах. Авторы указали на первые законы о найме рабочих 1838, 1870. 1895 гг.; жаль, что они не раскрыли содержание фабричного законодательства. По данным их примерного подсчета, в начале XX в., по сравнению с 1860-1880-ми гг., число рабочих в этой промышленности возросло в 2-3 раза. Но эти цифры не вызывают доверия, поскольку они сложились из разнородных данных за разные годы. Сомнительна также возможность причисления всех рабочих, занятых в переработке сельскохозяйственного сырья, к промышленному пролетариату. Если судить, например, поданным Сырдарьинской области, где в 1906 г. на 900 предприятиях работало всего около 2000 человек, то едва ли такие предприятия можно назвать фабриками, а их работников - пролетариями. Нечеткая социально-экономическая характеристика промышленного пролетариата в работе автора, а также разноречивые архивные материалы, положенные в основу подсчетов как общей численности промышленных рабочих (6,5 тыс.), так и по отраслям, нуждаются в тщательной проверке.
Е. Дильмухамедов исследовал историю открытия рудных и угольных месторождений и развития цветной металлургии и горного дела в Казахстане более чем за сто лет (1814-1917 гг.). В ней содержатся сведения об организации экспедиций и открытии горнозаводских предприятий, документы, составленные при оформлении приобретения предпринимателями тех или иных месторождений, сведения о добыче руд и угля, технологии выплавки металлов, технико-экономические показатели рудников и копей, данные о производительности труда на заводах и рудниках, рассмотрен количественный и национальный состав рабочих в горнодобывающей промышленности Казахстана.
Одним из районов Казахстана, история которого до 1917 года изу