На севере региона самую большую по протяженности границу казахи Младшего и Среднего жузов имели с Башкирией. До начала XVIII в. башкирские земли находились в ведении Казанского и Сибирского приказов России, а с 1708 г., в связи с образованием губерний, их основная территория вошла в состав Уфимского уезда Казанской губернии и относилась к компетенции казанского губернатора.
К этому времени казахи, будучи оттеснены на север калмыками, пришедшими в 20-е годы XVII в. из Джунгарии через казахские степи в междуречье Волги и Яика (около 300 тыс. человек), вошли в тесное соприкосновение с башкирами Ногайской и Сибирской дорог, кочевавших на южном Урале и Западной Сибири. Наиболее тесными и интенсивными были взаимосвязи казахских родов Младшего и Среднего жузов с башкирами карата-бынского рода по рекам У й, Миасс и верховьям Яика; башкир-табынского, куваканского, тамьянского, карагай-кыпчакского, бурзянского, кара-кыпчакского, усерганского и некоторых других родов - по всему бассейну р. Яик в ее верхнем и нижнем течениях. Во второй половине — конце XVII в., когда происходили наиболее острые столкновения между казахами и волжскими калмыками, часть казахских родовых групп Младшего жуза разместилась или долгое время проживала на башкирских землях в Уйско-Миасском междуречье и по правому берегу Яика. В места расселения башкир усерганского рода прикочевывали казахи объединения аргынов.63 Распространенными формами башкирско-казахских связей были в тот период межэтнические браки, кочевка на общих пастбищах, совместные празднен-ства с состязаниями между башкирскими и казахскими батырами в борьбе, скачках, стрельбе из лука. Но наряду с ними обычными явлениями были и такие, как «столкновения, взаимные набеги из-за пастбищ, умыкания девушек, соперничества башкирских и казахских биев и султанов и т.д.».64 Зафиксированный специалистами-этнологами факт широкой распространенности этнонима «казах» на большей части территории Башкирии однозначно указывает на то, что масштабы казахско-башкирского взаимодействия в первой трети XVIII в. были весьма значительными.
|
|
Вследствие практикуемой царскими администраторами на протяжении многих лет военной и аграрно-промышленной колонизации юго-восточных окраин империи, вытеснения башкирских кочевий на юго-восток, в направлении казахских жузов, усилении налогового гнета и политики христианизации местного населения, внутриполитическая обстановка в башкирских землях сильно обострилась к началу XVIII столетия. Нарастание недовольства широких социальных слоев башкирского общества действиями казанских и тобольских чиновников вылилось в 1704-1711 гг. в новое вооруженное восстание башкир против колониальной политики российского самодержавия. В историю это восстание вошло под названием «алдаровскоп» по имени его главного и наиболее авторитетного предводителя старшины бурзянского рода Ногайской дороги, знатного тархана Алдара Исянгильдина.65
|
|
Наивысшего подъема борьба восставших башкир достигла в 1708-1710 гг., когда вооруженное сопротивление русским властям охватило не только европейскую, но и всю зауральскую часть Башкирии. Именно к этому этапу народного движения относятся первые немногочисленные свидетельства документальных источников об участии казахских воинских дружин и союзных с ними каракалпаков в столкновениях башкирских повстанцев с русскими вооруженными отрядами. Так, калмык Загалдай, возвратившись 13 июня 1708 г. из Яицкого городка в Уфу, сообщил местному стольнику и воеводе И. Бахметову со слов повстречавшихся ему по пути «мятежников», что они «согласие между собою имеют с касаки и каракалпаки» и собираются действовать с ними «заодно». Еще более конкретные сведения о поддержке казахами башкирских повстанцев привел в мае 1709 г. сибирский
крестьянин Федор Баландин, когда докладывал тобольским чиновникам о том, что по признанию отдельных башкир Бердской волости «пришли к ним казачьи орды силы многое число». Примерно в это же время русские крестьяне, побывавшие в плену у повстанцев, сообщили, что они слышали, как башкиры говорили между собой о том, что «... с ними заодно каракалпаки, касаки и Ногайской дороги башкиры все». Через два месяца уфимский дворянин Федор Толбузин в своем «статейном списке» о походе на восставших башкир уточнил эту информацию, сославшись на известия двух башкирских пленных, согласно которым «из казачьи орды ушли в башкирцы воевать 3000 человек, да каракалпаков 100 человек, да каратабунцов 250 человек».66 Таким образом, из процитированных документов видно, что вте годы, когда башкирское восстание развивалось, главным образом, в соседних с казахскими кочевьями Ногайской и Сибирской дорогах, к башкирским повстанцам примкнули соединенные силы казахов и каракалпаков, которые действовали в башкирских степях в течение года.
В начале 1715 г. большой отряд казахов во главе с самим ханом Младшего жуза Абулхаиром совершил набег на башкирские волости, расположенные в долине р. Черемшан внутри Казанской губернии, в ходе которого достигнул казачьей станицы Новошешминск на Закамской линии и «оный пригород выжег». Башкиры незамедлительно предприняли ответные действия в отношении соседей, вслед в кочевья Младшего жуза прибыл «башкирский батыр Сибирской дороги Карт» с требованием к казахским правителям от башкир Уфимского уезда «о пресечении башкирской и киргиз-казачьей ссоры и о размене их полоненников». В том же году происходили нападения казахов и каракалпаков на казачьи обозы в степи, пленение людей и переправка их на невольничьи рынки в Хиву.67
Наряду с военными вторжениями башкир, в конце 20-х гг. XVIII в. сильно участились набеги в приграничные казахские аулы яицких и сибирских казаков. Наиболее мощным по силе ударам казахи подвергались со стороны казачьих полковников Леонтия Парфентьева (Левентей-батыра) и Федора Матигорова (Федора-батыра), совершавших нападения из казачьих станиц Западной Сибири. Со стороны Южного Урала в эти же годы постоянно производили военные набеги на казахов Младшего жуза волжские калмыки и яицкие казаки.
Зимой 1717 г. Абулхаир с десятитысячным войском казахов вновь совершил поход через башкирские кочевья в Казанский уезд, захватил Новошешминск и, по словам П. И. Рычкова, «взяв оный, многое число людей в полон побрал, но оные добрым поступком полковника Суюзы отбиты, и те киргиз-кайсаки с немалым уроном ретироваться были принуждены». В противовес казахским набегам башкиры дважды предприняли в 1717 и 1718 годах вторжения в приграничные кочевья казахов Младшего и Среднего жу-зов, в ходе которых отогнали у казахских скотоводов первый раз несколько сотен, а во второй - 1500 лошадей.68 В 1718 г. отряды казахов к каракалпаков подошли к Яицкому городку, отрезали его от Самары и более месяца держали в осаде. В июле 1719 г. деадцатитысячное войско казахов во главе с Абулхаиром еще раз осадило Яиикий городок, который хан Младшего жуза попытался взять силой. Но эта попытка не удалась, в результате чего Абулхаир был вынужден снять осаду города и отправился в набег на волжских калмыков.69
|
|
Из содержания исторических документов 1730-1732 гг. просматривается, что в конце 20-х гг. возросли интенсивность и масштабы вооруженных стычек казахов с воинскими дружинами башкирских тарханов и батыров. В результате предпринятых башкирами крупных набегов на соседние казахские аулы, ханы Младшего и Среднего жузов, имевшие свои летние кочевья вблизи юго-восточных башкирских пределов, были вынуждены принимать неотложные меры по укреплению общеказахского тыла, и поэтому спешно откочевали из Юго-Восточного Казахстана к границам России. С учетом отмеченных изменений политической обстановки казахские правители постарались воспользоваться относительным ослаблением напряженности на ойрато-казахской границе, чтобы нормализовать отношения своих подданных с северными соседями и создать необходимые условия для продолжения успешной антиджунгарской борьбы.
О таком развитии событий убедительно свидетельствует письменное обращение к русской императрице самого хана Абулхаира и протокольные записи речей его посланцев в Петербурге в октябре 1730 года, где желание хана Младшего жуза получить поддержку и покровительство России излагалось в контексте казахско-башкирских отношений и мотивировалось необходимостью урегулирования военных конфликтов казахов не с джунга-рами, волжскими калмыками и иными соседями, а именно с башкирами. По словам казахских посланников Сейткула Койдагулулы и Котлумбета Коштайулы, казахи «с контайшою и волжскими калмыками имели прежде сего войну, а ныне с оными помирились, токмо башкирцы с ними, кайсаки, без соизволения В. И. В. не мирятся, и дабы повелено было им с оными башкирцы быть в миру и соединении».70
|
|
На возросшую интенсивность башкирских набегов в кочевья Младшего и Среднего жузов на рубеже 20—30-х гг. указывает также констатируемый А. И. Тевкелевым исторический факт созыва в мае 1730 г. собрания казахской «белой кости» - аристократии и старейшин обоих жузов, на котором было принято решение об организации полномочного казахского посольства в Петербург с целью заключения с царским правительством специального договора о мире. И, наконец, чрезвычайно выразительным показателем серьезности военных конфликтов между казахами и башкирами может служить приезд в мае-июне 1730 г. в кочевья Младшего жуза знатного башкирского тархана Ногайской дороги Алдара Исенгельдина, потребовавшего от казахских правителей, по утверждению Абулхаира, направить посланника в Россию для разрешения казахско-башкирских поземельных споров и возникших на этой основе вооруженных взаимных столкновений. «Именно эти столкновения, - отмечал в свое время английский историк Алан Бод-жер, - явились наиболее существенной и продолжительной угрозой для независимости казахов и для попыток Абулхаира вернуть утраченное у джун-гар и усилить свою личную власть».71
Характеризуя международное положение казахских жузов на рубеже 20-30-х гг. XVIII в., Тевкелев утверждал, что казахи тогда «ото всех сторон...беспокойства принимали, почти ото всех повсюду бегая, как зайцы от борзых собак, разорялися и свой скот, бегаючи, сами бросали, а иногда случалося, и самой необходимой нужде жен и детей брося.толкосами уходили»." Иными словами, активная экспансионистская политика Российской и Цинской империй в регионе внемалой степени обусловила сокращение номадизма во внутриконтинентапьной части Евразии и обострение земельного вопроса во взаимоотношениях соседних кочевых народов. Вследствие большой потребности в новых пастбищах у казахов, башкиров, калмыков и ойратов, созданной колонизационными мероприятиями двух держав, отношения между кочевыми соседями значительно осложнились к концу первой трети XVITI в., что явилось предпосылкой поиска ханом Абулхаиром внешней безопасности для Младшего и Среднего жузов.
1 РГАДА,ф. Зюнгорскиедела. 1718-1721 гг., д. 1, л. 9-10 об.; ф. 196, оп. 1, д. 1543, лл. 201-205; ф. 248,кн. 373, лл. 621-626об.; ф. 192,д.37,37а,37б;ф.9,оп.3,д.41,лл.330-356; АВПРИ, ф. 113, оп. 1, 1699 г. д. 1 л. 1-2; 1729-1730 гг., д. 3 лл. 9-Ю об; МИБАССР, М.-Л. 1949, т. 3, С. 484-188; КРО-1, док. № 19, с. 23-24; МОЦА-1, док. № 73, с. 214; Кириллов И. К. Цветущее состояние Всероссийского государства. М„ 1977, с. 217, 226, 227, 234-235; Белл Д. Белевы Путешествия через Россию в разные азиатские земли, а именно: в Испаган, в Пекин, в Дербент и Константинополь. СПб., 1773, чЛ, с. 182; Локонов М С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. А., 1974, с. 25; ВолобуевВ. К Некоторые итоги реконструкции карты Джунгарии И. Рената //Известия НАН РК, Сер. обществ, наук. 1993, N° 6, с. 12-14; ЛкмантИ. Г. Башкирские восстания. Уфа, 1993, с. 20, 22.
2 Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. (Вопросы этнической и социальной истории). М-, 1982, с. 25.
3 ЛевшинА. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсапких, орд и степей. Изд. 2-е. А., 1996, с. 228; Зимаиов С. 3. Общественный строй казахов первой половины XIX века. А., 195S с 21
4 МИУТТ ССР /Д руды Историко-археологического института в Институте востоковедения. Л., 1932, вып. 3, ч. 1, с. 263-265; ДобросмысловА. И. Материалы по истории России, т. 2. Оренбург, 1900, с. 61-62; История Узбекистана в пяти томах. Ташкент, 1993, т. 3 (XVI - первая половина XIX в.), с. 239-240, 245-246.
5 Витевскип В. Н. Н. Н. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., вып. 1. Казань, Ш9, с. 134.
6 Памятники сибирской истории XVIII в., кн. 2, Спб., 1885, с. 82.
7 ГавердовскийЯ. П. Обозрение Киргиз-кайсацкой степи. 1803 г. //РО ИРИ РАН (Петербургское отделение). Кол. 115, №495, л. 50 об. - 51 об.
8 Гродекое Т. Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области, т. 1. Юридический быт.
В письменных источниках за 1703 г. Каип упоминается еще под титулом «султан», а в 1715 г. он уже становится старшим ханом. Следовательно, его избрание в ханы произошло раньше 1710 г.— даты приобретения ханского титула Абулхаиром (см. след. прим.) и, соответственно, может быть датировано хронологическим периодом между 1703-1710-ми гг. См. о титулах Каипа: АВПРИ, ф. 113/1. 1739 г., д. 1, л. 273; МИБАССР, ч. 1. 1935, док. № 129, с. 278-279; КРО-1, док. № 15, с. 18.
10 Дата избрания Абулхаира ханом Младшего жуза устанавливается по информации: Рассказ сарта Нурмухамеда, записанный в марте 1735 года в Оренбургской экспедиции // ДобросмысловА. И. Материалы по истории России, т. 2, с. 57 ;Кэстль Джон. Дневник путешествия в году 1736 из Оренбурга к Абулхаиру, хану киргиз-кайсацкой орды. Пер. с нем. В. Штаркенберга. А., 1998, с. 109; КРО-1, док. № 19-21 (начало 1718 г.), с. 22-28; ГавердовскийЯ. П. Обозрение Киргиз-кайсацкой степи, л. 52—52 об. (казахское предание о съезде в Каракумах, записанное в 1803 г.); (Невольник). Предание о киргиз-кайсацком хане Абулхаире / ДГ. 1900. № 1, с. 5.
11 КРО-1, с. 432-433. Красный архив. 1936, № 5 (48), с. 201.
12 Там же, с. 53.
13 АВПРИ, ф. 122/1. 1730-1731 гг., д. 1, л. 68, об. КРО-1, с. 36,62, 107; РГА ДА, ф. 242, оп. 1, д. 136, лл. 185-2ОО, Добросмыслов А. И. Материалы по истории России, т. 2, с. 56-57, Рынков П. И. История Оренбургская. Оренбург. 1896, с. 39, 71; Ханыков Я. В. Поездка Поспелова и Бурнашева в Ташкент в 1800 г. //Вестник РГО. 1851, ч. 1, с. 53-54.
14 АВПРИ, ф. 122/1. 1748 г., д. 4,лл. 11-19 об.; ГАТО, ф. 47, оп. 1,д. 4956, л. 91-91 об.; КРО-1, с. ЫЯ;ЛевшинА. И. Указ. работа, с. 161, 165; Кудайберды-улы Шакарим. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. А., 1990, с. 97.
15 Там же, 1730-1731 гг., д. 1, д. 68 об.; КРО-1, с. 62,268,270,272, 4$6-Ш,БукейхановА. Н. Примечания к общинно-аульным таблицам//Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедициейпо исследованию степных областей. Семипалатинская область. Каркаралинский уезд. Спб., 1905, т. VI, с. 20,55; Тынышпаев М. История казахского народа, с. 91,103.
16 АВПРИ, ф. 122/1. 1748 г., д. 4, л. 68об.; КРО-1, с. 36,62,99, 326; МИКССР, т. 2, ч. 2, с. ПА; Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков. А., 1998, с. 103, 116-117; Тынышпаев М. История казахского народа, с. 187.
17 ПФАРАН, разр. II, оп. 1, д. 126, лл. 1-21; КРО-1, с. 62,125,268,272,486-^89; МИКССР, т. 2, ч. 2, ч. 133; Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков, с. 37,41-42, 103.
18 ПФАРАН, Разр. II, оп. 1, д. 126, л. 18; ГАТО, ф. 47. оп. 1, д. 4956, л. 891 об; КРО-1, с. 62, 93,148.
19 КРО-1, с. 155, 163,469; История казахской литературы. А., 1979, т. 2, с. 41; Сулейме-нов Р. Б., Моисеев В. А., Койгельдиев М. К. К вопросу об оценке исторической роли Аблая// Вестник АН КазССР. 1988, № 1, с. 24-33.
20 АВПРИ, ф. 122/1. 1742 г., д. 4, л. 73 об.; КРО-1, с. 62,68,213,433,472.
21 КРО-1, с. 23-24,26; МИКССР, т. 2, ч. 2, с. 267; Басни В. Я. Казахстан в системе внешней политики России //Казахстан в XV-XVIII вв. (Вопросы социально-политической истории). А., 1969, с. 60.
22 КРО-1, с. 62,99; Красный архив. 1936, N° 5 (78), с. 201.
23 МИКССР, т. 2, ч. 2, с. 266-269, 278.
24 ГродековН. И. Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области, т. 1. Юридический быт. Ташкент. 1889, с. 24-26; ТынышпаевМ. История, с. 160-161; Султанов Т. И. Кочевые племена, с. 116,120.
25 Красный архив. 1936, Na 5 (78), с. 201,203-204; 108-109, 116,149,191, 196,246,250-251. 254, 264,272,291,298,306, 394,423-424,583-584; МИКССР, т. 2, ч. 2, с. 74, 232.
26 КРО-1, с. 99; Красный архив. 1936, № 5 (78), с. 201.
27 Там же, с. 266, 395, 423-424, 427; Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-
28 Подробней об этом см.; Ерофеева И. В. Политическая организация кочевого казахского общества//Центральная Азия. №6(12), с. 119-120,122-123.
29 Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, особливо из них торгоутското и поступков их ханов и владельцев. Элиста, 1995, с. 26.
30 Тамже,с. 151-162.
31 Паяьмов И. И. Очерк истории калмыцкого народа за время пребывания его в пределах России. Астрахань. 1922, с. 22; Он же. Этюды по истории приволжских калмыков, ч. 1. Астрахань. 1926, с. 14.
32 БичуринН. Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е изд. Элиста, 1991, с. 87.
33 Из истории сношения казахов с царской Россией в XVIII в. //Красный архив. 1936, № 5 (78), с. 197, 201; КРО-1, с. 49, 80.
34 Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи. XVII-XVIII вв. А., 1991, с. 85.
35 АполловаН. Г. Присоединение Казахстана к России. А., 1948, с. 175.
36 Материалы по истории каракалпаков, с. 175.
37 ГАТО, ф. 47, on. 1,д. 1891; д. 1892, л. 1; ЛевшинА. И. Указ. работа, ч. 2, с. 72.
38 Красный архив. М., 1938, № 6, с. 245.
39 Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. XV111, т. 15-16. М. 1962, с 615, 618; АполлонаН. Г. Указ. работа, с. 180-181.
40 Временник, с. 15; КРО-1, с. 31.
41 Вилков О. Я Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVI - начала XVIII вв. Новосибирск, 1990, с. 179.
42 Рынков П. И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург. 1897; Потанин Г. И. О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII столетии //ЧОИДР, М., 1868, кн. 2, с. 2 и др.; Струве К., Потанин Г. Я Поездка по Восточному Тарбагатаю летом 1864 г. //Записки РГО по общей географии. Спб., 1867, т. 1, с. 468-469,506-508; Потанин Г. Н. Зимняя поездка на оз. Зайсан зимой 1863-1864 гг. //Там же, с. 449-450; ЗияевХ. 3. Экономические связи Средней Азии с Сибирью в XVI-XIX вв. Ташкент. 1983, с. 26-83.
43 БасинВ. Я. Россия и казахские канства в XVI-XVI1I в. А., 1971, с. 109-112.
44 МИБАССР, т. 1, док. № 139, с. 278-284,298-300; ТТСИ-2. СПб., 1885, т. 2, с. 152-167.
45 КРО-1, А„ 1961. Док. № 14, с. 16-17; док. № 15, с. 18.
46 Там же, док. № 14, с. 16-17; Моисеев В. А. Россия и Джунгарское ханство в XVIII веке. (Очерки внешнеполитических отношений). Барнаул, 1998, с. 27-29.
47 КРО-1, с. 17.
48 Там же, док. № 16, с. 18-20.
49 Там же, док. № 17, с. 20.
50 Там же, док. № 18, с. 21, № 19, с. 22-25.
5l Там же, док. N° 18,20, с. 25-26; № 21, с. 25-27; М> 11, с. 28-29.
52 Там же, с. 26.
53 Там же, с. 29.
54 Там же, с. 30-31.
55 Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи, с. 82-83; Его же. Россия и Джунгарское ханство, С. 27-40.
56 Апомова Н. Т. Присоединение Казахстана к России, ч. 198.
57 Посланник Петра 1 на Востоке. Посольство Флорио Бсневени в Персию и Бухару и 1718-1725 годах. М„ 1986, с. 80,87.
58 АВПРИ, ф. 122/1. 1730-1731 гг., д. 1, л. 61-64.
59 Аполлова II, Г. Присоединение Казахстана к России, с. 194.
60 АВПРИ,ф. 122/1. 1730-1731 гг. Д. 1,л. 33об.;Лиомов«Я/.Присоединение Казахстана к России, с. 195.
61 КРО-1, с. 64, 87.
62 Там же, с. S3; Красный архив. 1936, № 5 (78), с. 200.
63 КузеевР. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978 г.. с. 180, Карча 16, 181; Его же. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992, с. 129.
64 Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992, с. 129.
65 АкмановИ. Г. Башкирское восстание 1704-1711 гг. //Из истории Башкирии. Уфа, 1968, с. 116; Егоже. Башкирские восстания. Уфа, 1993, с. 202; МИБАССР, ч. 1.М.-Л., 1936, № 129, с.393;ПСИ-1,е.368,393.
66 Там же.
67 Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, особливо из нихторгоутско! о и поступков их ханое и владельцев. Элиста, 1995, с. 26.
68 РычковП. И. История Оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896, с. 3; МИБАССР, ч. 1. с. 283, ПСИ-2, с. 156, 162-163; Левшин А. И. Указ. работа, с. 166, 167.
69 Абдиров М. Ж. История казачества Казахстана, А., 1994, с. 47.
70 Моисеев В, А. Джунгарское ханство и казахи, с. 102—104.
71 BodgerA. Abulkhair-khan of the kazakli Little Horde, and his Oath of Allegiance m Russia of Oktober 1731 // The Slavonic and East Europran/ Review, 1980, v. 58, no. 1, p. 57.
72 KPO-l,c.385.
Глава вторая
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА КАЗАХСКОГО НАРОДА
ПРОТИВ ДЖУНГАРСКОЙ АГРЕССИИ
В 20-Х ГОДАХ XVIII ВЕКА
1. УСИЛЕНИЕ БОРЬБЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ДЖУНГАРСКОЙ АГРЕССИИ В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА
С самого начала XVIII в. казахские ханства переживали глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Хану Тауке на время удалось преодолеть межродовые усобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.1 Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что он в своем распоряжении имел, по свидетельству источников,2 около 80 тыс. воинов. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушили единство,3 чем незамедлительно воспользовались соседи. С юго-запада совершали набеги волжские калмыки, поддерживаемые яицкими казаками; с севера нападали сибирские казаки; на кочевья за Яиком претендовали башкиры.4 С юга казахов теснили феодалы среднеазиатских ханств (Бухара, Хива). Но наиболее грозная опасность нависла над казахским народом с востока — со стороны сильного и агрессивного военно-феодального Джунгарского ханства.
Борьба между казахскими и джунгарскими владетелями продолжалась более столетия. В основе ее лежало соперничество из-за пастбищ. По мере роста численности поголовья скота кочевники вынуждены были расширять необходимую для скотоводческого производства территорию.5
Кроме пастбищных территорий джунгарских хунтайджи привлекали торгово-ремесленные центры юга Казахстана. С захватом городов Южного Казахстана джунгарским феодалам открывалась перспектива овладения не только торгово-ремесленнымИ'Центрами, но и территорией, где проходили караванные пути, связывавшие Казахстан с Россией и со странами Востока.
Борьба между казахскими и джунгарскими ханствами становилась все более ожесточенной и кровопролитной.
Основой экономики джунгар было кочевое скотоводство, разбросанное на огромных территориях пастбищных земель. Численность населения составляла около одного миллиона человек, а также 0,5 миллиона представителей других народов.6 Административной и хозяйственной единицей являлся улус. Он состоял из отоков, джасы и анги. Одновременно оток был и военной единицей (хошун). Военная организация джунгар была идентична структуре военной организации казахских ополченцев. Основные джунгарские общины к началу XVIII века занимали удобные пастбища: торгауты и дербенты по Тарбагатаю, Монгольскому Алтаю, верхнему Иртышу. Здесь они расселились до Коряков-ского форпоста. По Черному Иртышу и его притокам, а также в бассейне реки Кобдо проживали хойты. Чоросы занимали бассейн верхнего и среднего течения реки Или и ее притоков. Восточнее чоросов в предгорьях Джунгарского Алатау кочевали хошоуты.7
Строго иерархический характер имела социально-классовая структура Джунгарского ханства. С родовым делением совпадала политическая структура общества. Господствующим сословием джунгарского общества были ханы и тайджи (тайши). Значительную роль играли и зайсаны, управлявшие родами или различными общинными подразделениями.8 Особое влияние на структуру и политическую жизнь Джунгарского ханства оказывало ламаистское духовенство. Центром ламаистской религии была Лхаса. В религиозном со-ношении джунгары были антиподами казахских общин. За период длительных войн у джунгарских зайсанов выработалась своя тактика ведения военных действий. Для них предпочтительнее было ведение боя в открытой местности, среди степи. При этом они пользовались численным превосходством. Они сами производили порох из селитры и серы, изготавливали сабли, панцири, латы, шлемы и прочее.
Борьба против Джунгарского ханства была самой главной задачей и Цинского правительства, поскольку джунгары воевали не только с Казахским ханством, но и с Цинским Китаем. Китайские правители вооруженную борьбу сочетали со сложными дипломатическими маневрами. А джунгарские хунтайджи и тайджи были не в состоянии бороться с царским правительством за Прииртышье.
Война Джунгарского ханства с Цинской империей в 90-х годах XVII в. стоила джунгарам немалых жертв. Это относится к территориальным вопросам, к людским ресурсам, гибели хана Галдан-Бошокту. На его место пришел видный государственный деятель, дипломат и полководец Цэван-Рабдан (1697-1727 гг.), с именем которого связаны тяжелые притеснения и страдания казахского народа. В течение двух десятилетий ему удавалось уклоняться от столкновений с правителями маньчжурской династии, с Цинским Китаем. Он превратился в опасного врага. И, быстро укрепляя Джун-гарское ханство, он направил свои усилия на захваты в казахских кочевьях, в землях тянь-шаньских кыргызов, в Восточном Туркестане, среди народностей Саяно-Алтая и в Барабинской степи.
Таким образом, теснимая великой империей, Джунгария направила свои агрессивные устремления на Казахстан. Джунгарские феодалы наносили казахам одно поражение за другим, угоняя пленных и скот, отнимая пастбища и имущество, истребляя подчас целые роды и аулы. Раздробленный и обессиленный беспрерывными внешними столкновениями и внутренними раздорами казахский народ испытывал в этот период величайшие бедствия и лишения. Вот как описывал положение казахов в начале XVIII в. Ч. Вали-ханов: «Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского (казахского. - Ред.) народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами».4
И снова, уже в очередной раз, кочевья казахов подверглись нашествию джунгар. Произошло это в 1698 году. По поводу вторжения в Казахское ханство Цэван-Рабдан писал цинскому императору Канси: «Я с Хасакскою ордою (Казахскою. - Ред.) начал войну не от доброй воли, но по великому принуждению. Причина тому, от чего сия война возросла, есть следующая: прежде сего хасакского хана, Тауке называемого, сын Галданем полонен и от него в подарок Далай-ламе послан был*. Тогда Тауке обратился к Цэван-Рабдану с просьбой о содействии для возвращения сына, обещая, «что он, Тауке, со мною в союзе и согласии пребывать будет». Сын Тауке-хана был возврашен из Лхасы и в сопровождении 500 джунгарских воинов отправлен к отцу. Однако по неизвестной причине джунгарский отряд был разбит казахами. Джунгары постоянно посылали свои отряды через анклавы своих кочевий по Ишиму и Эмбе к Волге. Казахи старались по возможности воспрепятствовать постоянным перемещениям джунгар по своей территории. Джунгарские хунтайджи поддерживали тесные государственные, родственные и религиозные связи с Калмыцким ханством в низовьях Волги. Вынашивались планы объединения этих двух ханств. В этих условиях была поставлена под угрозу независимость и самостоятельность Казахского ханства.
Джунгарские тайджи с 80-х годов XVII века удерживали за собою казахские кочевья в Жетысу и частично по рекам Чу и Талас. Однако эта временная власть выражалась только ограниченностью политического влияния. Над казахами Жетысу джунгары не могли добиться реальной власти.
Очередной набег джунгар не только в Жетысу, но и в долины рек Чу и Талас казахи отбивали в 1699 году. Несмотря на сопротивление казахских родов, джунгарам удалось захватить около десяти тысяч пленных. Казахи наращивали свои силы. Одной из предпосылок этому была крепкая власть Тауке-хана. Отдельные казахские отряды проходили на север. Казахские отряды вместе с каракалпаками разорили Тарханский острог в Тюменском округе. В следующем году напали на Царево-горо-дище и крепость Утяцкую по Иртышу. Казахам сопутствовал успех. Более того, пошатнулась власть Галдана-Бошокту: китайский император Канси разбил на р. Туле джунгарские войска, захватил в плен около 10 000 человек.10 Это дало возможность казахским ополченцам быть более уверенными в своих действиях.
В ответ на отдельные стычки с джунгарами в 1702—1703 годах казахские ополченцы организовали одновременное нападение на Джунгарию и волжских калмыков. Среди волжских калмыков вспыхнули междоусобицы и значительная часть их (около 60 тысяч) ушла к Алтаю. В этот период казахи и нанесли им поражение в степях Западного Казахстана. Основной удар казахские ополченцы нанесли в верховьях Иртыша. Они теснили джунгар, помогали им в этом и тянь-шаньские кыргызы. Джунгарский хунтайджи вынашивал план о переносе своей ставки из района реки Или в Обь-Иртышское междуречье. Такую реальную угрозу представляли казахские войска. В этих условиях джунгарские зайсаны и князья минусинских кыргызов обманным путем увели в верховья Иртыша несколько тысяч минусинских кыргызов обшей численностью более 3 тысяч хозяйств.11 В 1702 и 1703 голах казахи успешно проводили военные действия в верховьях Иртыша.
По этому поводу тобольский посланник к хунтайджи писал в своем дневнике: «Прибежалиде ис Казачьей орды в Ургу контайши их беглецы, а сказывали они, что казачья орда пошла в поход по Иртыш-реке тысячи с четыре и больше, да в другую сторону под Астрахань к Аюке тысячи две и больше, а иные-де наряжались идти к Ямышеву-озеру и в улус к Коксы-батыру (ойратскому зайсану — Рей)».12 Тогда же были разбиты и енисейские кыр-гызы. Один из них показал, что «и идучи-де дорогою, будучи в Иртышских вершинах, напали на них Казачьи орды. Люди, а сколько-де человек того-де не ведает, и много киргизских людей погибло до смерти, а жен и детей у многих побрали в полон».13
Процесс переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань происходил не только в ХШ-XIV веках, но продолжался он и в XVII- начале XVIII веков. Многие из них оказывались в казахских общинах. Они оседали на новых местах, ассимилировались. Так было в районе реки Эмель, в верховьях Иртыша, по реке Талас. Более того, в русских источниках вместо «Казачья орда» появилось название «киргиз-кайсачья орда». Эта терминология укрепилась с начала XVIII века.
Несмотря на успехи казахских ополченцев, из Туркестана в ставку хунтайджи на реку Текес был направлен посол Бокей. Он от имени хана Тауке и султана Каипа предложил провести встречу правителей Казахстана и Джунгарии с целью «положить мирность». В результате дипломатических усилий с казахской стороны в течение нескольких лет не было крупных военных столкновений.
В 1708 году казахи начали отбивать новое вторжение джунгар. Война приняла затяжной характер и шла с переменным успехом в 1708-1712 гг. И хотя она длилась с перерывами, без особо ярких событий, однако для казахских батыров, биев, родоправителей это было еще одним испытанием. В первый год войны казахи смогли противопоставить джунгарам свое войско из 30 тысяч ополченцев.14 Обстановка требовала осмысления событий, принятия новых решений. Среднеазиатский хронист Мир Мухаммед Бухари писал: «Злополучные неверные калмыки как муравьи и саранча, обчистивши хвосты и копыта своих коней, первым делом обрушились на племена и улусы казахского народа, предавши все потоку и разграблению, большая часть племен и родов казахского народа неверными правителями... была взята в плен. Казахи и племя каракалпаков из страха перед неисчислимым войском неверных калмыков покинули свой исконный юрт».15
Съезд в Каракумах. Крупное вторжение джунгарских войск в пределы Казахстана произошло в 1710-1711 гг. Насколько серьезно оно было, можно судить потому, что осенью 1710 г. было созвано собрание представителей казахских жузов.16 На этот раз он проходил в Каракумах, на землях кочевий каракесекского рода. Расположение Каракумов надо относить к территории Сарыарки. Пески Каракумы занимают большой регион в Северном и Северо-Восточном Приаралье. Они протянулись до самых отрогои Улутау. В песках Каракумов, где проходил съезд, на восточной окраине множество хороших урочищ, родников. Сюда доходят дальние отроги Улутау. В этой части Каракумов и проходил съезд султанов, биев и родоправителей казахского народа.
На съезде присутствовали представители большинства правителей объединений алимулы, байулы и жетыру. Из Средней орды были различные представители родов найманов и кыпчаков. Здесь были представители всех трех жузов,бии и батыры.
Наиболее влиятельной фигурой был хан Тауке. За плечами у него был огромный жизненный опыт, и не только правителя. Тесные связи в различных казахских родах, блестящее знание обычного права, хорошие взаимоотношения с батырами. Наконец, как никто другой, хан Тауке знал все сложности перипетий не только казахско-джунгарских взаимоотношений, но и историю военных действий против джунгар. Он был не только очевидцем, но и участником сражений. Принимая во внимание, что общее управление казахскими ополченцами и многочисленными родами становилось обременительным, Тауке-хан вынашивал планы структурной перестройки управления казахскими ополченцами и казахскими родами. Вместе с тем, он стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путем управления тремя жузами через ответственных биев. Эти меры соответствовали задачам создания всеказахского ополчения, укрепления обороноспособности казахов.
Султаны Каип и Абулхаир оказывали на решение съезда свое влияние.
Всеобщее внимание привлекла позиция батыров Канжыгалы Богембая, Шакшак Жаныбека, Тама Есета. Они были сторонниками объединения ополченцев не только разных родов, но и разных жузов. Хотя в прошлом разным родам приходилось защищать разные земли: одним — долины рек Или и Чу, другим — Таласа и Бадама, третьим — урочища реки Сарысу и гор Улутау,
Основным вопросом на съезде было отношение к Джунгарскому ханству. Позиции различных представителей были неодинаковыми. Часть людей предпочла позицию, продиктованную суровой необходимостью — пойти в джунгарское подданство.
События предшествующего времени показали, что одолеть джунгар не так-то легко. Мнения участников съезда разделились. Часть родоправителей заняла выжидательную позицию. По словам дореволюционного исследователя Я. Гавердовского, многие были в панике: «Хотели оставить жилища свои и спасаться бегством... а некоторые подобно зайцам, желали рассеяться в разные стороны и поколебали былое постоянство многих». Однако часть участников съезда придерживалась иной позиции: выжидали исход споров, чтобы примкнуть к большинству. Но и в этой тяжелой ситуации были сторонники решительной борьбы против джунгарского вторжения. В спорах, наперекор складывающейся ситуации они доказывали необходимость самоотверженной борьбы. В спор были втянуты многие участники съезда, не желавшие высказывать своего мнения. В противовес восточной степенности говорили открыто, спорили, убеждали. В решительный момент в круг вышел возбужденный и решительный батыр Богембай. Он встал перед старейшинами, к ногам их положил меч, рванул рубашку, обнажил грудь и произнес: «Отомстим врагам нашим, умрем с оружием, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших. Робели ли когда воины равнин кыпчакских? Сия брада еще не украшалась сединою как я багрил руки свои в крови неприятелей! Теперь могу ли равнодушно снести тиранство от варваров? Еше нет у нас недостатку в добрых конях! Еще не опустели колчаны с стрелами острыми». Речь батыра Богембая стала кульминацией в разрешении джунгарского вопроса. Против такой позиции никто не смел выступить открыто. После этого все участники съезда торжественно поклялись следовать призыву Богембая. Было решено «употребить все усилия к единодушной защите друг друга до последней капли крови. Энтузиазм достиг даже того, что некоторые из старейшин для углубления клятвы открыли себе раны и точили кровь свою на пылаюший среди них костер. По окончании присяги свершилось обшее богомолье и разделено было жертвенное блюдо, приготовленное из белого коня, знаменуя тем самым непоколебимость союза»17
Предводителем казахского ополчения был выбран Богембай. Как сказано у Я. Гавердовского, «батыра Богембая благодарный народ провозгласил своим предводителем». Заслугу Богембая отмечал и дореволюционный историк Н. М. Маев: «На народном съезде в Каракумах известный батыр Бу-кан-бай успел, однако же некоторое время одушевить своих соотечественников, и предводительствуя ими, разбил калмыков».18
Было решено «избавиться от калмыцкого ига путем изгнания их».19
В ходе подготовки съезда в Каракумах, на нем был поднят другой сложный вопрос - об избрании верховного командующего из числа ханов. В условиях военного времени это было важно. Старший хан не отвечал за обшее состояние жузов. Эта роль традиционно оставалась за Тауке-ханом. Однако избрание старшего хана на съезде должно было произойти с благословения Тауке и условного преемника. И здесь в претендентах на эту должность недостатка не было. Так что, не преувеличивая значения такой должности, нужно осмыслить ее назначение. В начале XVIII века группа казахских старшин заявляла: «Из древних-де лет имееша обычай, что ханы совету старшин ничего неповинны чинить».20
Одним из явных претендентов был султан Каип. Однако его кандидатура не была одобрена.
Н. Г. Аполлова указывает на участие Абулхаира на съезде биев и батыров в Каракумах.21 Исследователь И. Крафт писал, что в связи со старостью Тауке-хана ему в сопроводители были избраны Каип и Абулхаир.22 Об избрании Абулхаира ханом пишет и историк М. Абдиров.23 Абулхаир в борьбе за власть столкнулся со своим соперником Каипом,24 который приходился сыном Тауке-хану, был непосредственным преемником в ханской династии.
Но и Абулхаир имел ряд своих достоинств. О нем В. Н. Витевский писал: «Это был человек умный, но, к несчастью киргизов, всегда действовавший без строго обдуманного и определенного плана».25 По данным В. Н. Витевского на съезде «был избран старшиной в семействе ханском Абулхаир». Об этом писал Л. Мейер: «Тут же был избран старший в семействе ханском, Абулхаир, ханом».26 Наконец, на этом настаивал историк В. Н. Витевский: «Известный киргизский батыр и старшина Букан-бай (Богембай. - Ред.), на сейме в Каракумах, склонил народ к нападению на калмыков. Букан-бай был избран в предводители восставших киргизов, а ханское достоинство было вручено Абулхаиру».27
Новые испытания. Объединение усилий казахских жузов определяло на некоторое время успех войск Тауке. Отряды народного ополчения не только возвратили утраченные кочевья, но вторглись в пределы джунгарских владений и захватили много пленных. Однако раздробленность жузов, несогласованность действий, внутренние противоречия и соперничество различных группировок сводили на нет усилия целого народа.
Но военные действия джунгар все более возрастали, хунтайджи Цэван-Рабдан подчинил своей власти Восточный Туркестан, совершил вторжение в Тибет. Уже в 1713 г. джунгарские войска предприняли новые наступательные действия. «Все те киргиз-кайсацкие орды, - писал И. К. Кириллов, - могли бы тех калмыков (джунгар. - Ред.) одолеть, ежели б обще согласились. А у них один хан войною пойдет, а другой оставляет, и так свое влияние у калмыков теряют». В 1716 г. Цэван-Рабдан двинул основную часть своих войск против казахов. В начале событий казахские ополченцы не смогли сдержать натиска, многие были взяты в плен. Джунгарам удалось осадить и Ямышевскую крепость. Однако казахские ополченцы предприняли ряд мер и совершили удачный поход к джунгарам-чоросам на реке Или.
В переговорах послов хана Тауке с сибирским губернатором М. Гагариным в 1716 г. был поставлен вопрос о военной помощи России. Казахские послы сообщили, что хан имеет войско в 20-30 тысяч человек. И если сибирский губернатор к этому прибавит свои войска, то джунгары будут побиты. Это предложение втом же году выдвигали послы хана Каипа. Однако сибирский губернатор не соглашался. 28
В следующем 1717 году военные события получили продолжение. Основное событие военных действий состоялось на реке Аягуз. Произошло сражение между казахским ополчением и джунга рами.Джунгарские войска были отвлечены на востоке. Превосходящие силы казахов были подтянуты к реке Аягуз. Успех должен был обеспечиваться численным превосходством войск, стремительностью атаки. Действительно, у казахов было превосходство в количестве войск. Численность казахских войск в этом походе была 30 тысяч человек.29 В 1718 г. Абулхаир, чья позиция в Казахском ханстве была прочной, писал царю: «Абулхаир хан челом бью... А здесь Хаип-хан здоров. А здесь в крайних улусах мы здоровы. А ловить бы нам коз и зверей и воевать бы нам калмыков. А пеленышные ребята розрастут, и мы покамест живы, будем не воеватца, и в миру быть, худо бы покинуть».30
Специально посланный в казахские кочевья Борис Брянцев с другими доносит сибирскому губернатору М. Гагарину: «А в первых юртах мурза Кутлубай о войне Казачьей орды с калмыками сказал, что-де ходили на калмык их казачьи войска 30 000 человек, на которой войне был и он, и были при реке, зовомой Янгус и сошлись-де с ними калмык человек с тысячу, с которыми у них была баталия до вечера, и ночью-де калмыки, нарубя лесу, сделали деревянный вал и сели в осаду, а казахи-де також сделали деревянный же вал выше калмыцкого и с того валу по калмыцком стреляли два дня. И на третий-де день явились из стороны калмыцкого войска еще тысячи с
полторы и наехали на кочевые их станы, и кашевары-де испужався, побежали, а за ними-де и их казачье войско возвратились, а больше-де той с калмыки войны у них не было, а коликое число калмык или их людей побито, того-де он не знает, только-де поймали они калмыцких языков, которые и поныне в их земле, а у них-де убито знатных людей только 2 человек».31 Противоборство длилось два дня. Оно проходило в лесистой местности, в верховьях реки Аягуз. Как сказано в источнике, «на третий день, поутру рано, приехали множество калмыков и напали на их войско вдруг и они-де, казахи, стреляли по них из фузей и калмыки-де напали на них с коньи жестоко, и они-де, не стерпя того побежали и за ними-де калмыки гнали полдни их людей побили». В сражении участвовало около 3000 казахов. Из документа выясняются и другие подробности: «И ночью-де половина казахов перешли за выше объявленную реку на калмыцкую сторону, и на другой-де день в полдни напали на них калмык человек сот с восемь и человек ста с четыре побили и казахи-де с обоих сторон реки, покиня свой багаж, разбежались врозну». Каип-хан оказался не на высоте своего положения. О нем в документе сказано: «А Хаип-хан-де остался только с двумя человеки и воротился до своего улуса, а багаж их взяли калмыки в полон». В битве при реке Аягуз погибло множество казахских дружинников. Однако, как свидетельствует очевидец, «Хаип-хан и Абулхаир-хан и прочие возвратились до своих улусов в добром случае».32
Это дало возможность джунгарским отрядам проникнуть в глубь южных районов Казахстана. Отдельные достижения в событиях 1708—1712 гг. казахи не смогли закрепить. Из-за отсутствия единства в руководстве казахские воины потерпели поражение.
Весной 1718 г. джунгары сделали стремительный поход из Жетысу к рекам Арысь, Бугун, Чаян, подошли к городу Туркестану. Их намерением было овладеть ставкой казахских ханов. Над казахскими городами по среднему течению Сырдарьи нависла угроза. Состоялось несколько сражений. Джунгары «рубили казачью орду», но малочисленность и оторванность от своих кочевий не дали им возможности одержать полную победу.
В этих условиях значительными были успехи казахских ополченцев под предводительством батыров. Из районов Илека, Мугоджар, Улутау им удалось собрать войско в 30 тысяч человек.33 Они продвинулись в район Туркестана и отбросили джунгар из значительной части Южного Казахстана.
Правда, в начале XVIII в. джунгарских владетелей от более решительных действий против казахских жузов сдерживала угроза нашествия на само Джунгарское ханство войск цинских правителей. Но эта опасность на время уменьшилась после смерти китайского императора Канси в 1722 г. В 1723 г. был заключен джунгаро-китайский мир. Джунгарский хунтайджи, обезопасив свои тылы с востока, стал деятельно готовиться к войне с казахами.