Подтверждение Абулхаиром иерности прежней присяге, принятие ханом Абулмамбетом и влиятельным султаном Абылаем российского подданства не оправдало надежд казахов на позитивные перемены и укрепление своего положения среди соседних государств. Ойратская угроза, как и в 20-30-х годах, по-прежнему висела над степными обитателями как дамоклов меч. Надежда царских властей путем оживления торговли через приграничные укрепления и другие центры удержать Джунгарию от враждебных акций против казахских жузов не оправдалась. Убийство к этому времени Жолбарыс-хана, придерживавшегося позиции сближения с Россией и кончина Самеке-хана, часто менявшего свои политические ориентиры, усиливали уязвимость внешнеполитического положения казахских ханств. Ойратское руководство было прекрасно осведомлено о событиях как на юго-восточных рубежах, так и в самом Казахстане. Воспользовавшись моментом, зимой 1739-1740 гг. ойратские войска нанесли ударе юга, с верховьев реки Сырдарьи и с севера - с реки Иртыш, нанеся значительный урон кочевьям Среднего жуза по Тоболу и Ишиму.81.
|
|
Ойраты, постоянно следившие за обстановкой в обширном Централь-ноазиатском регионе, не ограничиваясь физическим истреблением беззащитных аулов, совершили несколько разорительных набегов вблизи пограничных укреплений, хотя и не решились осуществить повсеместные нападения на многочисленные военные посты, охранявшие заводы, рудники, разбросанные по Алтаю и Юго-Западной Сибири. Подполковник Тимофей Зорин, комендант Ямышевекой крепости, доносил об этом в Сибирскую губернию, сообщая, что они от Железинской до Омской крепости «все сено казенное потравили».82
Естественно, такие рейды ойратских сил в районе расположения пограничных укреплений, ревностно оберегавших экономические интересы империи, вызвали резкое недовольство сибирской администрации, не собиравшейся оставлять их безнаказанными, хотя бы по одной причине - речь шла о престиже страны и силе русского оружия, во вполне достаточной эффективности которого и казахи, и ойраты не сомневались.
За событиями в юго-восточных пределах России и казахско-ойратскими взаимоотношениями пристально следила и оренбургская администрация.
Оренбургская экспедиция после смерти И. К. Кириллова была переименована в Оренбургскую комиссию, и в 1742 г. в момент наибольшего обострения ситуации на сибирской окраине ее возглавил И. И. Неплюев, с деятельностью которого был связан целый ряд административно-политических мероприятий: перенесение Оренбурга на место впадения Сакмары в Урал (Яик), строительство крепостей и редутов новой Оренбургской линии, укрепление Уйской линии, развитие и расширение торговли с казахами и народами Средней Азии.83
|
|
Относительно поддержки казахов, испытывавших тяжелый напор превосходящих сил ойратов, его позиция вполне совпадала с мнением сибирской администрации - исходя из договорных обязательств, Россия должна была пойти на решительные шаги с целью ограждения своих подданных от непрекращающихся нападений ойратов. В данной связи, идя по пути оказания конкретной поддержки казахским жузам в их борьбе с Джунгарией, 20 мая 1742 г. Правительствующий Сенат впервые принимает специальный указ о мерах по защите казахов и обороне крепостей. Это решение было продиктовано в соответствии с далеко идущими стратегическими задачами России, в том числе и экономическими, хотя Абулхаир-хан, более близко стоявший к правящим кругам империи, чем остальные ханы, также обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой о заступничестве.
Требование Галдан-Цэрэна к казахским правителям было однозначным - признать полную зависимость от Джунгарии, а в случае его отвержения, грозился провести еще более массированные вторжения в пределы Казахстана, что могло свести на нет взаимные договорные обязательства Младшего и Среднего жузов с Россией. Осуществление грозного требования джунгарского хана поставило бы казахских ханов в реальную зависимость от Галдан-Цэрэна.84
Эти обстоятельства укрепили решимость сибирской администрации, требовавшей от ойратских полководцев «от таковых обид своих людей унять». 2 сентября 1742 г. И. И. Неплюев направил Галдан-Цэрэну письмо, в котором внимание последнего было обращено на недопустимость вмешательства в дела казахов, состоявших в российском покровительстве: «...равно же и Средней Орды Абулмамбет-хан и султаны с их родами и со всеми улусными людьми поданном их прошении в подданство... приняли».85
Не желая дискредитировать себя перед своими новыми подданными, ожидавшими в такой критический момент более решительных действий, российское правительство, не ограничиваясь дипломатическими протестами, распорядилось «принять особые меры предосторожности», разрешив перевести в крепости на границе с Джунгарией орудия из Тобольска и Екатеринбурга.86
Хотя действенные меры России ослабляли ойратскую угрозу, что заставляло последних с тревогой наблюдать за ходом упрочения казахско-русских отношений, прежняя вражда между двумя ханами — Абулмамбетом и Абулхаиром не прекращалась, более того, первый, остерегаясь планов Абул-хаира, не оставившего свою надежду прибрать в свои руки и западные кочевья Среднего жуза, откочевал к Туркестану. Обстановка усугублялась пленением ойратами султана Абылая, одного из виднейших деятелей той эпохи, для освобождения которого ни Абулмамбет, ни Абулхаир ничего действенного не предприняли. Требование же И. И. Неплюева от 2 сентября 1742 г. от Галдан-Цэрэна: «...содержащего ныне в Ваших улусах Аблая, также других кайсаков освободить», оставалось невыполненным.
Более того, правительство было обеспокоено сообщением о требовании «зенгорского Галдан-Цэрэна», чтобы Абулмамбет-хан, Барак-султан, Жа-ныбек-батыр, «также Малой Орды Абулхаир-хан детей своих знатными старшинами в аманаты прислали и платили зякет».87 Джунгария не могла решиться одновременно бороться на два фронта и против России, и против казахских жузов в условиях сохранения с востока реальной угрозы со стороны Цинской империи, поджидавшей благоприятного момента для поглощения ойратских земель. В некоторой степени этим можно было бы объяснить сдержанную позицию Галдан-Цэрэна к факту расширения приобретений России на юго-восточных границах.
|
|
Стремясь предупредить военные действия ойратских сил в пограничных с Сибирской и Иртышской линиями районах и в целях получения достоверных сведений о положении самой Джунгарии, туда под видом торговцев и дипломатических лиц посылались агенты, в круг обязанностей которых вменялось выяснить: «...нет ли по старым затейным претензиям к Сибирской стороне какого худого намерения... об этом немедленно давать знать в Сибирь губернатору и ближайшие города об опасном».88
Бывали моменты, когда ойраты предпринимали усилия, чтобы натравить казахские роды против российских военных оборонительных пунктов, обещая им временный союз. Ойраты, несомненно, были осведомлены о тех вызывающих сожаление непоследовательных поступках отдельных казахских батыров и султанов, которые, невзирая на подданство, нападали на пограничные укрепления, вызывая этим ответное недоверие. Так, 24 июля 1740 г. комендант Ямышевской крепости секунд-майор Нелебов распорядился: «О приходе кайсаков иметь крепкую предосторожность».89 В данной связи отправка посольства К. Миллера в Джунгарию помимо переговоров об освобождении российского подданного - султана Абылая преследовала цель изучения политической обстановки и должна была постараться достигнуть соглашения с Галдан-Цэрэном о русско-ойратских отношениях.90
Один из знатных ойратских нойонов Манжа в переданном через К. Миллера письме на имя И. И. Неплюева обратил внимание последнего на разорение, какое причиняли «тобою именуемые подданные кайса-ки пограничным (ойратским. — Ред.) улусам, беспокойство и раздор... оные кайсаки не Ваши, а ты их посторонних называешь своими».91 Ой-ратский дипломат дал знать И. И. Неплюеву о согласии «его светлости Галдан-Цэрэна... и других (в т.ч. Абылая. -/Ы.)касацких пленных каждого отпустить в их отечество».92
23 мая 1743 года К. Миллер возвратился в Россию, вскоре султан Абы-лай был освобожден из плена и возвратился в свои аулы и деятельно стал укреплять временно утраченные позиции, не скрывая своего раздражения бездействием прежде всего Абулмамбета и его сына султана Абулфеиса, воздержавшихся от прямых переговоров с ойратским ханом для вызволения его из неволи или облегчения участи во время пленения.
|
|
Тем не менее, Галдан-Цэрэн все настойчивее стал требовать ликвидации некоторых из военно-опорных пунктов, Иван Лапик, русский агент, побывавший в улусах султана Барака, по возвращении, передавая слова ойратс-кого представителя, также посетившего чингизида, доложил, что «...они (русские. — Ред.) построили, тоже сбивать будем».93 Летом 1744 г. дворянин Федор Мельников, посланный Сибирской губернской канцелярией «для разведывания о собравшихся калмык в местечке Канкаракол», по возвращению в Кузнецк объявил, что ойраты, собрав силу «не будут мешкать ни одного дня. Пойдут с тою войною... на Колыванский завод».94 В июне 1744 года приехавшие в Усть-Каменогорскую крепость ойратские представители Шэрэн, Узочаки и Союн тоже заявили «о прикочевании Галдан-Цэрэна вверх по Иртышу от Зайсана 7 дней езды».95
С целью упреждения внезапного перехода ойратскими силами пограничной линии на границе с Джунгарией были осуществлены некоторые меры оборонительного характера на случай вооруженных столкновений. Количество войск было увеличено. Только в 1744 г., в трех крепостях - Железинской, Семипалатинской и Усть-Каменогорской было размещено 7420 человек гарнизона с артиллерией из 35 пушек. Была учреждена особая должность - начальник Сибирских пограничных линий, которым стал генерал-майор И. В. Киндерман, с именем которого связано расширение колонизации правобережья Иртыша на огромном расстоянии от Сибирского редута на севере до Колыванских заводов на Алтае. Для горнодобывающих предприятий было решено построить дополнительно «недорогие укрепления с полисадами и рогатками».96 В результате принятых мер, кроме пяти довольно крупных, боеспособных крепостей (Омской, Коряковской, Ямышевской, Усть-Каменогорской и Семипалатинской) появился 31 форпост и редуты, хотя обороноспособность их была невелика, многие из них были ограждены лишь «бревенчатым частоколом, рвом».97
Существование военных постов объективно создавало условия не только для спокойной работы алтайских горнозаводских предприятий, но и в некоторой степени для защиты интересов кочевников-казахов.
Правительство всемерно поощряло расселение районов расположения горнозаводских предприятий, стремясь постепенно вытеснить ойратов. Этим-то умело воспользовались ойратские владетели с целью противопоставить казахов российской администрации: «... а у вас (казахов. - Ред.), до отняв за Яиком, реками завладели, что им не принадлежало, а затем не оставят и кочевого места не будет...».98
Принимая во внимание все эти обстоятельства, российские власти укрепили военные посты, увеличили число гарнизонов, укреплений.
Предупрежденный о приближении к южно-сибирской границе пяти регулярных полков, передислоцированных из внутренних губерний для пополнения войск на границе с Джунгарией, Галдан-Цэрэн не решился возобновить боевые действия.
На юго-восточных границах правительству удалось нормализовать положение; казахи, несколько оправившись от предыдущих беспрерывных стычек с ойратами, возобновили прежние связи с соседними народами, которые с перерывами и в незначительном объеме осуществлялись через пограничные посты.
В этот период Младший жуз был взбудоражен очередным восстанием башкирского народа. Не выдержав массированных ударов регулярных войск, часть повстанцев, как это было ранее в 30-х годах, бежала в казахские степи в надежде найти спасение. В числе их оказался один из предводителей этого движения - Карасакал, выдававший себя за известного ойратского Шона-батыра. Серьезное опасение, что восстанием могут быть охвачены и районы Младшего жуза, начинавшего испытывать давление Оренбургской администрации, побудило царские власти «вкоренить вражду между сими народами». На И. И. Неплюева, ставшего в 1744 г. первым оренбургским губернатором, «...возлагалась задача во что бы то ни стало добиться от казахских феодалов выдачи скрывающихся в аулах участников восстания».99 Абулхаир-хан был в то время втянут в беспрерывную борьбу со своими политическими недругами в Младшем жузе и сопредельных районах. На сей раз его официально не привлекали для усмирения башкирского движения.
Тем временем, расширявшееся строительство укрепленных линий ввиду отсутствия в регионе явных противников, глубоко тревожило казахского хана. С проводником этой жесткой линии И. И. Неплюевым, у него сложились натянутые отношения.
Расширялась Яицкая линия, закрывая казахам в их владениях свободный переход на правобережье реки; Уйская линия на востоке должна была соединиться с Новоишимской, которая, в свою очередь, была связана через редут Сибирский с Иртышской линией.
На западе Уйская линия, делившаяся на Берхне-Уйскую и Нижне-Уйскую, охватила земли Южного Зауралья. Нижне-Уйская дистанция включала в себя крепость Троицкую, основанную в 1743 г. Позднее к ней была отнесена Звери ноголовская крепость, раньше находившаяся 8 составе.Нобоишимской линии.100 После завершения целенаправленных мер по соединению укрепленных постов, Оренбургская, Новоишимская, Иртышская, Сибирская, Уйская линии опоясали северо-западные и северо-восточные окраины Казахстана, охватывая и смежные земли Урала, Сибири. Алтая; сформировалась сплошная непрерывная линия крепостей и форпостов от устья Урала до Усть-Каменогорской крепости, протяженностью в 3,5 тыс. верст и в основном заселенная казачьим контингентом. С проведением этих работ казахские кочевья оказались урезанными примерно на 70 тыс. кв. верст.101 Тех номадов, которые выступали против такой политики, по надуманным обвинениям (воровстве и разбое) ссылали в отдаленные места. Инициатива в применении суровых мер в отношении восставших принадлежала первому оренбургскому губернатору И. И. Неплюеву и его единомышленнику генерал-майору Штойману.102
И. И. Неплюев выступал и за ограничение власти хана Абулхаира, изменение традиционной процедуры избрания ханов, считая полезным «чтобы сами киргиз-касацкие ханы ханство получали не по своей людской народной воле, но с высочайшего ее императорского величества соизволения».103
Попытки А. И. Тевкелева примирить хана с И. И. Неплюевым не имели успеха, а противоборство Абулхаира с видными чингизидами Среднего жуза, главным образом, с Бараком, также ослабляло, подтачивало его положение.
В то же время, видимо, Абулхаир поддерживал с султаном Абылаем добрые отношения. Когда Барак, вынашивая план убийства давнего своего соперника, направил в ставку Абылая «шпиона», чтобы заручиться его поддержкой, Абылай, «разгневанный коварными помыслами», выпроводил того из пределов своего улуса.104
Внезапную гибель Абулхаира, почти 30 лет находившегося в эпицентре бурных событий, помимо других обстоятельств следует объяснить во многом прежде всего его непомерным желанием всеми способами вытеснить с политической арены своих конкурентов, с целью полного подчинения казахов, кочевавших в районе Аральского побережья и Хивы, своей власти. Некоторое время в том ханстве в качестве правителя находился наследник Абулхаира — Нуралы.
Велико было желание Абулхаира упрочить свои позиции и в Среднем жузе, где некоторым влиянием пользовался его сын, султан Ералы. Это обстоятельство усиливало к нему недоверие со стороны хана Абулмамбета, вызывало упорное противодействие султана Барака, по-прежнему считавшего его выскочкой, не собиравшегося позволить хану Младшего жуза. опираясь на российскую администрацию, прибрать к своим рукам бразды правления в Среднем жузе.
Султан Барак также не был противником сближения с Россией: его доверенные лица были приглашены в Петербург, он тоже давал
клятву на верность российской императрице. А потому причину смерти Абулхаира следует искать во внутриполитической борьбе, жертвой которой он стал в августе 1748 г., попав и ловушку, ловко поставленную его личным соперником Бараком, который спустя два года умер сам, по слухам, отравленный одним из местных правителей вблизи Туркестана.105
Избранием Нуралы - старшего сына погибшего хана, заканчиваются 40-е годы, полные драматических событий, в том числе очередным ожесточенным этапом казахско-ойратского противоборства, смертью двух непримиримых личностей - Галдан-Цэрэна в 1745 г. и Абулхаира в 1748 г.; после этих событий началась борьба за власть в ойратском ханстве, ослабившая некогда могущественную страну, которая вступала в полосу последней фазы своего существования; после второго наступил период постепенного ослабления ханской государственности, расширявший почву для открытой военно-казачьей колонизации Казахстана.
1 Более подробно см.: Златки» И. Я. История Джунгарского ханства. 1635-1758 гг (Второе издание). М., 1983; Гуревыч Б. П. Международные отношения в Центральной Aзии в XVII- первой половине XIX вв. М., 1979; Моисеев В. А. Джунгарское ханство и казахи XVII-XV1H вв. А., 1991.
2 КасымваееЖ. К. Под надежную защиту России. А, 1986; Его же. Государственные деятели казахских ханств в XVIII в., т. 1. Д., 1999.
3 Памятники Сибирской истории XVIII в., кн. II. СПб., 1885, с. 148.
4Государственный архив Омской области Российской Федерации (ГАОмО РФ), ф. 366, оп. 1, д. 2, л. 1.
5 Там же
6 Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. 483, он. 1, л. 240, л. 1.
7 Андриевич В. К. История Сибири, ч. 2. СПб., 1889, с. 293.
8ГАОмОРФ,ф. 366, оп. ],д. 2,л. 4.
9 Эти сведения содержатся в его отчете, с которым он выступил перед Сенатом в январе
и Монголии XVII—XVIII вв. М., 1978,с. 139; (2932человек). См.: Зявткин И.Я. История Джун-
10 Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 199 (портфели Миллера), оп. 2, д. 2 об.
11 Гуляев Г. Заметки об Иртыше и странах им орошаемых //Вестник ИРГО, ч. Ш, отд. IV. СПб., 1851, с. 50.
12Памятники сибирской истории XVIII пека, кн. II, с. 151.
13 Там же, с. 126-127.
14 Там же, с. 127.
15 Зиннер Э. П. Известия шведских военнопленных в Сибири. Иркутск, 1961, с. У.
16 Абрамов Н. Областной город Семипалатинск //Записки ИРГО, кн. 1. СПб, 1861, с. 131-132. Подробности, см.: Касымбаев Ж. К. Экспедициям Д. Бухгольца и создание Прииртышских крепостей в начале XVIII в. // Исторические науки, вып. 1. А., 1974, с. 37-38.
17 Андриевич В. К. Указ. работа, с. 295.
18 Памятники сибирской истории XVIII в., кн. III, с. 127.
19 Щеглов И. Я Хронологический перечень важнейших событий в Сибири (1032-1882 гг.). Иркутск, 1882, с. 16.
20 Памятники Сибирской истории XVIII в., кн. II, с. 153.
21 Казахско-русские отношения в XVI – XVIII вв. (Документы и материалы). Документ № 16. А., 1961, с. 18-19. (Далее - KPO-I).
22 РГАДА, ф. 139, оп. 1, д. 365, л. 203.
23 Армстронг И. А. Семипалатинские древности //Известия археологического общества. 1859, вып. IV, т. 1, с. 203.
24 ШеманскийА. 200-летие приступа к Петровским военно-разведочным экспедициям //Военно-исторический журнал. 1916, № 14, с- 16.
25 Риттер К. Землевладение в Азии. СПб., 1859, с. 291.
26 Городское поселение Российской империи, т. IV. СПб., 1864, с. 474.
27 КРО-1, с. 62.
28 Златкин И. Я. Указ. работа, с. 387.
29См.: Добросмыслов А. И. Материалы по истории России. Сборник трудов и других документов, касающихся управления и устройства Оренбургского края. 1734. Оренбург, 1900, т. 1,с. 108.
30 Лебедев В. Из истории сношения казахов с царской Россией в XVIII в. //Красный архив, т. 5 (78), 1936, с. 130.
31 РычковП. И. История Оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896, с. 5.
32См.: Разные бумаги генерал-майора Тевкелева об Оренбургском крае и о киргиз-кайсацких ордах. 1762 //Временник императорского Московского общества историй и древности Российских, кн. XIII. Смесь (3-я пагинация). М., 1852, с. 15-19.
33 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ), ф. 122, оп. 122/4. 1731, д. 5, л. 5 об.
34 Тамже,л.2.
35 Там же, л. 2 об. Кроме того Абулхаиру вручили саблю с бриллиантами.
36 Там же, л. 4.
37См. ;МаевН.А. Очерк истории киргизского народа с 1732 по. 1868 гг. //Материалы для статистики Туркестанского края. (Ежегодник), вып. 2. СПб., 1873.
38 РычковП. И. Топография Оренбургской губернии. СПб., 1762, с. 45.
39 КРО-1, с. 50.
40 Там же.
41 МейерЛ. Киргизская степь Оренбургского ведомства, с. 7.
42 Разные бумаги генерал-майора Тевкелева, с. 16.
43 Досмухамедулы Халел, Избранное. А., 1998, с. 33.
44 АВПРИ, ф. 122, оп. 122/3, д. 5. 1731, л. 10-10 об.
45 Лебедев В. Из истории сношения казахов, с. 205.
46 Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства //Материалы для географии и статистики России. СПб., 1865, с. 6.
47 РычковП. И. История Оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896, с. 8.
48 Моисеев В. А. Указ. работа, с. 109.
49 Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства, с. 7.
50 АВПРИ, ф. 122, on. 122/3. 1791, д. 1, л. 64 об.
51 ДоброаиысловА. Материалы по истории России. 1734, т. 1, с. 119-120.
52 Дополнения к «Истории Оренбургской» П. И. Рычкова //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, вып. ХХХШ. Оренбург, 1916, с. 100.
53 АВПРИ, ф. 122, оп. 122/4, д. 1734. 6, л. 1.
54 Доброшысдов А. И. Башкирский бунт в 1735, 1736, 1737 гг. //Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1900, вып. VIII, с. 9.
55 Революционная и трудовая летопись Южно-Уральского края. Хрестоматия. Челябинск, 1980, с. 14.
56 УстюговН. В. Башкирское восстание 1737-1739 гг. М., 1950, с. 8.
57 Записки И. И.Неплюева. СПб., 1853, с. 105.
58 Устюгов Н. В. Указ. работа, с. 24.
59 Попов И. А. Татищев и его время. СПб., 1851, с. 179.
60 Материалы по истории Башкирской АССР, ч. 1. М.-Л. 1936, с. 324.
61 Рычков П. й. История Оренбургская (1730-1750), с. 97.
62 Материалы по истории политического строя Казахстана, т. 1. А., 1960, с. 37-38.
63 Витевский В. Н. И. И. Неплюев - верный слуга своего отечества, основатель Оренбурга и устроитель Оренбургского края. Казань, 1891, с. 153.
64 Там же, с. 155.
65 Там же.
66 См.: Дебу И. Топография и статистическое описание Оренбургской губернии. М„ 1837, с. 175-192.
67 Госархив Оренбургской области (ГАОрО), ф. 2, оп. 1,д. 12, л. 1-81.
68 Там же, л. 29 об.
69 Добросмыслов А. И. Тургайская область. Исторический очерк //Известия Оренб. отд. ИРГО, вып. XV. Оренбург, 1900, с. 55.
70 Там же, с. 56.
71 Витевский В. И. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. З.Казань, 1891, с. 681.
72 Там же, т. III, с. 685-686.
73 Записки генерал-майора Ивана Васильевича Чернова //Труды Оренб. ученой архивной комиссии, вып. XVIII. Оренбург, 1907, с. 18.
74 Матвиевский П. Е. Аьулхаир, поборник единения казахского народа с русским // Ученые записки Чкаловского госпединститута, вып. 1. Чкалов, 1946, с. 101.
75 РычковП. И. История Оренбургская, с. 65.
76 Витевский В. И. И. И. Неплюев и Оренбургский край, с. 157.
77 ЛевшинА.И. Указ. работа, с. 206-207.
78 КасымбаевЖ. К, Политика Абулхаир-хана в принятии Младшим жузом Российского подданства в 30-х годах XVIII в. //Поиск. № 5, 1997, с. 62-72.
79 ГАОрО, ф. 3, on. 1, д. 18, л. 196-197.
80 Добросмыслов А. И. Тургайская область. Исторический очерк, с. 84.
81 Сулейменов Р. Б. Моисеев В. А. Из истории Казахстана XVIII в. А., 1988, с. 34.
82Архивные материалы о русско-джунгарских и китайских отношениях (рукописные материалы) /Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. в 5-ти томах, т. IV. Д., 1985, с. 210.
83 Аполлова Н. Т. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII - первой половине XIX вв. М., 1960, с. 121-122.
84 См.: Вяткин М. И К истории распада казахского союза //Материалы по истории Казахской ССР (1741-1751 гг.), т. II, ч. II. А., 1948, с. 9.
85 КРО-1, с. 228.
86 Государственный архив Алтайского края РФ (ГААК РФ), ф. 169. оп. 1, д. 55, л. 106.
87 АВПРИ, ф. 113, оп. 113/1. 1743, д. 3, л. 1.
88 Добросмыслов А. И. Материалы по истории России, г. 1, с. 63.
89 Центральный Госархив Республики Казахстан, ф. 630, оп. 1, л. 1, л. 183. (ЦГА РК).
90 Подробно см.: Ерофеева И. В. Русско-джунгарские отношения в 40-х годах XVIII в и Казахстан (посольство К. Миллера) /Из истории международных отношений в Центральной Азии. А., 1990, с. 51-53.
91 АВПРИ, ф. 113, on. 113/1. 1743, д. 3, л. 20 об.
92 Там же.
93Государственный архив Новосибирской области РФ (ГЛНО РФ), ф. 86У, on 1. д. 56, л. 216.
94 Там же.
95 ГААК РФ, ф. 163, on. 1,Д-55,л. 101 об.
96 Там же, л- 106.
97 ГААК РФ, ф. 132, оп. 1, д. 29, л. 14.
98 ГАНО РФ, ф. 869, оп. 1, д. 56, л. 216.
99 Записки И. И. Неплюева, с. 157.
100 Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии, с. 342-343.
с. 132-133.
102 АВПРИ, ф. 132, оп. 122/3. 1747, д. 1, л. 1, I об.
103 АВПРИ, ф. 122, оп. 122/1. 1747, д. 1,л. 1.
104 Вельяминов-Зернов В. В. Исторические известия о киргиз-кайсаках и сношениях России и Средней Азии со временем кончины Абулхаир хана (1748-1765), т. 1. Уфа, 1853, с. 4.
105 ДобросмысловА. И. Тургайская область. Исторический очерк, с 84.
Г л а в а четвертая
КАЗАХСКОЕ ОБЩЕСТВО В XVIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.
1. ХОЗЯЙСТВО КАЗАХОВ
Хозяйственную деятельность казахского общества в XVIII - первой половине XIX веков невозможно оценить однозначно. Характер экономических занятий нельзя связать с одной жесткой формулой и определенными типологическими рамками. Несмотря на то, что существенные перемены в ней не произошли, хотя виды ее были многообразны. Материалы, характеризующие состояние экономики в XVIII — первой половине XIX веков, при сопоставлении с данными предыдущих эпох, показывают, что развитие хозяйства во многом зависело как от природных {физико-географическая среда, бескормица и т.д.), так и от политических (смена политической ориентации, наступление соседей, различные войны и т.д.) факторов.
В XVIII — первой половине XIX веков ход развития хозяйства определялся постепенным нарастанием объема торговли и, в конечном итоге, зависимостью от рынка. Те ощутимые изменения в казахском хозяйстве, которые произошли в изучаемое время - результат влияния более развитой экономики северного соседа.
Основные внешние параметры хозяйственного развития в XVIII-XIX вв. проявляются в следующих особенностях. Во-первых, в отличие от предыдущих эпох идет поступательный процесс определенности кочевых общин в системе земельных отношений, усиливается процесс оседания казахов. В первой четверти XVIII века сложившаяся на юге хозяйственная разруха (в связи с «Актабан шубырынды») затем распространяется и на территории Северо-Западного и Северного Казахстана. Частичное оседание кочевых групп привело впоследствии к формированию субэтнических групп типа «курама» в Средней Азии и к смешению различных родов.
Тенденция развития казахского хозяйства ориентировалась на меновую торговлю. В связи с переходом казахов в середине XVIII века от южных зимних стоянок к северным (территории Сарыарки), торговля переориентировалась на российские границы.
В то же время территориальные связи развивались медленно. Наиболее зримыми чертами структуры территориальных связей являются: массовое строительство зимних стационарных жилищ и хозяйственных сооружений, развитие различных форм землепользования, распространение сенокошения и земледелия, привязанность к рыночным центрам. Новые явления в экономической жизни стали утверждаться только с середины XIX века.
Основой материального производства казахского общества на всем протяжении XVIII и первой половины XIX вв. по-прежнему остается кочевое скотоводство. Как и в былые времена, скот круглый год находился на подножном корму.В XVIII веке велика была роль традиционного земледелия и городов. Гармоничное сочетание различных отраслей хозяйственной деятельности в экономической жизни определяется степенью развития казахского общества. Являясь материальной основой казахского общества, хозяйственные уклады определяли различные социально-политические ценности и институты казахского общества.
Являясь представителями кочевого образа жизни, казахи в то же время не прерывали земледельческих и ремесленных занятий. Города и земледельческие оазисы, естественно, входили в экономическую систему Казахского ханства в начале XVIII века. Город служил и центром обмена и ремесла. Согласно источникам, в начале XVI!! века кочевое скотоводческое хозяйство казахов было тесно связано с земледельческими и городскими центрами. Этот симбиоз, способствовавший стабильному развитию ремесла и караванной торговли и сформировал тот самый мощный экономический потенциал, на котором долго существовало Казахское ханство.
Комплексные черты хозяйственной деятельности отражены в материалах посольства Ф. Скибина и М. Трошина, которые посетили Казахское ханство в 1697 г.: в... а города-де Казачьей Орды от Туркестана все в близости, город от городу в виду, и дальние-де города под камнем, ходу до них дни по 3, и по степи-де, а от Сырта (Сырдарья. - Ред.) реки в дальнем расстоянии, а при реках-де в близости не живут, а деланы-де в городах их многие колодцы, а городов-де их всех считают 20. А крепости-де в Туркестане и в городах валены, валы земляные и по валу кладены стены кирпича необожженного, а вышиною и с валом стена сажени в полтретьи, а шириною местами в сажень, а в иных местах больше и меньше, а к верху аршина по полтора и по 2, а больше-де у них в городах валенье одни земляные валы без кирпичу, а земля плотна и не сыпуча, а рвов-де копанных нет. И во всех тех городах живут бухарцы, а казаков мало, а казаки-де все живут для пашенных земель по кочевьям, а пахоти-де их скудны, коней и овец много, а коров мало, кормятся мясом и молоком».1
Следующую характеристику городскому населению дает известный батыр рода табын Бокенбай: «У них, киргис-кайсаков, прежде были городы, а именно: Ташкент, Тюркустан, Сейрам с принадлежащими ко оным городками и деревнями и оными владели киргис-кайсацкие ханы и старшины. В тех городах живут сарты, то есть посацкие мужики, с которых брали дань». Характер взаимоотношений между сартами и казахами в начале XVIII века передают следующие слова батыра Бокенбая: «А ныне оными никто не владеет и дань не збирает, живут праздно».2
При ближайшем рассмотрении нетрудно убедиться, что на самом деле во взаимоотношениях городского населения, казахов-кочевников ярко проглядывается и зависимость даннического типа. Городские жители были обременены рядом повинностей, они облагались налогом, время от времени должны были преподносить ханам и их приближенным подарки, участвовать ввойнах, которые вели казахские ханы, как вспомогательная сила.
В тех условиях, когда кочевники не облагались налогом в пользу государства, а от «кочевых киргис-кайсаков ханы збору никакого не зби-рается, и не положено», дань с оседлого населения свидетельствует о сложности социальных отношений в Казахском ханстве. Нет необходимости подробно вдаваться в обсуждение тех форм зависимости, которыми определялось положение городских жителей в Казахстане, но отметим, что они играли большую роль, особенно в торговле и ремесле, почти монопольно владея этими доходными отраслями хозяйственной жизни Казахского ханства. Нередко купцы выполняли важные дипломатические поручения казахской знати.
Своеобразная интеграция различных отраслей хозяйства и их носителей подтверждается также в казахском шежире. Они содержат массу разнообразных фактических материалов об участии казахов, в особенности представителей султанского сословия и родовой знати, в управлении городами и оседло-ремесленными центрами Средней Азии. Города и оазисы находились в составе Казахского ханства и выполняли не только роль экономического партнера кочевников, в сложные и кризисные годы они служили для обедневших кочевников как своеобразный материально-экономический резервуар.
Число казахских городов в начале XVIII века варьируется от U до 32, это, вероятно, в зависимости от того, насколько включались в подсчеты крупные селения. Хорошо осведомленные о положении Казахского ханства джунгарские послы в Иркутске сообщали: «...а городов-де у них одиннадцать, а где живет владелец Тюуке и тот-де город сло-вет Ясу, а величиною-де тот город средний, а посады-де кругом городков великие...».3
«В Казачьей орде хлеба всякого пашут вблизи у городков, и отъежая по селам много, а скота-де всякого число многое ж, а скот-де у них верблюды, и кони, и ишаки, и всякой рогатой скот, а также-де в городах и в селах многие сады, а в садах овощи, яблока и виноград, и вишни, и черносливы, и шебуга, и орехи большие волоские, также и иные многие овощи есть же», -отмечают в своих сообщениях джунгарские послы.4
Источники не отрицают того, что казахи занимались земледелием, хотя, конечно, земледелие носило характер подсобного занятия. Исключение составлял Туркестан. Здесь, по определению немецкого исследователя Рейн-харда Юнга, в Туркестане сложился тип хозяйства, названный им же «тюркским оазисно-территориальным хозяйством», где «все население было обязано нести натуральную повинность для поддержания оросительных сооружений и (владелец. — Ред.) каждую весну собственноручно руководил этим». Власть была заинтересована в организации орошаемого земледелия (Reinhard Junge. Das Problem der Europa. Sierung orientalischen Wirtschaft. 1915,s. 136-137, 174.).
Кочевники—казахи у своих зимних стоянок l«кыcтay»^ засевали неооль— шие участки плодородной земли и вместе с остальными уходили на жайляу. В некоторых случаях для охраны и ухода за полями кочующие земледельцы оставляли своих бедных родственников за определенную плату. Таковыми служили жатаки. Нередко казахи принуждали заниматься земледелием и подвластных им калмыков, каракалпаков и др.
Районы распространения кочевого скотоводства охватывали огромные просторы степей Казахстана. В начале XVIII века северные границы проходили по правобережью Иртыша.
Бурные события начала XVIII века, столь богатые вооруженными конфликтами и внутренними усобицами, бесконечно дальними перекочевками в поисках мест обитания и ухода за стадами, имели одну главную причину -территориальную. Во всех этих событиях явственно выступает одно пенное наблюдение - еще в начале XVIII века казахи вели сложную борьбу на огромных просторах Евразии с Россией, Джунгарией и другими странами. За территориальными проблемами всегда стояли проблемы хозяйственные. Условия кочевого хозяйства создают необходимость в последовательной и систематической смене пастбищ, что возможно лишь при достаточном количестве земли и урегулированном землепользовании. Обширные районы кочевок считаются самым главным условием скотоводческого хозяйства. «В старину исходным пунктом всех киргизских (казахских. - Ред.) забот и мотивов был скот, - пишет Ч. Ч. Валиханов. — Мы устраивали свою жизнь, приноравливаясь к требованиям скотоводства. У наших предков постоянных зимовок не было, точно так же, как и приуроченных мест для летних пастбищ. Когда в одном месте был голод, отцы наши уходили на другие, более благоприятные, не стесняясь никакими расстояниями.
Киргизы Меньшей Орды лето кочевали под Оренбургом и в горах Му-годжары, а зиму проводили на Сыре и в песках Барсука и Каракумах, киргизы Средней Орды в одно лето из-под Семипалатинска шли к Троицку и обратно. При таком образе жизни понятно, что голодные зимы не имели такого рокового характера, как теперь».5
Ч. Ч. Валиханов считал, что казахи XVIII века были гораздо богаче по сравнению с серединой XIX века: «Сибирские киргизы (казахи. - Ред.) до основания внешних приказов были богаче - это факт, не подверженный ни малейшему сомнению: стоит только посмотреть на численность скота, который был пригоняем на оренбургскую и сибирскую линии в конце прошлого и в начале нынешнего столетия, и на официальные исчисления 20-30-х гг. В эту последнюю эпоху было немало киргиз, имевших 10-тысячные табуны лошадей».6
В 1803 г. оренбургский губернатор, сравнивая состояние казахского скотоводства в начале XIX века с предыдущими показателями, писал, что «есть приметное уменьшение во всей степи скотоводства».7
Скот в начале XVII! века круглый год находился на подножном корму. Сменяя пастбища, казахские общины передвигались по обширным степям зимой на самом юге Центральной Азии, летом же — в степях Казахстана.
В начале XVIII века подразделения Младшего жуза в зимнее время жили в нижних течениях Сырдарьи и Амударьи. В памяти казахов XVIII века крепко держалось убеждение в том, что северная часть Хорезма и восточные районы Бухары - их историческая территория.
Подразделения Среднего жуза были больше связаны с территорией Туркестана, Восточной Бухары и Самарканда, а также долиной р. Талас. В народной памяти казахов сохранялись отголоски многих событий, пережитых казахами именно в юго-восточных окраинах Бухары. Эта местность называется Жидели Байсын. По фольклорным материалам она известна как земля обетованная, южные границы Жидели Байсын соприкасаются с Афганистаном.
Подразделения Старшего жуза тяготели к окраинам Ташкента. Некоторые из крупных подразделений в поисках лучших пастбищ шли еще южнее в пределы Ходжента и восточной Бухары.
Основная масса казахских подразделений на зимние стоянки располагались по pp. Сырдарья, Талас, Чу и др. (Ангрен, Чирчик). Здесь мало выпадало снега, что облегчало зимний прокорм скота. Камыши, обильно растущие по берегам, служили пищей и убежищем для скота. Использовались они и в качестве топлива.
Летние же пастбища Младшего и Среднего жузов охватывали Северную, Западную и Центральную части Казахстана, известную как Сарыарка. Границы ее в шежире казахов определены следующим образом: «В длину Арка начинается с Алтайских гор и доходит на западе до Уральских, в широтном отношении с верховьев Черного Иртыша по долинам Алтая на севере до верховьев Оби идет по прямой линии, а оттуда тянется на запад до Кушко-ля, Чаниколя и до озера Тегерек. От места слияния Оби и Иртыша через Челябы до Урала... Самая западная часть Арки очерчена рекой Орь».8
Летние кочевья племен Старшего жуза находились в отрогах Алатау-ских гор и в долинах Жетысу.
Наметить четкую границу зоны распространения чистого кочевого скотоводства на материалах XVIII века очень сложно и почти невозможно. В целом территория Казахстана географически представляет собой сочетание пустынь, полупустынь, лесостепей и степей. Для кочевого скотоводства была характерной круглогодичная кочевка населения. Вместе с тем, процесс кочевки составляет систему производства, где кочевка в каждом сезоне является стадией данного процесса. Зимний цикл более продолжительный, связан с южными оазисами и городами, как бы завершает полный круг. В этот период кочевники заняты торговлей, продажей животноводческого сырья, закупают все необходимое для жизнедеятельности кочевой общины, т.е. связаны с рынком, следовательно, с городом и ремесленно-торговым населением ханства.
Как уже говорилось, кочевники в лучшие годы владели десятками тысяч поголовья скота - лошадьми, овцами и т.д. Лошади имели очень важное значение в хозяйствах казахов, для которых они издревле представляли
Кочевье {из этнографического труда «Путешествие по различным провинциям Российского государства» (1773 -1788 гг.) П. С. Палласа).
наибольшую ценность из-за исключительного значения в жизни и, в особенности, в военных предприятиях. Юг, несмотря на благоприятный климат и богатые пастбища, не мог разместить многочисленные табуны казахских скотоводов. Их владельцы вынужденно гнали пастись своих лошадей в тугаи - леса и лесные угодья Южной Сибири, за р. Иртыш (за правобережье Иртыша - в Кулундинские и Барабинские степи).
Вполне заслуживает доверия указание П. Рычкова о том, что зимой казахи отгоняли лошадей так далеко, «что от их кибитки бывает расстояние конной езды по неделе и больше. Сие чинится того ради, чтобы мелкому скоту и верблюдам... корма в близости оставалось».9 Вместе с сотнями тысяч лошадей кочевала самая боеспособная часть населения. Для молодежи это было самым престижным и ответственным занятием, школой мужества. На зимних пастбищах казахи оставались до середины марта. Вместе с появлением новой травы все откочевывали на летние пастбища, в степные просторы Сарыарки.
Стабильные основы жизнедеятельности казахского общества были нарушены событиями 1723-1730-х гг., известных в народной памяти, как «Актабан шубырынды, Алкакел сулама». Они стали выражением всех внутренних и внешних осложнений казахского общества, приведя его к экономической катастрофе традиционной системы хозяйства. Упадок казахского хозяйства сопровождался опустошением городов и миграцией населения, были заброшены земледельческие угодья, ремесленное производство.
Всеобщее обнищание, голод охватывают все казахское население юга Казахстана. Став военной добычей Джунгарии, потеряв свое имущество и скот, значительные группы казахов оказались на территории Мавераннах-ра. Но и там не смогли обеспечить себе безопасное существование и приют. Восточные источники сообщают о сильнейшем хозяйственном упадке городов Мавераннахра. Самарканд в 20-е годы XVIII века в течение 7 лет был совершенно покинут жителями, а в Хивинском ханстве приблизительно в те же годы были заброшены все селения и пашни, в самой Хиве осталось не более 40 семейств. К тому же эту некогда богатую область постигло еще одно бедствие - нашествие саранчи. В таких случаях казахи говорят: «Жут жет1 агайынды» (по-русски смысл звучит примерно так: за одним горем следует череда других; пришла беда - отворяй ворота).10
Большое количество казахов ассимилировалось в среде таджиков и узбеков. Некоторые крупные родовые группы осели в Восточной Бухаре в качестве самостоятельных субэтнических групп среди кочевых узбеков. Про лакайцев, семизов и марка, проживающих в Жидели Байсын, Б. X. Кармы-шева писала: в...в их культуре, быте, физическом типе и говоре в начале XX века еще ярко выступали черты, указывающие на родство с казахами».11 В начале XX века М. Тынышпаев отметил, что «в районе Кермине (около Бухары) в настоящее время проживает отделение отсартировавшихся найман-садыров в количестве 12 тыс. дворов, они оказываются родственными Леп-синскимсадырам.с которыми многие связаны в 8-9 поколениях».12 Значительное количество осело ни окраинах Ташкента и Бухары. За ними закрепилось название «Курама». «Курама - оседлые казахские роды, в основном кедеи, которые смогли откочевать в Годы Великого бедствия - Актабан шубырынды...Присоединившись к сартам, они занимались хлебопашеством», - пишет Шакарим.13 М. Тынышпаев считал, что курама «представляет собой казахский народ в миниатюре».14 I
Несмотря на то, что уже в 1727 году откочевавшие в Сарыарку и за Сырдарью казахские общины объединенными силами начали давать отпор джунгарам, хозяйственная разруха продолжалась. Сильно сказывалась оторванность от городских и ремесленных центров. Восстановить потери скота за короткий промежуток времени было невозможно. Продвигаясь на север, казахи часто вступали в столкновения с башкирами, сибирскими казаками, волжскими калмыками, что безусловно, еще более осложняло бедственное положение. Система кочевки была нарушена, традиционные маршруты «юг-север» перестали функционировать.
Социально-экономический кризис, поразивший казахское общество в 20-30-х гг. XVIII в., был вызван глубоким кризисом хозяйства. Оно перестало существовать из-за нарушения традиционного экологического ритма кочевого хозяйства и привело к потерям как в скотоводстве, так и в демографии.
Только начиная с 40-х гг. XVI11 века наблюдаются первые положительные сдвиги в казахской экономике. Они выражаются в увеличении поголовья скота, в постоянном участии казахов в меновой торговле. А. И, Левшии приводит цифры, показывающие значительный прирост скота у казахов, обмениваемого на Оренбургском меновом дворе.15
Участники второй академической экспедиции в 1760-е гг. в своих отрывочных сведениях сообщают интересные данные о хозяйстве казахов. Так П. С. Паллас делает следующее обобщение: «Богатство киргизцев (казахов. - Ред.) собственно состоит в скотоводстве, а наипаче много у них лошадей и овец. Верблюдов они имеют гораздо меньше, а коров и того меньше, по той причине, что их зимою без обыкновенного корма не можно хорошо содержать в степи».16
Особенно подробен в своих заметках И. Фальк: «...скотоводство у киргизов самый распространенный, почти единственный, в сущности, промысел. У них необыкновенно большие стада прекраснейшего ско-01ШЫ», «овца столь же необходимое животное в обиходе, как и лошадь».
По данным И. Фалька, казахский скот занимает значительное место в меновом обороте г. Оренбурга: <.В 1769 г. было сдано в обмен 40 тыс. живых овец, а в 1770 г. - 130 тыс.» По материалам оренбургской таможни, эти цифры не являются максимальными, «в иные годы отпуск бывает еще больше».17
В XVIII в. Георги еще более подробно описывает традиционное хозяйство казахов. Он пишет о том, что казахи Младшего жуза продавали овец в больших количествах в Россию и Хиву. Продукты скотоводческого хозяйства казахов Среднего и Старшего жузов в большом количестве поступали на российские и, отчасти, на среднеазиатские и китайские рынки. По оценке А. И. Левшина: «Надобно полагать, в цветущее время мены с казахами, ежегодно только в Оренбурге выменивали у них до 500 тыс. овец и столько же числа в других местах границы с Россией. Следовательно, в Россию всего входило в год до 1 млн. Число лошадей доходило в те годы иногда до 50 тыс. Такого же количества разного скота казахи продавали Китаю, Бухаре, Хиве и прочим соседям. По самым общим подсчетам, во все приграничные районы казахи поставляли до 2 млн овец и 100 тыс. лошадей ежегодно, не считая остальных товаров».18
П. И. Рычков, исходя из достоверных источников, пишет, что среди казахов имелись «столь богатые скотом, что одна семья имеет до 20 тыс. лошадей и до толикого же числа овец. Сие многочисленное скотоводство мало требует их трудов и попечения, ибо как лошади, так и овцы не только летом ходят по степи и питаются растениями, но и зимою, хотя бы оные и снегом покрыты».19 Георги, подтверждая данные П. И. Рычкова, пишет также и о том, что казахи «рогатым скотом завелись еще недавно».20
Увеличение в составе общего поголовья крупного рогатого скота было следствием постоянных контактов северных казахов, с одной стороны, с башкирами и калмыками, а с другой, вызвано потребностями российского рынка.
В XVIII веке были начаты и первые попытки сенокошения и богарного земледелия, что было занятием, безусловно, новым для кочевников. Запасы сена на зиму первоначально пытались заготавливать хозяйства казахских ханов и султанов для «хворого скота». Очевидцы этих начинаний пишут о том, что сенокошение производилось «наемными работниками» из числа казаков, они также отмечали неумение казахов обращаться с косой.
Земледелие же во второй половине XVIII века остается еще занятием в основном южных регионов. Георги, подробно излагая материальное производство казахов севера, отметил: «Землепашество же, которое и без того в большой части сухих и солончаковых изобильных их степях было бы неприбыльно, они и не думают». Китайские источники, неплохо осведомленные о состоянии хозяйства в восточных регионах Казахстана, также подчеркивают, что земледелием казахи не занимаются и с большим знанием описывают скотоводческое хозяйство казахов.21
Таким образом, уже в 60-70-х гг. XVIII века казахское хозяйство оправилось от тяжелейшего кризиса и вступило на путь расширенного воспроизводства. В этот период особенно заметен рост населения Казахского ханства. Большое количество калмыцких племен, башкиры, ногайцы и каракалпаки вошли в этнический состав казахского народа. Именно в этот период происходило образование новых генеалогических ветвей, увеличивается численность толенгутов, растет число рабов и т.д.
Вместе с восстановлением казахского хозяйства остро встает вопрос о кочевьях. Необходимость расширения территории столкнула казахов с Россией и Китаем, чрезвычайно осложнив политическую ситуацию в Центральной Азии.
60-70-е гг. XVHI века были периодом ожесточенных столкновений казахов, особенно структур кереев и найманов Среднего жуза, с китайскими пограничными войсками. В 1760 г. император Цянь-лун обсуждал с сановниками Военного совета ситуацию, связанную с перекочевкой казахов к территории Алтая и Тарбагатая, а также жаловался на то, что «их сдерживать не очень легко».22 Затем в 1762 г., после отказа казахов освободить занятые ими урочища, китайцы начали обвинять их в том, что с казахами «невозможно договориться». Цянь-лун в своем повелении говорил о необходимости карательных мер: «По-видимому, следует устрашить их нашей военной мощью... Казахи...вновь продолжают переходить границы кочевья».23 Только через несколько лет борьбы казахам удалось окончательно занять прекраснее горные пастбища и долины Алтая и Тарбагатая. «Вы, казахи, за несколько лет постепенно прикочевали к нашей территории...Уже дан приказ, чтобы было позволено твоему народу кочевать внутри караулов на пустующих землях», - писал император Китая Абылай-хану.24
С самого начала борьбы за Алтай и Тарбагатай казахами двигало сознание того, что эти земли - их исконная территория - атамекен (земля предков). Этот факт признавался и китайцами, которые отвечали на такие требования следующим образом: «Ваши послы говорили, что Тарбагатай является старым (районом) ваших кочевок и просили подарить (эту землю)». Китай был в обиде за поддержку казахами последнего правителя Джунгарии Амурсаны: «Ваши души также не пребывают в покое. Если бы вы действительно взяли в плен и передали нам Амурсану, тогда, естественно, можно было бы подарить», — сетовали китайцы.25
Не менее ожесточенный спор наблюдается в 50-60 гг. XVIII века в Прииртышье и на берегах Урала. Казахи, связанные издавна с этими регионами, богатыми пастбищами и удобными для зимних стоянок, были поставлены в очень сложное положение притязаниями России. Фактически до 1756 г. казахи беспрепятственно переходили правобережье как Иртыша, так и Урала (Яика). Но строительство в 1750-х гг. ряда крепостей на северных окраинах Среднего жуза создало непреодолимый барьер на пути казахских хозяйств. Уже тогда небольшие группы казахов, занимающих под зимние стоянки эти места (нынешние Петропавловск, Лебяжье), вынуждены были откочевать на юг Казахстана, как тогда говорилось, в Жидели Байсын. Казахское ханство, занятое тогда проблемами Джунгарии, не смогло воспрепятствовать русским властям, к тому же освободившаяся от Джунгарии территория пока в какой-то степени компенсировала земельную «тесноту» в казахской среде.
В такой ситуации в 1755 году Коллегия иностранных дел рекомендовала сибирским властям вообще закрыть выход казахам к внутренней территории, т.е. к правобережью Иртыша. Впоследствии, в середине 60-х гг., вовсе было запрещено подходить к Иртышу ближе, чем на 10 верст. Активная экспансия России вызывала очень резкую ответную реакцию казахов, которые не хотели признавать присутствие россиян на этой территории. «Киргис-кайсаки во многих местах к Иртышской линии со скотом подошли. Делают нападения на русских. Наступают с турками и с зажженными фитилями. У Коряковского форпоста была ружейная стрельба с обеих сторон», - сообщают русские документы за 1755г.26 В пастбищах на правобережье р. Иртыш были заинтересованы крупнейшие конфедерации Среднего жуза — кереи, уаки, кыпчаки, момыновские роды аргынов и некоторые ветви найманов. Есть сведения, что даже старшая ветвь аргынов: тортуылы и каракесеки также старались крупные табуны лошадей отогнать в южносибирскую степь. Борьба за правобережье Иртыша была камнем преткновения между русскими властями и казахскими хозяйствами на всем протяжении второй половины XVIII-XIX вв.27
Не менее острая борьба шла и за правобережье р. Яик (Урал), к которой Оренбургские власти хотели запретить приближение казахских родов Младшего жуза.
В 60—70-х гг. XVIII века складывалась сложнейшая ситуация на юге Казахстана. Казахские правители вели борьбу с Кокандом за присырдарьинс-кие города и старались восстановить традиционные взаимоотношения с городами. Это противостояние привело к целому ряду столкновений. В 1760— 70-е гг. Абылай-хан с крупным контингентом войск вел вооруженную борьбу против Коканда. В народных преданиях говорится о том, что результатом этих действий было возвращение большого числа городов и поселений, ранее отторгнутых Кокандом и восстановление господства казахской знати в Присырдарьинском регионе. В преданиях говорится о том, что Ташкент безоговорочно принял протекторат казахов и обязался выплачивать ежегодную дань. Казахи со своей стороны гарантировали безопасную торговлю ташкентским купцам как на своей территории, так и на транзитных путях через казахские степи.
В шежире Старшего жуза описываются события, связанные с восстановлением власти казахских родов в Ташкентском регионе. Возобновление ее связано с уничтожением Джунгарского государства. Шежире повествует о том, что после смерти Толе би междоусобная борьба кыпчаков, узбеков, шанышкылы, канлы, направленная против дулатов, привела к захвату Ташкента кокандскими ханами. Эти материалы в целом соответствуют сообщениям письменных источников. Ташкент был потерян для казахов в начале XIX века.28
Город Туркестан в 40-70-е годы XVIII века принадлежал старшему хану Казахской орды Абулмамбету. Города, расположенные вокруг Туркестана, были поделены между сыновьями Абулмамбета и Самеке, большая часть городов подчинялась известному султану Среднего жуза Барак-султану, а впоследствии - его детям. В архивных документах и народных преданиях казахов рассказывается о крайне неприятной ситуации из-за города Туркестана, возникшей между Абулмамбет-ханом и сыном Самеке Есим-султа-ном. «Как по смерти бывшего в Средней киргис-кайсацкой орде Шемяка-хана выбран был в той же Средней орде ханом нынешней Абулмамбет-хан, то после того он же призван был и в Туркестан на ханство, но между тем многие уездные города Туркестана городка тайным образом желали иметь в Туркестане ханом из детей бывшего Шемяка-хана...как Абулмамбет-хан городских жителей стал великие взятки брать то у них и началось быть великое несогласие». Для разрешения этого конфликта в 1762 году весной в каракесекском роду состоялось собрание знати с участием Абулмамбета, Абылая и др. Казыбек би, председательствовавший на нем, решил поделить Туркестан между двумя претендентами.29
Одним из значительных шагов Абылай-хана была попытка восстановления городской жизни на юге Казахстана. Думается, что частые посещения им Туркестана и Ташкента в 60-70-х гг. объясняются этими причинами. В 1774 г. по просьбе влиятельнейших представителей Старшего жуза Абылай-хан направил султаном в их кочевья своего сына Адил-султана, вслед за ним был туда отправлен Суюк-султан, один из младших сыновей хана. По повелению хана на берегу р. Талас был построен небольшой городок, который был заселен привычными к земледелию и ремесленному труду каракалпаками.30
Полностью оседлая и традиционно кочевая жизнь одинаково несовместимы с хозяйственной системой казахов XVIII века. Несмотря на то, что основу экономики составляло отгонное животноводство, она была привязана к городским ремесленным центрам. Взаимозависимость и взаимодополняемость между составляющими экономическую систему отраслями оставались действенными и в конце XVIII века. Только усиливающееся проникновение России в казахские степи делает невозможным дальнейшее существование уникальной хозяйственной системы.
Еще в начале XVIII века ряд казахских владельцев проводили значительные торговые операции в гг. Уфа и Тобольск. Посольства Тауке, Каипа и Абулхаира совмещали дипломатическую деятельность в России с активной торговлей и занимались установлением и развитием торговых взаимоотношений между двумя странами.
В 70-х гг. XVIII века Россия берет в свои руки даже торговлю в казахских степях товарами с Востока. «Из товаров прибывающих из Индостана и Бухары одна треть остаются в Москве и Казани, остальные две части обмениваются казахам на скот», — сообщают документы.31 В борьбе за казахский рынок туркестано-ташкентские купцы не выдерживают конкуренции со стороны России, которая стала более притязательной по отношению к кочевникам. Сказывается на этих взаимоотношениях и наблюдающийся еще с XV века упадок городской цивилизации Центральной Азии, связанный с изменениями в трансконтинентальных торговых артериях и т.д.
В конце XVIII века сложилась парадоксальная ситуация — когда прежде единое органичное казахское хозяйство было разбито на несколько экономических регионов. Северные районы и частично центрально-казахстанские роды ориентировались на русский рынок, юг и юго-запад - на среднеазиатский, восточный и юго-восточный - на китайский. Последствиями этого процесса стали децентрализация, ослабление внутренних социально-политических связей казахского народа.
Нормальному течению русско-казахских экономических связей препятствовали колониальные устремления российских властей. Российская колониальная администрация всегда отдавала приоритет военно-политическим планам, нежели хозяйственным. Поэтому частые внутренние междоусобицы, вражда между соседними народами, провоцируемые российскими властями, а иногда и прямые карательные акции, направленные против казахов, подорвали экономическую стабильность казахского общества. Захват под укрепленные линии и крепости огромной территории нарушил традиционные пути кочевок казахов, отрезал их от богатых пастбищ на севере и отрицательно сказался в целом на жизнедеятельности народа.
Экономический кризис конца XVIII века вверг казахское хозяйство в критическую ситуацию. Таким положением казахского народа был вызван указ императора Александра I от 23 мая 1808 г., в котором говорилось: «Из донесений Оренбургского военного губернатора и других дошедших к нам сведений мы усмотрели, что киргизцы из подданных наших, поблизости к Оренбургской линии и по всей границе от Каспийского моря до Сибири кочующие, пришли по разным слухам в столь бедственное состояние, что не находя средств к пропитанию, многие из них покушаются даже на продажу детей своих в рабство хивинцам». Царь предложил Оренбургскому военному губернатору и сибирским начальникам обратить внимание на попечение и установил правила покупки казахских детей всем русским подданным.
Вместе с тем, политические же соображения русского начальства в конце XVIII века разрешили для казахов ряд территориальных проблем. В 1801 году было дано разрешение на вечное поселение в междуречье Волги и Урала большому количеству казахов Младшего жуза, в основном байулы, и в те же годы часть казахов Среднего жуза под предводительством детей Султанмамед-султана перешла Иртыш и получила право обитания на правобережье. В первом случае, Россия рассчитывала таким образом ослабить Младший жуз, в другом случае — расшатать власть хана Среднего жуза Уали.
20-е годы XIX века отмечены целым рядом административно-территориальных реформ в Казахстане. В 1822 г. был принят «Устав о сибирских киргизах», а в 1824 г. подобный устав был принят и в Младшем жузе. В целом «Уставы» урегулировали порядок управления той части Казахской степи, которая находилась к тому времени в подданстве России. Новая административная система упразднила традиционные политические институты казахского общества, ввела территориальную организацию, обложила налогами кочевое население, углубляя колонизацию степи.
Россия стремилась к фактическому управлению в Казахстане и не хотела ограничиваться рамками протекторатных отношений. Вместе с тем, хотя реформа 20-х гг. XIX века изменила политический статус казахского народа, тем не менее, устои этого общества, основанные на преобладании кочевого образа жизни и своеобразных общественных отношений, не претерпели переворота. Несмотря на то, что с этого времени усиливаются элементы оседлости, шире распространяется земледелие, сенокошение становится привычным занятием, появились постоянные торговые центры в виде ярмарок, казахи, в целом, оставались кочевым народом.
При организации округов в Среднем жузе и частей в Младшем жузе за основу брались зимние кочевья казахов, для каждого округа были определены свои границы. Вместе с тем, в округа вошли крупные родовые группы или же обособленные объединения под главенством султанов. Точно так же при формировании волостей и дистанций родовой признак играл ведущую роль, так как именно однородцы были связаны хозяйственными узами. В соответствии с «Уставом» колониальные власти определили территории под окружные центры - приказы. В окружном приказе должны были заседать старший султан округа, его четыре заседателя. В приказе должен был постоянно находиться казачий отряд. Именно в это время возникли первые окружные поселения в виде крепостей - Кокчетав, Каркаралинск, Баянаул и др. Территориальные ограничения отрицательно сказывались на казахском хозяйстве.
Жесткие требования о закрытии окружных приказов перед царскими властями и военным губернатором были поставлены Касымом Абылайха-новым, который заявил: «Если же эти присутственные места с нашей киргиз-казахской стороны не будут изъяты, мы не сможем остаться на своих прежних кочевьях».32
Таким образом, хо